Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобрнауки РД
от 13 марта 2023 г. N 05-02-2-298/23
Порядок
формирования предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации в Республике Дагестан в 2023 году
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет требования к формированию предметных комиссий в Республике Дагестан.
1.2. Предметные комиссии (далее - ПК) в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан в области образования, настоящим Положением.
1.3. ПК формируются из прошедших соответствующую подготовку представителей общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.
1.4. Составы ПК утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан по согласованию с Государственной экзаменационной комиссией Республики Дагестан (далее - ГЭК).
1.5. Составы ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513).
2. Требования к экспертам предметных комиссий
2.1. В состав ПК по общеобразовательному предмету включаются специалисты, соответствующие следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования не менее трёх лет;
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором - наличие присвоенного в текущем году статуса ведущего, старшего или основного эксперта.
2.2. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта. (Рекомендуемая доля экспертов со статусом ведущий эксперт - до 5% от общего количества экспертов).
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами. (Рекомендуемая доля экспертов со статусом старший эксперт - до 20% от общего количества экспертов).
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК. (Рекомендуемая доля экспертов со статусом основной эксперт - до 75% от общего количества экспертов).
2.3. Для присвоения статуса ведущий эксперт необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
2.4. Статусы ведущий эксперт и старший эксперт могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развёрнутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее трёх лет.
3. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
3.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
а) Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
б) Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
в) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Министерством образования и науки РД, могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
г) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, могут только эксперты, которые являются членами ФПК.
д) Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" и "старший эксперт".
4. Организация квалификационного испытания
4.1. Для оценивания развёрнутых ответов участников экзамена допускаются эксперты, успешно прошедшие квалификационные испытания. Квалификационные испытания организует Министерство образования и науки
Республики Дагестан и ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования".
4.2. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет Министерство образования и науки Республики Дагестан.
4.3. Порядок доступа экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливает Министерство образования и науки РД.
4.4. Для обеспечения единства оценивания развёрнутых ответов участников ГИА вводится двухуровневая система подготовки к оцениванию.
4.5. Первый уровень - региональный, осуществляется на базе РЦОИ с использованием программ, разработанных на основе методических рекомендаций Рособрнадзора, разработанных ФГБНУ ФИПИ, утвержденных Министерством образования и науки РД.
4.6. Второй уровень - дистанционное обучение - проводится в Интернет - системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт-ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ "ФИПИ").
4.7. Обучение экспертов завершается квалификационным испытанием, которое проводится в Интернет - системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт-ЕГЭ". По итогам квалификационного испытания эксперту присваивается статус: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
4.8. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
5. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
5.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
а) Согласование на федеральном уровне включает мероприятия по формированию единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус ведущих экспертов. Мероприятия включают: обсуждение подходов к оцениванию и типичных затруднений экспертов при оценивании, оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания, проведение квалификационных испытаний.
б) Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развёрнутых ответов выпускников.
в) Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ГИА.
5.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФГБНУ ФИПИ и осуществляются в два этапа: заочный и очный.
а) Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь).
На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей ПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется Модуль обсуждения Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (формирование межрегионального банка работ проводится из отобранных руководителями ПК изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ГИА предыдущих лет). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
б) Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, оценивание которых считается эталонным (набор эталонных работ).
5.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ на региональном уровне организуются Министерством образования и науки РД. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов, размещенных на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
Показатели согласованности оценивания и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения статуса экспертам
Показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний, проводимых в форме оценивания эталонных экзаменационных работ.
Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История |
|
|
|
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель: Количество заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания
Значения показателя для присвоения экспертам статусов
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.