Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации МО
"Красногвардейский район"
от 30.01.2023 г. N 54
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ МО "Красногвардейский район"
I. Общие положения
1.1. Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - Методические указания) определяют требования к структуре и содержанию разделов муниципальных программ муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - муниципальные программы).
1.2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в муниципальном образовании "Красногвардейский район" и ее критерии (далее - Порядок).
1.3. Ответственный исполнитель муниципальной программы (далее - ответственный исполнитель) обеспечивает координацию деятельности соисполнителей и участников муниципальной программы в период разработки и реализации муниципальной программы.
1.4. Соисполнитель муниципальной программы (далее - соисполнитель) обеспечивает координацию деятельности участников муниципальной программы, реализующих мероприятия в рамках подпрограммы, разработку и реализацию которой обеспечивает соисполнитель.
1.5. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
- учета целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования "Красногвардейский район";
- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования "Красногвардейский район";
- установления для муниципальных программ непосредственных результатов их реализации, отражающих количественное или качественное изменение состояния социально-экономического развития муниципального образования "Красногвардейский район";
- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы.
1.6. При формировании муниципальных программ наименования основных мероприятий, мероприятий, целевых индикаторов и описание ожидаемых конечных результатов во всех разделах и приложениях должно носить единообразный характер.
II. Структура муниципальной программы
2.1. Муниципальная программа содержит паспорт муниципальной программы и следующие разделы:
- характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
- приоритеты реализуемой на территории МО "Красногвардейский район" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы;
- перечень и характеристика основных мероприятий муниципальной программы;
- финансовое обеспечение муниципальной программы.
2.2. Помимо разделов, указанных в пункте 2.1. настоящих Методических указаний, муниципальная программа может содержать следующие разделы:
- сведения об участии администрации муниципального образования "Красногвардейский район" в реализации государственных программ;
- обоснование необходимости применения мер муниципального регулирования в сфере реализации муниципальной программы (бюджетные, налоговые, правовые и иные меры муниципального регулирования).
2.4. Приложения к текстовой части муниципальной программы формируются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 2).
2.3. Структура подпрограммы состоит из паспорта и текстовой части включающей разделы, соответствующие разделам муниципальной программы.
III. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы, подпрограммы
3.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям.
3.2. В паспорте муниципальной программы в графе "ответственный исполнитель муниципальной программы" указывается структурное подразделение администрации МО "Красногвардейский район" либо иной главный распорядитель средств бюджета МО "Красногвардейский район", ответственный за реализацию муниципальной программы.
Ответственный исполнитель муниципальной программы определяется на основании утвержденного постановлением администрации МО "Красногвардейский район" перечня муниципальных программ МО "Красногвардейский район".
3.3. Соисполнители и участники муниципальной программы определяются на стадии разработки муниципальной программы.
3.4. В паспорте муниципальной программы в графе "подпрограммы муниципальной программы" указывается перечень всех подпрограмм (при наличии).
3.5. В паспорте муниципальной программы в графе "программно-целевые инструменты" указывается перечень ведомственных целевых программ в сфере реализации муниципальной программы. При отсутствии программно-целевых инструментов в данной графе необходимо указать слово "отсутствуют".
3.6. Цель муниципальной программы должна соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечный результат реализации муниципальной программы.
3.7. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий в рамках достижения цели муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть достаточны для достижения соответствующей цели. Формулировка задач не должна содержать отсылок и определений.
3.8. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих методических указаний.
3.9. Срок реализации муниципальных программ не может быть менее 3 лет.
Разделение срока реализации муниципальной программы на этапы осуществляется ответственным исполнителем муниципальной программы в случае необходимости последовательного решения задач муниципальной программы.
3.10. Графа "Объёмы финансирования муниципальной программы, в том числе подпрограммы" включает в себя общий объем ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по источникам финансирования и годам реализации муниципальной программы.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы указывается по каждой подпрограмме муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
3.11. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы).
При этом формулировка ожидаемых результатов должна отражать прогресс в достижении целей и решении задач муниципальной программы.
3.12. Паспорт подпрограммы заполняется аналогично паспорту муниципальной программы, за исключением графы "соисполнители подпрограммы".
IV. Требования к содержанию разделов муниципальной программы (подпрограммы)
4.1. Требования к разделу "Характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития".
4.1.1. В рамках данного раздела предусматривается описание (анализ) текущего состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать качественную и (или) количественную характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы по Республике Адыгея и среди других муниципальных образований Республики Адыгея (при возможности такого сопоставления).
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе муниципальной программы.
При наличии в составе муниципальной программы подпрограммы (подпрограмм) в данном разделе отражаются обобщенные показатели муниципальной программы (анализ текущего состояния, проблема и прогноз развития данной конкретной сферы); более детально (по подпрограммам) показатели отражаются в подпрограммах.
4.1.2. Требования к содержанию раздела "Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития" соответствуют требованиям к содержанию раздела "Характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития" муниципальной программы.
4.2. Требования к разделу "Приоритеты реализуемой на территории МО "Красногвардейский район" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы".
4.2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, основных направлений социально-экономического развития муниципального образования "Красногвардейский район".
В разделе должна быть отражена информация о стратегических документах, законах, иных правовых актах Российской Федерации, Республики Адыгея и муниципального образования "Красногвардейский район", действующих в сфере реализации муниципальной программы.
Приводится краткое описание и обоснование цели, задач муниципальной программы, сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы.
4.2.2. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, и отражать решение задачи муниципальной программы, а именно:
- отражать специфику развития соответствующей сферы социально-экономического развития, непосредственно зависеть от решения основных задач;
- иметь запланированные по годам количественные значения;
- определяться на основе данных статистического наблюдения, либо основываться на ведомственной отчетности.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. При этом целевые индикаторы подпрограмм не должны дублировать целевые индикаторы муниципальной программы.
Целевые показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- показатель (совокупность показателей), используемый для характеристики цели (задачи), должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы (подпрограмм);
- не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
- следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения, в качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть;
- применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации.
4.2.3. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть достаточны для достижения соответствующей цели муниципальной программы.
4.2.4. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) с описанием конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты реализации муниципальной программы, а также значений целевых показателей (индикаторов) на последний год реализации муниципальной программы, их динамики.
4.2.5. Сроки реализации муниципальной программы определяются при ее разработке с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Красногвардейский район".
Выделение этапов и сроков их выполнения определяется ответственным исполнителем с учетом необходимости в последовательности решения задач муниципальной программы, достижения определенных результатов.
4.2.6. Требования к содержанию раздела подпрограммы "Приоритеты реализуемой на территории МО "Красногвардейский район" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы муниципальной программы" соответствуют требованиям к содержанию раздела "Приоритеты реализуемой на территории МО "Красногвардейский район" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы" муниципальной программы.
При наличии в составе муниципальной программы подпрограммы (подпрограмм) в данном разделе отражаются обобщенные показатели муниципальной программы, более детально показатели отражаются в подпрограмме по форме согласно таблице 3 к Методическим указаниям - "Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы и их значениях".
4.3. Требования к разделу "Перечень и характеристика основных мероприятий муниципальной программы".
4.3.1. Данный раздел включает перечень и описание основных мероприятий программы в разрезе подпрограмм муниципальной программы, и ведомственных целевых программ (при наличии) с указанием механизмов их реализации.
Набор основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы.
На решение одной задачи подпрограммы может быть направлено несколько основных мероприятий.
Основное мероприятие представляет собой группу конкретных мероприятий, имеющих общую целевую направленность.
4.3.2. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач программы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию муниципальных услуг и другие).
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов бюджета муниципального образования "Красногвардейский район".
Основное мероприятие представляет собой группу мероприятий (направлений расходов), имеющих общую целевую направленность.
В качестве основных мероприятий не следует применять формулировки отдельных направлений расходов классификации расходов бюджета. Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования основных мероприятий и направлений расходов.
4.3.3. Требования к содержанию раздела "Перечень и характеристика основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы" соответствуют требованиям к содержанию раздела "Перечень и характеристика основных мероприятий муниципальной программы".
4.4. Требования к разделу "Финансовое обеспечение муниципальной программы".
4.4.1. Данный раздел включает информацию об объеме финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы за счет средств всех источников финансирования (средств бюджета МО "Красногвардейский район", республиканского бюджета Республики Адыгея, федерального бюджета и внебюджетных источников) по годам реализации муниципальной программы.
В случае привлечения средств республиканского бюджета Республики Адыгея (федерального бюджета) приводятся сведения о государственной программе, в рамках которой предусмотрены субсидии бюджету МО "Красногвардейский район" на реализацию муниципальной программы. В случае привлечения средств внебюджетных источников приводится механизм их привлечения.
4.4.2. Информация о расходах на реализацию подпрограммы состоит также из текстовой части, которая содержит общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы за весь период реализации программы в целом, по годам и по источникам финансирования. Текстовая часть может содержать расшифровку мероприятий (направлений расходов).
4.4.3. Требования к содержанию раздела "Финансовое обеспечение подпрограммы муниципальной программы" соответствует требованиям к содержанию раздела "Финансовое обеспечение муниципальной программы".
4.5. Требования к разделу "Сведения об участии администрации муниципального образования "Красногвардейский район" в реализации государственных программ".
Муниципальная программа может содержать данный раздел, в котором необходимо отразить:
- наличие заключенного соглашения о предоставлении субсидий из федерального и (или) республиканского бюджетов;
- наличие государственной программы, направленной на достижение цели, аналогичной муниципальной программе;
- сведения о возможности администрации муниципального образования "Красногвардейский район" участвовать в реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ Республики Адыгея (далее - государственные программы), а также о намерениях администрации муниципального образования "Красногвардейский район" по привлечению средств федерального бюджета и (или) республиканского бюджета Республики Адыгея (далее - республиканский бюджет) на реализацию цели и решение задач муниципальной программы.
4.6. Требования к разделу "Обоснование необходимости применения мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы (бюджетные, налоговые, правовые и иные меры)".
Муниципальная программа может содержать данный раздел в случае применения мер муниципального регулирования (бюджетных, налоговых, правовых и иных мер) для достижения цели и (или) ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы с финансовой оценкой по годам реализации программы. Меры муниципального регулирования, применяемые при реализации муниципальных программ, могут включать в себя:
- совершенствование финансовых механизмов (бюджетно-налоговых, в том числе льготное налогообложение);
- поддержку в сфере кредитования (предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, льготное кредитование, предоставление государственных гарантий по кредитам);
- совершенствование нормативной правовой базы.
При характеристике мер муниципального регулирования в сфере реализации программы обосновывается необходимость и оценка результатов их применения.
Если результаты введения мер муниципального регулирования приводят к выпадающим доходам и (или) увеличению долговых обязательств муниципального образования "Красногвардейский район" (например, по предоставлению муниципальных гарантий), то приводится финансовая оценка таких мер.
При оценке влияния результатов применения мер муниципального регулирования используются:
- данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры муниципального регулирования и результаты оценки регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов;
- фактические данные о влиянии мер муниципального регулирования в сфере реализации муниципальной программы, в том числе данные об объемах выпадающих доходов бюджета.
При наличии в составе муниципальной программы подпрограммы (подпрограмм), обеспечивающей подпрограммы, данный раздел заполняется только в подпрограммах муниципальной программы.
Требования к содержанию раздела подпрограммы (обеспечивающей подпрограммы) "Обоснование необходимости применения мер муниципального регулирования в сфере реализации подпрограммы (бюджетные, налоговые, правовые и иные меры)" соответствуют требованиям к содержанию раздела "Обоснование необходимости применения мер муниципального регулирования в сфере реализации муниципальной программы (бюджетные, налоговые, правовые и иные меры)" муниципальной программы.
V. Требования к составлению плана реализации основных мероприятий муниципальной программы
5.1. Муниципальная программа реализуется в соответствии планом реализации основных мероприятий муниципальной программы, на очередной финансовый год и плановый период (при наличии), утверждаемым ответственным исполнителем муниципальной программы в соответствии с Порядком (далее - план реализации).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2. План реализации муниципальной программы разрабатывается с целью детализации основных мероприятий муниципальной программы.
План реализации муниципальной программы составляется согласно таблице N 8 к Методическим указаниям.
И.о. управляющего делами |
Х.Н. Хутов |
И.о. управляющего делами |
Х.Н. Хутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.