Решение Приморского краевого суда от 26 января 2023 г. по делу N 3а-21/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Шиш Н.С.,
представителя административного истца Олещенко Л.И. - Петлевана И.А.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С.,
представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Олещенко Леонида Ивановича к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство промышленности и торговли Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1 (1735) - 1 января 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2022 года N 906-ри.
В Перечень объектов на 2020 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII) (пункт 8033).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень объектов на 2021 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 24 декабря 2020 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 104 (1838) - 29 декабря 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 929-ри.
В Перечень объектов на 2021 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII) (пункт 7820).
Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень объектов на 2022 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 930-ри.
В Перечень объектов на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII) (пункт 4991).
Олещенко Л.И. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилые помещения с кадастровым номером N, площадью 2 953,1 кв. м, расположенные на 1 этаже, по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII). Указанный объект недвижимости включен в Перечень объектов на 2020 год (пункт 8033), Перечень объектов на 2021 год (пункт 7820) и Перечень объектов на 2022 год (пункт 4991). Полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости. Объект с кадастровым номером N не является ни административно-деловым центром, ни торговым центром (комплексом); подавляющую долю в объёме общей площади объекта недвижимости занимают складские помещения - около 99% общей площади, а остальные 1% составляют вспомогательные, технические помещения, не представляющие собой самостоятельной ценности (санузлы). Объект недвижимости, находится в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010044:3, относящемся к категории земель "земли населённых пунктов", разрешённый вид использования "для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений". Мероприятия по определению вида фактического использования здания, проведение которых предусмотрено постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) не осуществлялись. Более того, мероприятия по определению вида фактического использования объекта не были включены ни в один из графиков мероприятий на 2020, 2021 и 2022 годы. Считает, что включение указанного здания в Перечни объектов на 2020, 2021, 2022 годы нарушает его права в виде возникновения обязанности по уплате налога на имущества в большем размере.
Просит признать недействующими:
пункт 8033 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения;
пункт 7820 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, со дня принятия указанного распоряжения;
пункт 4991 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри.
В судебное заседание административный истец Олещенко Л.И., представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края, и указано, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов на 2020 год, в который был включён объект недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности Олещенко Л.И. До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края) о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечень Офисных объектов на 2020 год. В представленном Перечне Офисных объектов отсутствуют данные об объекте недвижимости с кадастровым номером N. Также данный объект был включён в Перечень объектов на 2021 год распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри и в Перечень объектов на 2022 год, распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, при этом с 1 января 2020 года Перечень объектов недвижимости формируется без участия министерства экономического развития Приморского края.
В соответствии со статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Олещенко Л.И. - Петлеван А.И., на удовлетворении административного искового заявления настаивал, по доводам в нём изложенным, считает, что основания для включения нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности Олещенко Л.И. в Перечни объектов на 2020, 2021, 2022 годы отсутствовали. Дополнительно пояснил, что Олещенко Л.И. в рассматриваемые периоды сдавал принадлежащие ему нежилые помещения под склады для хранения товаров юридическим лицам, на территории данных помещений ни оптовая, ни розничная торговля не велась.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (после 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) в 2019, 2020 и 2021 годах формировал и утверждал Перечень на 2020, 2021, 2022 годы, в том числе на основании Перечня Торговых объектов, представленного департаментом лицензирования и торговли Приморского края (после 1 января 2020 года министерство промышленности и торговли Приморского края) и Перечня Офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (после 1 января 2020 года министерство экономического развития Приморского края). Объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> включён в Перечни объектов на 2020, 2021, 2022 годы на основании информации предоставленной департаментом лицензирования и торговли Приморского края. Обследование объекта проведено в 2020 году, однако доступ на территорию не обеспечен, расчёт доли вида фактического использования не производился. Распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, распоряжение министерство имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, распоряжение министерство имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри приняты и опубликованы в установленном законом порядке. Согласно пунктам 6, 7 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, в целях формирования Перечня Офисных объектов, Перечня Торговых объектов министерство промышленности и торговли Приморского края, уполномоченный орган используют информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учёта (инвентаризации) и (или) сведения о таком учёте (инвентаризации), полученные в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти (в том числе их территориальных органов), органов исполнительной власти Приморского края, в том числе подведомственных органам исполнительной власти Приморского края организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, собственников объектов недвижимого имущества. Только в случае отсутствия сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), уполномоченный орган вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. От собственника объекта недвижимости в адрес министерства поступило обращение по вопросу исключения из Перечней объектов. На основании обращения объект недвижимости включён в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения на 1 квартал 2023 года. В удовлетворении административных исковых требований просят отказать.
Представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. возражал против удовлетворения административного искового заявления, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на административное исковое заявление, из которых следует, что в соответствии постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, министерство промышленности и торговли Приморского края (до 1 января 2020 года департамент лицензирования и торговли Приморского края) уполномочено формировать и направлять ежегодно в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) Перечень торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов. На основании полученных данных департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) формирует и утверждает, в том числе, на основании Перечня Торговых объектов Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Письмом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 30 октября 2019 года N 21-05-55/4697 недвижимое имущество - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, д. 49 кв. 20-31, представлено в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для включения в Перечень объектов на 2020 год. Письмами министерства промышленности и торговли Приморского края от 29 октября 2020 года N 30/7119 и от 21 октября 2021 года N 30/5821 указанное нежилое помещение представлено в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края для включения в Перечень объектов на 2021 и 2022 год соответственно. Дополнительно пояснил, что информация о данном объекте недвижимости поступила из администрации города Владивостока, а также полагал - поскольку принадлежащее административному истцу нежилое помещение используется как склад продовольственных товаров, и далее эти товары поступают в магазины для продажи, следовательно, данное нежилое помещение участвует в торговой цепочке и обоснованно включено в оспариваемые Перечни объектов.
Выслушав представителя административного истца Петлевана И.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С., представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Шиш Н.С., полагавшей, что имеются основания для признания недействующими пункта 8033 Перечня объектов на 2020 год, пункта 7820 Перечня объектов на 2021 год, пункта 4991 Перечня объектов на 2022 год, со дня принятия соответствующих распоряжений органом их утвердившим, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подпункту 2 статьи 15, абзацу первому пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статья 402 НК РФ предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливается в размере, не превышающем 2 процентов.
Муниципальным правовым актом Думы города Владивостока от 27 октября 2014 N 151-МПА "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа" установлен и введён на территории Владивостокского городского округа налог на имущество физических лиц (пункт 1); установлена ставка налога в размере 1% - в 2020 году, 1,05% - в 2021 году, 1,1% - в 2022 году для объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечня объектов на 2020 год редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений, а в последующей редакции постановления Правительства Приморского края от 4 сентября 2020 года N 773-пп - министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно с положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края - в министерство промышленности и торговли Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Олещенко Л.И. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 2 953,1 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII), о чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 декабря 2013 года сделана регистрационная запись N N.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1(1735), 1 января 2020 года.
В пункт 8033 Перечня объектов на 2020 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII), принадлежащий Олещенко Л.И.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 24 декабря 2020 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 104 (1838) - 29 декабря 2020 года.
В пункт 7820 Перечня объектов на 2021 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII), принадлежащий Олещенко Л.И.
Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года.
В пункт 4991 Перечня на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII), принадлежащий Олещенко Л.И.
При исследовании документов, представленных в материалы административного дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия, опубликования и к введению их в действие, что не оспаривается административным истцом.
Административный истец Олещенко Л.И. вправе обжаловать указанные нормативные правовые акты, поскольку размер налоговых платежей на принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества рассчитывается из кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества, возлагая на него как налогоплательщика налога на имущество физических лиц обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020, 2021 годы, а также за 2022 год по ставке налога как за объект недвижимости, включенный в Перечни в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативными правовыми актами, которыми нарушены его права и законные интересы вследствие включения принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в Перечни объектов на 2020, 2021, 2022 годы.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечня объектов на 2020 год) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.
Из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового и (или) торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Исходя из анализа подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ одним из самостоятельных оснований отнесения нежилого помещения к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является его использование для размещения торгового объекта.
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N включен министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (до 1 января 2020 года - департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края) в оспариваемые Перечни объектов на 2020, 2021, 2022 годы на основании Перечней Торговых объектов, представленных министерством промышленности и торговли Приморского края (до 1 января 2020 года - департаментом департамент лицензирования и торговли Приморского края).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (такое же понятие торгового объекта содержится в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст).
Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013" выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (пункт 38), магазин-склад (пункт 50), при этом: магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения; магазин-склад - предприятие торговли, в котором по методу самообслуживания осуществляют продажу физическим лицам и/или хозяйствующим субъектам продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной упаковке.
В соответствии с пунктом 33 и Примечанию к нему, пунктом 91 Национального стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013" склад - это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Примечание - к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке. Складское помещение: Специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Из анализа приведенных норм следует: для того, чтобы признать складское помещение торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение (часть помещения), предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 2 953,1 кв. м, расположенный на 1 этаже, по адресу: Приморский край, г. <адрес> (VII), имеет наименование: "нежилые помещения в здании (лит. 1)", назначение: "нежилое помещение". Данные о видах разрешенного использования указанного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости находится в здании, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010044:3, категории земель: "земли населённых пунктов", разрешенное использование: "для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений", адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - склада (Лит. 1) Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, дом 49. Данный земельный участок на праве аренды принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Грис", о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации 4 июля 2002 года N.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) судом установлено следующее.
Согласно экспликации к поэтажному плану, содержащейся в инвентарном деле N N, составленном Бюро технической инвентаризации оценки недвижимости мэрии г. Владивостока, на здание по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева д. 49, объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, площадью 2 953,1 кв. м, расположен на 1 этаже, состоит из следующих нежилых помещений:
N 20 основное - склад, площадью 2 927,5 кв. м,
NN 21-31 вспомогательные - санузлы, площадью 2,6 кв. м, 1,2 кв. м, 4,8 кв. м, 1,2 кв. м, 1,2 кв. м, 1,2 кв. м, 1,2 кв. м, 1,2 кв. м, 1,2 кв. м, 5,3 кв. м, 4,5 кв. м (всего: 25,6 кв. м).
Сведения о помещениях, предусматривающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) отсутствуют.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что нежилые помещения NN 20-31, площадью 2 953,1 кв. м в оспариваемые периоды включения в Перечни объектов были предназначены для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Технический паспорт в отношении здания, в котором находится принадлежащий административному истцу объект недвижимости, отсутствует; в инвентарном деле N N наименование, назначение здания по адресу г. Владивосток, ул. Фадеева д. 49 не указаны.
Представителем административного истца были представлены договоры оказания услуг, заключенные ИП Олещенко Л.И. (Исполнитель) в отношении принадлежащих ему нежилых помещений с ООО "Коф" (N б/н от 1 марта 2019 года), с ООО "Фуд Лайн" (N б/н от 1 августа 2019 года), с ООО "ТРИТОН-ДВ (N 01-10-2020-1), с ООО "Магнум" ( N 10-06-2021-1 от 10 июня 2021 года), с ООО "Пасифик-Торг" (N 01-11-2021-1 от 1 ноября 2021 года) (Заказчики), по условиям которых Исполнитель обязуется по поручению Заказчика, от своего имени, но за счёт Заказчика, оказать определенные данным договором услуги, связанные с обработкой, получением, учётом, погрузкой и разгрузкой товаров, указанных Заказчиком и поступившим в адрес Заказчика, в том числе по их складированию и хранению, на условиях, установленных Договором, а Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в порядке, предусмотренном Договором.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ на момент утверждения Перечней объектов на 2020, 2021, 2022 годы принадлежащие Олещенко Л.И. нежилые помещения по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с технической документацией подлежали включению в указанные Перечни объектов.
При таких обстоятельствах для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни объектов на 2020, 2021 и 2022 годы уполномоченному органу необходимо было определять вид его фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерством имущественных и земельных отношений Приморского края) на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых актов не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Представленный представителем административного ответчика в материалы административного дела Акт обследования нежилого помещения по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 49, от 25 июня 2020 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 25;28;010044:669 площадью 2 953,1 кв. м, не содержит описания фактического использования помещений, поскольку согласно тексту Акта доступ в помещения объекта не обеспечен. Данный документ не подтверждает позицию административного ответчика о правомерном включении указанного объекта недвижимости в Перечни объектов на 2020, 2021, 2022 годы. Иные обследования в другие даты не проводились, Актов обследования с описанием фактического использования помещений административным ответчиком представлено не было.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 8033 Перечня объектов на 2020 год, пункт 7820 Перечня объектов на 2021, пункт 4991 Перечня объектов на 2022 год подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжений, их утвердивших (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Олещенко Леонида Ивановича к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство промышленности и торговли Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативных правовых актов в части, - удовлетворить.
Пункт 8033 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт 7820 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт 4991 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри
Опубликование:
Приморская газета, 6 апреля 2023 г. N 26