Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Сведения, касающиеся эксплуатации крепежных цепей
А.1 Опасности
Общие опасности связаны с высвобождением груза или его части, вызванные неправильным использованием или неиспользованием крепежных цепей.
Высвобождение груза или его части прямо или косвенно ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, домашних животных или товаров в опасной зоне АТС.
А.1.1 Опасности, связанные с движущимся или перемещаемым груженым АТС
А.1.1.1 Опасности, возникающие в результате воздействия груза на здания, другие АТС, дорожные сооружения (тоннели, мосты).
А.1.1.2 Опрокидывание АТС на поворотах при попытке уклонения от опасности, в т.ч. связанное с перемещением груза, которое вызвано неравномерным распределением веса.
А.1.1.3 Опасности, возникающие на судне, вызванные высвобождением груза, опасности для АТС, которые стоят рядом, опасности для жизни и здоровья пассажиров и экипажа судна.
А.1.1.4 Опасности, возникающие в железнодорожном составе, вызванные высвобождением груза, опасности для встречных железнодорожных составов, железнодорожных перевозок, станций и людей.
А.1.1.5 Опасности для водителя и помощника водителя АТС, вызванные скольжением груза или опрокидыванием АТС во время торможения, а также разрушением и повреждением кабины АТС.
А.1.2 Опасности для персонала, выполняющего погрузочно-разгрузочные операции, включая операции с гибкими средствами крепления груза
А.1.2.1 Опасности удара, потери равновесия или падения в результате наклона или смещения груза, во время крепления груза или натяжения гибких средств крепления из-за их неисправности, внезапной поломки или неисправности натяжного устройства, а также превышения предусмотренной ручной силы более 500 Н, в частности, за счет применения непредусмотренных рычагов, что может повлечь внезапное исчезновение сил противодействия в случае применения ручной силы.
А.1.2.2 Опасность травмы в результате защемления и сдвига, повреждения рук и плеч острыми кромками натяжных устройств при использовании таких устройств.
А.1.2.3 Опасность, возникающая из-за перемещения или наклона груза во время транспортирования по причине недостаточного закрепления, имеющихся неисправностей, таких как обратный ход, поломка или дефект гибкого средства крепления; а также опасность от падения груза на персонал, особенно при открытии бортов грузовой платформы.
А.1.2.4 Опасность, связанная с неправильным применением персоналом сочетания элементов гибких средств крепления.
А.1.2.5 Опасности, возникающие вследствие контакта с воздушными линиями электропередачи для персонала, груза или гибких средств крепления.
А.2 Идентификация опасностей и оценка рисков
Идентификацию опасностей и оценку рисков проводят в соответствии с ГОСТ Р 58771 и ГОСТ Р 12.0.010.
Работодатель при оценке уровней профессиональных рисков должен учитывать следующее:
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- оценка рисков должна охватывать не только штатные рабочие процессы, но и нештатные ситуации (см. А.1);
- персонал, непосредственно выполняющий трудовые операции, обладает соответствующим опытом и информацией и вследствие этого может оказать помощь в идентификации опасностей и оценке рисков.
А.3 Общие требования к обеспечению безопасной перевозки груза
Перевозку груза осуществляют подходящим, обеспечивающим безопасность перевозки, АТС, оснащенным соответствующей системой крепления груза.
Для обеспечения безопасной перевозки груза:
- груз должен быть подготовлен к транспортированию в соответствии с ГОСТ 26653;
- груз должен быть надежно закреплен в АТС, с применением гибких средств крепления и средств блокировки груза на основании результатов расчетов и (или) испытаний в соответствии с ГОСТ Р 70472.
А.4 Положения, обязательные для выполнения при эксплуатации крепежных цепей
А.4.1 При выборе и эксплуатации крепежных цепей следует учитывать требуемую рабочую нагрузку принимая во внимание условия эксплуатации и характер груза. Правильный выбор будет зависеть от типа, размера, формы и веса груза, запланированного метода использования средств для крепления, условий перевозки.
А.4.2 Выбранные крепежные цепи должны быть достаточно прочными и иметь достаточную длину для данного способа крепления груза. Количество и размеры крепежных цепей определяют в соответствии с ГОСТ Р 70472.
А.4.3 Следует планировать операции установки и снятия гибких средств крепления груза перед началом движения АТС. Прежде чем крепить груз, следует снять подъемное оборудование. Следует учитывать то, что во время перевозки часть груза может быть выгружена.
А.4.4 В связи с различными характеристиками и удлинением в условиях нагружения, запрещено использовать для крепления одного и того же груза разные гибкие средства крепления (например, крепежные цепи и крепежные ремни).
А.4.5 Следует обеспечить совместимость с крепежной цепью вспомогательных элементов и средств крепления в системе крепления груза.
А.4.6 При ослаблении гибких средств крепления груза следует соблюдать осторожность и обеспечить, чтобы устойчивость груза не зависела от гибких средств крепления таким образом, чтобы ослабление крепежных цепей не привело к падению груза с транспортного средства и не стало причиной возникновения опасности для персонала. Для предотвращения случайного опрокидывания и (или) падения груза, при необходимости, перед ослаблением натяжного устройства следует зафиксировать подъемное оборудование, применяемое для перевалки грузовой единицы.
А.4.7 Перед началом разгрузки грузовой единицы необходимо высвободить ее из крепежных цепей для того, чтобы груз можно было свободно поднять с грузовой платформы.
А.4.8 Во время погрузки и разгрузки следует обращать внимание на низкие линии электропередач.
А.4.9 Компетентное лицо, обученное соответствующим образом, имеющее квалификацию, знания и практический опыт, а также необходимые инструкции для выполнения контроля, должно регулярно проверять крепежные цепи и все соединительные элементы. В случае выявления каких-либо признаков повреждения крепежные цепи выбраковывают для списания или возвращения изготовителю для проведения восстановительного ремонта.
А.4.10 Признаками повреждения являются:
- для цепи: трещины на поверхности, удлинение более 3 %, износ более 10 % номинального диаметра, видимые деформации;
- для соединительных элементов и натяжных устройств: деформации, трещины, явные признаки износа, следы коррозии.
А.4.11 Следует соблюдать осторожность и избегать повреждения крепежных цепей острыми краями груза, который должен быть закреплен этими цепями.
А.4.12 Следует использовать только крепежные цепи с идентификационной биркой с разборчивым текстом.
А.4.13 Крепежные цепи и их натяжные устройства, такие как тали, не должны быть перегружены. Допустимо использовать исключительно ручную силу, не превышающую стандартную ручную силу, равную 50 даН. Запрещено использовать для натяжения цепей механические вспомогательные устройства, такие как рычаги, ломы и т.д., если они не являются частью натяжного устройства.
А.4.14 Запрещено использовать крепежные цепи с узлами либо скрепленные винтами.
А.4.15 Не следует допускать повреждение идентификационных бирок. Для этого не следует допускать их контакт с острыми углами груза либо самим грузом.
А.5 Контроль состояния крепежных цепей при эксплуатации. Нормы и правила выбраковки крепежных цепей
А.5.1 Перед предстоящим креплением груза проводят внешний осмотр крепежной цепи, а также проверяют состояние точек крепления на АТС.
А.5.2 При осмотре крепежных цепей обращают внимание на состояние цепи, натяжных устройств и соединительных элементов.
А.5.3 Крепежные цепи не допускают к использованию, если:
а) отсутствует бирка или на ней не читаются сведения о крепежной цепи;
б) в части дефектов цепи:
- имеются следы ремонта, цепь соединена нештатной скобой, проволокой или винтами;
- имеются продольные и поперечные трещины, волосовины;
- имеется износ звеньев цепи более чем на 10 % номинального диаметра цепи;
- имеется деформация звеньев (сбоины, вмятины, изгибы);
- имеется удлинение звена на 3 % первоначального размера;
в) в части дефектов металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев и т.п.):
- имеются трещины любых размеров и расположения;
- имеется износ поверхности металлических элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;
- имеются остаточные деформации, приводящие к изменению первоначального размера металлического элемента более чем на 3 %; повреждения резьбовых соединений и других креплений.
- отсутствуют приспособления (защелки и т.п.), предотвращающие ослабление или потерю функциональности.
А.5.4 Крепежные цепи, не прошедшие внешнего осмотра, к использованию не допускают.
А.5.5 Крепежные цепи, подвергшиеся выбраковке, не должны находиться в местах осуществления крепления грузов.
А.5.6 Запрещается ремонт крепежных цепей силами владельца.
А.5.7 Результаты осмотра крепежных цепей, сведения о выявленных дефектах (повреждениях), а также сведения о крепежных цепях, выведенных из эксплуатации, заносят в специальный журнал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.