г. Краснодар |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А63-13635/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Андроповский АГРОпроект" (ИНН 2603010073, ОГРН 1042600816081), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьих лиц: Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993), государственного казенного учреждения "Невинномысское лесничество" (ИНН 2631033080, ОГРН 1082648000137), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.2013 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-13635/2012, установил следующее.
ООО "Андроповский АГРОпроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными отказ от 16.03.2012 N 03/004/2012-016 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 14.11.2011 N 350 и сообщение от 23.05.2012 N 18/01-25-026/13471/12;
- возложить на управление обязанность зарегистрировать договор аренды лесного участка от 14.11.2011 N 350.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) и государственное казенное учреждение "Невинномысское лесничество" (далее - лесничество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными отказы управления в государственной регистрации договора от 14.11.2011 N 350 аренды лесного участка площадью 961,7 га, внесенного в государственный лесной реестр под условным номером 26:232:10:0251 (учетная запись в государственном лесном реестре N 251-2011-10), являющегося частью лесного участка площадью 5913 га с кадастровым номером 26:17:000000:0052, расположенного в кварталах 37 - 46 (Курсавское), в квартале 47 (Курсавское) выделах 1, 2, 4 - 18, в кварталах 48 - 57 (Курсавское) Курсавского участкового лесничества, выраженные в письменных сообщениях от 16.03.2012 N 03/004/2012-016 и от 23.05.2012 N 18/01-25-026/13471/12, как несоответствующие Лесному кодексу Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), а также Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации). На управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию договора от 14.11.2011 N 350 аренды лесного участка площадью 961,7 га. Суды пришли к выводу о том, что общество представило в регистрирующий орган документы (договор от 14.11.2011 N 350, план лесного участка), которые позволяют идентифицировать объект арендных отношений (лесной участок). Возможность передачи в аренду части лесного участка согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление от 17.11.2011 N 73). Содержащееся в сообщении от 16.03.2012 N 03/004/2012-016 указание о необходимости представления кадастрового паспорта на часть участка основано на ошибочном толковании государственным регистратором пункта 2 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению заинтересованного лица, суды не приняли во внимание, что переданный в аренду лесной участок является частью поставленного на государственный кадастровый учет участка, поэтому для государственной регистрации договора аренды заявитель должен был представить кадастровый паспорт части участка, переданного в аренду. В качестве документа, характеризующего переданный в аренду объект, общество представило схему расположения границ лесного участка, что не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет невозможность государственной регистрации договора от 14.11.2011 N 350. Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что решения об отказе в государственной регистрации соответствуют правилам пункта 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации и пункту 2 статьи 4.1 Вводного закона.
В отзыве общество указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 24.07.2013 и постановление от 05.11.2013 надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) 14.11.2011 заключили договор N 350, по условиям которого обществу предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 961,7 га, внесенный в государственный лесной реестр под условным номером 26:232:10:0251 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 251-2011-10), являющийся частью участка площадью 5913,0 га (кадастровый номер 26:17:000000:0052), расположенный в кварталах 37 - 46 (Курсавское), в квартале 47 (Курсавское) выделах 1, 2, 4 - 18, в кварталах 48 - 57 (Курсавское) Курсавского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Невинномысское лесничество" Андроповского муниципального района Ставропольского края (т. 1, л. д. 17 - 22). Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 1.4 лесной участок передан арендатору для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственного соглашения от 08.09.2011 N 1. Срок действия договора установлен с 14.11.2011 по 07.09.2051 (пункт 7.1).
13 января 2012 года общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 14.11.2011 N 350.
13 февраля 2012 года государственная регистрация договора аренды лесного участка приостановлена по заявлению общества с последующим ее возобновлением 17.02.2012 (т. 1, л. д. 49, 50).
16 марта 2012 года обществу отказано в государственной регистрации на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации. Заявителю направлено сообщение N 03/004/2012-016, в котором указано, что поскольку по договору в аренду передана часть лесного участка с кадастровым номером 26:17:000000:0052, для государственной регистрации необходимо представить кадастровый паспорт с указанием его части, сдаваемой в аренду (пункт 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации, пункт 2 статьи 4.1 Вводного закона; т. 1, л. д. 51, 52). Тождественные основания для отказа в государственной регистрации договора от 14.11.2011 N 350 приведены в письме управления от 23.05.2012 N 18/01-25-026/13471/12 (т. 1, л. д. 53, 54).
Общество, полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды не соответствует действующему законодательству и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оспариваемые отказы управления основаны на положениях пункта 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации, предусматривающих необходимость представления для государственной регистрации кадастрового паспорта участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.
В то же время регистрирующий орган в данном случае не принял во внимание особенности предоставления в аренду лесных участков.
В силу статьи 4.1 Вводного закона до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. При этом проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 данного Кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со статьей 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации.
По смыслу приведенной нормы до указанной во Вводном законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый номер, само по себе не исключает применения к такому участку указанного правила.
Кроме того, абзац третий пункта 9 постановления от 17.11.2011 N 73 содержит разъяснение, согласно которому при заключении договора аренды на срок более года, допускающего пользование частью участка, такой договор подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на весь земельный участок.
Суды установили, предоставленный обществу для ведения охотничьего хозяйства лесной участок (условный номер 26:232:10:0251) расположен в границах принадлежащего на праве собственности Российской Федерации лесного участка площадью 5913 га с кадастровым номером 26:17:000000:0052.
Следовательно, для проведения государственной регистрации сделки с таким участком до 01.01.2015 возможно представление плана лесного участка и идентификация такого участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему в соответствии с Законом о государственной регистрации.
План лесного участка от 14.11.2011 находился в составе документов, представленных для проведения государственной регистрации (т. 1, л. д. 85 - 87). Пункты 1.1. и 1.2. раздела 1 договора от 14.11.2011 N 350 содержат сведения, позволяющие определенно установить лесной участок, переданный в аренду.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации договора аренды лесного участка от 14.11.2011 N 350.
Доводы управления не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, поэтому отклоняются кассационным судом.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А63-13635/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.