Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Сведения,
касающиеся эксплуатации крепежных ремней
А.1 Опасности
Общие опасности, связанные с высвобождением груза или его части, вызваны неправильным использованием или неиспользованием крепежных ремней.
Высвобождение груза или его части прямо или косвенно ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, домашних животных или товаров в опасной зоне АТС.
А.1.1 Опасности, связанные с движущимся или перемещаемым груженым АТС
А.1.1.1 Опасности, возникающие в результате воздействия груза на здания, другие АТС, дорожные сооружения (тоннели, мосты).
А.1.1.2 Опрокидывание АТС на поворотах при попытке уклонения от опасности, в том числе связанное с перемещением груза, которое вызвано неравномерным распределением веса.
А.1.1.3 Опасности, возникающие на судне, вызванные высвобождением груза, опасности для АТС, которые стоят рядом, опасности для жизни и здоровья пассажиров и экипажа судна.
А.1.1.4 Опасности, возникающие в железнодорожном составе, вызванные высвобождением груза, опасности для встречных железнодорожных составов, железнодорожных перевозок, станций и людей.
А.1.1.5 Опасности для водителя и помощника водителя АТС, вызванные скольжением груза или опрокидыванием АТС во время торможения, а также разрушением и повреждением кабины АТС.
А.1.2 Опасности для персонала, выполняющего погрузочно-разгрузочные операции, включая операции с гибкими средствами крепления груза
А.1.2.1 Опасности удара, потери равновесия или падения в результате наклона или смещения груза, во время крепления груза или натяжения гибких средств крепления из-за их неисправности, внезапной поломки или неисправности натяжного устройства, а также превышения предусмотренной ручной силы более 500 Н, в частности за счет применения непредусмотренных рычагов, что может повлечь внезапное исчезновение сил противодействия в случае применения ручной силы.
А.1.2.2 Опасность травмы в результате защемления и сдвига, повреждения рук и плеч острыми кромками натяжных устройств при использовании таких устройств.
А.1.2.3 Опасность, возникающая из-за перемещения или наклона груза во время транспортирования по причине недостаточного закрепления, имеющихся неисправностей, таких как обратный ход, или поломка, или дефект гибкого средства крепления; а также опасность от падения груза на персонал, особенно при открытии бортов грузовой платформы.
А.1.2.4 Опасность, связанная с неправильным применением персоналом сочетания элементов гибких средств крепления.
А.1.2.5 Опасности, возникающие вследствие контакта с воздушными линиями электропередачи для персонала, груза или гибких средств крепления.
А.2 Идентификация опасностей и оценка рисков
Идентификацию опасностей и оценку рисков проводят в соответствии с ГОСТ Р 58771 и ГОСТ Р 12.0.010.
Работодатель при оценке уровней профессиональных рисков должен, в частности, учитывать следующее:
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- оценка рисков должна охватывать не только штатные рабочие процессы, но и нештатные ситуации (см. А.1);
- персонал, непосредственно выполняющий трудовые операции, обладает соответствующим опытом и информацией и вследствие этого может оказать помощь в идентификации опасностей и оценке рисков.
А.3 Общие требования к обеспечению безопасной перевозки груза
Перевозку груза осуществляют подходящим, обеспечивающим безопасность перевозки АТС, оснащенным соответствующей системой крепления груза.
Для обеспечения безопасной перевозки груза:
- груз должен быть подготовлен к транспортированию в соответствии с ГОСТ 26653;
- груз должен быть надежно закреплен в АТС, с применением гибких средств крепления и средств блокировки груза на основании результатов расчетов и (или) испытаний в соответствии с ГОСТ Р 70472.
А.4 Положения, обязательные для выполнения при эксплуатации крепежных ремней
А.4.1 При выборе и эксплуатации крепежных ремней следует учитывать требуемую рабочую нагрузку, принимая во внимание условия эксплуатации и характер груза. Правильный выбор будет зависеть от типа, размера, формы и веса груза, запланированного метода использования средств для крепления, условий перевозки.
Для обеспечения устойчивости отдельно расположенные грузовые единицы или штабеля грузовых единиц должны быть закреплены по меньшей мере одним прижимным ремнем и двумя ремнями - диагональными растяжками.
А.4.2 Выбранные крепежные ремни должны быть достаточно прочными и иметь достаточную длину для данного способа крепления груза.
Количество и размеры крепежных ремней определяют в соответствии с ГОСТ Р 70472.
Для прижимного (фрикционного) крепления следует использовать только крепежные ремни, специально разработанные для такого типа крепления, маркировка которых включает значение стандартной силы натяжения STF.
При перевозке груза необходимо периодически проверять силу натяжения в гибких средствах крепления, особенно вскоре после начала движения АТС.
А.4.3 Следует планировать операции установки и снятия гибких средств крепления груза перед началом движения АТС. Прежде чем крепить груз, следует снять подъемное оборудование. Следует учитывать то, что во время перевозки часть груза может быть выгружена.
А.4.4 В связи с различными характеристиками и удлинением в условиях нагружения запрещено использовать для крепления одного и того же груза разные гибкие средства крепления (например, крепежные цепи и крепежные ремни).
А.4.5 Следует обеспечить совместимость с крепежным ремнем вспомогательных элементов и средств крепления в системе крепления груза.
А.4.6 При использовании плоских крюков (см. рисунок 3, позиция D2) нагрузку следует распределять по всей несущей поверхности крюка.
А.4.7 При ослаблении гибких средств крепления груза следует соблюдать осторожность и обеспечить, чтобы устойчивость груза не зависела от гибких средств крепления таким образом, чтобы ослабление крепежных ремней не привело к падению груза с транспортного средства и не стало причиной возникновения опасности для персонала. Для предотвращения случайного опрокидывания и (или) падения груза, при необходимости, перед ослаблением натяжного устройства следует зафиксировать подъемное оборудование, применяемое для перевалки грузовой единицы.
А.4.8 Перед началом разгрузки грузовой единицы необходимо высвободить ее из крепежных ремней для того, чтобы груз можно было свободно поднять с грузовой платформы.
А.4.9 Во время погрузки и разгрузки следует обращать внимание на низкие линии электропередачи.
А.4.10 Материалы, используемые для изготовления крепежных ремней, обладают избирательной устойчивостью к воздействию химических веществ:
- полиамид практически невосприимчив к воздействию щелочей, однако подвержен воздействию минеральных кислот;
- полиэстер устойчив к минеральным кислотам, но разрушается под воздействием щелочей;
- полипропилен мало подвержен воздействию кислот и щелочей и подходит для использования в случаях, когда необходима высокая устойчивость к воздействию химических веществ (кроме одиночных органических растворителей).
При этом ненасыщенные (слабые) растворы кислот или щелочей могут стать достаточно концентрированными при испарении и вызвать повреждение гибких средств крепления. Степень воздействия химических веществ может повышаться с повышением температуры.
Следует обратиться за консультацией к поставщику или изготовителю крепежных ремней, если ожидается, что при эксплуатации крепежные ремни могут быть подвержены воздействию химических веществ.
А.4.11 Крепежные ремни разрешается использовать при следующей температуре окружающей среды:
- полиамид - от минус 40 °C до плюс 100 °C;
- полиэстер - от минус 40 °C до плюс 120 °C;
- полипропилен - от минус 40 °C до плюс 80 °C.
Указанные диапазоны могут отличаться, если при эксплуатации крепежные ремни могут быть подвержены воздействию химических веществ.
Изменение температуры окружающей среды в ходе перевозки груза может повлиять на натяжение крепежного ремня. Силу натяжения гибких средств крепления следует проверять после переезда в более теплые регионы.
А.4.12 Компетентное лицо, обученное соответствующим образом, имеющее квалификацию, знания и практический опыт, а также необходимые инструкции для выполнения контроля, должно регулярно проверять крепежные ремни и все соединительные элементы. В случае выявления каких-либо признаков повреждения крепежные ремни выбраковывают для списания или возвращения изготовителю для проведения восстановительного ремонта.
Ремонту подлежат только крепежные ремни с идентификационными бирками.
А.4.13 Признаками повреждения крепежных ремней являются: разрывы, разрезы, затяжки, заломы на волокнах ленты ремня либо нитях швов; тепловая деформация; деформации, трещины, выраженные следы износа, а для соединительных элементов и натяжных устройств - также ржавчина.
Крепежные ремни, которые были подвержены воздействию химических веществ, должны быть немедленно изъяты из эксплуатации.
Загрязненные крепежные ремни должны быть тщательно промыты в холодной воде и просушены естественным путем.
А.4.14 Следует соблюдать осторожность и избегать повреждения крепежных ремней острыми краями груза, который крепится этими ремнями.
Следует визуально проверять состояние крепежных ремней до и после использования.
А.4.15 Следует использовать только крепежные ремни с идентификационной биркой с разборчивым текстом.
А.4.16 Крепежные ремни не должны быть перегружены. Допустимо использовать исключительно ручную силу, не превышающую стандартную ручную силу, равную 50 даН. Запрещено использовать для натяжения крепежных ремней механические вспомогательные устройства, такие как рычаги, ломы и т.д., если они не являются частью натяжного устройства.
А.4.17 Запрещено использовать крепежные ремни с узлами.
А.4.18 Не следует допускать повреждение идентификационных бирок. Для этого не следует допускать их контакт с острыми углами груза либо самим грузом.
А.4.19 Лента ремня должна быть защищена от абразивного износа и повреждений в результате контакта с острыми краями груза при помощи защитных рукавов и (или) угловых протекторов.
А.5 Контроль состояния крепежных ремней при эксплуатации. Нормы и правила выбраковки крепежных ремней
А.5.1 Перед предстоящим креплением груза проводят внешний осмотр крепежного ремня, а также проверяют состояние точек крепления на АТС.
А.5.2 При осмотре крепежных ремней обращают внимание на состояние лент ремней, натяжных устройств и соединительных элементов.
А.5.3 Крепежные ремни не допускают к использованию, если:
а) отсутствует бирка или на ней не читаются сведения о крепежном ремне;
б) в части дефектов ленты ремня:
- имеются узлы на ленте ремня;
- имеются поперечные порезы или разрывы ленты ремня независимо от их размеров;
- имеются продольные порезы или разрывы ленты ремня, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты ремня, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
- имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
- имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты ремня или сшивки лент ремня у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент ремня;
- имеются поверхностные обрывы нитей ленты ремня общей длиной более 10 % ширины ленты ремня, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
- имеются повреждения ленты ремня от воздействия химических веществ (кислот, щелочей, растворителей, нефтепродуктов и т.п.) общей длиной более 10 % ширины ленты ремня или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 % ширины ленты ремня и длиной более 50 мм;
- имеется выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты ремня;
- имеются сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты ремня от воздействия острых предметов;
- имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты ремня или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты ремня независимо от диаметра отверстий;
- имеется загрязнение ленты ремня (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т.п.) более 50 % ее длины;
- имеется размочаливание или износ более 10 % ширины петель;
- имеется совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10 % ширины и длины ленты ремня;
в) в части дефектов металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев и т.п.):
- имеются трещины любых размеров и расположения;
- имеется износ поверхности металлических элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;
- имеются остаточные деформации, приводящие к изменению первоначального размера металлического элемента более чем на 3 %; повреждения резьбовых соединений и других креплений.
А.5.4 Крепежные ремни, не прошедшие внешний осмотр, к использованию не допускают.
А.5.5 Крепежные ремни, подвергшиеся выбраковке, не должны находиться в местах осуществления крепления грузов.
А.5.6 Запрещается ремонт крепежных ремней силами владельца.
А.5.7 Результаты осмотра крепежных ремней, сведения о выявленных дефектах (повреждениях), а также сведения о крепежных ремнях, выведенных из эксплуатации, заносят в специальный журнал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.