Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Департамента предпринимательства
и инновационного развития
города Москвы
от 23.03.2023 N П-18-12-61/23
Регламент
осуществления внутреннего финансового аудита в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент осуществления внутреннего финансового аудита в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - Регламент) определяет основные принципы организации и осуществления внутреннего финансового аудита при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения по результатам внутреннего финансового аудита, годовой отчетности о результатах деятельности и иные требования в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
1.2. В настоящем Регламенте применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
1.3. Внутренний финансовый аудит в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - Департамент) осуществляется Отделом внутреннего финансового аудита (далее - Отдел ВФА).
Начальник Отдела ВФА (руководитель субъекта внутреннего финансового аудита) подчиняется исключительно и непосредственно руководителю Департамента.
1.4. Деятельность Отдела ВФА основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации.
1.5. Аудиторские мероприятия проводятся аудиторской группой по месту нахождения Отдела ВФА на основании предоставленных по запросу информации и материалов, использования прикладных программных средств и информационных ресурсов (аналитические процедуры, пересчет, запрос, подтверждение) и(или) месту нахождения объекта внутреннего финансового аудита (инспектирование, наблюдение). Выбор места проведения аудиторского мероприятия осуществляет начальник Отдела ВФА.
II. Планирование внутреннего финансового аудита
2.1. Аудиторские мероприятия (за исключением внеплановых) осуществляются в соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий Департамента (далее - План аудиторских мероприятий) на очередной финансовый год.
План аудиторских мероприятий составляется и подписывается начальником Отдела ВФА и утверждается руководителем Департамента в срок не позднее 30 декабря текущего года.
Изменения в План аудиторских мероприятий вносятся по предложениям начальника Отдела ВФА и утверждаются руководителем Департамента.
2.2. План аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий.
В обязательном порядке в План аудиторских мероприятий включается аудиторское мероприятие "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
По решению руководителя Департамента в целях информирования о запланированных аудиторских мероприятиях План может быть направлен руководителям структурных подразделений Департамента, ответственным за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - субъекты бюджетных процедур).
2.3. При формировании Плана аудиторских мероприятий учитываются данные (информация), предусмотренные пунктом 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
В целях формирования Плана аудиторских мероприятий Отдел ВФА проводит предварительный анализ данных об объектах внутреннего финансового аудита в объеме, достаточном для выявления областей, требующих особого внимания, детального изучения законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей те или иные аспекты деятельности объекта аудита, определения возможных сроков проведения аудиторских мероприятий.
В ходе предварительного анализа могут направляться запросы объекту аудита о предоставлении информации (данных), необходимых для более четкого понимания отдельных аспектов деятельности объекта аудита, определения объемов и форм проведения контрольных (аналитических) процедур, а также запросы сторонним организациям, органам государственной власти города Москвы о предоставлении информации, необходимой для проведения аудиторского мероприятия, если законодательством не установлены ограничения доступа к такой информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Результаты предварительного анализа объекта внутреннего финансового аудита включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия.
2.4. В Плане аудиторских мероприятий в отношении каждого аудиторского мероприятия указывается:
- тема аудиторского мероприятия;
- наименование объекта (объектов) внутреннего финансового аудита;
- наименование субъекта бюджетных процедур;
- аудируемый период;
- месяц окончания аудиторского мероприятия.
2.5. Начальник Отдела ВФА вправе направить проект Плана аудиторских мероприятий субъектам бюджетных процедур в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении темы и сроков окончания аудиторских мероприятий.
2.6. Начальник Отдела ВФА подготавливает и направляет руководителю Департамента предложения о внесении изменений в План аудиторских мероприятий в случаях, предусмотренных пунктом 11 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий.
2.7. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения руководителя Департамента.
2.8. Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия оформляется приказом Департамента, в котором указывается тема аудиторского мероприятия, сроки проведения и состав аудиторской группы.
2.9. Внеплановое аудиторское мероприятие может быть приостановлено на общий срок не более одного года и (или) продлено по решению руководителя Департамента.
III. Программа аудиторского мероприятия
3.1. Программа аудиторского мероприятия (далее - Программа) составляется на основании результатов предварительного анализа объекта аудита (пункт 2.3 Регламента) и утверждается начальником Отдела ВФА.
Дата начала проведения планового аудиторского мероприятия определяется руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в утвержденной Программе аудиторского мероприятия. Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.
3.2. Программа утверждается начальником Отдела ВФА в срок не позднее:
- 5 (пяти) рабочих дней до даты начала проведения планового аудиторского мероприятия;
- 1 (одного) рабочего дня до даты начала внепланового аудиторского мероприятия.
3.3. Утвержденная Программа направляется начальнику субъекта бюджетных процедур в срок не позднее:
- 3 (трех) рабочих дней до начала планового мероприятия;
- 1 (одного) рабочего дня до начала внепланового мероприятия.
3.4. Начальник Отдела ВФА на основании предложений руководителя аудиторской группы, в том числе в случае ненадежности полученных аудиторских доказательств, утверждает при необходимости изменения в Программу в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения указанных предложений.
Измененная Программа направляется руководителю субъекта (субъектов) бюджетных процедур, в отношении которого (которых) проводится аудиторское мероприятие.
3.5. Цели и задачи аудиторского мероприятия определяются исходя из его темы с учетом положений пункта 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
3.6. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей и задач аудиторского мероприятия, методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от объекта внутреннего финансового аудита и результатов оценки бюджетных рисков, а также степени обеспеченности ресурсами.
3.7. Методы внутреннего финансового аудита определяются для каждого вопроса Программы с учетом его характера и целей изучения, необходимости получения обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
3.8. В Программе указываются сведения о составе аудиторской группы.
Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц в соответствии с вопросами аудиторского мероприятия, в том числе может включать сотрудников Отдела ВФА, должностных лиц Департамента, иных органов исполнительной власти города Москвы и (или) экспертов, в том числе сотрудников (работников) подведомственных Департаменту организаций.
Привлекаемые к проведению аудиторских мероприятий должностные лица (работники) должны соответствовать требованиям, установленным приложением 2 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
IV. Проведение и документирование аудиторских мероприятий
4.1. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства, в том числе с использованием фото-, видео-, аудиотехники, а также иных видов техники и приборов.
4.2. В случаях, когда изучаемая совокупность объектов (вопросов) состоит из небольшого количества операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, а также когда выборочный способ менее эффективен с точки зрения трудозатрат членов аудиторской группы (например, при использовании прикладных программных средств, информационных ресурсов для изучения внутреннего финансового аудита), применяется сплошной способ изучения объектов внутреннего финансового аудита.
4.3. В случаях, когда изучения конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации достаточно для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия, применяется выборочный способ изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием статистической или нестатистической аудиторской выборки.
4.4. Выборка может быть проведена одним из следующих способов:
- статистическая выборка - элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом или с использованием статистических инструментов анализа;
- нестатистическая выборка - не соответствующая характеристикам статистической выборки.
Применяемый способ выборки должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.
4.5. Начальник Отдела ВФА или руководитель аудиторской группы оценивают соответствие аудиторских доказательств, полученных из одного источника, аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, а также надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств.
4.6. При проведении оценки бюджетных рисков аудиторы руководствуются Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации, и учитывают бюджетные риски Департамента, включенные в Реестр бюджетных рисков в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
4.7. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено на общий срок не более одного года и (или) продлено без внесения изменений в План по основаниям, указанным в пунктах 41, 42 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", на основании мотивированного предложения начальника Отдела ВФА и/или руководителя аудиторской группы.
4.8. Начальник Отдела ВФА и/или руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия оценивают степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей и задач на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
Выводы руководителя аудиторской группы или членов аудиторской группы, сделанные на основе изучения конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, относятся только к этим элементам и не могут быть распространены на всю совокупность изучаемых операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации.
4.9. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая ведется на бумажных носителях и/или в электронном виде, и хранится не менее 5 (пяти) лет после подписания заключения.
V. Реализация результатов аудиторских мероприятий
5.1. Не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до окончания проведения аудиторского мероприятия начальник Отдела ВФА или руководитель аудиторской группы оформляет проект заключения и направляет его для ознакомления руководителю субъекта (субъектов) бюджетных процедур, в отношении которого (которых) проводится аудиторское мероприятие.
Подготовку проекта заключения обеспечивает начальник Отдела ВФА или руководитель аудиторской группы.
5.2. При наличии замечаний и предложений по фактам, указанным в проекте заключения, руководитель субъекта (субъектов) бюджетных процедур, в отношении которого (которых) проводится аудиторское мероприятие, вправе в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения представить письменные возражения, с приложением обосновывающих документов.
Возражения субъекта бюджетных процедур рассматриваются начальником Отдела ВФА и/или руководителем аудиторской группы и, при необходимости, учитываются, в том числе в целях ведения Реестра бюджетных рисков в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
5.3. Начальник Отдела ВФА подписывает заключение в срок не позднее даты, указанной в Программе или в приказе Департамента о проведении аудиторского мероприятия.
Начальник Отдела ВФА несет ответственность за полноту отражения в заключении результатов проведения аудиторского мероприятия.
5.4. Начальник Отдела ВФА направляет заключение руководителю Департамента и, при необходимости, информацию о выявленных в нем существенных ошибках и искажениях, дополнительно полученную существенную информацию, тем начальникам субъектов бюджетных процедур, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработанные предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
5.5. По результатам рассмотрения заключения руководитель Департамента принимает одно или несколько решений, предусмотренных пунктом 17 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", и устанавливает срок их выполнения.
5.6. Руководитель Департамента вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации начальника Отдела ВФА о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
5.7. Руководитель субъекта (субъектов) бюджетных процедур, в отношении которого (которых) проводится аудиторское мероприятие, обеспечивает разработку Плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций по устранению нарушений (недостатков) в сроки, указанные в заключении.
5.8. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами Отдела ВФА в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
VI. Составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
6.1. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности Отдела ВФА (далее - Отчетность).
Отчетность подписывается начальником Отдела ВФА и представляется руководителю Департамента.
6.2. Отчетность представляется в первом квартале текущего финансового года за отчетный год (календарный год с 1 января по 31 декабря включительно), в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
6.3. Отчетность должна содержать информацию:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Департаменте внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Департамента;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Департаментом;
е) о результатах деятельности Отдела ВФА;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность Отдела ВФА;
и) об Отделе ВФА;
к) дату подписания Отчетности, должность, фамилию и инициалы, подпись начальника Отдела ВФА.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы от 23 марта 2023 г. N П-18-12-61/23 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.