г. Краснодар |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А32-40217/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Воловик Л.Н.,
судей Мацко Ю.В. и Черных Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Овчинниковой Анны Анатольевны (ИНН 770901528061, ОГРНИП 312774625600223) - Погорелова Д.В. (доверенность от 20.02.2014), в отсутствие заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю (ИНН 2365000010, ОГРН 1042313063022), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Овчинниковой Анны Анатольевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2013 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 03.12.2013 (судьи Николаев Д.В., Винокур И.Г., Герасименко А.Н.) по делу N А32-40217/2012,
установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Овчинникова Анна Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговой орган) с заявлением о признании недействительным требования от 03.11.2011 N 348758 об уплате налога, сбора, пени, штрафа; об обязании инспекции исчислить земельный налог за 2010 год по земельному участку с кадастровым номером 23:33:0804000:73 на основании нормативной цены земли (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 15.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2013, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган начислил налог исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего предпринимателю на праве собственности. Довод предпринимателя о невозможности применения в целях налогообложения в 2010 году распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) является ошибочным. Применение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в распоряжении N 1202-р.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа в признании недействительным требования инспекции от 03.11.2011 N 348758, требование удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не применили статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); сослались на законы, не подлежащие применению, а именно: пункт 14 статьи 396 Кодекса, постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", статью 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; неправильно истолковали нормы законодательных актов, в частности распоряжение N 1202-р и постановление N 58. Предприниматель полагает, что не опубликованное распоряжение N 1202-р не может порождать для налогоплательщика никаких правовых последствий, поэтому начисление земельного налога за 2010 год на основании распоряжения N 1202-р неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция направила предпринимателю требование от 03.11.2011 N 348758 об уплате 487 027 рублей 86 копеек недоимки по земельному налогу за 2010 год, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Не согласившись с указанным требованием, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного предпринимателем требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей Кодекса. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ). В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет". Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии со статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения земельным налогом распоряжение N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57 отменено распоряжение N 1202-р, а постановлением N 58 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, которое содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и распоряжение N 1202-р.
Суды правильно указали, что постановление N 58 не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению его обязанностей по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые установлены в распоряжении N 1202-р. Отмена распоряжения N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности по уплате земельного налога или ее изменении.
Распоряжение N 1202-р надлежаще доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем предприниматель, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и законную обязанность самостоятельно определить свои налоговые обязательства по уплате земельного налога за 2010 год.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с решением главы Совета Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 24.02.2010 N 77 "О внесении изменения в решение Совета Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 20.11.2009 N 21 "Об установлении земельного налога на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района"" налоговая ставка земельного участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности за 2010 год равна 0,22%. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Туапсинского отдела 19.01.2010 налоговому органу предоставлены сведения о кадастровой стоимости в 2010 году земельного участка, общей площадью 33 036 кв. м, с кадастровым номером 23:33:0804000:73, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Новомихайловский, урочище "Дедова щель", принадлежащего предпринимателю на праве собственности. Согласно представленным сведениям кадастровая стоимость земельного участка в 2010 году составила 241 501 419 рублей.
Суды проверили произведенный инспекцией расчет земельного налога за 2010 год и сделали вывод о том, что сумма налога исчислена инспекцией правильно.
Доводы предпринимателя исследованы судебными инстанциями и им дана правильная правовая оценка.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой и постановления апелляционной инстанций отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2013 и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 03.12.2013 по делу N А32-40217/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.