г. Краснодар |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А53-3810/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Фирма "Актис"" - Луценко С.В. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в судебном заседании от 04.03.2014, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, диски с аудиозаписью, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2013 (судья Волова Н.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (судьи Сулименко Н.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-3810/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Актис" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозврате 179 526 рублей 23 копеек повышенных процентов и 192 895 рублей 73 копеек процентов за пользование денежными средствами, исчисленных с 2 154 024 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), обязании возвратить указанные суммы процентов.
Решением суда от 24.07.2013, оставленным без изменением постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2013, заявленные требования удовлетворены по мотиву наличия у налогоплательщика права как на возврат излишне зачтенного НДС, заявленного к возмещению в заявительном порядке, так и процентов в размере двухкратной ставки рефинансирования Центробанка России, а также в установленном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядке, в число которых входят и излишне взысканные проценты по двойной ставке рефинансирования Центробанка России.
В кассационной жалобе и пояснениях к ней налоговый орган просит судебные акты отменить в части обязания возвратить проценты, начисленные в порядке статьи 79 Кодекса на сумму излишне взысканных с налогоплательщика процентов по двойной ставке рефинансирования Центробанка России. В остальной части судебные акты не обжалуются.
Заявитель жалобы указывает, что действующим законодательством о налогах и сборах возможность начисления в порядке статей 78, 79 Кодекса процентов на сумму процентов, взысканных с налогоплательщика по двойной ставке рефинансирования Центробанка России, не предусмотрена. Выводы суда о наличии права начисления "процентов на проценты" на суммы НДС основаны на неправильном применении норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
В отзыве на жалобу налогоплательщик просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебные актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что налоговый орган провел камеральную проверку поданной 01.08.2011 уточненной налоговой декларации общества за 2 квартал 2011 года, по результатам которой составил акт от 16.11.2011, рассмотрев который совместно с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и возражениями налогоплательщика, вынес решения от 13.02.2012 N 5156 об уменьшении заявленного к возмещению в завышенном размере НДС на 8 215 435 рублей 67 копеек, N 1 - об отмене решения инспекции от 08.08.2011 N 5 о возмещении обществу указанной суммы НДС.
Решение инспекции решением Управления ФНС России по Ростовской области от 03.05.2012 жалоба налогоплательщика на решения налогового органа оставлена без удовлетворения.
Требованием от 29.03.2012 N 2480 инспекция предложила налогоплательщику уплатить сумм НДС, уплата по нему произведена путем зачета 30.03.2012.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.10.2012 по делу N А53-9508/2012 решение налогового органа в части уменьшения предъявленного к возмещению 2 154 024 рублей 57 копеек НДС (далее - спорна сумма) признано недействительным.
Указанная сумма излишне взысканного НДС возвращена налогоплательщику 13.03.2013, возврат процентов, излишне взысканных инспекцией на спорную сумму налога в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса, налоговый орган не произвел.
Общество оспорило бездействие инспекции, выразившееся в невозврате процентов, начисленных на спорную сумму налога в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса (183 122 рубля 01 копейка), и начисленных на сумму этих процентов, исчисляемых в соответствии со статьей 79 Кодекса (18 219 рублей 22 копейки), заявив также требование об обязании налогового органа возвратить указанные суммы процентов. Период начисления процентов, взыскиваемых в порядке статьи 79 Кодекса, определен налогоплательщиком моментом зачета в бюджет суммы НДС и процентов, исчисляемых в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса (30.03.2012).
Проверяя наличие у налогоплательщика права на взыскание процентов, начисляемых в порядке статьи 79 Кодекса, на сумму процентов, начисленных на излишне взысканные налоговым органом в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса процентов, исчисляемых из процентной ставки рефинансирования Центробанка России, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Статья 176.1 Кодекса регулирует особенности заявительного порядка возмещения НДС, представляющего собой зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (пункт 7), принимая на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей (пункт 7).
Пунктом 24 статьи 176.1 Кодекса установлено, что подача налогоплательщиком в порядке статьи 81 Кодекса уточненной налоговой декларации после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, влечет отмену указанного решения по ранее поданной налоговой декларации и возврат сумм, полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.
На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы также начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога в заявительном порядке) или принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.
Таким образом, заявительный порядок возмещения НДС, применяемый наряду с общей процедурой возмещения НДС, является правом налогоплательщика, используя которое и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, он обязуется не только возвратить в бюджет излишне полученные суммы налога и уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств, но и безоговорочно соблюдать установленные статьей 176.1 Кодекса правила, применяемые при заявительном порядке возмещения налога.
Тем самым законодатель, предоставляя налогоплательщику право возмещения НДС в ускоренном порядке, устанавливает такое неблагоприятное правовое последствие необоснованного получения им из бюджета денежных средств, как уплату процентов в определенном подпунктами 14 - 23 статьи 176.1 Кодекса порядке. Последние компенсируют бюджету минимальные потери и стимулируют налогоплательщика к добросовестному и ответственному подходу к расчету досрочно возмещаемых сумм НДС, основанием для уплаты которых является принятый налогоплательщиком риск самостоятельного расчета заявительного НДС.
Судебные инстанции, правильно установив фактические обстоятельства по делу, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, посчитали подлежащими применению при взыскании таких процентов положений статьи 79 Кодекса, как регулирующих сходные отношения в сфере налоговых правоотношений (порядок и условия возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора, пеней и штрафа.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном, в том числе статьей 79 Кодекса.
Положения статей 78, 79 Кодекса регулируют сходные отношения в сфере налоговых правоотношений, а именно порядок и условия возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора, пени и штрафа.
Принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет относится к полномочиям администратора доходов бюджета.
Пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратор доходов бюджета обладает полномочиями, в том числе, по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В соответствии с пунктом 1 Приказа ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы федеральной налоговой службы возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба".
В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 1 Приказа ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@, указаны в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Следовательно, администраторы доходов бюджета в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных отделений наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса.
Пункт 7 статьи 79 Кодекса допускает вынесение налоговым органом решения о возврате процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога, в том числе излишне уплаченных налогоплательщиком процентов.
Таким образом, бездействие налогового органа по возврату налогоплательщику излишне уплаченных процентов в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса является незаконным и нарушает права налогоплательщика.
Соответственно возможно начисление на сумму излишне взысканных с налогоплательщика и предусмотренных пунктом 5 статьи 79 Кодекса процентов на сумму излишне взысканных по пункту 17 статьи 176.1 Кодекса процентов, исчисляемых на сумму переплаты в размере ставки рефинансирования Центробанка России. Проценты в зависимости от основания возникновения переплаты начисляются по разному - в отношении излишне уплаченного налога - со дня просрочки возврата налога налогоплательщику, в отношении излишне взысканного налога - со дня, следующего за днем взыскания.
В случае зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения требования налогового органа об уплате суммы НДС, излишне возмещенной в заявительном порядке, обязанность по уплате считается исполненной с момента принятия решения о зачете (подпункт 4 пункта 3 статьи 45 Кодекса в редакции, действовавшей до внесения изменений в Кодекс подпунктом "б" пункта 31 статьи 1, части 1 статьи 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).
То есть моментом возникновения встречных требований в рассматриваемом случае является дата зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения требования налогового органа об уплате суммы НДС, излишне возмещенной в заявительном порядке, что не исключает начисление процентов как на сумму НДС, излишне возмещенную в заявительном порядке, так и на подлежащую возврату налогоплательщику сумму излишне уплаченного (взысканного) налога.
Из пунктов 1, 3 статьи 176 Кодекса следует, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпункта 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 16097/06).
Из пояснительной записки к проекту подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса в редакции Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" (вступили в силу с 01.01.2010) следует, что законопроект направлен на предоставление всем налогоплательщикам права получать возмещение налога в более короткие сроки. продолжительные сроки возмещения налога являются реальным тормозом развития экономической активности налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса длительная процедура возмещения налога может стать причиной банкротства компаний. Таким образом, предлагаемый заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересы бюджетной системы, создает реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, так необходимых последним в условиях кризиса, а также призван поддержать развитие экономической активности налогоплательщиков.
Установление в отношении налогоплательщиков, претендующих на ускоренное возмещение НДС, дополнительного риска применения в отношении него положений пункта 17 статьи 176,1 Кодекса, компенсирующего потери бюджета за несвоевременное пользование бюджетными средствами, не исключает, в свою очередь, наличие возможности применения в отношении необоснованно взысканных по пункту 17 статьи 176.1 Кодекса процентов общеустановленного порядка начисления процентов (статьи 78, 79 Кодекса).
Более того, поскольку при отмене решения об отказе в возмещении НДС факт использования бюджетных средств отсутствует, начисление процентов в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса неправомерно. Соответственно уплаченные проценты являются излишне уплаченными суммами, за неправомерное пользование которыми подлежат начислению проценты в порядке статей 78, 79 Кодекса.
В рассматриваемом случае неисполнение инспекцией обязательства, выраженного в денежной форме, повлекло невозможность использования налогоплательщиком взысканных с него денежных средств и, как следствие, несение им финансовых потерь. Невозвращение суммы налога и взысканных на него процентов вследствие отмены решения налогового органа о возмещении НДС, признанного впоследствии незаконным, будет препятствовать компенсации вызванных незаконными действиями инспекции финансовых потерь налогоплательщика за пользование принадлежащими ему денежными средствами, начисленными на сумму НДС. Налогоплательщик при этом, заявляя о возмещении НДС в заявительном порядке, обязался, в свою очередь, компенсировать бюджету потери, связанные с досрочным возмещением сумм налога, принимая на себя соответствующие риски.
Иной подход противоречит принципу равенства участников хозяйственного оборота и не обеспечивает налогоплательщику компенсации потерь вследствие неправомерного удержания его денежных средств соответствующим бюджетом при наличии у него такой обязанности перед бюджетом.
При таких обстоятельствах выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А53-3810/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.