Automotive vehicles. Safety of cargo transportation. Lashing wire ropes. Technical requirements and test methods
УДК 656.1:006.354
ОКС 13.300
03.220
Дата введения - 1 апреля 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1724-ст
4 Введен впервые
Введение
Большинство грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозок и сохранности грузов необходимо надежно размещать и закреплять в кузовах грузовых автотранспортных средств и в грузовых контейнерах. При отсутствии крепления или недостаточно надежном креплении грузов вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых травмированием или гибелью людей, нанесением значительного материального ущерба, вызванного повреждением груза, транспортного средства, дорожного покрытия или элементов обустройства автомобильных дорог и улиц, существенно возрастает.
До настоящего времени в системе национальной стандартизации отсутствовало нормирование в отношении надежного крепления грузов, в частности требования к крепежным тросам.
В то же время Европейским союзом накоплен и закреплен в нормативных правовых актах существенный опыт организации, осуществления и контроля операций, связанных с безопасностью перевозки грузов на автотранспортных средствах.
Настоящий стандарт разработан в целях ликвидации пробела в нормативном техническом регулировании в отношении безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности международных грузоперевозок автомобильным транспортом, положения настоящего стандарта гармонизированы с положениями европейского аналога [1].
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на стальные тросы, являющиеся элементами натяжения в гибких средствах крепления (крепежные тросы), а также на гибкие средства крепления, включающие стальные тросы, используемые для крепления грузов при их перевозке на автомобильных транспортных средствах (АТС) категорий N и О в соответствии с [2], в т. ч. при перевозке груженых АТС на судах, по железной дороге и (или) при комбинированной перевозке грузов.
Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении крепежных тросов, а также содержит перечень сведений, касающихся безопасной эксплуатации указанных гибких средств крепления. Эти сведения должны быть доведены до лиц, осуществляющих эксплуатацию АТС и (или) использующих крепежные тросы по назначению.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2224 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия
ГОСТ 3241 Канаты стальные. Технические условия
ГОСТ 4751 Рым-болты. Технические условия
ГОСТ EN 13411-3 Концевая заделка стальных канатов. Безопасность. Часть 3. Зажимы стопорные и запрессовка
ГОСТ 26653 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования
ГОСТ Р 12.0.010 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков
ГОСТ Р 58753 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия
ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
ГОСТ Р 70472 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Расчет сил крепления грузов
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выбраковка: Выведение из эксплуатации гибких средств крепления, признанных негодными к эксплуатации и подлежащих списанию или восстановительному ремонту.
3.2 гибкое средство крепления: Оборудование, предназначенное для соединения груза с точками крепления, не являющееся постоянной частью АТС.
Примечание - Гибкое средство крепления состоит из элементов натяжения (например, ремня, цепи, троса), натяжных устройств (например, храпового механизма, лебедки, натяжного замка) и, при необходимости, соединительных элементов (например, крюка, рым-болта).
3.3 груз: Материальный объект, перевозимый АТС с момента его погрузки до момента выгрузки.
Примечание - Определение термина применимо для целей настоящего стандарта.
3.4 грузовая единица: Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
3.5 индикатор натяжения: Приспособление для отображения сил, действующих в гибком средстве крепления.
Примечание - См. рисунок 1, позиция Е1.
А - крепежный трос; А1 - маркировка; В - элементы натяжения; В1 - стальной трос; В2 - плоский стальной трос; С1 - тросовая лебедка; С2 - тросовая таль; С3 - многофункциональная рычажная таль; D1 - крюк; D2 - рым-болт; D3 - соединительная скоба (серьга); D4 - поворотная скоба с крюком; D5/D6 - комбинирующий элемент: крепежный трос - крепежная цепь (и крепежный трос - крепежный ремень); Е1 - индикатор натяжения; Е2 - индикатор перегрузки
Рисунок 1 - Примеры крепежных тросов и плоских крепежных тросов, натяжных устройств С, соединительных элементов D, индикаторов Е
3.6 код прослеживаемости: Последовательность обозначенных на маркировке компонента букв и (или) цифр, которая позволяет отслеживать историю изготовления, включая происхождение применяемой стали, и проводить идентификацию крепежного троса (плоского крепежного троса).
Примечание - См. рисунок 1, позиция А1.
3.7 комбинированное крепление: Гибкое средство крепления, состоящее из натяжного устройства и крепежного троса (плоского крепежного троса), соединенного с крепежными ремнями или крепежными цепями, с соединительными элементами или без них.
3.8 крепежный трос: Гибкое средство крепления, состоящее из стального троса с соединительными элементами или без них и натяжного устройства.
3.9 крепление груза: Комплекс мер и средств (применительно к АТС), обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.
Примечание - Крепление груза осуществляют посредством применения запорных устройств, средств блокировки, гибких средств крепления (например, крепежного ремня, крепежной цепи, крепежного троса) или сочетания средств блокировки и гибких средств крепления для препятствия перемещению груза во всех направлениях.
3.10 коэффициент запаса прочности BF/LC: Отношение разрушающей нагрузки к предельной рабочей нагрузке на крепежный трос (плоский крепежный трос).
3.11 натяжение: Способ крепления груза, при котором используют гибкие средства крепления.
3.12 натяжное устройство: Механическое устройство, создающее и поддерживающее силу натяжения в гибком средстве крепления.
Примечания
1 К натяжным устройствам относятся, например, тросовая лебедка, тросовая таль, многофункциональная рычажная таль.
2 См. рисунок 1, позиции С1-С3.
3.13 плоский крепежный трос: Гибкое средство крепления, состоящее из нескольких стальных тросов, расположенных рядом и соединенных между собой, и натяжного устройства.
3.14 предельная рабочая нагрузка LC: Максимальная сила натяжения при прямом натяжении, на которую допускается нагружать крепежный трос (плоский крепежный трос) во время его эксплуатации.
3.15 прижимное [фрикционное] натяжение: Способ крепления груза, при котором элементы натяжения расположены поверх груза, что обеспечивает увеличение силы трения вследствие добавления вертикальной составляющей силы натяжения к весу груза.
3.16 прямое натяжение: Способ крепления груза посредством растяжек, при котором элементы натяжения присоединены непосредственно к грузу и точкам крепления.
3.17 разрушающая нагрузка BF: Максимальная нагрузка, которую выдерживает во время испытания крепежный трос (плоский крепежный трос), оборудованный натяжным устройством и соединительными элементами.
3.18 ручная сила HF: Сила, приложенная к приводу натяжного устройства и создающая силу натяжения в крепежном тросе (плоском крепежном тросе).
3.19 сила натяжения TF: Сила в крепежном тросе (плоском крепежном тросе), созданная натяжением натяжного устройства.
3.20 система крепления груза: Совокупность элементов и способов крепления, используемых для крепления груза.
3.21 соединительный элемент: Устройство, соединяющее крепежный трос (плоский крепежный трос) или натяжное устройство с точкой крепления на транспортном средстве или на грузе.
Примечание - См. рисунок 1, позиции D1-D6.
3.22 стандартная ручная сила SHF: Ручная сила, составляющая 500 Н, или максимальная ручная сила, значение которой указано на натяжном устройстве.
3.23 стандартная сила натяжения STF: Сила, сохраняющаяся в крепежном тросе (плоском крепежном тросе) после процесса натяжения и физического отпускания рукояти натяжного устройства.
3.24 тип гибкого средства крепления: Крепежные тросы или плоские крепежные тросы, не имеющие существенных отличий в отношении конструкции троса, натяжных устройств и соединительных элементов, которые могут повлиять на результаты испытаний.
3.25 точка крепления: Элемент конструкции кузова АТС, к которому непосредственно может быть присоединено гибкое средство крепления.
Примечание - Точка крепления может быть выполнена, например, в виде серьги, крюка, овального звена цепи или крепежной шины.
4 Технические требования
4.1 Общие положения
Используемые для крепления грузов при их перевозке на АТС гибкие средства крепления, включающие крепежные тросы, должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы учесть опасности, которым подвергается персонал, выполняющий операции по натяжению и разгрузке, возникающие при использовании по назначению гибких средств крепления, включающих крепежные тросы:
а) опасности удара, потери равновесия или падения в результате наклона или скольжения груза, во время крепления груза или натяжения гибких средств крепления из-за неисправности гибких средств крепления, внезапной поломки или неисправности натяжного устройства, которые приводят к внезапному исчезновению сил противодействия в случае применения ручной силы;
б) опасность травмы в результате защемления и сдвига, повреждения рук и плеч острыми кромками натяжных устройств при их использовании;
в) опасность, возникающая из-за перемещения или наклона груза во время транспортирования по причине недостаточного закрепления, имеющихся неисправностей, таких как обратный ход, поломка или дефект гибкого средства крепления.
4.2 Конструкция крепежных тросов и плоских крепежных тросов
4.2.1 Крепежный трос и плоский крепежный трос должны быть многопрядными и состоять как минимум из шести прядей крестовой свивки с волоконным или стальным сердечником и не менее 114 проволок или из восьми прядей крестовой свивки со стальным сердечником и не менее 152 проволок. Следует использовать только стальные тросы маркировочной группы 1770. Минимальная разрушающая нагрузка нового стального троса с незаделанными концами, из которого будет изготовлен крепежный трос или плоский крепежный трос, должна быть не менее 3LC (расчет LC см. в 4.6.1). В случае плоского крепежного троса минимальную разрушающую нагрузку рассчитывают умножением количества параллельных стальных тросов на минимальную разрушающую нагрузку одного из них, при условии, что одиночные тросы будут иметь одинаковую длину.
Подбор стальных тросов для изготовления (использования в качестве) гибких средств крепления в соответствии с требованиями настоящего стандарта осуществляют исходя из значения разрушающей нагрузки 3LC (см. 4.6.1), которая должна соответствовать допустимой нагрузке, указанной в стандартах на сортамент стальных канатов. Технические условия на стальные канаты установлены в ГОСТ 3241, который, в т. ч., включает перечень стандартов на сортамент стальных канатов. Допускается применять подобранные аналогичным образом стальные канатные стропы по ГОСТ Р 58753, которые соответствуют требованиям настоящего стандарта. Также допускается использовать тросы с учетом [3].
Количество и размеры крепежных тросов или плоских крепежных тросов определяет потребитель в соответствии с ГОСТ Р 70472.
4.2.2 Формирование проушин
4.2.2.1 Проушины крепежных тросов должны быть сформированы опрессованными втулками либо заплеткой.
Примечание - Предпочтительны проушины, сформированные опрессованными втулками, которые должны входить в комплект поставки, если договором поставки не предусмотрено иное.
4.2.2.2 Проушины, сформированные опрессованными втулками, должны соответствовать ГОСТ Р 58753 или ГОСТ EN 13411-3 (см. также [4]). Минимальная длина троса между внутренними краями втулок, его ограничивающими, должна быть в 20 раз больше номинального диаметра троса.
4.2.2.3 Проушины, сформированные заплеткой, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58753 (см. также [5]). Минимальная длина троса между концами оплетки должна быть в 15 раз больше номинального диаметра троса.
4.2.2.4 Длина мягких проушин должна быть в 15 раз ( 10 %) больше номинального диаметра троса. Ширина проушины должна составлять половину ее длины ( 10 %).
4.2.3 Длина крепежного троса (плоского крепежного троса), измеренная между соединительными элементами каждого конца троса (крюки, конечные звенья, мягкие проушины или проушины с коушами), не должна отличаться от номинальной длины более чем на четыре диаметра троса или 3 % номинальной длины, в зависимости от того, что больше.
4.3 Натяжные устройства
4.3.1 Не допускается наличие острых кромок, контактирующих с крепежным тросом (плоским крепежным тросом) или с руками персонала.
4.3.2 Обратный ход конца рычага натяжного устройства (в случае лебедки - рукояти) при натяжении не должен превышать 150 мм, если натяжное устройство открыто.
4.3.3 Тросовые лебедки, тросовые тали, многофункциональные рычажные тали должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование по назначению не приводило к возникновению опасности раздавливания или защемления, вследствие которой могут быть травмированы руки персонала.
4.3.4 Остаточная сила натяжения не менее 0,25LC должна создаваться в крепежных тросах (плоских крепежных тросах) при приложении к рукояти лебедки или другого натяжного устройства стандартной ручной силы не более 500 Н.
4.3.5 Элементы лебедки или другого натяжного устройства должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было отпустить при силе менее 500 Н.
4.4 Соединительные элементы
4.4.1 Соединительные элементы должны быть сконструированы таким образом, чтобы они не смогли непроизвольно разъединиться под нагрузкой (см. рисунок 1).
4.4.2 Предельная рабочая нагрузка на соединительные элементы должна быть эквивалентна предельной рабочей нагрузке на крепежные тросы в целом.
4.4.3 Соединительные элементы должны соответствовать:
- тип D1 - ГОСТ Р 58753 (см. также [7] или [8]);
- тип D2 - ГОСТ 4751 (см. также [9] или [10]);
- тип D3 - ГОСТ Р 58753 (см. также [11]);
- типы D4, D5, D6 - см. также [12].
4.4.4 Разрешено применять иные соединительные элементы по ГОСТ Р 58753, которые обеспечат соответствие гибкого средства крепления требованиям настоящего стандарта.
4.5 Индикатор натяжения (если установлен)
4.5.1 Показания индикатора натяжения должны быть легкочитаемыми.
4.5.2 Для механических систем минимальный шаг шкалы индикатора должен составлять (10 1,5) мм на 10 кН в диапазоне температур от минус 20 °С до плюс 60 °С.
4.5.3 Предельная рабочая нагрузка на индикатор натяжения должна быть эквивалентна предельной рабочей нагрузке на крепежные тросы в целом.
4.5.4 При выходе из строя индикатора натяжения конструкция системы крепления груза должна обеспечить сохранение необходимого натяжения крепежного троса.
4.6 Механические свойства
4.6.1 Предельную рабочую нагрузку на крепежный трос (плоский крепежный трос) LC, кН, вычисляют по формуле
,
(1)
где F min - минимальная разрушающая нагрузка одной ветви крепежного троса с незаделанными концами, кН;
K m - коэффициент эффективности заделки: для тросов с опрессованными втулками - равный 0,9; при заделке оплеткой - равный 0,8;
N - количество параллельных ветвей в плоском крепежном тросе;
К н - коэффициент неравномерности распределения рабочей нагрузки между ветвями (применяется в случае плоских крепежных тросов), равный 0,9;
К з - коэффициент запаса прочности, равный 3,0.
4.6.2 Для многофункциональных рычажных талей предельную рабочую нагрузку LC вычисляют аналогично по формуле (1).
4.6.3 Все элементы крепежного троса должны выдерживать предельную рабочую нагрузку LC. Это требование также относится к комбинированным креплениям, например крепежный трос в комбинации с крепежной цепью или крепежным ремнем, которые соединены друг с другом при помощи комбинированных элементов (см. рисунок 1, позиции D5/D6). Такие крепежные комбинации рассчитывают по креплению с наименьшей предельной рабочей нагрузкой на гибкие средства крепления.
4.6.4 При нагрузке на крепежный трос или плоский крепежный трос, равной 1,25LС:
- все несущие части крепежного троса или плоского крепежного троса не должны иметь никаких признаков деформации, влияющих на эксплуатационные характеристики;
- натяжные устройства и компоненты с движущимися частями должны полностью сохранять свои эксплуатационные характеристики;
- не допускается деформация коуша крепежного троса;
- крепежный трос или плоский крепежный трос не должны скользить внутри опрессованной втулки.
4.6.5 Значение минимальной разрушающей нагрузки BF крепежного троса (плоского крепежного троса) с натяжным устройством и соединительными элементами, рассчитывают путем удвоения значения рабочей нагрузки LC. Эту нагрузку при испытаниях должен выдержать по меньшей мере один образец.
4.7 Требования к маркировке
4.7.1 Каждый крепежный трос (плоский крепежный трос) должен иметь идентификационную металлическую бирку со следующей информацией на русском языке:
а) предупреждение: "Внимание! Не использовать для подъема груза!";
б) обозначение настоящего стандарта;
в) наименование или обозначение (торговая марка) изготовителя или поставщика;
г) код прослеживаемости, присвоенный изготовителем;
д) слова "Крепежный трос":
е) предельная рабочая нагрузка на крепежный трос или плоский крепежный трос LC, кН;
ж) стандартная сила натяжения (сила в лебедке) STF, даН, в натяжном устройстве, предназначенном для крепления груза посредством прижимного натяжения, подтвержденная результатами сертификационных испытаний натяжного устройства;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) для многофункциональной натяжной тали и лебедки: обозначение максимальной ручной силы HF, даН, необходимой для достижения предельной рабочей нагрузки на крепежный трос или плоский крепежный трос LC.
4.7.2 Натяжные устройства должны иметь маркировку с наименованием или обозначением (торговой маркой) изготовителя или поставщика и указанием предельной рабочей нагрузки LC, кН.
4.8 Требования к сопроводительной документации
4.8.1 К каждому крепежному тросу (плоскому крепежному тросу) должен быть прикреплен документ на русском языке, содержащий сведения, касающиеся эксплуатации крепежных тросов, который должен включать, по меньшей мере, информацию в соответствии с приложением А.
4.8.2 На партию крепежных тросов (плоских крепежных тросов), отгружаемую одному заказчику, оформляют информационный документ изготовителя или поставщика, содержащий следующую информацию:
а) обозначение настоящего стандарта;
б) наименование: "Информационный документ изготовителя (поставщика) на крепежный трос для крепления груза на автотранспортных средствах";
в) наименование изготовителя или поставщика;
г) подробное описание крепежного троса или плоского крепежного троса, если применимо: классификация, обозначение, сортамент, номинальный размер (номер размера) стального троса или канатной стропы по ГОСТ 3241, ГОСТ Р 58753 (см. также [3]).
д) диаметр крепежного троса или диаметр и количество жил, из которых состоит крепежный трос;
е) перечень, подробное описание и указание на соответствие документам в области стандартизации (см. 4.4.3) всех прочих элементов крепежного троса (плоского крепежного троса), входящего в комплект поставки, включая натяжные устройства;
ж) номинальная длина крепежного троса или плоского крепежного троса;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) предельная рабочая нагрузка на крепежный трос или плоский крепежный трос LC, кН;
к) дата оформления информационного документа и подпись ответственного лица от изготовителя или поставщика.
5 Методы испытаний
5.1 Общие положения
5.1.1 Сертификационные испытания проводят на не менее чем двух образцах крепежного троса или плоского крепежного троса для каждого типа гибких средств крепления.
5.1.2 Контрольные испытания (в т. ч. в целях инспекционного контроля соответствия производства) выполняют на одном отобранном образце крепежного троса или плоского крепежного троса с периодичностью в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Периодичность проведения контрольных испытаний крепежных тросов или плоских крепежных тросов
Предельная рабочая нагрузка LC, кН |
Периодичность проведения контрольных испытаний крепежного троса или плоского крепежного троса |
|
в общем случае |
если изготовитель имеет сертифицированную систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001 |
|
До 30 включ. |
Каждые 1000 изделий |
Каждые 3000 изделий |
Св. 30 до 100 включ. |
Каждые 500 изделий |
Каждые 1500 изделий |
Св. 100 |
Каждые 200 изделий |
Каждые 600 изделий |
5.1.3 Рекомендуемое содержание протокола испытаний приведено в приложении Б.
5.2 Измерение длины крепежного троса или плоского крепежного троса
Длину измеряют между несущими элементами каждого конца троса (крюки, конечные звенья, мягкие проушины, проушины с коушами) без нагрузки и с шириной мягких проушин троса в половину их длины ( 10 %).
Критерием соответствия является выполнение требований 4.2.3.
5.3 Испытание на растяжение крепежного троса и плоского крепежного троса
5.3.1 Крепежный трос или плоский крепежный трос с соответствующими соединительными элементами и натяжным устройством располагают на испытательном стенде, который должен быть оборудован соответствующими фиксирующими устройствами.
5.3.2 Прикладывают испытательную нагрузку 1,25LC, которую удерживают в течение 1 мин. Затем нагрузку снимают.
После снятия указанной испытательной нагрузки проверяют все составные части на отсутствие деформации. Натяжное устройство или компоненты с подвижными частями должны полностью сохранять свою пригодность к эксплуатации.
Критерием соответствия является выполнение требований 4.6.4.
5.3.3 Прикладывают испытательную нагрузку, которую постепенно увеличивают.
Испытательную нагрузку 2LC удерживают в течение одной минуты.
Если после этого произошло разрушение образца, то испытание повторяют на втором образце.
Второй испытанный образец не должен разрушиться.
Критерием соответствия является выполнение требований 4.6.5.
Испытательную нагрузку продолжают увеличивать до достижения разрушения испытуемого образца.
Фиксируют значение фактической разрушающей нагрузки.
Библиография
Ключевые слова: автотранспортные средства, крепление грузов, технические требования, методы испытаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70476-2022 "Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Крепежные тросы. Технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1724-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 апреля 2023 г.