Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 15
к Положению об учетной политике
Положение
о списании дебиторской и кредиторской задолженности
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы".
2. Настоящее Положение устанавливает порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности, правила и условия признания сомнительной или безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
3. Безнадежной к взысканию признается дебиторская задолженность, по которой меры, принятые по ее взысканию, носят полный характер и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по возвращению задолженности.
4. Дебиторская задолженность признается безнадежной к взысканию в случае:
1) смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
3) признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной после завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
4) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) применения актов об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;
6) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:
размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
7) исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете;
8) если судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
5. Сомнительной признается задолженность при условии, что должник нарушил сроки исполнения обязательства, и наличии одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие обеспечения долга залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и т.п.;
2) значительные финансовые затруднения должника, ставшие известными из средств массовой информации или других источников;
3) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника;
4) наличие справки из органов внутренних дел о приостановлении возбужденного дела;
5) наличие решения судебных органов (судебных приставов) о приостановлении взыскания.
6. Не признаются сомнительными:
1) обязательство должника, просрочка исполнения которого не превышает 30 дней;
2) задолженность заказчиков по договорам оказания услуг или выполнения работ, по которым срок действия договора не истек.
7. Решение о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (далее - комиссия).
Комиссия принимает решение после проведения инвентаризации, на основании служебной записки председателя комитета финансирования Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа - главного бухгалтера (далее - главный бухгалтер) о необходимости признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию, содержащей информацию о причинах признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию. К служебной записке прикладываются документы, указанные в пункте 11 настоящего Положения.
Заседание комиссии проводится на следующий рабочий день после поступления служебной записки от главного бухгалтера.
8. По результатам анализа документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, иных документов, запрашиваемых при необходимости у главного бухгалтера, и установления фактов возникновения обстоятельств для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию комиссия принимает одно из следующих решений:
1) признать дебиторскую задолженность сомнительной или безнадежной к взысканию;
2) отказать в признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию.
9. Комиссия признает дебиторскую задолженность сомнительной или безнадежной к взысканию если имеются основания для возобновления процедуры взыскания задолженности или отсутствуют основания для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При наличии оснований для возобновления процедуры взыскания дебиторской задолженности указывается дата окончания срока возможного возобновления процедуры взыскания.
10. В случае разногласия мнений членов комиссии принимается решение об отказе в признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию.
11. Для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию необходимы следующие документы:
1) выписка из отчетности администратора доходов бюджета об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
2) справка администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) документы, подтверждающие случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
4) документы, подтверждающие случаи признания задолженности сомнительной (договор с контрагентом, выписка из него или копия договора; копии документов, ссылки на сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подтверждающие значительные финансовые затруднения контрагента; документы, подтверждающие возбуждение процедуры банкротства, или ссылки на сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с информацией о начале процедуры банкротства).
12. К документам, подтверждающим случаи признания задолженности безнадежной к взысканию, относятся:
1) документ, свидетельствующий о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или подтверждающий факт объявления его умершим;
2) судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджет деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);
3) судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет;
4) документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджет;
5) документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа;
6) акт об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;
7) постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
8) судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
9) постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
13. Решения комиссии оформляются актами, содержащими следующую информацию:
1) полное наименование организации;
2) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика;
3) код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается задолженность по платежам в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, его наименование;
4) реквизиты документов, по которым возникла дебиторская задолженность (платежных документов, накладных, актов выполненных работ и т.д.);
5) принятое решение комиссии;
6) сумма дебиторской задолженности, признанной сомнительной или безнадежной к взысканию (при принятии решения, указанного в подпункте 1 пункта 8 настоящего Положения);
7) дата принятия решения.
14. Решение комиссии о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию подписывается членами комиссии и утверждается руководителем органа государственной власти.
15. Кредиторская задолженность, невостребованная кредитором, списывается с баланса по факту проведения инвентаризации в случаях, если:
1) акты сверки, направляемые в адрес кредитора, возвращаются неподписанными;
2) кредитор не отвечает на обращения, направляемые в его адрес, не приходит за суммой задолженности или не сообщает реквизиты, по которым возможно вернуть задолженность;
3) кредитор не отвечает на звонки и письма.
16. В случае исключение кредитора из Единого государственного реестра юридических лиц или реестра индивидуальных предпринимателей кредиторская задолженность списывается с балансового учета и на забалансовый счет не ставится.
17. Во всех остальных случаях кредиторская задолженность списывается с баланса и ставится на учет на забалансовый счет 20 "Списанная задолженность невостребованная кредиторами".
С забалансового счета 20 "Списанная задолженность невостребованная кредиторами" кредиторская задолженность списывается по истечении срока исковой давности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основание для списания кредиторской задолженности является распоряжение руководителя органа государственной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.