В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2022 года N 815 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации пилотного проекта, направленного на внедрение в Республике Мордовия системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, на 2023 год" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Установить, что внедрение социального пакета долговременного ухода в соответствии с Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе" (далее - Типовая модель), в 2023 году реализуется в следующих муниципальных образованиях Республики Мордовия: Ардатовский район, Атюрьевский район, Атяшевский район, Зубово-Полянский район, Инсарский район, Кадошкинский район, Ковылкинский район, Кочкуровский район, Краснослободский район, Ромодановский район, Рузаевский район, Старошайговский район, Темниковский район, Теньгушевский район, Торбеевский район и городской округ Саранск.
2. Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия осуществить апробацию социального пакета долговременного ухода в соответствии с Типовой моделью как технологию в сфере социального обслуживания в муниципальных образованиях, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
3. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 564 "Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 22 мая 2015 г. N 280, от 21 декабря 2016 г. N 621, от 15 мая 2019 г. N 235, от 26 августа 2019 г. N 357) следующие изменения:
1) Порядок определения индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг изложить в следующей редакции:
"Утвержден
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 24 ноября 2014 года N 564
(изложен в редакции постановления
Правительства Республики Мордовия
от 23 марта 2023 г. N 148)
Порядок
определения индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг
1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия, для определения индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг для устранения обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона, которые ухудшают или могу ухудшить условия их жизнедеятельности (далее - индивидуальная потребность в социальных услугах).
2. Настоящий Порядок не распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг, являющимися специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также предоставлением срочных социальных услуг.
3. Оценка индивидуальной потребности в социальных услугах, в том числе в социальных услугах по уходу в рамках системы долговременного ухода, является неотъемлемой частью процесса предоставления социальных услуг и проводится в целях определения получателям социальных услуг:
права гражданина на получение социальных услуг и необходимость предоставления социальных услуг, в том числе в социальных услугах по уходу в рамках системы долговременного ухода;
единых критериев для вынесения объективных решений о приеме гражданина на социальное обслуживание;
необходимой формы социального обслуживания;
видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг;
перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
4. Индивидуальная потребность в социальных услугах, в том числе в социальных услугах по уходу в рамках системы долговременного ухода, определяется одновременно с принятием решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
5. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, - экспертная деятельность, состоящая из:
1) оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) потребностей и нужд, обстоятельств и состояния гражданина (далее - оценка);
2) заключения о наличии или об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, в целях признания его нуждающимся в социальном обслуживании;
3) заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и форме социального обслуживания;
4) заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе, рекомендуемом объеме социального пакета долговременного ухода и условиях его предоставления;
5) подбора гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании и в уходе, социальных услуг, в том числе услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, а также иных социальных услуг (с его согласия);
6) определение продолжительности (постоянное, временное), условий оплаты (бесплатное, с частичной оплатой, с полной оплатой) предоставления социального обслуживания, формы социального обслуживания;
7) формирования проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
6. При определении индивидуальной потребности в социальных услугах в ходе надомного посещения проводится оценка условий жизнедеятельности гражданина, обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а также учитываются:
социально-экономическое положение;
волеизъявление гражданина относительно формы социального обслуживания и видов предоставления социальных услуг;
оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе и перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу;
медицинские документы, характеризующие состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в том числе со специальным социальным обслуживанием (на основании заключения уполномоченной медицинской организации).
7. Определение уровня индивидуальной потребности в социальных услугах для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, полустационарной и стационарной формах, в том числе со специальным социальным обслуживанием, осуществляется в соответствии с анкетой-опросником для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник).
8. Анкета-опросник, правила заполнения анкеты-опросника, алгоритм действия при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, описание уровней нуждаемости, хронометраж рабочего времени работника, предоставляющие социальные услуги, социальные услуги по уходу в рамках системы долговременного ухода, при предоставлении социальных услуг на дому, а также рекомендуемый объем социального обслуживания исходя из уровня нуждаемости в социальных услугах, утверждаются приказом Министра социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.
9. Анкета-опросник является:
1) основным инструментом для проведения оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) нужд и потребностей, обстоятельств и состояния гражданина, включающим оценочную шкалу индивидуальной потребности в уходе, и назначения социальных услуг по уходу и иных социальных услуг (далее - оценочная шкала);
2) документом, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
10. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется специалистами по оценке нуждаемости в три этапа (подготовительный, основной, завершающий).
11. На подготовительном этапе специалисты по оценке нуждаемости в срок не более двух рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг осуществляют сбор сведений о гражданине, его ограничениях, потребностях и нуждах, в том числе:
1) обрабатывают информацию о гражданине и его ближайшем окружении, полученную в ходе телефонных переговоров, из ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, осуществляют предварительное заполнение анкеты-опросника;
2) формируют предварительные выводы о потребностях и нуждах, обстоятельствах и состоянии гражданина;
3) готовят визит к гражданину в случае, если у него выявлены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности;
4) готовят проект решения об отказе в социальном обслуживании в случае, если у гражданина отсутствуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности.
12. На основном этапе специалисты по оценке нуждаемости в срок не более двух рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг осуществляют визит к гражданину, в ходе которого определяют его индивидуальную потребность в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, делают вывод об ограничениях, потребностях и нуждах гражданина, в том числе:
1) актуализируют информацию о гражданине, полученную на подготовительном этапе, проводят оценку индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
2) делают выводы о потребностях и нуждах, обстоятельствах и состоянии гражданина;
3) формируют заключение о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, о форме социального обслуживания.
13. На завершающем этапе специалисты по оценке нуждаемости в срок не более четырех рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг определяют индивидуальную потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровень его нуждаемости в уходе, готовят проекты индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, а также:
1) осуществляют итоговое заполнение анкеты-опросника;
2) формируют перечень и объем социальных услуг, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
3) формируют решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе в социальных услугах по уходу гражданину, которому не установлен уровень нуждаемости в уходе в случае, если гражданин отказался от социального обслуживания (далее - проекты решений)
4) направляют проекты решений в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия или уполномоченную организацию.
14. Не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления и соответствующих документов проводится заседание Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг (далее - Комиссия), на котором рассматриваются материалы оценки индивидуальной потребности в социальных услугах, а также документы, необходимые для предоставления социальных услуг, и в указанный срок принимается соответствующее решение.
В случае поступления заявления от гражданина, получающего паллиативную медицинскую помощь, или его законного представителя заседание Комиссии проводится в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления с соответствующими документами, и в указанный срок принимается соответствующее решение.
13. Решение Комиссии оформляется протоколом Комиссии.
14. Положение о Комиссии утверждается руководителем организации социального обслуживания на основании Типового положения, утверждаемого Правительством Республики Мордовия.
15. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
16. Инструментом для определения уровня нуждаемости гражданина в уходе является оценочная шкала анкеты-опросника, которая предусматривает балльную систему оценки.
17. Подсчет суммарного количества баллов осуществляется на основании результатов заполнения оценочной шкалы, включающей:
1) проведение опроса гражданина о его способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни;
2) наблюдение за способностью гражданина выполнять привычные для обеспечения своей жизнедеятельности действия;
3) демонстрацию гражданином навыков самообслуживания, которыми владеет и пользуется.
18. Первый уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 15,5 до 26.
19. Второй уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 26,5 до 35.
20. Третий уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 35,5 до 55.
21. При суммарном количестве баллов от 0 до 15 гражданину не устанавливается уровень нуждаемости в уходе и не назначаются социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода.
22. Гражданину, которому не установлен уровень нуждаемости в уходе, при наличии его согласия специалистом по оценке нуждаемости предлагаются иные социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме социального обслуживания.
23. Основанием для включения гражданина в систему долговременного ухода является установление ему уровня нуждаемости в уходе и назначение социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренный стандартом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
24. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия или уполномоченной организацией в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
25. На основании анкеты-опросника составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона, на каждого гражданина исходя из его потребностей в социальных услугах.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется в зависимости от изменений индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также с учетом результатов реализованной индивидуальной программы, а также в соответствии с проведенной оценкой эффективности реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
26. Порядок и сроки уведомления заявителя о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также порядок обжалования принятого решения устанавливаются порядками предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия.";
2) Типовое положение о Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг изложить в следующей редакции:
"Утверждено
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 24 ноября 2014 года N 564
(изложен в редакции постановления
Правительства Республики Мордовия
от 23 марта 2023 г. N 148)
Типовое положение
о Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг
1. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение определяет основные задачи, права, порядок формирования и деятельности Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг (далее - Комиссия).
2. Комиссия является постоянно действующим совещательным органом при государственных казенных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия и государственном бюджетном учреждении Республики Мордовия "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" (далее - организации социального обслуживания).
3. Комиссия создается в целях:
определения оценки индивидуальной потребности в социальных услугах, в том числе в социальных услугах по уходу;
принятия обоснованного решения об установлении формы, видов, условий, продолжительности и периодичности предоставления социального обслуживания, а также перечня социальных услуг, объема предоставления социального обслуживания;
оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе;
рассмотрение спорных вопросов и жалоб при предоставлении социального обслуживания;
4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Республики Мордовия, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Мордовия, иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи работы Комиссии
5. Основными задачами работы Комиссии являются:
организация и проведение оценки индивидуальной потребности в социальных услугах, в том числе социальных услугах по уходу;
определение исходя из оценки индивидуальной потребности рекомендуемых форм, видов, объемов, условий, периодичности и продолжительности предоставления социального обслуживания;
установление для граждан рекомендуемого перечня социальных услуг, в том числе социальных услугах по уходу, предоставляемых поставщиками социальных услуг;
рассмотрение результатов реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
рассмотрение спорных вопросов и жалоб при предоставлении социального обслуживания;
определение индивидуального хронометража рабочего времени социального работника при предоставлении социальных услуг на дому.
3. Права Комиссии
6. Комиссия имеет право:
осуществлять проверку полноты и достоверности сведений, представленных гражданином (его законным представителем);
запрашивать у гражданина (его законного представителя) документы и сведения необходимые для принятия обоснованного решения.
4. Порядок формирования Комиссии
7. Количественный состав Комиссии составляет от 5 до 7 человек.
8. Персональный состав Комиссии состоит из:
руководителя организации социального обслуживания;
заместителя руководителя организации социального обслуживания;
заведующих отделениями организации социального обслуживания (при наличии штатной единицы);
юрисконсульта организации социального обслуживания (при наличии штатной единицы);
представителя медицинской организации (заместитель главного врача, заведующий отделением, врач, фельдшер) (по согласованию);
представителя органов местного самоуправления (заместителя главы администрации по социальным вопросам, ответственного специалиста администрации) (по согласованию);
представителя общественной организации, действующей в муниципальном районе Республики Мордовия и городском округе Саранск (по согласованию).
9. Состав Комиссии утверждается приказом руководителя организации социального обслуживания.
10. Член Комиссии может выйти из состава Комиссии на основании письменного заявления.
11. Член Комиссии может быть исключен из состава Комиссии по решению Комиссии в случаях, если он не участвовал в работе Комиссии более 6 месяцев непрерывно.
12. Состав Комиссии пересматривается по мере необходимости.
13. Деятельность Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.
5. Порядок работы Комиссии
14. Председателем Комиссии является руководитель организации социального обслуживания (в случае его отсутствия - заместитель руководителя), который:
организует работу Комиссии и председательствует на его заседаниях;
подписывает протоколы Комиссии;
осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности Комиссии.
15. Члены Комиссии имеют право:
предлагать кандидатуры лиц для участия в заседаниях Комиссии;
участвовать в подготовке материалов к заседаниям Комиссии;
высказывать особое мнение по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Комиссии;
вносить предложения по вопросу формирования экспертных и рабочих групп, создаваемых Комиссией;
осуществлять иные полномочия в рамках деятельности Комиссии.
16. Для обеспечения деятельности Комиссии назначается секретарь Комиссии - сотрудник организации социального обслуживания.
17. Секретарь Комиссии:
составляет информацию для членов Комиссии на основании анкеты-опросника для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
уведомляет членов Комиссии о дате и времени предстоящего заседания.
18. Заседания Комиссии проводятся при наличии заявления и соответствующих документов о принятии на социальное обслуживание, а также в случае окончания срока действия договора о социальном обслуживании, изменений условий договора о предоставлении социальных услуг в части изменений количества и времени оказания социальных услуг, формы и продолжительности предоставления социальных услуг.
19. Комиссия правомочна принимать решение в присутствии более половины общей численности членов Комиссии.
20. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов.
21. Комиссия вправе принимать решения в отсутствие гражданина (его законного представителя).".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
Д. Поздняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 марта 2023 г. N 148 "Об особенностях внедрения системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в Республике Мордовия в 2023 году и внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 564"
Вступает в силу c 24 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 марта 2023 г. N 1300202303240001
газета "Известия Мордовии", 31 марта 2023 г. N 34-14
газета "Известия Мордовии", 7 апреля 2023 г. N 37-15