Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Омской области
от 22 марта 2023 г. N 149-п
"4.1.5. Развитие строительной отрасли
Для региона строительство является одной из самых значимых отраслей экономики, определяет динамику экономического развития, обеспечивает занятость, доходы граждан, вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
В 2020 - 2021 годах общий вклад строительной отрасли в экономику Омской области с учетом смежных отраслей характеризуется следующими показателями:
1) валовая добавленная стоимость за 2020 год по виду экономической деятельности "строительство" составила 38 686,2 млн. рублей (доля в валовом региональном продукте - 5,1%);
2) выручка организаций строительной отрасли Омской области в 2021 году составила 96 731,7 млн. рублей (7,1% к общему объему выручки организаций по всем видам экономической деятельности);
3) поступление налоговых платежей в 2021 году по виду экономической деятельности "строительство" составило 3 933 509 тыс. рублей (удельный вес от общей суммы налогов - 4,19%);
4) объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2020 году в Омской области составил 98,7 млрд. рублей (94,8% к уровню 2019 года), что соответствовало 6 месту в СФО и 54 месту в Российской Федерации;
5) в 2020 году введено в эксплуатацию 541,2 тыс. кв. м жилья, что составляет 100,7% к уровню 2019 года (537,4 тыс. кв. м), в том числе многоквартирные дома - 285,3 тыс. кв. м, индивидуальное жилищное строительство - 255,9 тыс. кв. м. По итогам 2020 года улучшили свои жилищные условия 67,2 тыс. семей Омской области.
Ввод жилья на одного человека в 2021 году составил в городах 0,343 кв. м, в сельской местности - 0,316 кв. м. Обеспеченность населения жильем по итогам 2021 года составила 27,1 кв. м на человека.
Численность занятых в строительной отрасли Омской области в 2021 году составила 28,4 тыс. человек, размер средней заработной платы в 2021 году составил 46,6 тыс. рублей.
Проблемами и вызовами, преодоление которых необходимо для качественного развития строительной отрасли на территории Омской области, являются:
1) низкие темпы жилищного строительства;
2) низкое качество городской (сельской) инфраструктуры, неблагоустроенность территорий;
3) наличие непригодного для проживания частного сектора, который занимает существенную долю территории г. Омска, выступающего экономическим центром развития региона;
4) отсутствие возможности у основной части населения улучшить жилищные условия по причине недостаточности денежных средств, а также дефицитный объем предложения на региональном первичном рынке жилья;
5) однообразный рынок вновь возводимого жилья, преобладание квартир экономкласса.
Важными факторами, обеспечивающими потребности рынка строительства объектов, являются текущее состояние и наличие потенциала промышленности строительных материалов.
Омская область почти полностью обеспечивает себя большинством строительных материалов. В целом, потенциал промышленности строительных материалов позволяет ежегодно вводить в эксплуатацию более 1 млн. кв. м жилья, объектов социальной сферы и производственного назначения.
Производство ориентировано на выпуск железобетонных конструкций и изделий, кирпича керамического и зольного, деталей деревянного полносборного домостроения, утеплителей (минеральная вата, эковата, стеклохолст, ячеистый бетон), цементно-стружечных плит, кровельных материалов (мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, металлочерепица), товарного бетона, растворов. Недостающая потребность региона в теплоизоляционных материалах из минеральной ваты удовлетворяется за счет ввоза из других регионов. Также за счет ввоза из других регионов удовлетворяется потребность Омской области в цементе, щебне, плитке керамической, изделиях санитарно-технических керамических, стекле, металлопрокате.
Экспорт строительных материалов Омской области в основном ориентирован на север Тюменской области и Республику Казахстан. Это железобетонные изделия, утеплитель, изделия из поливинилхлорида, кладочный материал.
Развитие стройиндустрии Омской области ведется в соответствии с имеющимися запасами сырьевых ресурсов. Минерально-сырьевая база стройиндустрии региона представлена месторождениями глины, песков, алеврита. В целом, сырьевая база глинистого и песчаного сырья достаточна для удовлетворения собственных нужд Омской области.
Вызовами для развития промышленности строительных материалов, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику региона, являются:
1) дисбаланс спроса и предложения;
2) недостаточный уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства;
3) низкий уровень вовлечения отходов производства и потребления в новое производство;
4) отсутствие российских аналогов строительных материалов с требуемыми свойствами;
5) неполная загрузка предприятий - производителей строительных материалов.
За счет градостроительной политики формируются задачи не только для строительной отрасли, но и для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта.
В регионе разработаны:
1) Схема территориального планирования Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года N 156-п (далее - Схема территориального планирования Омской области);
2) схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденные для 32 муниципальных районов Омской области, что составляет 100%;
3) генеральные планы (далее - ГП) муниципальных образований Омской области (городских и сельских поселений, городского округа), обеспеченность составляет 100%, в том числе:
- Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43;
- утвержденные ГП 26 городских поселений Омской области;
- утвержденные ГП 353 сельских поселений Омской области (часть ГП сельских поселений Омской области, утвержденных до 2011 года, требует актуализации);
- 10 сельских поселений Омской области приняли решение об отсутствии необходимости разработки ГП;
4) правила землепользования и застройки, утвержденные в городском округе город Омск Омской области, городских и сельских поселениях Омской области. Обеспеченность составляет 100%.
Вызовом для развития градостроительной политики, преодоление которого позволит создать условия для проведения единой градостроительной политики в городских агломерациях и опорных населенных пунктах, является недостаточная синхронизация документов территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития, процессы подготовки и актуализации которых не упорядочены и занимают длительное время.
Приоритетными направлениями работы региона в сфере развития строительной отрасли станут:
1) в сфере строительства:
- акселерация отрасли жилищного строительства, в том числе за счет:
реализации масштабных инвестиционных проектов по созданию в регионе качественного и комфортного жилья, соответствующего мировым стандартам;
вовлечения в оборот неэффективно используемых земельных участков в границах населенных пунктов под комплексную застройку, замещения частного сектора в центральной части города Омска, освоения территории аэропорта "Омск-Центральный";
смещения акцента с задачи "ввод квадратных метров жилья" на "ввод в эксплуатацию комплексного городского пространства для комфортной жизни" посредством синхронизации мер поддержки федерального и регионального уровней при реализации масштабных инвестиционных проектов в рамках "инфраструктурных чек-листов", позволяющих проработать вопросы благоустройства, обеспечения территории современной транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой на этапе формирования проекта с учетом его характеристик, в том числе с использованием инструментов "инфраструктурного меню";
сокращения административных барьеров на всех этапах строительства и унификации процедур технологического присоединения к сетям;
создания инженерной инфраструктуры для площадок жилищного строительства в рамках жилищного строительства через инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций (субъектов естественных монополий);
- повышение доступности жилья с учетом платежеспособности населения Омской области, в том числе за счет:
предоставления государственной поддержки в решении жилищных проблем молодым семьям, а также категориям граждан, установленным федеральным и областным законодательством, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
расширения линейки ипотечных продуктов, формируемой с учетом платежеспособности населения, и предоставления отдельным категориям граждан льготных ипотечных кредитов;
участия в программе АО ДОМ.РФ "Арендное жилье" по запуску проектов строительства жилья, включая апартаменты для коммерческого найма;
стимулирования индивидуального жилищного строительства, в том числе за счет упрощения процедур получения земельного участка, оптимизации процессов комплексного индивидуального жилищного строительства и развития специализированных ипотечных продуктов, участия Омской области в проекте "Мой частный дом" и "пилотной" ипотечной программе кредитования строительства индивидуальных жилых домов, разработанной АО ДОМ.РФ;
- повышение эффективности строительной отрасли, в том числе за счет:
синхронизации (допроектирования) программных решений в области территориального планирования, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций в единое цифровое поле с контролем жизненного цикла;
внедрения типовых регламентов оказания услуг в строительстве;
популяризации использования технологий информационного моделирования, в том числе посредством подготовки специализированных кадров;
2) в сфере промышленности строительных материалов:
- консолидация потребности строительных материалов по отраслевым направлениям строительства;
- поддержка импортозамещения технологического оборудования, запчастей и комплектующих к нему для производства строительных материалов;
- стимулирование промышленного производства, основанного на принципах использования наилучших доступных технологий;
- поддержка малого и среднего бизнеса как основы для устойчивого развития отрасли промышленности строительных материалов;
3) в сфере градостроительной политики:
- актуализация Схемы территориального планирования Омской области в целях обеспечения реализации единой градостроительной политики на территории региона;
- содействие органам местного самоуправления Омской области в части формирования системы документов (синхронизированных документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории и т.д.), обеспечивающих реализацию единой градостроительной политики на территории муниципальных образований Омской области;
- развитие региональной системы пространственных данных Омской области;
- внедрение на региональном уровне технологий информационного моделирования в строительстве, которые позволят значительно повысить качество проектирования и будут способствовать снижению себестоимости проектирования и строительства, сокращению сроков разработки проектной документации.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2023 г. N 149-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.