Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Объектами регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, за исключением осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
2) поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенные в пределах территории Новосибирской области и не относящиеся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные участки, оборудование, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты), за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Ключевым риском является вероятность причинения вреда (ущерба) окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность. С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты распределены по 4 категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий - объекты I категории, подлежат федеральному государственному экологическому надзору;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398.
По состоянию на 01.09.2022 на региональный государственный учет поставлено 3334 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Из них II категории - 159 объектов, III категории - 1951 объектов, IV категории - 1224 объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2018 N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2021 N 381-п "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новосибирской области" производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора в соответствии с критериями:
- к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При осуществлении регионального государственного экологического надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, проводятся:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
Наиболее значимым риском является причинение вреда (ущерба) объектам охраны окружающей среды.
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется управлением контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планами проведения контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основании решений о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях и профилактических мероприятиях, проведенных министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) в 2021 - 2022 годах приведены в таблице:
Показатели |
по состоянию на 01.09.2021 |
по состоянию на 01.09.2022 |
Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе: |
244 |
225 |
- количество проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий |
15 |
8 |
- количество проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий |
24 |
5 |
- количество плановых (рейдовых) осмотров, обследований / выездных обследований |
205 |
210 |
- количество наблюдений за соблюдением обязательных требований |
- |
2 |
Общее количество выданных предписаний |
66 |
7 |
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности |
286 |
40 |
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб. |
3 410 |
437 |
Общее количество проведенных профилактических мероприятий, в том числе: |
314 |
1554 |
- количество выданных предостережений |
267 |
1403 |
- количество консультирований |
47 |
108 |
- количество профилактических визитов |
- |
43 |
Типичные нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятиях и профилактических мероприятий:
1. Общие в области охраны окружающей среды:
- непринятие мер по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
- непринятие мер по своевременному направлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
2. В частности:
А) в области охраны атмосферного воздуха выявлено нарушение правил охраны атмосферного воздуха, в том числе:
- не проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- несоблюдение правил эксплуатации установок очистки газа;
- непринятие мер по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Б) в области использования и охраны водных объектов:
- нарушение условий водопользования установленных в документах, на основании которых возникает право пользования водными объектами (договоры, решения);
- нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение;
- самовольное пользование водными объектами;
В) в области обращения с отходами производства и потребления несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе:
- нарушение требований при накоплении и размещении отходов производства и потребления;
- отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- отсутствие отчетности и неведение в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке;
- не заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не выявлено.
Программа профилактики направлена на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований.
Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды, повышение квалификации и степени информированности руководителей и сотрудников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды на территории Новосибирской области, граждан, осуществляющих пользование объектами окружающей среды, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований, помогут способствовать снижению количества правонарушений. В тоже время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба объектам окружающей среды (атмосферный воздух; водные объекты).
Одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является осуществление профилактических мероприятий, направленных на разъяснение проверяемых требований и предупреждение совершения правонарушений.
По всем поступающим от контролируемых лиц вопросам в части осуществления в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области даются компетентные разъяснения и консультации.
С участием контролируемых лиц ежегодно проводятся публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики в подконтрольной сфере, обсуждения по особенностям соблюдения обязательных требований, разъяснения требований действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.