Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 23.03.2023 N 643
Информация
о деятельности Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам в 2022 году
(представлена в областную Думу руководителем Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем 27.02.2023)
В 2022 году штатная численность Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее - Управление) сократилась на 2 единицы и составила 126 человек. Общая численность специалистов, осуществляющих функции по контролю и надзору, осталась на уровне 102 единиц (81%).
Деятельность Управления осуществляется на территории трёх субъектов. Стационарные рабочие места организованы в 11 населенных пунктах.
В отчётном году государственный контроль (надзор) осуществлялся Управлением с учётом ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
В 2022 году в рамках контрольной деятельности Управления проведено 18 521 мероприятие. Доля профилактических мероприятий (16 076 единиц) от общего количества мероприятий, проведённых в рамках контрольной (надзорной) деятельности, достигла уровня 87%. Общее количество проведённых контрольных мероприятий составило 2 445 единиц, из них 2 382 (97%) осуществлялись без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, в том числе дистанционно, с использованием информационных систем.
Число контрольно-надзорных мероприятий (КНМ), предполагающих взаимодействие с предпринимателями, сократилось по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в 6,4 раза и составило 57 единиц. Из них 43 мероприятия проведены до установления ограничений. После введения моратория проведены 6 плановых КНМ (деятельность по содержанию и убою свиней) и 8 внеплановых КНМ (6 - во исполнение программы проверок в области обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; 2 - в связи с угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан).
При этом 74% проверенных субъектов работают с нарушениями, что на 17 процентных пунктов больше, чем в 2021 году.
В сфере федерального государственного земельного контроля (надзора) доля профилактических мероприятий в их общем количестве в 2022 году составила 79%.
Подавляющее большинство (99%) контрольных (надзорных) мероприятий в отчётном году осуществлялись без взаимодействия с контролируемыми лицами - это 567 единиц. Также до введения ограничений проведено 6 внеплановых проверок.
В структуре нарушений земельного законодательства в отчетном году преобладают нарушения, связанные с неиспользованием земельных участков сельхозназначения для сельскохозяйственного производства - зарастание земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью (86%). При этом в 60% случаев зарастание выявлялось на особо ценном виде сельскохозяйственных угодий - пашне.
Также в 2022 году были установлены такие нарушения, как загрязнение земель (9%) и уничтожение плодородного слоя почвы (5%).
В рамках осуществления полномочий по государственному земельному надзору за 2022 год выявлено 10 карьеров на общей площади 39 га и 24 несанкционированные свалки на площади 17,5 га. Из всех выявленных в Тюменской области свалок 13 не включены в областную программу ликвидации. В результате деятельности Управления в отчетном периоде ликвидировано 18 свалок на площади более 9 га.
Вовлечено в сельскохозяйственное производство 654 га. Расторгнуты договоры аренды неиспользуемых участков на площади 10 га.
В ходе контроля загрязнения почв и выявления снижения плодородия отобрано 608 почвенных образцов на площади 393 га. Из проанализированных образцов в 173 выявлено снижение плодородия и в 245 - превышение ПДК микробиологических показателей, солей тяжелых металлов и нитратов. Площадь, на которой выявлено снижение плодородия и превышение ПДК, на 20 га превышает показатель 2021 года и составляет 302 га (2021 г. - 282 га). Материалы по фактам снижения плодородия и загрязнения земель для принятия мер направлены в природоохранную прокуратуру.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна также произошло смещение акцентов на профилактику. Так, по данному виду госконтроля доля профилактических мероприятий в их общем количестве в 2022 году составила 93%.
При этом из проведенных 34 контрольных (надзорных) мероприятий 31 (91%) - без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Процент субъектов, работающих с нарушениями, вырос на 25 пунктов. На наш взгляд, это обусловлено использованием информационных систем, позволяющих отслеживать нарушения законодательства в указанной сфере без проведения выездных проверок.
Основные виды выявляемых нарушений связаны с недостоверным декларированием и нарушением требований к оформлению сопроводительных документов идентификации зерна.
Вынесено 28 решений о признании деклараций о соответствии зерновой продукции недействительными.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений на 2022 год было запланировано 19 проверок. Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 все проверки были отменены. Структура надзора перестроена, в результате чего 99% проведенных мероприятий носили профилактический характер, а две трети контрольных мероприятий проводились без взаимодействия с контролируемыми лицами. Доля субъектов, работающих с нарушениями, сократилась на 16%, что свидетельствует об эффективности проводимой профилактики.
Единственным видом нарушений, выявленным в отчетном году, стала реализация пакетированных семян сортов сельскохозяйственных культур, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
В сфере федерального государственного контроля (надзора) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами доля профилактических мероприятий в структуре надзора составляет 87%.
Число проведенных контрольных мероприятий превысило показатели 2021 года. Это связано в первую очередь с отнесением 98% подконтрольных объектов к категориям чрезвычайно высокого и среднего риска, вследствие чего они подлежат усиленному контролю. При этом 90% мероприятий проведены в 2022 году без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
Доля хозяйствующих субъектов, работающих с нарушениями, сократилась со 100 до 67%, что свидетельствует об эффективности проводимых профилактических мероприятий.
В целях минимизации рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений, допущенных организациями высоких категорий рисков, Управлением объявлено 55 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений, внесено 5 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
В сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) профилактические мероприятия в настоящее время являются приоритетными по отношению к контрольным. Так, доля профилактических мероприятий в структуре надзора в 2022 году составляет 90%. Из проведенных 485 контрольных (надзорных) мероприятий 100% - без взаимодействия с контролируемыми лицами.
По результатам указанных мероприятий, а также в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации выявлено и пресечено 342 нарушения. В основном - это ввоз продукции, попавшей под временное ограничение на ввоз. Благодаря интенсивной профилактической работе, а также в связи со снижением пассажиропотока на 15,6% число выявляемых нарушений уменьшилось в 1,5 раза.
В рамках фитосанитарного мониторинга поднадзорной территории обследована общая площадь более 850 тыс. га. Итогом проведённой работы явилось упразднение 90 карантинных фитосанитарных зон по золотистой картофельной нематоде на площади более 3 тыс. га и одной - по малому чёрному еловому усачу на площади 161 га.
Всего за 2022 год было проконтролировано 45,7 тыс. тонн, 578,3 тыс. кубометров и 7,2 тыс. штук подкарантинной продукции, направляемой на экспорт. Объёмы экспорта масла рапсового выросли на 81%, зерна и продуктов его переработки - на 65%, картофеля - на 53%. Это обусловлено увеличением валового сбора указанных сельхозкультур в отчётном году. Экспорт лесопродукции из-за ограничений на вывоз круглой древесины, а также введения квот на вывоз пиломатериалов в страны ЕАЭС, снизился на 17%.
Так как основное количество партий проконтролированной продукции составляла лесопродукция, то сокращение объёмов её экспорта стало причиной уменьшения количества оформленных фитосанитарных сертификатов на 6,3%.
При этом необходимо отметить, что, несмотря на введенные санкции и ограничения, количество стран-импортёров растительной продукции из Тюменской области и автономных округов осталось на прежнем уровне.
В области федерального государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения доля профилактических мероприятий в структуре надзора составила 98%, доля контрольных - 2%, что обусловлено отнесением основной доли (52%) подконтрольных объектов к категории низкого риска, в отношении которой контрольные мероприятия не проводятся.
В рамках мероприятий по выборочному контролю за качеством лекарственных средств для ветеринарного применения Управлением отобрано 16 проб лекарственных препаратов (антибиотики, витамины, противопаразитарные, антибактериальные и другие препараты). По результатам исследований 12% (2 ед.) лекарственных препаратов не соответствовали обязательным требованиям. Для сравнения: в 2021 году было выявлено лишь 4% некачественных лекарств. В целях предотвращения причинения вреда Управлением проведено информирование хозяйствующих субъектов об обороте некачественных препаратов. Проведены мероприятия по выведению лекарств из оборота.
Также в 2022 году выявлено 4 сайта в сети Интернет, на которых осуществлялась реализация лекарственных препаратов для ветеринарного применения без лицензии. Данные сведения переданы в Роскомнадзор для принятия мер по блокировке сайтов.
В сфере федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) доля профилактических мероприятий в структуре надзора составила 80% (1259 ед.). Из проведенных 318 контрольных мероприятий 87% - без взаимодействия с контролируемыми лицами. Доля хозяйствующих субъектов, работающих с нарушениями, составила 90%.
Без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 171 наблюдение за соблюдением обязательных требований с использованием федеральных государственных информационных систем в области ветеринарии "Сирано", "Веста", "Меркурий", в том числе в отношении животноводческих предприятий - 47%, предприятий по убою животных и переработке подконтрольной продукции - 26%. В 92% случаев выявлены признаки нарушений, из них в 26% случаев - нарушения прослеживаемости при производстве пищевой продукции, в 19% - отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов (далее - ВСД) на биологические отходы, в 10% - направление на убой животных без предубойной выдержки. По 9% приходится на выявление недостоверных сведений об эпизоотическом благополучии в ВСД и выпуск в оборот продукции без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. В отношении данных предприятий объявлены предостережения.
Проведено 105 выездных обследований в отношении общедоступных (т. е. открытых для посещения неограниченным кругом лиц) территорий животноводческих, свиноводческих, птицеводческих предприятий. Мероприятия проводились в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
В ходе мероприятий в 95% случаев выявлены признаки нарушений, в том числе: в 43% случаев - отсутствие огораживания территории, 31% - отсутствие дезбарьера при въезде, 16% - нарушение правил хранения навоза. По результатам обследований хозяйствующим субъектам объявлены предостережения.
В ходе ежедневной работы по наблюдению соблюдения обязательных требований с использованием ФГИС "Меркурий" выявлено 1 988 нарушений при обороте подконтрольной продукции, в том числе 100 предприятий, осуществляющих фантомное производство, а также фантомный оборот продукции.
В рамках принятия мер объявлено 760 предостережений, уполномоченным лицам хозяйствующих субъектов направлено 746 предупреждений, у 174 приостановлен доступ в ФГИС "Меркурий", регистрация 92 уполномоченных лиц аннулирована. Направлено 176 писем в ветслужбы о допущенных ветеринарными специалистами ошибках. Все предприятия- "фантомы" исключены из системы, прекращен оборот более 800 тонн нелегальной продукции. Информация направлена в правоохранительные органы и налоговую службу. По материалам Управления в 2022 году возбуждено 2 уголовных дела.
В рамках мониторинга пищевой продукции Управлением отобрано 699 проб продукции (молочная, мясная продукция, рыба, корма и др.). Пробы отбирались на предприятиях-производителях, в социально значимых учреждениях, торговой сети.
Наибольшее количество выявленных в 2022 году фактов несоответствия продукции установленным требованиям (63%) связано с фальсификацией. В 24% случаев обнаружено наличие лекарственных средств (антибиотиков и пр.). На остальные виды нарушений (наличие ГМО, токсических элементов, микробиология) приходится 13%.
Доля случаев выявления некачественной мясной продукции увеличилась с 15 до 19%. При этом на 18% сократилось количество некачественного мяса птицы, на 4% - рыбных продуктов, на 3% - молочной продукции. Таким образом, можно отметить, что качество выпускаемой в оборот продукции улучшилось.
Для принятия мер по результатам лабораторных исследований направлена информация в территориальные органы МВД России, ветеринарные службы субъектов РФ, а также в комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Также проведено 77 информирований, объявлено 48 предостережений, направлено 15 писем в территориальные управления Россельхознадзора по месту осуществления деятельности производителей. Прекращено действие 37 деклараций о соответствии.
При осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации досмотрено более 113,9 тыс. тонн животноводческой продукции, 84% которой составляют корма и кормовые добавки.
Количество досмотренных авиарейсов, прибывших из республик Средней Азии, увеличилось почти в 2 раза и составило 376 единиц. Не допущено к ввозу на территорию РФ 920 кг подконтрольной продукции, перевозимой пассажирами в ручной клади и багаже.
Основным видом нарушений, выявляемых в пунктах пропуска, остается ввоз пассажирами подконтрольной продукции без заводской упаковки и маркировки. Если в 2021 году нарушения выявлялись в 83% случаев, то в 2022 году - лишь на 60% досмотренных авиарейсов. По результатам рассмотрения административных дел всем нарушителям вынесены предупреждения.
В отчётном периоде Управлением аттестовано 24 предприятия с целью экспорта продукции в страны Таможенного союза и 20 предприятий - в другие страны. Основная доля (52%) предприятий аттестована на экспорт непищевой продукции и живых животных.
В целом в 2022 году в 3 раза увеличились объёмы экспорта рыбных консервов, почти в 1,5 раза - молочной продукции, в 1,1 раза - непищевой продукции.
Проблемные вопросы:
1) по-прежнему остаётся проблемным вопрос низкой эффективности осуществления муниципального земельного контроля. За последние три года в Управление поступило всего 4 акта муниципальных проверок, из которых по 2 актам отказано в возбуждении дел об административном правонарушении. По 1 акту юридическому лицу вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований земельного законодательства;
2) хозяйствующие субъекты, осуществляющие оборот пестицидов и агрохимикатов, проявляют недостаточно высокую активность по регистрации в ГИС "Сатурн". Несмотря на то что в отчётном году в их отношении проведены многочисленные профилактические мероприятия, 249 (или 53%) субъектов из 470 в настоящий момент не зарегистрированы в информационной системе, что в дальнейшем может повлечь для них невозможность осуществления деятельности, связанной с оборотом пестицидов;
3) в Тюменской области и ХМАО - Югре сохраняются 27 карантинных фитосанитарных зон: 12 - по усачам рода Monochamus, сибирскому шелкопряду на общей площади 2 350 га, 15 - по золотистой картофельной нематоде на общей площади 700 га;
4) проблемным остается вопрос несанкционированного сброса биологических отходов от животных, что негативно влияет на эпизоотическую безопасность региона.
В 2021 году выявлялись факты несанкционированного сброса трупов павших животных, птицы и боенских отходов владельцами ЛПХ после подворного убоя скота, падежа животных в контейнеры для ТБО и на свалки. В 2022 году подобные нарушения неоднократно допускались и сельхозтоваропроизводителями (СПК "Емуртлинский", ЗАО "Падунское" и др.);
5) пищевая продукция, поставляемая по госконтрактам в социально значимые учреждения, зачастую является некачественной либо фальсифицированной. В 2022 году нарушения установлены у 55% поставщиков и 58% производителей, работающих по госконтрактам (отсутствует прослеживаемость, продляются сроки годности, нарушаются условия хранения и др.). По результатам лабораторных исследований проб продукции, отобранных в учреждениях социальной сферы, в Югре и на Ямале, где доля ввозимой из других регионов продукции достигает 90%, произошёл рост по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года выявлений некачественной продукции на 9% и 2% соответственно.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 23 марта 2023 г. N 643 "Об информации Управления Россельхознадзора по Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.