Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Замечания к проекту федерального закона "О патриотическом воспитании в Российской Федерации"
Законопроектом не определены конкретные механизмы регулирования соответствующих отношений. Многие положения законопроекта уже содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в частности в Федеральных законах "Об образовании в Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "О некоммерческих организациях" и Указе Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи".
Осуществление патриотического и военно-патриотического воспитания также предусмотрено действующими федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования. Кроме того, в настоящее время реализуется государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", содержащая в том числе определение патриотического воспитания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона воспитание патриотизма определено в качестве одного из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Статьей 20 законопроекта предлагается наделить организации, осуществляющие деятельность по патриотическому воспитанию, правом реализации образовательных программ, направленных на патриотическое воспитание. Вместе с тем образовательная деятельность по общему правилу требует лицензирования. Кроме того, статьей 23 Федерального закона образовательные организации исходя из их типа наделяются правом реализации определенных образовательных программ, а в статье 31 Федерального закона указываются образовательные программы, в соответствии с которыми могут осуществлять свою деятельность организации, осуществляющие обучение.
Законопроектом не определены вид и уровень образовательных программ, направленных на патриотическое воспитание, которые предполагается реализовать. При этом статьей 21 законопроекта предусматривается выработка единых государственных требований к указанным программам. Вместе с тем пунктом 1 части 1 статьи 10 и статьей 11 Федерального закона предусмотрена система требований к образовательным программам в виде федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, утверждаемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования в сфере патриотического и военно-патриотического воспитания, предлагаемых статьей 6 законопроекта, является информационная открытость и публичная отчетность организаций, осуществляющих деятельность по патриотическому воспитанию. Вместе с тем законопроектом не определены правовые основы и механизмы публичной отчетности.
Из статьи 9 законопроекта следует, что организации, осуществляющие деятельность по патриотическому воспитанию, должны создавать условия для сдачи нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Однако законопроектом не определен круг организаций, которые осуществляют деятельность по патриотическому воспитанию и представляется, что не все из таких организаций могут создавать условия к сдаче нормативов испытаний (тестов) ГТО.
Закрепленные главой 3 законопроекта полномочия органов власти в сфере патриотического воспитания и органов местного самоуправления не конкретизированы и четко не разграничены. Так, например, полномочия Правительства Российской Федерации по организации научного, методического и информационного обеспечения деятельности в сфере реализации государственной политики Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 11 законопроекта, совпадают с полномочиями исполнительных органов субъектов Российской Федерации, указанными в пункте 3 статьи 12 законопроекта. Пунктом 1 статьи 11 законопроекта предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по принятию нормативных правовых актов в пределах его компетенции, не определяя конкретные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства Российской Федерации в этой сфере.
Таким образом, не представляется возможным определить объем мероприятий, подлежащих реализации в рамках указанных полномочий, и оценить объем необходимых бюджетных расходов.
Также в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, которые передаются органам местного самоуправления для осуществления в установленном порядке и на реализацию которых выделяются соответствующие субвенции.
Кроме того, в законопроекте не соблюдены требования к правовому регулированию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, в соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В связи с чем закрепление в пункте 5 статьи 14 законопроекта положений, согласно которым органы местного самоуправления вправе определять уполномоченный орган или лицо в органе местного самоуправления, обеспечивающие реализацию государственной политики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области патриотического воспитания, является неправомерным.
Согласно пояснительной записке к законопроекту представленный законопроект не устанавливает дополнительные расходные обязательства. Вместе с тем создание уполномоченного органа или возложение соответствующих полномочий на действующий орган власти неизбежно потребует дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроектом также предусматривается наделение органов местного самоуправления полномочиями по организации и проведению мероприятий в области патриотического воспитания, что повлечет за собой дополнительную административную нагрузку и увеличение расходов из бюджетов органов местного самоуправления.
Глава 4 законопроекта призвана определить систему патриотического воспитания. Вместе с тем эта глава не содержит определения системы патриотического воспитания, а статья 17 законопроекта, закрепляющая ее структуру, фактически дублирует положения статьи 18 законопроекта, в которой определены субъекты патриотического воспитания.
Согласно пункту 6 статьи 22 законопроекта финансовое обеспечение поддержки организациям, осуществляющим деятельность в сфере патриотического воспитания, предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации и средств местных бюджетов муниципальных образований субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Указанное положение законопроекта противоречит установленному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и иных источников. При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств законопроектом не определены.
В законопроекте применяются термины, не используемые в законодательстве Российской Федерации, например, "предпринимательские структуры", "традиционные конфессии", "исполнительные органы Российской Федерации", "иные федеральные и правовые акты Российской Федерации", "укоренение в обществе" и "высокая социальная активность".
<< Назад |
||
Содержание Письмо Правительства РФ от 5 апреля 2018 г. N 2567п-П44 "Заключение на проект федерального закона N 315234-7 "О патриотическом... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.