Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобрнауки РД
и ФГБОУ ВО "ДГПУ"
от 14 марта 2023 г. N 05-02-2-315/23
Положение
о психолого-педагогических классах (группах)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 года N 1014 "Об утверждении Федеральной образовательной программы среднего общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июня 2013 года N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "1 июля 2013 года"
- профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н;
- постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 г. N 28;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников";
- методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования", утвержденными Министерством просвещения Российской Федерации от 30 марта 2021 года N ВБ-511/08.
1.2. Психолого-педагогические классы (группы) создаются на базе общеобразовательных организаций в рамках различных профилей (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).
1.3. Психолого-педагогические классы (группы) создаются при наличии квалифицированных педагогических кадров, необходимой материально-технической базы, научного сопровождения, учебно-методического обеспечения и соответствующего социального запроса.
1.4. Психолого-педагогические классы (группы) организуются в общеобразовательной организации на уровне среднего общего образования.
1.5. Создание психолого-педагогических классов (групп) направлено на развитие творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной работы, практико-ориентированной деятельности, повышенную подготовку по профильным дисциплинам, а также способствует профессиональному самоопределению и непрерывности педагогического образования.
1.6. Задачи психолого-педагогических классов (групп):
- предоставление возможности обучающимся 10-11 классов осваивать содержание учебных дисциплин среднего общего образования и учебных дисциплин, ориентированных на педагогические профессии за счет объединения образовательных ресурсов общеобразовательной организации (далее - ОО), образовательной организации высшего образования (далее - ОО ВО) или профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) и использования разнообразных форм организации образовательного процесса;
- создание условий, обеспечивающих самоопределение и саморазвитие обучающихся в ходе образовательной деятельности;
- развитие у обучающихся мотивации профессионального выбора и потребности в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
- создание условий для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
- обеспечение осмысления обучающимися специфики педагогической профессии;
- развитие умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
2. Механизм реализации модели психолого-педагогических классов
2.1. В реализации модели психолого-педагогических классов участвуют ОО ВО, ПОО и ОО, ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования" (далее - ГБУ ДПО РД "ДИРО"):
2.1.1. ОО ВО или ПОО, ГБУ ДПО РД "ДИРО":
- участвует в разработке учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин для психолого-педагогических классов (групп), обеспечивающих обучение обучающихся по программам среднего общего образования;
- участвует в организации образовательного процесса в психолого-педагогических классах (группах);
- разрабатывает систему мероприятий для обучающихся профильной направленности: профильные олимпиады, конференции, конкурсы, форумы, семинары и мастер-классы;
- оказывает ОО научно-методическую и информационную поддержку;
- обеспечивает в случае необходимости консультирование и повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам преподавания учебных дисциплин, включенных в учебные планы психолого-педагогических классов (групп);
- вырабатывает единую интерпретацию общих научных понятий, законов, теорий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения, исключив при этом дублирование одних и тех же вопросов в разных дисциплинах учебного плана психолого-педагогических классов (групп);
- назначает ответственное лицо по координации взаимодействия с ОО, имеющими психолого-педагогические классы (группы).
2.2. ОО:
- открывает профильный психолого-педагогический класс (группу);
- создает для работы психолого-педагогического класса (группы) необходимые организационно-педагогические и материально-технические условия;
- вносит изменения в образовательную программу ОО в части организации деятельности психолого-педагогических классов (группы) и утверждает их приказом;
- разрабатывает по согласованию с ОО ВО или ПОО учебный план и рабочие программы учебных дисциплин для психолого-педагогического класса (группы) и утверждает их приказом;
- вводит в содержание учебных дисциплин психолого-педагогического класса (группы) выработанную совместно с ОО ВО или ПОО единую интерпретацию общих научных понятий, законов и теории, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения, исключая их дублирование, а также методологические вопросы, раскрывающие взаимосвязи и взаимообусловленность изучаемых явлений, процессов, событий;
- обеспечивает образовательный процесс в психолого-педагогическом классе (группе) квалифицированными педагогическими кадрами;
- согласует совместно с ОО ВО или ПОО положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в психолого-педагогическом классе (группе) и утверждает его приказом;
- осуществляет в течение учебного года мониторинг деятельности обучающихся психолого-педагогических классов (группы) и информирует о его результатах ОО ВО или ПОО;
- проводит совместно с ОО ВО и ПОО профориентационную работу с обучающимися психолого-педагогических классов (групп) по формированию у них интереса к получению высшего педагогического образования;
- обеспечивает участие школьников, педагогов в совместных с ОО ВО и ПОО мероприятиях;
- обеспечивает информационную поддержку деятельности психолого-педагогического класса (группы);
- назначает ответственное лицо за организацию деятельности психолого-педагогического класса (группы) и взаимодействие с ОО ВО и ПОО.
3. Содержание и организация образовательного процесса педагогического профиля
3.1. Общее руководство учебным процессом в психолого-педагогическом классе (группе) осуществляет заместитель директора ОО по учебной работе, функциональные обязанности которого определяются соответствующим приказом руководителя ОО.
3.2. Психолого-педагогические классы (группы) работают в условиях реализации предпрофильного и профильного обучения. Учебный план предусматривает изучение предметов, составляющих обязательный базовый компонент, профильные учебные предметы, элективные (по выбору) курсы.
3.3. Образовательный процесс в психолого-педагогических классах (группах) носит персонифицированный характер, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих информальное, формальное и неформальное обучение, ориентированное на личность каждого учащегося.
3.4. В психолого-педагогических классах (группах) организуется внеурочная деятельность учащихся через индивидуальные формы и работу различных кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений на добровольных началах.
3.5. Учащимся психолого-педагогических классов (групп) предоставляется возможность для работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", библиотеке.
3.6. Наполняемость психолого-педагогических классов - до 25 учеников, психолого-педагогических групп - от 10 до 13 учеников.
4. Порядок приема и обучения в психолого-педагогическом классе (группе)
4.1. Ответственность за комплектование психолого-педагогических классов (групп) возлагается на Педагогические советы соответствующих ОО и руководителей ОО. Основанием для зачисления в психолого-педагогический класс (группу) служат: заявление учащегося, документ об окончании основного общего образования, результаты тестирования и собеседования.
4.2. Вопросы зачисления и отчисления учащихся психолого-педагогических классов (групп) решаются Педагогическим советом ОО в соответствии с Уставом ОО. Решения оформляются приказом директора ОО.
4.3. При поступлении в психолого-педагогические классы (группы) учащиеся и их родители должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс данного профиля.
4.4. При наличии вакантных мест прием учащихся в данные классы может производиться дополнительно в течение первого года обучения.
4.5. Посещение элективных курсов, а также педагогической практики для учащихся психолого-педагогических классов (групп) является обязательным.
4.6. Педагогическая практика для учащихся психолого-педагогических классов (групп) является основой их предпрофессиональной подготовки. Включение учащихся в педагогическое пространство может осуществляться в различных формах: организации культурных и досуговых мероприятий, помощи в подготовке классных часов и т.п.
4.7. Обучающиеся в психолого-педагогических классах (группах), в последствии имеют право и возможность как выбрать, так и не выбирать педагогическую профессию.
4.8. Выпуск учащихся психолого-педагогических классов (групп) производится в соответствии с регламентом деятельности ОО.
4.9. ОО ВО и ПОО осуществляют прием выпускников психолого-педагогических классов (групп) в соответствии с действующим законодательством.
5. Управление ОО в условиях функционирования психолого-педагогических классов (групп)
5.1. Деятельность психолого-педагогических классов (групп) организуется в соответствии с Уставом ОО, настоящим Положением и Правилами внутреннего распорядка ОО.
5.2. Педагогический коллектив для работы в психолого-педагогических классах (группах) формируется из квалифицированных специалистов.
5.3. Для работы в психолого-педагогических классах (группах), ведения профильных дисциплин и элективных курсов могут быть привлечены преподаватели педагогических ОО ВО и ПОО, а также другие специалисты, имеющие соответствующее образование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.