Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности
Краснодарского края
от 09.11.2022 г. N 592
"Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства сельского
хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
от 12 ноября 2020 г. N 549
(в редакции приказа министерства
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
от 09.11.2022 г. N 592)
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", от 1 сентября 2021 г. N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" и устанавливает правила организации и осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство).
1.2. Термины, определения которым даны в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, используются в настоящем Порядке в том же значении, в каком они используются в таких нормативных правовых актах.
1.3. Внутренний финансовый аудит в министерстве осуществляется государственным гражданским служащим министерства, замещающим должность главного консультанта министерства (далее - уполномоченное должностное лицо, субъект внутреннего финансового аудита).
1.4. Министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министр) несет единоличную ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в министерстве.
2. Права и обязанности субъекта внутреннего финансового аудита
2.1. Уполномоченное должностное лицо (члены аудиторской группы) при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеют право:
1) запрашивать и получать от субъектов бюджетных процедур и иных лиц необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и устной форме;
2) получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры (далее - операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры);
3) знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами министерства к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
4) посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
5) консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам; связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
6) осуществлять профессиональное развитие, предусмотренное законодательством Российской Федерации, путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
7) руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор", Кодекса профессиональной этики аудиторов, в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также настоящим Порядком;
8) обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений министерства, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;
9) привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) министерства и (или) эксперта, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы;
10) по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия;
11) обсуждать с министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
12) подготавливать и направлять министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
13) подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
14) подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
2.2. Уполномоченное должностное лицо обязано:
1) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и приказы министерства;
2) соблюдать положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
3) своевременно сообщать министру о нарушениях членами аудиторской группы принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
4) использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
5) применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
6) проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению министра выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
7) обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
8) формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
9) обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
10) формировать годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
11) проводить предварительный анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
12) по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать программу аудиторского мероприятия;
13) обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
14) обеспечивать подготовку заключения;
15) направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения и (или) заключение;
16) обеспечивать рассмотрение письменных возражений и предложений субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии), а также подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений;
17) планировать деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
18) представлять на утверждение министру план проведения аудиторских мероприятий;
19) обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий:
20) рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
21) подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения министру;
22) подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
23) подготавливать предложения и рекомендации по совершенствованию правовых актов и иных документов министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, а также по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
24) представлять министру годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;
25) проводить мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мероприятий по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
26) обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
27) представлять министру информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента;
28) принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, со стороны членов аудиторской группы;
29) своевременно сообщать министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
3. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
3.1. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
1) ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
2) получать разъяснения у уполномоченного должностного лица и (или) членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
3) получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
4) представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
3.2. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
1) оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
2) выполнять законные требования уполномоченного должностного лица и членов аудиторской группы;
3) по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
4) осуществлять в присутствии уполномоченного должностного лица и (или) членов аудиторской группы бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
4. Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
4.1. Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков министерства обеспечивается субъектом внутреннего финансового аудита, в том числе на основе:
1) предложений субъектов бюджетных процедур по результатам осуществления ими оценки бюджетных рисков и анализа способов их минимизации, а также анализа выявленных нарушений и (или) недостатков;
2) результатов мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению недостатков (нарушений) и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) (далее - меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков);
3) результатов анализа изменения бюджетного законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, информации и результатов мероприятий органов государственного финансового контроля в отношении бюджетных процедур, осуществляемых министерством, результатов аудиторских мероприятий и результатов мониторинга качества финансового менеджмента.
4.2. При формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков министерства бюджетные риски выявляются во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, в том числе сгруппированными по принципу идентичности (аналогичному алгоритму) осуществляемых действий в однотипные операции (действия).по выполнению бюджетных процедур.
4.3. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков министерства по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку, Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
При формировании и ведении реестра бюджетных рисков обеспечивается возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
4.4. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:
1) "вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
2) "степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
4.5. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента министерства.
4.6. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска.
4.7. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска.
4.8. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению министра бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
5. Планирование внутреннего финансового аудита
5.1. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляет уполномоченное должностное лицо по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку, План утверждается министром до начала очередного финансового года.
5.2. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
1) степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита);
2) возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) министерства и (или) экспертов;
3) необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий исходя из данных о внеплановых аудиторских мероприятиях, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
4) необходимость резервирования времени на осуществление уполномоченным должностным лицом профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита;
5) решения министра о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
6) информация, поступившая министерству и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;
7) информация, содержащаяся в реестре бюджетных рисков, в том числе о значимых бюджетных рисках;
8) информация о надежности осуществляемого в министерстве внутреннего финансового контроля;
9) информация о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также результаты внешней проверки бюджетной отчетности министерства, проведенной органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
10) результаты мониторинга качества финансового менеджмента, проведенного в отношении министерства, в том числе достижение министерством значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
11) результаты ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженных в заключениях;
12) результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого субъектом внутреннего финансового аудита;
13) информация, отраженная в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
14) предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
15) информация субъектов бюджетных процедур о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках;
16) информация о выявленных бюджетных рисках, но не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, в том числе о причинах и возможных последствиях реализации этих бюджетных рисков, а также о рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
17) наличие (отсутствие) изменений в деятельности министерства, в том числе в его организационной структуре, изменение полномочий (видов деятельности);
18) объем бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых министерством в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
19) передача министерством своих отдельных полномочий, в том числе бюджетных полномочий, полномочий государственного заказчика и полномочий, указанных в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
20) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств;
21) информация об опыте и квалификации субъектов бюджетных процедур, а также информация о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
22) информация об изменениях положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
23) иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
5.3. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:
1) проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности;
2) проведение не менее двух аудиторских Мероприятий, целью первого из которых является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год, а целью другого (других) является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.
5.4. Изменения в план аудиторских мероприятий вносятся по предложениям субъекта внутреннего финансового аудита и утверждаются министром.
5.5. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения министра, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
5.6. К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение субъектом внутреннего финансового аудита обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
5.7. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита, так и помещения, и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур.
Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения программы аудиторского мероприятия осуществляет уполномоченное должностное лицо.
6. Формирование и утверждение программы аудиторского мероприятия
6.1. Для проведения аудиторского мероприятия формируется программа аудиторского мероприятия, которая утверждается уполномоченным должностным лицом согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
6.2. Программа аудиторского мероприятия должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия. В целях составления программы аудиторского мероприятия проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.
6.3. Копия утвержденной программы аудиторского мероприятия (изменения в программу аудиторского мероприятия) предоставляется для ознакомления субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства.
6.4. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
7. Привлечение должностных лиц (работников) министерства и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий
7.1. Уполномоченное должностное лицо имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) министерства и (или) экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы.
7.2. Должностным лицом (работником) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, может являться:
1) специалист структурного подразделения министерства, в том числе являющийся субъектом бюджетных процедур по согласованию с руководителем структурного подразделения министерства;
2) должностное лицо (работник) администратора бюджетных средств, находящегося в ведении министерства по согласованию с руководителем подведомственного министерству учреждения;
3) должностное лицо (работник) иного главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (не находящегося в ведении министерства), которое одновременно не является должностным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля по согласованию с руководителем такого главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (не находящегося в ведении министерства).
7.3. Экспертом, привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия. В качестве эксперта также может быть привлечен:
1) работник бюджетного, автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство;
2) работник государственного унитарного предприятия, в отношении которого министерство осуществляет права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
Эксперт привлекается к проведению аудиторского мероприятия путем заключения государственного контракта или иного гражданско-правового договора.
В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости лица, привлеченные к проведению аудиторского мероприятия, должны соответствовать требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и: порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
8. Проведение и документирование аудиторских мероприятий
8.1. В случае формирования аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита является руководителем аудиторской группы.
8.2. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения уполномоченным должностным лицом профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторское мероприятие), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Уполномоченным должностным лицом при проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
При проведении аудиторского мероприятия может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов.
83. Аудиторские доказательства представляют собой полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, включая расчеты (результаты расчетов), числовые показатели и информацию, полученную при оценке бюджетных рисков и проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также иные сведения, используемые для формирования выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
8.4. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
1) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
2) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
3) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
4) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
8.5. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
1) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушении законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), либо из иных источников;
2) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
3) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
8.6. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается министром, при этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий не вносятся.
8.7. По решению уполномоченного должностного лица информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий министерства, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
8.8. Субъект внутреннего финансового аудита (руководитель аудиторской группы) в целях исправления ошибок, выявленных при проведении аудиторского мероприятия, вправе предоставлять субъектам бюджетных процедур промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия.
8.9. Субъект внутреннего финансового аудита проводит контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия перед подписанием заключения.
8.10. По завершению аудиторского мероприятия доступ к рабочей документации лицам, привлеченным в состав аудиторской группы, не предоставляется.
8.11. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия, которая должна быть достаточной для обеспечения понимания результатов проведения аудиторского мероприятия.
Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных Носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
8.12. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита осуществляется с разрешения уполномоченного должностного лица.
9. Составление и представление заключения
9.1. В ходе аудиторского мероприятия по решению уполномоченного должностного лица могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
9.2. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
1) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
2) указанная в заключении информация должна быть: точной, полной, объективной, ясной, краткой; конструктивной, своевременной;
3) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями уполномоченного должностного лица, и (или) лиц, подписывающих указанные документы;
4) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков;
5) заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
6) заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию.
Уполномоченное должностное лицо обеспечивает подготовку заключения по форме в соответствии с приложением 4 к настоящему Порядку.
9.3. Уполномоченное должностное лицо направляет проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства, в целях информирования о результатах аудиторского мероприятия.
9.4. Субъекты бюджетных процедур рассматривают проект заключения и возвращают уполномоченному должностному лицу с отметкой об ознакомлении, а также в течение трех рабочих:.дней со: дня получения проекта заключения предоставляют уполномоченному должностному лицу письменные возражения и предложения (при их наличии).
9.5. Уполномоченное должностное лицо рассматривает письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия.
9.6. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо подписывает заключение. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
9.7. Уполномоченное должностное лицо представляет заключение министру в течение пяти рабочих дней с момента окончания аудиторского мероприятия.
9.8. По решению уполномоченного должностного лица к заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки, поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
9.9. Уполномоченное должностное лицо направляет заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства, в отношении деятельности которых получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
9.10. По решению уполномоченного должностного лица документы, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур.
Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.
9.11. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления заключения министру, рассматриваются уполномоченным должностным лицом и, при необходимости, учитываются, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
9.12. В случае если в подписанном уполномоченным должностном лицом заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения уполномоченное должностное лицо получило информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то уполномоченное должностное лицо доводит исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
10. Решения, принимаемые министром
10.1. Министр рассматривает заключение аудиторского мероприятия и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, а также устными указаниями и могут содержать, в частности, следующие решения;
1) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений министерства, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
2) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
3) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
4) об изменении (актуализации) правовых актов министерства, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
5) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
6) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий министерства (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
7) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
8) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
9) о совершенствовании информационного взаимодействия между министерством и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия главного администратора," (администратора) бюджетных средств, в том числе бюджетные, полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и ^полномочия; указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
10) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
11) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
12) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
13) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
14) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
15) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) министерства;
16) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
17) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
10.2. Министр вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации уполномоченного должностного лица о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
11. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
11.1. Во исполнение принятых министром решений субъекты бюджетных процедур в течение пяти рабочих, дней после даты принятия соответствующего решения направляют уполномоченному, должностному липу план мероприятий по совершенствованию организаций (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операции (действий) по выполнению бюджетной процедуры, по устранению выявленных нарушений (замечаний) либо причин их возникновения.
Информацию о принятых мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также выполнении вышеуказанного плана мероприятий субъекты бюджетной процедуры представляют уполномоченному должностному лицу в течение 20 рабочих дней с даты принятия министром решения по результатам каждого аудиторского мероприятия.
11.2. Информация о принятых министром решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается уполномоченным должностным лицом в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
11.3. Уполномоченное должностное лицо ежегодно проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков за отчетный год, в рамках которого формирует информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
11.4. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений министра, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
11.5. Уполномоченное должностное лицо проводит указанный мониторинг с использованием следующих способов:
1) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
2) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
11.6. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
12. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
12.1. Уполномоченное должностное лицо формирует годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год, подписывает ёе и представляет министру.
12.2. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется министру ежегодно до 1 марта за отчетный год по форме в соответствии с приложением 5 к настоящему Порядку.
Приложение 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового
аудита в министерстве
сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности
Краснодарского края
Форма
Реестр бюджетных
рисков министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по состоянию на "___" ______________20 ___г.
N |
Бюджетная процедура |
Наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры |
Выявленный бюджетный риск |
Причины бюджетного риска |
Возможные последствия реализации бюджетного риска |
Оценка критерия "вероятность" ("вероятность допущения ошибки") |
Оценка критерия "степень влияния" ("существенность ошибки") |
Значимость (уровень) бюджетного риска |
Владельцы бюджетного риска |
Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска* |
Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска |
|||
Ф.И.О. |
должность |
структурное подразделение |
меры, не связанные с контрольными действиями |
меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые контрольные действия) |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска указываются в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия министерством мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению. |
Уполномоченное
должностное лицо
__________ __________ _____________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__"_____________ 20 __ г.
Приложение 2
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в министерстве
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
Форма
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
министр сельского
хозяйства и перерабатывающей
промышленности
Краснодарского края
___________________________
(подпись) (расшифровка)
"__"____________ 20 ___г.
План проведения аудиторских мероприятий на 20_____ год
N |
Аудиторское мероприятие (тема аудиторского мероприятия) |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
1 |
2 |
3 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Уполномоченное
должностное лицо
___________ _________ ____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____"___________20 ___г.
Приложение 3
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в министерстве
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
Форма
УТВЕРЖДАЮ
Уполномоченное должностное
лицо
_________ _______________
(подпись) (расшифровка)
"__" __________20___ г.
Программа
аудиторского мероприятия
____________________________________________
(тема аудиторского мероприятия)
1. Основание проведения аудиторского мероприятия:
________________________________________________________________________
(пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о
проведении внепланового аудиторского мероприятия)
2. Сроки проведения аудиторского мероприятия:
________________________________________________________________________
(даты начала и окончания аудиторского мероприятия)
3. Цель (цели) аудиторского мероприятия:
________________________________________________________________________
4. Задачи аудиторского мероприятия:
________________________________________________________________________
5. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при
проведении аудиторского мероприятия:
________________________________________________________________________
6. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита:
________________________________________________________________________
7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения
аудиторского мероприятия:
7.1. __________________________________________________________________
7.2. __________________________________________________________________
7.3. __________________________________________________________________
8. Сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об
уполномоченном должностном лице:
________________________________________________________________________
Руководитель
аудиторской группы*
___________ ________ _______________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__"_____________ 20 __ г.
_____________________________
* Руководитель аудиторской группы подписывает программу аудиторского мероприятия в случае, если для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
_____________________________
Приложение 4
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в министерстве
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
Форма
Заключение (проект заключения)
1. Тема аудиторского мероприятия:
________________________________________________________________________
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их
причин и условий:
________________________________________________________________________
(в случае выявления нарушений и (или) недостатков)
3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных
ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий
реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после
реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по
организации внутреннего финансового контроля:
________________________________________________________________________
4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего
финансового аудита:
________________________________________________________________________
(установлены пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия)
5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового
менеджмента:
________________________________________________________________________
(указываются одно или несколько решений, направленных на повышение
качества финансового менеджмента и предусмотренных федеральным
стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов
внутреннего финансового аудита", в том числе предлагаемые меры по
минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации
внутреннего финансового контроля)
Уполномоченное
должностное лицо
____________ _________ ______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" ______________ 20 ___г.
Приложение 5
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в министерстве
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
Форма
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за ________________ 20 ___ год
1. Информация о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий:
_______________________________________________________________________
(количество плановых аудиторских мероприятий,
информация о внесении изменений в план проведения
аудиторских мероприятий в течение отчетного
финансового года, а в случае невыполнения
плана - информация о причинах его невыполнения)
2. Информация о количестве и темах проведенных внеплановых
аудиторских мероприятий:
______________________________________________________________________
(при наличии)
3. Информация о степени надежности внутреннего финансового контроля:
______________________________________________________________________
4. Информация о достоверности (недостоверности) сформированной
бюджетной отчетности: ________________________________________________
5. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий:
______________________________________________________________________
(включая информацию о достижении целевых
значений показателей качества финансового менеджмента)
6. Информация о наиболее значимых выводах, предложениях и
рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита:
______________________________________________________________________
7. Информация о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках,
бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер по
минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего
финансового контроля, и их причинах:
______________________________________________________________________
Уполномоченное
должностное лицо ____________ ________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______________ 20 ___ г.".
Главный консультант министерства |
Е.В. Федченко |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 9 ноября 2022 г. N 592 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.