Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению комитета
по тарифной политике
Новгородской области
от 17.03.2023 N 17/1
Методические указания
по расчету тарифов на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Новгородской области
6 апреля 2023 г.
I. Общие положения
Пункт 1.1 изменен с 12 апреля 2023 г. - Постановление комитета по тарифной политике Новгородской области от 6 апреля 2023 г. N 22
1.1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Новгородской области (далее - Методические указания) разработаны на основании Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", постановлений Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте", приказами Минтранса России от 23.11.2020 N 504 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов", от 05.05.2012 N 140 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте".
1.2. Методические указания определяют основные положения расчета тарифов на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Новгородской области (далее - Методические указания).
1.3. Методические указания разработаны с целью обеспечения следующих принципов:
установления единого механизма формирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Новгородской области субъектами регулирования (далее - транспортные услуги);
достижения баланса интересов субъектов регулирования и пассажиров;
обеспечения экономического обоснования тарифов на транспортные услуги субъектами регулирования;
1.4. Методические указания предназначены для использования комитетом по тарифной политике Новгородской области (далее - орган регулирования) при установлении тарифов на транспортные услуги и юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, взявшими на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения речным транспортом на территории Новгородской области (далее - субъект регулирования) при расчете тарифов на оказываемые ими транспортные услуги.
1.5. Значения понятий, используемых в настоящих Методических указаниях, соответствуют понятиям, принятым в законодательстве Российской Федерации.
II. Основные методические положения по формированию тарифов на транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении методом экономически обоснованных расходов (затрат)
2.1. При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки субъекта регулирования, планируемой к получению от реализации регулируемой деятельности, и планируемого объема перевозок пассажиров на расчетный период регулирования.
2.2. Регулирование тарифов осуществляется путем установления органом регулирования предельных тарифов (далее - тарифы) на транспортные услуги в отношении каждого субъекта регулирования, осуществляющего свою деятельность на территории Новгородской области.
2.3. Уровень тарифов должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на транспортные услуги и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие производственной базы и средствами для финансирования за счет прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг, рассчитанной в соответствии с разделом 3 Методических указаний.
В случае если по итогам отчетного периода регулирования на основании данных статистической, бухгалтерской отчетности, иных материалов выявлены экономически необоснованные расходы субъектов регулирования, орган регулирования принимает решение об их исключении при установлении тарифов на расчетный период регулирования.
Экономически необоснованные расходы субъектов регулирования, планируемые на расчетный период регулирования, не учитываются органом регулирования в расчете необходимой валовой выручки.
2.4. В случае если субъект регулирования в течение базового периода регулирования понес экономически обоснованные, документально подтвержденные расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на потребляемую продукцию, эти расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых тарифов начиная с периода, следующего за отчетным периодом регулирования.
При расчете тарифов для субъектов регулирования, ранее не осуществлявших деятельность в данной сфере услуг и не имеющих фактических данных по расходам, расчет осуществляется на основании планируемых показателей их деятельности.
III. Расчет затрат, связанных с предоставлением транспортных услуг субъектами регулирования
3.1. Формирование тарифов на регулируемые транспортные услуги осуществляется по следующей схеме:
прогнозирование объема перевозки пассажиров осуществляется с учетом динамики фактически выполненных объемов за 3 года, предшествующих базовому периоду регулирования;
определение расходов на содержание и функционирование пассажирских судов и других объектов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности субъектов регулирования;
распределение затрат между регулируемой и нерегулируемой видами деятельности;
распределение затрат по линиям.
Определение состава расходов, применяемых для расчета цен (тарифов), и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", другими нормативными правовыми актами.
3.2. Прямые расходы непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг и напрямую относятся на их себестоимость.
К прямым расходам транспортных услуг относятся:
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды, включающие отчисления в пенсионный фонд, на медицинское страхование, на социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний). Суммы указанных отчислений рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим в период проведения расчетов и установления тарифов;
затраты на топливо и смазочные материалы;
амортизация основных фондов;
затраты на техническое обслуживание и ремонт;
прочие прямые расходы.
К накладным (косвенным) расходам относятся:
общехозяйственные расходы;
общепроизводственные расходы;
прочие расходы (иные затраты, не учтенные в вышеуказанных элементах).
3.3. При определении планируемых расходов, относимых на регулируемую деятельность, орган регулирования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые субъектом регулирования товары (работы, услуги), установленные органом регулирования, в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
прогноз индекса цен производителей промышленной продукции (ИЦП в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на производство нефтепродуктов;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими субъектами регулирования в сопоставимых условиях;
д) цены на потребляемые субъектом регулирования товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности субъекта регулирования за 3 предыдущих периода регулирования.
3.4. Прямые расходы
3.4.1. Оплата труда основного производственного персонала.
Расходы на оплату труда (приложение N 3 к Методическим указаниям) включают затраты на оплату труда экипажей судов, осуществляющих пассажирские перевозки, а также производственных рабочих по обслуживанию судов, общепроизводственного персонала, административно-производственного персонала, прочего производственного персонала (далее - работники).
Затраты на оплату труда определяются исходя из планируемой численности работников и их размера среднемесячной заработной платы с учетом положений статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормативная численность экипажей судов рассчитывается в соответствии с требованиями внутреннего водного транспорта с учетом нормативов минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего плавания, утвержденных приказом Минтранса России от 23 ноября 2020 г. N 504 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов".
Среднемесячная заработная плата работников исчисляется на основании тарифных ставок, доплат, надбавок, премий и других стимулирующих выплат, установленных в соответствии с принятой субъектом регулирования системой оплаты труда, определяемой отраслевым тарифным соглашением, и выплат, предусмотренных коллективным договором, положением об оплате труда, штатным расписанием, с применением прогнозного индекса потребительских цен Минэкономразвития России на расчетный период регулирования с учетом анализа фактического объема фонда оплаты труда, а также численности работников в отчетном и базовом периодах с подтверждением данными бухгалтерского и статистического учета.
Среднемесячная заработная плата сопоставляется с уровнем среднестатистической заработной платы по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области в базовом или отчетном периоде с учетом индекса потребительских цен, рекомендованного Минэкономразвития России на расчетный период регулирования.
3.4.2. Отчисления на социальные нужды.
Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления на социальные нужды по установленным законодательством Российской Федерации нормативам, в процентах от расходов на оплату труда работников, включаемых в расходы по статье "Затраты на оплату труда" (страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляются исходя из страхового тарифа на основании Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
3.4.3. Затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию. Затраты на топливо всех видов, расходуемое судами, исходя из их объема работы в год (в часах), норм расхода топлива и смазочных материалов по судам, утвержденным руководителем субъекта регулирования и установленным исходя из технических характеристик каждого типа судна и цены топлива, рассчитываются по формуле:
Зт = Тр х Tt х Н х Цт,
где:
Тр - количество рейсов;
Tt - время рейса (ход, маневр);
Н - норма расхода топлива в зависимости от вида работы (ход, маневр), кг/час;
Цт - средняя фактическая цена приобретения субъектом регулирования 1 тонны топлива, сложившаяся в отчетном и базовом периодах, не превышающая среднерыночную цену в регионе с учетом индекса изменения цен производителей нефтепродуктов на расчетный период регулирования, рекомендованного Минэкономразвития России, руб./т. Закупочные субъектом регулирования цены приобретения топлива подтверждаются счетами-фактурами.
Цены топлива и смазочных материалов на плановый период регулирования формируются в соответствии с пунктом 3.3 Методических указаний.
Расход топлива учитывается в пределах действующих нормативов, а также на основе данных анализа фактического расхода топлива за отчетный период.
Затраты на смазочные материалы определяются по каждому судну исходя из норм расхода смазочных материалов, принимаемых в размере 3-7 процентов от расхода дизельного топлива, и цены 1 тонны масла, определяемой исходя из средней фактической цены приобретения субъектом регулирования 1 тонны масла, сложившейся в отчетном и базовом периодах, не превышающей среднерыночную цену в регионе, с учетом индекса изменения цен на производство нефтепродуктов на расчетный период, прогнозируемого Минэкономразвития России, руб./т.
Расход смазочных материалов учитывается в пределах действующих нормативов, а также на основе данных анализа фактического расхода смазочных материалов за отчетный период.
В том случае, если фактические затраты на топливо и смазочные материалы ниже, чем их плановая величина, рассчитанная в соответствии с настоящими Методическими указаниями, то в состав затрат, учитываемых при формировании тарифов на регулируемые транспортные услуги в расчетном периоде регулирования, принимается фактическая величина затрат на топливо и смазочные материалы за отчетный период с поправкой на индекс цен производства нефтепродуктов, рекомендованный Минэкономразвития России на соответствующие периоды, а также с учетом изменения объемов транспортных услуг.
В расчете необходимой валовой выручки учитываются затраты на приобретение электроэнергии, расходуемой судами в технологическом процессе по нормам, исходя из технических характеристик судов, а также регулируемым тарифам энергоснабжающих организаций Новгородской области.
3.4.4. Амортизационные отчисления.
Амортизационные отчисления являются источником финансирования технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных фондов предприятия.
Имущество субъекта регулирования признается амортизируемым в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации. Начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока службы имущества при условии полного перенесения всей его стоимости на издержки производства и обращения.
Амортизационные отчисления на полное восстановление (износ) основных производственных фондов в целях тарифного регулирования определяются на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизационных отчислений.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется органом регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации, или техническим паспортом основного средства и в соответствии с техническими характеристиками срока полезного использования.
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация с учетом основных средств, вводимых в эксплуатацию в последнем отчетном периоде.
3.4.5. Техническое обслуживание и ремонт.
Затраты на ремонт производятся в соответствии с планом ремонта судов на расчетный период, утвержденным руководителем субъекта регулирования, в соответствии с едиными ремонтными ведомостями, соблюдением плановых сроков проведения слипования, среднего и текущего ремонта, с учетом сложившихся цен на материалы и услуги судоремонтных заводов.
Затраты на текущее содержание, эксплуатацию, ремонт основных средств и иного имущества, используемых субъектом регулирования для оказания транспортных услуг, рассчитываются в соответствии с приложениями N 7 - 9 к Методическим указаниям и включают в себя:
стоимость материалов (смазочных, обтирочных, окрасочных и т.д.), инструментов, приспособлений, судового и хозяйственного инвентаря, приборов, запасных частей, спецодежды, необходимых для осуществления текущего содержания основных производственных фондов;
затраты на ремонт основных фондов, осуществляемый сторонними организациями на основании заключенных договоров, и (или) собственными силами субъекта регулирования в соответствии с графиками ремонтов, согласно ремонтным ведомостям, сметам и актам выполненных работ.
Затраты на материалы определяются исходя из действующих норм расхода материалов и запчастей, а также цен, определяемых в соответствии с пунктом 3.3 Методических указаний.
В том случае, если фактические затраты на техническое обслуживание и ремонт основных производственных фондов ниже, чем их плановая величина, рассчитанная в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, то в состав затрат, учитываемых при формировании тарифов на регулируемые транспортные услуги в расчетном периоде регулирования принимается фактическая величина затрат за отчетный период с поправкой на индекс цен пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.