г. Краснодар |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А20-1264/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Фефеловой И.И.,
судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В.,
в отсутствии в судебном заседании заявителя - Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ИНН 7704113652, ОГРН 1027700190066), заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику (ИНН 0721000102, ОГРН 1090721002371), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А20-1264/2013 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.),
установил следующее.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику (далее - инспекция) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 23.01.2013 N 2130726001250 о государственной ликвидации ООО "Дер" (далее - общество) и о возложении на инспекцию обязанности исключить из ЕГРЮЛ данную запись.
Решением суда от 19.09.2013 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленный в инспекцию пакет документов для ликвидации юридического лица является полным, запись внесена законно. В адрес инспекции было направлено определение о завершении конкурсного производства в отношении общества. Фонд не предпринял мер по информированию инспекции о судьбе апелляционной жалобы на определение.
Постановлением апелляционного суда от 02.12.2013 решение от 19.09.2013 отменено, действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи от 23.01.2013 N 2130726001250 о государственной ликвидации общества признаны незаконными.
Суд обязал инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись от 23.01.2013 N 2130726001250 о государственной регистрации ликвидации общества. С инспекции в пользу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины. Из федерального бюджета фонду возвращено 1 тыс. рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Апелляционный суд пришел к выводу, что внесение записи о ликвидации общества на основании определения о завершении конкурсного производства до истечения срока его обжалования ограничило право фонда на проверку законности указанного определения в апелляционном порядке и повлекло нарушение материальных прав заявителя.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда от 02.12.2013, инспекция обжаловала его в суд кассационной инстанции, просит отменить и оставить в силе решение от 19.09.2013. В кассационной жалобе инспекция указывает, что для внесения в ЕГРЮЛ оспариваемой записи инспекции был представлен соответствующий пакет документов. По мнению подателя жалобы, фонд не представил доказательства того, что в инспекцию до исключения общества из ЕГРЮЛ поступило определение о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в отношении общества Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики от 17.01.2011 по делу N А20-19/2011 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Решением суда от 30.11.2011 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Ланцов А.Н.
10 мая 2012 года Ланцов А.Н. освобожден от своих обязанностей, новым конкурсным управляющим назначен Мальков М.В.
13 ноября 2012 года суд первой инстанции принял отчет конкурсного управляющего и завершил конкурсное производство в отношении общества.
04 декабря 2012 года фонд обратился в суд первой инстанции с ходатайством о приостановлении исполнения определения суда от 13.11.2012 по делу N А20-19/2011, в удовлетворении которого определением от 05.12.2012 отказано.
13 декабря 2012 года фонд подал апелляционную жалобу (в суд первой инстанции) на определение о завершении конкурсного производства от 13.11.2012 по делу N А20-19/2011.
Определением от 21.01.2013 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 20.02.2013, по ходатайству фонда определение приостановлено, вместо реквизитов дела N А20-19/2011 ошибочно указано иное дело Арбитражного суда Ставропольского края - N А63-2528/2008.
23 января 2013 года в ЕГРЮЛ внесена запись N 2130726001250 о ликвидации общества.
15 февраля 2013 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес определение об исправлении опечатки в определении о принятии апелляционной жалобы к производству в части реквизитов судебного акта.
Определением от 20.02.2013 производство по апелляционной жалобе фонда прекращено в связи с ликвидацией должника.
Считая, что действия инспекции об исключении общества из ЕГРЮЛ являются незаконными, фонд обратился в суд.
При рассмотрении спора апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
Порядок исполнения и обжалования определения о завершении конкурсного производства установлен статьей 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (пункт 1 статьи 149 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 Закона N 127-ФЗ арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Таким образом, данная норма закона является гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле о признании должника несостоятельным (банкротом), которые могут не соглашаться с выводами суда, утвердившего отчет конкурсного управляющего.
В силу пункта 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в реестр записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.
В пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.122008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснено, что в силу абзаца четвертого пункта 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ обжалование определения суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. Приостановление происходит непосредственно в силу прямого указания Закона и не требует заявления ходатайства об этом. На такое приостановление суд указывает в определении о принятии жалобы на определение о завершении конкурсного производства, которое он также направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно признал ошибочным вывод суда первой инстанции о законности действий инспекции, поскольку они не соответствуют пункту 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ, так как лишают лиц, участвующих в деле о банкротстве, в том числе и фонд, возможности обжаловать определение от 13.11.2012.
Суд верно указал, что при поступлении определения о завершении конкурсного производства в инспекцию, она до совершения регистрационных действий в отношении общества должна была проверить наличие либо отсутствие апелляционной жалобы на это определение. У налогового органа имелись все реквизиты дела N А20-19/2011, которые позволяют получить информацию о движении дела. Не направление копии определения о принятии апелляционной жалобы фонда к производству в инспекцию не может препятствовать реализации фондом своих процессуальных прав на обжалование судебного акта, с которым он не согласен.
Апелляционный суд установил, что на момент внесения инспекцией оспариваемой записи поданная фондом жалоба была принята судом апелляционной инстанции к производству и назначено судебное заседание.
Ошибочное указание судом апелляционной инстанции в определении о принятии апелляционной жалобы к производству от 21.01.2013 на приостановление иного судебного акта правомерно не принято в качестве основания для признания действий инспекции законными, так как в силу пункта 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ факт обжалования определения о завершении конкурсного производства приостанавливает его действие.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
При разрешении спора апелляционный суд всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства и пришел к правильным выводам.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А20-1264/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.