Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны недр.
Объектами регионального государственного геологического контроля (надзора) являются: деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр, а также участки недр местного значения.
Ключевым риском является вероятность причинения вреда (ущерба) участкам недр местного значения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2018 N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного геологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", постановление Правительства Новосибирской области от 29.09.2021 N 395-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Новосибирской области" объекты государственного контроля (надзора) относятся к определенной категории риска в соответствии с критериями:
- к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного геологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного геологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного геологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
По состоянию на 01 сентября 2022 года деятельность в области использования и охраны недр осуществляется на 2172 участках недр местного значения.
При осуществлении регионального государственного геологического контроль (надзора) плановые контрольные (надворные) мероприятия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих участки недр местного значения и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного геологического надзора, проводятся:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
Наиболее значимым риском является причинение вреда (ущерба) участкам недр местного значения.
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется управлением контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планами проведения контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основании решений о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о контрольных (надзорных) мероприятия и профилактических мероприятиях, проведенных министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) в 2021 - 2022 годах приведены в таблице:
Показатели |
по состоянию на 01.09.2021 |
по состоянию на 01.09.2022 |
Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе: |
5 |
17 |
- количество проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий |
1 |
- |
- количество проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий |
- |
7 |
- количество плановых (рейдовых) осмотров, обследований / выездных обследований |
4 |
8 |
- количество наблюдений за соблюдением обязательных требований |
- |
2 |
Общее количество выданных предписаний |
- |
4 |
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности |
71 |
3 |
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб. |
460 |
310 |
Общее количество проведенных профилактических мероприятий, в том числе: |
3 |
77 |
- количество выданных предостережений |
- |
59 |
- количество консультаций |
3 |
15 |
- количество профилактических визитов |
- |
3 |
Типичные нарушения, выявляемые в ходе контрольных (надзорных) мероприятиях и профилактических мероприятий:
- не проведение работ по консервации либо ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
- пользование недрами без лицензии на пользование недрами;
- нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Программа профилактики направлена на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований.
Совершенствование нормативной правовой базы в области использования и охраны недр, повышение квалификации и степени информированности руководителей и сотрудников юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих деятельность в сфере недропользования, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований, помогут способствовать снижению количества правонарушений. В тоже время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба участками недр местного значения.
Одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является осуществление профилактических мероприятий, направленных на разъяснение проверяемых требований и предупреждение совершения правонарушений.
По всем поступающим от контролируемых лиц вопросам в части осуществления в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области даются компетентные разъяснения и консультации.
С участием контролируемых лиц ежегодно проводятся публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики в подконтрольной сфере, обсуждения по особенностям соблюдения обязательных требований, разъяснения требований действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.