Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Сведения,
касающиеся эксплуатации крепежных тросов
А.1 Опасности
Общие опасности связаны с высвобождением груза или его части, вызванные неправильным использованием или неиспользованием крепежных тросов.
Высвобождение груза или его части прямо или косвенно ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, домашних животных или товаров в опасной зоне АТС.
А.1.1 Опасности, связанные с движущимся или перемещаемым груженым АТС
А.1.1.1 Опасности, возникающие в результате воздействия груза на здания, другие АТС, дорожные сооружения (тоннели, мосты).
А.1.1.2 Опрокидывание АТС на поворотах при попытке уклонения от опасности, в т. ч. связанное с перемещением груза, которое вызвано неравномерным распределением веса.
А.1.1.3 Опасности, возникающие на судне, вызванные высвобождением груза, опасности для АТС, которые стоят рядом, опасности для жизни и здоровья пассажиров и экипажа судна.
А.1.1.4 Опасности, возникающие в железнодорожном составе, вызванные высвобождением груза, опасности для встречных железнодорожных составов, железнодорожных перевозок, станций и людей.
А.1.1.5 Опасности для водителя и помощника водителя АТС, вызванные скольжением груза или опрокидыванием АТС во время торможения, а также разрушением и повреждением кабины АТС.
А.1.2 Опасности для персонала, выполняющего погрузочно-разгрузочные операции, включая операции с гибкими средствами крепления груза
А.1.2.1 Опасности удара, потери равновесия или падения в результате наклона или смещения груза, во время крепления груза или натяжения гибких средств крепления из-за их неисправности, внезапной поломки или неисправности натяжного устройства, а также превышения предусмотренной ручной силы более 500 Н, в частности, за счет применения непредусмотренных рычагов, что может повлечь внезапное исчезновение сил противодействия в случае применения ручной силы.
А.1.2.2 Опасность травмы в результате защемления и сдвига, повреждения рук и плеч острыми кромками натяжных устройств при использовании таких устройств.
А.1.2.3 Опасность, возникающая из-за перемещения или наклона груза во время транспортирования по причине недостаточного закрепления, имеющихся неисправностей, таких как обратный ход, поломка или дефект гибкого средства крепления; а также опасность от падения груза на персонал, особенно при открытии бортов грузовой платформы.
А.1.2.4 Опасность, связанная с неправильным применением персоналом сочетания элементов гибких средств крепления.
А.1.2.5 Опасности, возникающие вследствие контакта с воздушными линиями электропередачи для персонала, груза или гибких средств крепления.
А.2 Идентификация опасностей и оценка рисков
Идентификацию опасностей и оценку рисков проводят в соответствии с ГОСТ Р 58771 и ГОСТ Р 12.0.010.
Работодатель при оценке уровней профессиональных рисков должен учитывать следующее:
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- оценка рисков должна охватывать не только штатные рабочие процессы, но и нештатные ситуации (см. А.1);
- персонал, непосредственно выполняющий трудовые операции, обладает соответствующим опытом и информацией и вследствие этого может оказать помощь в идентификации опасностей и оценке рисков.
А.3 Общие требования к обеспечению безопасной перевозки груза
Перевозку груза осуществляют подходящим, обеспечивающим безопасность перевозки АТС, оснащенным соответствующей системой крепления груза.
Для обеспечения безопасной перевозки груза:
- груз должен быть подготовлен к транспортированию в соответствии с ГОСТ 26653;
- груз должен быть надежно закреплен в АТС, с применением гибких средств крепления и средств блокировки груза на основании результатов расчетов и (или) испытаний в соответствии с ГОСТ Р 70472.
А.4 Положения, обязательные для выполнения при эксплуатации крепежных тросов
А.4.1 При выборе и эксплуатации крепежных тросов и плоских крепежных тросов следует учитывать требуемую рабочую нагрузку, принимая во внимание условия эксплуатации и характер груза. Правильный выбор будет зависеть от типа, размера, формы и веса груза, запланированного метода использования средств для крепления, условий перевозки.
А.4.2 Выбранные крепежные тросы и плоские крепежные тросы должны быть достаточно прочными и иметь достаточную длину для данного способа крепления груза. Количество и размеры крепежных тросов или плоских крепежных тросов определяют в соответствии с ГОСТ Р 70472.
А.4.3 Следует планировать операции установки и снятия гибких средств крепления груза перед началом движения АТС. Прежде чем крепить груз, следует снять подъемное оборудование. Следует учитывать то, что во время перевозки часть груза может быть выгружена.
А.4.4 В связи с различными характеристиками и удлинением в условиях нагружения, запрещено использовать для крепления одного и того же груза разные гибкие средства крепления (например, крепежные тросы и крепежные ремни).
А.4.5 Следует обеспечить совместимость с крепежным тросом вспомогательных элементов и средств крепления в системе крепления груза.
А.4.6 При ослаблении гибких средств крепления груза следует соблюдать осторожность и обеспечить, чтобы устойчивость груза не зависела от гибких средств крепления таким образом, чтобы ослабление крепежных тросов не привело к падению груза с транспортного средства и не стало причиной возникновения опасности для персонала. Для предотвращения случайного опрокидывания и (или) падения груза, при необходимости, перед ослаблением натяжного устройства следует зафиксировать подъемное оборудование, применяемое для перевалки грузовой единицы.
А.4.7 Перед началом разгрузки грузовой единицы необходимо высвободить ее из крепежных тросов для того, чтобы груз можно было свободно поднять с грузовой платформы.
А.4.8 Во время погрузки и разгрузки следует обращать внимание на низкие линии электропередачи.
А.4.9 Компетентное лицо, обученное соответствующим образом, имеющее квалификацию, знания и практический опыт, а также необходимые инструкции для выполнения контроля, должно регулярно проверять крепежные тросы и все соединительные элементы. В случае выявления каких-либо признаков повреждения крепежные тросы выбраковывают для списания или возвращения изготовителю для проведения восстановительного ремонта.
А.4.10 Признаками повреждения являются:
- для стальных тросов:
- локализованные разрывы, уменьшение диаметра втулки троса истиранием более чем на 5 %;
- повреждение втулки или оплетки троса;
- видимые разрывы жил в количестве более четырех на длину, равную трем диаметрам, более шести на длину, равную шести диаметрам, или более 16 на длину, равную 30 диаметрам;
- сильный износ или истирание троса более чем на 10 % номинального диаметра (рассчитывается как среднее значение двух измерений под прямым углом);
- сплющивание троса более чем на 15 %, трещины и изломы;
- для соединительных элементов и натяжных устройств:
- деформации, трещины, явные признаки износа, следы коррозии;
- видимые дефекты на элементах тросового блока.
А.4.11 Запрещается использовать крепежные тросы с порванными жилами. Ремонт следует производить только под ответственность изготовителя. После ремонта изготовитель должен гарантировать, что крепежные тросы и натяжные устройства, такие как лебедки и тали, сохранили свои первоначальные характеристики.
А.4.12 Крепежные тросы и плоские крепежные тросы, используемые в соответствии с настоящим стандартом, подходят для эксплуатации в диапазоне температур от минус 40 °С до плюс 100 °С. При температурах ниже 0 °С следует проверить стопор и ведущий трос натяжных устройств (лебедки, тали) на наличие признаков обледенения.
А.4.13 Следует соблюдать осторожность и избегать повреждения крепежных тросов или плоских крепежных тросов острыми краями груза, который должен быть закреплен этими тросами. При креплении острых предметов крепежные тросы и плоские крепежные тросы следует защищать посредством кромочных уголков или плотных изоляционных материалов. Для крепежных тросов или плоских крепежных тросов острые края определяют как ребро с радиусом, меньшим, чем номинальный диаметр троса. Крепежные тросы и плоские крепежные тросы не должны попадать под грузы или транспортные средства.
А.4.14 Следует использовать только крепежные тросы и плоские крепежные тросы с идентификационной биркой с разборчивым текстом.
А.4.15 Крепежные тросы, плоские крепежные тросы и их натяжные устройства, такие как лебедки и тали, не должны быть перегружены. Допустимо использовать исключительно ручную силу, не превышающую стандартную ручную силу, равную 50 даН. Запрещено использовать для натяжения тросов механические вспомогательные устройства, такие как рычаги, ломы и т.п., если они не являются частью натяжного устройства.
А.4.16 Запрещено использовать спутанные или связанные узлом крепежные тросы и плоские крепежные тросы.
А.4.17 Крепежные тросы и плоские крепежные тросы, а также края груза следует защищать от абразивного износа и повреждений при помощи специальных покрытий и (или) чехлов.
А.4.18 Крепежные тросы и плоские крепежные тросы не следует использовать в качестве строп.
А.4.19 Крепежные тросы и плоские крепежные тросы не следует изгибать рядом с опрессованной втулкой или оплеткой. Изгиб допускается на расстоянии не менее трех номинальных диаметров троса от края втулки или оплетки.
А.4.20 Не следует допускать повреждение идентификационных бирок. Для этого не следует допускать их контакт с острыми углами груза либо самим грузом.
А.5 Контроль состояния крепежных тросов при эксплуатации. Нормы и правила выбраковки крепежных тросов
А.5.1 Перед предстоящим креплением груза проводят внешний осмотр крепежного троса, а также проверяют состояние точек крепления на АТС.
А.5.2 При осмотре крепежных тросов обращают внимание на состояние стального троса, натяжных устройств и соединительных элементов.
А.5.3 Крепежные тросы не допускают к использованию, если:
а) отсутствует бирка или на ней не читаются сведения о крепежном тросе;
б) в части дефектов стального троса:
1) имеются локализованные разрывы, уменьшение диаметра втулки троса истиранием более чем на 5 %;
2) имеется повреждение втулки или оплетки троса;
3) имеются видимые разрывы жил в количестве более четырех на длину, равную трем диаметрам, более шести на длину, равную шести диаметрам, или более 16 на длину, равную 30 диаметрам;
4) имеется сильный износ или истирание троса более чем на 10 % номинального диаметра (рассчитывается как среднее значение двух измерений под прямым углом);
5) имеется сплющивание троса более чем на 15 %, трещины и (или) изломы троса;
в) в части дефектов соединительных элементов и натяжных устройств:
1) имеются деформации, трещины, явные признаки износа, следы коррозии;
2) имеются видимые дефекты на элементах тросового блока;
г) в части дефектов металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев и т.п.):
1) имеются трещины любых размеров и расположения;
2) имеется износ поверхности металлических элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;
3) имеются остаточные деформации, приводящие к изменению первоначального размера металлического элемента более чем на 3 %, повреждения резьбовых соединений и других креплений.
А.5.4 Крепежные тросы, не прошедшие внешнего осмотра, к использованию не допускают.
А.5.5 Крепежные тросы, подвергшиеся выбраковке, не должны находиться в местах осуществления крепления грузов.
А.5.6 Запрещается ремонт крепежных тросов силами владельца.
А.5.7 Результаты осмотра крепежных тросов, сведения о выявленных дефектах (повреждениях), а также сведения о крепежных тросах, выведенных из эксплуатации, заносят в специальный журнал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.