Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы
Республики Бурятия
от 26.03.2023 N 12-рг
Утверждена
распоряжением Главы
Республики Бурятия
от 23.05.2022 N 47-рг
Инвестиционная декларация Республики Бурятия
1. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Бурятия
1.1. Инвестиционная декларация Республики Бурятия разработана в целях информированности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности об условиях ведения бизнеса в Республике Бурятия и о доступности мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
1.2. Главными целями инвестиционного развития Республики Бурятия являются:
увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия".
1.3. Достижение главных целей инвестиционного развития Республики Бурятия осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями, утвержденными Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года", основными направлениями развития Республики Бурятия, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р о национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.
1.4. Положения Инвестиционной декларации Республики Бурятия размещены на инвестиционном портале Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://invest-buryatia.ru/ris/investitsionnaya-deklaratsiya/.
2. Общее описание Регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в Республике Бурятия
2.1. Региональный инвестиционный стандарт (далее - Стандарт) в Республике Бурятия реализуется в рамках выстраивания единой системы поддержки новых инвестиционных проектов в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2021 N Пр-1096 (пункт 2, подпункт "г") по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года.
2.2. Стандарт разработан Министерством экономического развития Российской Федерации на основе лучших практик работы субъектов Российской Федерации с инвесторами и направлен на оптимизацию взаимодействия инвесторов с региональными органами власти.
2.3. Общая цель реализации Стандарта - это создание благоприятных условий для ведения бизнеса для увеличения объема инвестиций в экономику региона, привлечение инвестиций в новые инвестиционные проекты, сокращение сроков их запуска, в том числе за счет сокращения административных барьеров для бизнеса.
2.4. Основные инструменты (элементы) Стандарта:
а) Инвестиционная декларация Республики Бурятия, утвержденная распоряжением Главы Республики Бурятия от 23.05.2022 N 47-рг, декларирует обязательства Республики Бурятия перед инвестором прежде всего связанные с неухудшением условий ведения деятельности, оперативное рассмотрение споров, неукоснительное соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки инвестору.
Декларация содержит описание целей и приоритетов инвестиционного развития, ключевые характеристики и преимущества Республики Бурятия, а также состав инвестиционной команды Республики Бурятия;
б) Агентство развития, в качестве которого в Республике Бурятия функционирует специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами - некоммерческая организация "Фонд регионального развития Республики Бурятия" (далее - Фонд).
Фонд оказывает содействие инвесторам по подготовке и реализации инвестиционных проектов и обеспечивает сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна", в том числе оказание информационной, правовой, административной и организационной поддержки, содействие в вопросах предоставления мер государственной поддержки.
Фонд уполномочен на организацию взаимодействия инвесторов с ресурсоснабжающими организациями и операторами инженерной и дорожной инфраструктуры.
Действует инвестиционный портал Республики Бурятия (http://invest-buryatia.ru);
в) Инвестиционный комитет Республики Бурятия - орган, действующий в целях урегулирования разногласий и споров между инвестором, органами власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов, в досудебном порядке. Председатель комитета - Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия.
Функциями комитета наделен Совет при Главе Республики Бурятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Бурятия, утвержденный указом Главы Республики Бурятия от 17.12.2013 N 240;
г) Свод инвестиционных правил - пошаговый алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Республики Бурятия, по следующим процедурам: получение необходимых разрешений (на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию), подключение к инфраструктуре (транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной), получение земельных участков в аренду, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект.
В республике разработаны 10 алгоритмов действий инвестора, которые размещены на инвестиционном портале Республики Бурятия https://invest-buryatia.ru/investoru/svod-investitsionnykh-pravil/;
д) инвестиционная карта Республики Бурятия - цифровой сервис (https://map.invest-buryatia.ru/), в котором отражается информация о ресурсной базе, полезных ископаемых, необходимой инфраструктуре, преференциальных режимах, инвестиционных площадках и инвестиционных предложениях на территории Республики Бурятия.
Инвестиционная карта содержит всю необходимую информацию по доступным участкам: указаны категория земель, форма собственности, наличие доступа к автомобильным и железнодорожным путям, усредненные тарифы на подключение к сетям и месторождения полезных ископаемых. Кроме того, в карту интегрирована кадастровая карта, которая представлена как дополнительный слой.
3. Ключевые характеристики Республики Бурятия
3.1. Наличие необходимой инфраструктуры для инвесторов, площадок для реализации инвестиционных проектов.
Республика Бурятия граничит с Монголией, имеет высокие транзитно-логистические возможности.
По ее территории проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железные дороги, в том числе ветка "Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин".
Основу автодорожной сети республики составляют 3 федеральные автомобильные дороги: Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита; А-333 Култук - Монды и А-340 Улан-Удэ - Кяхта с выходом на монгольскую границу к пограничному переходу Монды - Ханх.
В республике работает аэропортовый комплекс международного аэропорта "Байкал" в г. Улан-Удэ. Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в г. Москва, регулярные рейсы в города Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также международные рейсы в Китай, Монголию, Южную Корею. Одним из преимуществ аэропорта является возможность принимать рейсы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона для технической посадки, дозаправки и наземного обслуживания, в том числе принимать сверхтяжелые грузовые суда Boeing. С 2017 года аэропорт имеет статус открытого по пятой степени "свободы воздуха" наряду с такими аэропортами, как аэропорты в городах Сочи, Владивосток и Калининград, это позволяет ему принимать самолеты иностранных компаний для транзитных рейсов без необходимости заключения двухсторонних соглашений.
Правительством Республики Бурятия ежегодно строятся и реконструируются объекты социальной, инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры для создания комфортных условий ведения бизнеса и запуска новых инвестиционных проектов.
На территории Республики Бурятия созданы особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", территория опережающего развития "Бурятия", 11 зон экономического благоприятствования, в том числе 7 - туристско-рекреационного типа и 4 - промышленно-производственного типа. Функционируют такие организации как общество с ограниченной ответственностью "КРДВ Бурятия" и акционерное общество "Особая экономическая зона "Байкальская гавань", оказывающие консультационные услуги, услуги по сопровождению и обеспечению создания инфраструктуры для резидентов.
В республике работает специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами - некоммерческая организация "Фонд регионального развития Республики Бурятия", куда инвестор может обратиться для получения услуги по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Действует инвестиционный портал Республики Бурятия (http://invest-buryatia.ru), а также инвестиционная карта Республики Бурятия, в которой отражается вся необходимая для инвестора первичная информация.
В республике эффективно действует комплексный инструментарий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 2018 года работает единый Центр предпринимательства "Мой бизнес", объединяющий все формы и виды государственной поддержки бизнеса. В Центре предпринимательства "Мой бизнес" на одной площадке расположены государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг", микрокредитная компания "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия", Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия, в том числе осуществляющий функции регионального фонда развития промышленности, центры поддержки предпринимательства, экспорта, инжиниринга, народно-художественных промыслов и инноваций социальной сферы. Представительства Центра предпринимательства "Мой бизнес" открываются во всех муниципальных образованиях в Республике Бурятия.
Создана доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов. Действуют Промышленный парк Республики Бурятия, Республиканский бизнес-инкубатор с техническим оснащением, в котором можно получить государственную поддержку в виде аренды нежилых помещений и консультационной помощи.
Для обеспечения доступа к земельным ресурсам для реализации инвестиционных проектов субъекты инвестиционной и предпринимательской деятельности могут воспользоваться:
реестром инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия, свободных для организации бизнеса, который размещен в открытом доступе на инвестиционном портале Республики Бурятия;
правом получения земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии со статьей 12.1 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле".
3.2. Наличие на территории Республики Бурятия преференциальных режимов.
Территория опережающего социально-экономического развития "Бурятия" (далее - ТОР "Бурятия") создана в 2019 году постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2019 N 760. На сегодняшний день на территории ТОР "Бурятия" зарегистрировано 14 резидентов с общим объемом инвестиций 8,5 млрд. руб., предусмотрено создание 1000 новых рабочих мест. Специализация ТОР "Бурятия": промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, здравоохранение.
Резидентам ТОР "Бурятия" предусмотрены следующие преференции:
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 0% в течение первых 5 лет;
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 5% в течение первых 5 лет и в размере 10,0% - в течение следующих 5 лет;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта;
понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых (0 - 0,8) в течение 10 лет, далее применяется коэффициент 1;
освобождение от уплаты налога на землю в течение первых 5 лет пользования земельными участками в соответствии с решениями органов местного самоуправления в Республике Бурятия;
снижение страховых взносов: 6,0% - на пенсионное страхование, 1,5% - в Фонд социального страхования и 0,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования;
возможность получения государственной поддержки в строительстве необходимой инфраструктуры;
беспошлинный и безналоговый ввоз (0% налога на добавленную стоимость на импорт для переработки), хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри территории опережающего социально-экономического развития, реэкспортный вывоз товаров (оборудования) при создании зоны таможенного контроля и применении процедуры свободной таможенной зоны по согласованию с Бурятской таможней;
привлечение на работу иностранных граждан без учета квот по согласованию с Наблюдательным советом территории опережающего социально-экономического развития;
срок проведения экологической экспертизы проектной документации не более 45 суток.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" создана в 2007 году постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 N 68 (далее - ОЭЗ "Байкальская гавань"). Она расположена в Прибайкальском районе Республики Бурятия на берегу оз. Байкал и включает пять участков общей площадью 3,6 тыс. га - "Турка", "Пески", "Гора Бычья", "Бухта Безымянная", "Горячинск". Все участки объединены общей концепцией развития и размещения туристических объектов. В настоящее время резидентами ОЭЗ "Байкальская гавань" являются 5 компаний с общим объемом инвестиций 35,1 млрд. руб., планируется создание более 2100 новых рабочих мест.
Резидентам ОЭЗ "Байкальская гавань" предусмотрены следующие преференции:
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 15,5% в течение 10 лет с момента получения статуса резидента;
освобождение от уплаты по налогу на имущество в течение 10 лет с момента постановки на учет имущества и по транспортному налогу - в течение 5 лет с момента получения статуса резидента;
сниженная арендная плата за земельный участок.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2073-III "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия" в республике предусмотрено создание зон экономического благоприятствования промышленно-производственного, технико-внедренческого, транспортно-логистического типа.
В настоящее время в республике создано 11 зон экономического благоприятствования, в том числе 7 - туристско-рекреационного типа в городах Улан-Удэ и Северобайкальск, Северо-Байкальском, Тункинском, Иволгинском, Заиграевском, Селенгинском районах, 4 - промышленно-производственного типа в городах Улан-Удэ и Гусиноозерск, Заиграевском и Северо-Байкальском районах.
Резидентам зон экономического благоприятствования предусмотрены следующие преференции:
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 13,5% в течение 5 лет с момента получения статуса резидента;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение первых 5 лет с момента постановки на учет имущества;
льготы по земельному налогу на срок до 5 лет в соответствии с решением органа местного самоуправления в Республике Бурятия.
Кроме того, в Республике Бурятия действуют законы, регламентирующие различные механизмы и меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе законы Республики Бурятия от 27.12.2021 N 1907-V "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия", от 26.11.2002 N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", от 07.03.2013 N 3175-IV "О технопарках в Республике Бурятия", от 07.05.2016 N 1734-V "О промышленной политике в Республике Бурятия", от 08.12.2017 N 2742-V "О развитии биофармацевтического производства в Республике Бурятия", от 21.12.2006 N 2028-III "Об инновационной деятельности в Республике Бурятия", подзаконные нормативные правовые акты о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, о концессионных соглашениях, о присвоении статуса регионального инвестиционного проекта, о защите и поощрении капиталовложений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Республики Бурятия следует читать как "1907-VI"
3.3. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования.
Население республики по состоянию на 1 января 2023 года, по предварительной оценке, составило 975,2 тыс. чел. Более 40,0% населения проживает в сельской местности, наиболее заселены центральные районы республики.
Численность трудовых ресурсов по итогам 2021 года составила 564,0 тыс. чел., из них 94,0% - трудоспособное население, 5,0% - лица старше трудоспособного возраста и подростки, 1,0% - иностранные трудовые мигранты.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше за 2021 год составила 432,8 тыс. чел. или 77,0% от численности трудовых ресурсов республики.
Численность занятых в экономике по итогам 2021 года составила 391,5 тыс. чел. Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
в торговле оптовой и розничной - 14,5%;
в государственном управлении и социальном обеспечении - 12,5%;
в образовании - 12,3%;
в обрабатывающих производствах - 11,7%;
в транспортировке и хранении - 8,4%;
в здравоохранении и социальных услугах - 7,7%;
в сельском и лесном хозяйстве - 6,1%.
Состав занятого населения по уровню образования выглядит следующим образом: 35,2% имеют высшее образование, 43% - среднее профессиональное, 16% - среднее общее, 5,8 - основное общее или не имеют основного общего.
В Республике Бурятия достаточно развитая региональная система образования, достаточный потенциал вузовской и академической науки в том числе:
29 организаций среднего профессионального образования, где ведется подготовка специалистов по 91 специальности и 38 рабочим профессиям. Численность обучающихся составляет порядка 28,0 тыс. чел., по рабочим профессиям - 6,0 тыс. чел. Все учреждения имеют возможность реализовывать программы профессионального обучения и дополнительного образования, что позволяет восполнить потребность экономики по ряду рабочих профессий, востребованных отраслевым заказом;
5 образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются порядка 20,0 тыс. студентов в год по 165 направлениям. Подготовка в ВУЗах осуществляется в соответствии с государственным заданием на подготовку кадров и с учетом потребностей в специалистах с высшим образованием как для Республики Бурятия, так и для регионов Сибири и Дальнего Востока;
7 научных учреждений Сибирского отделения Российской академии наук, региональной спецификой развития которых является их гуманитарная и природно-ориентированная направленность. Большая часть проводимых изысканий связана с изучением природной территории республики и ее ресурсного потенциала, а также с изучением истории, культуры и экономики. Потенциал научных кадров распределяется по отраслям науки следующим образом: естественные науки - более 50,0% исследователей; сельскохозяйственные науки - 20,0%; гуманитарные науки - 20,0% исследователей; технические и медицинские науки - в совокупности 5,0% научных специалистов.
Ежегодно по программам среднего профессионального образования выпускается порядка 4,2 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, по программам высшего профессионального образования - 4,1 тыс. чел.
Общая численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Республики Бурятия, по итогам 2021 года составляет 1213 чел., из них ученую степень доктора наук имеют 160 чел. (13,2%), кандидата наук - 789 чел. (65,0%). Общий процент "остепененности" составляет 78,2%.
В 2020 году открыт Центр опережающей профессиональной подготовки, на базе которого внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Центром заключены договоры со всеми управлениями образования муниципальных районов и городских округов.
В целях поддержки и формирования наиболее передовой инфраструктуры для исследований и разработок в Республике Бурятия будет создан Межвузовский кампус мирового класса "Байкал" (город Улан-Удэ), который даст новые возможности для повышения уровня научно-исследовательской работы и качества образования.".
3.4. Приоритетные направления инвестиционного развития Республики Бурятия.
Приоритетными направлениями инвестиционного развития Республики Бурятия являются:
1) реализация инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, развиваемых в республике в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года, Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, в том числе:
проектов в сфере туризма, добывающей промышленности, авиастроении, машиностроении, металлообработке и электронике, лесопромышленном и агропромышленном комплексах, строительном, транспортно-логистическом и энергетическом секторах, сервисной и креативной индустриях;
инвестиционных и инновационных проектов с размещением на территории ТОР "Бурятия", ОЭЗ "Байкальская гавань", зон экономического благоприятствования, технопарков;
проектов с применением государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе концессии;
2) развитие инвестиционной системы на уровне республики, в том числе через сокращение и упрощение процедур для ведения бизнеса, сокращение административных барьеров и совершенствования институтов в сфере инвестиционного развития в Республике Бурятия (фонды, инвестиционные площадки, центры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства);
3) институциональная поддержка через развитие территорий опережающего развития с режимом Свободного порта Владивосток, развитие особой экономической зоны, зон экономического благоприятствования, кластеров, промышленных парков и технопарков;
4) повышение доступности энергетической, транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;
5) развитие внешнеэкономической деятельности и экспорта;
6) развитие молодежного предпринимательства;
7) формирование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики республики.
3.5. Новые инновационные отрасли экономики в Республике Бурятия.
Инновационное развитие Республики Бурятия в первую очередь связано:
с созданием и реализацией проектов в сфере биофармтехнологий на основе научных исследований и запатентованных разработок, включая производство по изготовлению лекарственных препаратов (препараты растительного происхождения, пищевые БАДы, оздоровительные средства, гели, масла, биополимерные матрицы, экспресс-гемотесты и др.), в том числе с использованием восточной рецептуры из экологически чистого растительного сырья. Разрабатываемые лекарственные препараты и медицинские изделия обеспечат развитие сектора оздоровительного туризма. Центрами компетенции по данному направлению являются научно-исследовательские организации, образовательные учреждения и производственные предприятия республики с участием Центра восточной медицины Республики Бурятия и малых инновационных предприятий высших учебных заведений республики. В федеральном государственном бюджетном учреждении науки "Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" ведутся значимые научные исследования в области тибетской медицины, в его фондах имеется крупнейшее в мире собрание трактатов по тибетской медицине, а также более 50 видов разработанных лекарственных препаратов;
с разработкой и внедрением инновационных "зеленых" технологий в приоритетных отраслях экономики, прежде всего в туристско-рекреационном, агропромышленном, добыче полезных ископаемых, лесопромышленном, транспортно-логистическом, строительном, энергетическом секторах;
с преобразованием приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения IT-технологий, цифровых технологий и платформенных решений.
3.6. Развитие традиционных отраслей экономики Республики Бурятия.
Традиционными отраслями экономики Республики Бурятия, вносящими наибольший вклад в валовый региональный продукт (далее - ВРП), являются:
промышленность (доля в ВРП в 2020 году - 22,0%);
оптовая и розничная торговля (доля в ВРП - 11,7%);
транспортировка и хранение (доля в ВРП - 9,4%);
строительство (доля в ВРП - 6,5%);
сельское хозяйство (доля в ВРП - 4,2%).
Развитие промышленности связано в первую очередь с динамикой спроса на продукцию предприятий машиностроения и металлообработки (гражданская и военная авиационная техника, металлоконструкции для строительства мостов, производство и ремонт железнодорожной техники и производство комплектующих изделий для нее, электротехнические изделия, запасные части для горного оборудования), организаций добывающей промышленности (золото, уголь, уран, кварциты, нефрит, вольфрам, молибден, цинк, сырье для производства строительных материалов).
Интенсивно в республике развиваются перерабатывающие отрасли, это прежде всего пищевая и перерабатывающая промышленность, деревообрабатывающий комплекс и целлюлозно-бумажное производство. Высокий потенциал имеет легкая промышленность, которая представлена в основном малым и средним бизнесом - это производство валяной обуви, производство трикотажных и швейных изделий, организация переработки шерсти с последующим производством готовой продукции. Перспективным направлением является развитие биофармтехнологий, что связано с богатой ресурсной базой.
Развитие производства строительных материалов обусловлено в первую очередь потенциалом развития жилищного, промышленного и гражданского строительства на территории республики, а также Восточной Сибири и Дальнего Востока, возможностью экспортных поставок строительных материалов в Монголию и Китай.
Особо важным для Республики Бурятия является развитие агропромышленного комплекса, порядка 70,0% продукции которого в настоящее время дает животноводство. Приоритетными направлениями здесь являются развитие мясного и молочного хозяйства, развитие племенного животноводства для улучшения продуктивности сельскохозяйственных животных, развитие малых форм хозяйствования на селе. Основными направлениями в растениеводстве являются производство зерновых культур (пшеница, овес, ячмень, рожь), овощей и картофеля. Производственный потенциал агропромышленного комплекса республики позволяет в перспективе рассчитывать на производство органической продукции. Кроме того, развитие сельского хозяйства в республике косвенно связано с индустрией туризма.
Развитие строительной отрасли Республики Бурятия ориентировано, прежде всего, на реализацию национальных проектов, федеральных и республиканских государственных программ, Плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия ("Дальневосточная субсидия"), повышение уровня обеспеченности населения жильем, увеличение качественного и доступного жилья.
Оценка развития вышеуказанных отраслей осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития на период до 2035 года, прогнозом социально-экономического развития Республики Бурятия по следующим показателям:
объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
численность занятых в экономике;
объем инвестиций в основной капитал.
3.7. Отрасли экономики, в которых планируются к реализации инвестиционные проекты на территории Республики Бурятия.
Перечень отраслей экономики, имеющих приоритетное значение в развитии Республики Бурятия для инвестирования, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, концессии, соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Республике Бурятия, отражены в Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI, Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р.
Кроме того, на территории Республики Бурятия реализуются Республиканская адресная инвестиционная программа, президентская дальневосточная "Единая субсидия", программа "Дальневосточная концессия". Средства направляются на реконструкцию и строительство социально важных объектов республики, разработку проектной документации, на благоустройство дворовых территорий республики в рамках проекта "1000 дворов".
4. Инвестиционные обязательства Республики Бурятия
4.1. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
Правительство Республики Бурятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия содействует реализации инвестиционной политики, включая вопросы защиты инвестиций, а также прав и интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе:
1) участие субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в процессах принятия решений, подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, затрагивающих их интересы, и оценки их реализации;
2) доступ к публичной информации органов исполнительной власти Республики Бурятия;
3) безопасность ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Республики Бурятия;
4) защита капитальных вложений;
5) отсутствие ограничений в реализации своих проектов в рамках действующего законодательства;
6) неухудшение положения субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в рамках заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений на период реализации инвестиционного проекта в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24.11.2021 N 686-р об утверждении перечня актов (решений) Республики Бурятия, применяемых с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
7) невмешательство государственных органов и должностных лиц в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств.
4.2. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия.
Субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности гарантируется реализация права на получение полной, актуальной и достоверной информации при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия, за исключением информации, составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2021 N 1907-V "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия" государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия осуществляется в следующих формах:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Республики Бурятия следует читать как "1907-VI"
1) размещение информации об инвестиционных проектах, реализуемых на территории Республики Бурятия, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) предоставление льгот по региональным налогам и сборам, установление пониженных ставок налога на прибыль организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, а также иных льгот по налогам и сборам, предоставление которых отнесено к ведению Республики Бурятия;
3) присвоение статуса регионального инвестиционного проекта в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
4) предоставление субсидий на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию, в том числе на реконструкцию объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели;
5) содействие в создании объектов инфраструктуры, в том числе в целях реализации нового инвестиционного проекта в рамках федерального законодательства;
6) присвоение статуса приоритетного инвестиционного проекта;
7) использование иных форм, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, в том числе о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, о концессионных соглашениях, о промышленной политике, об особых экономических зонах, о территориях опережающего социально-экономического развития.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих механизмы предоставления мер государственной поддержки приведен в приложении N 1 к настоящей Инвестиционной декларации.
4.3. Неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Бурятия.
Субъекты инвестиционной и предпринимательской деятельности вправе в полном объеме получать государственную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия.
Субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности предоставляются следующие гарантии:
1) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
2) гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
3) право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и их должностных лиц;
4) доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
5) защита прав и интересов инвесторов, в том числе право обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия, уполномоченному по инвестициям в Республике Бурятия и уполномоченному по инвестициям в муниципальном образовании с заявлениями и жалобами о нарушении прав и законных интересов;
6) соблюдение условий предоставления мер поддержки, предусмотренных законодательством Республики Бурятия.
4.4. Соблюдение органами и организациями сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил Республики Бурятия.
Правительством Республики Бурятия и организациями, ответственными за сопровождение инвестиционных проектов, оказывается:
содействие в получении субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности всех необходимых разрешений и распорядительных документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимых для реализации инвестиционных проектов, в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
содействие в подключении (присоединении) субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности к инженерной и транспортно-логистической инфраструктуре, необходимой для реализации инвестиционных проектов, в рамках алгоритмов действий ("клиентский путь") инвестора по основным приоритетным направлениям Свода инвестиционных правил Республики Бурятия, разработанным в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")".
Основные приоритетные направления, процедуры которых регламентированы Сводом инвестиционных правил Республики Бурятия:
энергоснабжение (присоединение к электрическим сетям);
водоснабжение и водоотведение;
получение земельных участков в аренду (на торгах и без торгов);
получение разрешения на строительство;
оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект;
получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
теплоснабжение;
обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре.
Список ответственных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия по направлениям алгоритмов действий инвесторов размещены на Инвестиционном портале Республики Бурятия по адресу: https://invest-buryatia.ru/ris/invest-team/.
Нарушение процедур и сроков, установленных Сводом инвестиционных правил Республики Бурятия, является основанием для обращения инвестора в Инвестиционный комитет Республики Бурятия, созданный в рамках Совета при Главе Республики Бурятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Бурятия.
4.5. Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия, в досудебном порядке.
Проведение переговоров и консультаций является обязательным условием досудебного урегулирования споров, разногласий и тупиковых ситуаций, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия.
В целях получения содействия при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия, а также урегулирования возникающих споров, разногласий и тупиковых ситуаций по вопросам реализации инвестиционных проектов инвестор вправе обратиться:
к уполномоченным по инвестициям в муниципальных образованиях (городских округах и муниципальных районах) в Республике Бурятия;
к уполномоченному по инвестициям в Республике Бурятия;
к ответственным лицам в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия, отвечающим за инвестиционную деятельность и решение вопросов по реализации инвестиционных проектов в Республике Бурятия;
в специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и осуществляющую сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" - некоммерческую организацию "Фонд регионального развития Республики Бурятия";
в Инвестиционный комитет Республики Бурятия, созданный в рамках Совета при Главе Республики Бурятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Бурятия. Электронная почта для обращения в инвестиционный комитет info@frr-rb.ru и https://invest-buryatia.ru/index1.php.
5. Инвестиционная команда Республики Бурятия
5.1. Состав инвестиционной команды Республики Бурятия.
В состав инвестиционной команды Республики Бурятия входят:
1) Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия;
2) заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия - министр экономики Республики Бурятия;
3) заместители Председателя Правительства Республики Бурятия;
4) министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;
5) министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия;
6) министр имущественных и земельных отношений Республики Бурятия;
7) главы и (или) заместители глав городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия;
8) генеральный директор Фонда регионального развития Республики Бурятия;
9) директор Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия;
10) директор общества с ограниченной ответственностью "КРДВ Бурятия";
11) генеральный директор акционерного общества "Особая экономическая зона "Байкальская гавань";
12) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия;
13) президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия;
14) исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия;
15) председатель Бурятского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
16) председатель Бурятского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России";
17) представители банков, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия.
5.2. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды в части взаимодействия с инвесторами.
Ответственность между членами инвестиционной команды Республики Бурятия в части взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности в соответствии с их полномочиями в рамках действующего законодательства Республики Бурятия распределены следующим образом:
1) Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия возглавляет инвестиционную команду Республики Бурятия и определяет основные направления деятельности Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения реализации инвестиционной политики;
2) заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия - министр экономики Республики Бурятия отвечает за формирование и регулирование инвестиционной политики Республики Бурятия, является координатором за внедрение и реализацию Регионального инвестиционного стандарта;
3) заместители Председателя Правительства Республики Бурятия отвечают за реализацию инвестиционной политики, стимулирование деловой активности субъектов предпринимательской деятельности и привлечение частных инвестиций в экономику Республики Бурятия по курируемым направлениям;
4) министры строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, имущественных и земельных отношений Республики Бурятия являются ответственными за внедрение и ведение соответствующих алгоритмов действий инвестора для получения доступа к ключевым элементам инфраструктуры в рамках Свода инвестиционных правил Республики Бурятия;
5) главы и (или) заместители глав муниципальных образований в Республике Бурятия отвечают за формирование благоприятного инвестиционного климата, внедрение и реализацию Регионального инвестиционного стандарта на территории муниципального образования;
6) Фонд регионального развития Республики Бурятия:
отвечает за оказание содействия инвесторам в подготовке и реализации инвестиционных проектов, сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна", в том числе оказание консультативной помощи по вопросам предоставления мер государственной поддержки;
является ответственным за работу с обращениями в Инвестиционный комитет Республики Бурятия;
является ответственным за достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте Республики Бурятия;
7) Центр "Мой бизнес" на базе Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия занимается предоставлением комплекса удобных и бесплатных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в режиме "одного окна", расширением доступа предпринимателей к финансовым и нефинансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, развитием их промышленного и экспортного потенциала;
8) общество с ограниченной ответственностью "КРДВ Бурятия" и акционерное общество "Особая экономическая зона "Байкальская гавань" занимаются развитием и сопровождением в зависимости от специализации проектов и выбранных для размещения площадок;
9) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия осуществляет контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления на территории Республики Бурятия;
10) руководители бизнес-объединений в Республике Бурятия содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов Республики Бурятия, обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с органами государственной власти;
представители банков, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия, обеспечивают доступность финансовых услуг для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Приложение
к Инвестиционной декларации
Республики Бурятия
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности в Республике Бурятия
1. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
4. Закон Республики Бурятия от 27.12.2021 N 1907-V "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Бурятия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Республики Бурятия от 27.12.2021 следует читать как "1907-VI"
5. Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
6. Закон Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле".
7. Закон Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2073-III "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия".
8. Закон Республики Бурятия от 07.03.2013 N 3175-IV "О технопарках в Республике Бурятия".
9. Закон Республики Бурятия от 07.05.2016 N 1734-V "О промышленной политике в Республике Бурятия".
10. Закон Республики Бурятия от 08.12.2017 N 2742-V "О развитии биофармацевтического производства в Республике Бурятия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия".
11. Закон Республики Бурятия от 21.12.2006 N 2028-III "Об инновационной деятельности в Республике Бурятия".
12. Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 N 489 "Об утверждении Положения о регламентах взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия при принятии решений о включении (об отказе во включении) организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, о внесении изменений в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта, о внесении изменений в инвестиционную декларацию, касающихся условий реализации регионального инвестиционного проекта".
13. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 24.11.2021 N 686-р об утверждении перечня актов (решений) Республики Бурятия, применяемых с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
14. Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.03.2022 N 149 "Об утверждении Правил определения объема возмещения Республикой Бурятия затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений, стороной по которым является Республика Бурятия".
15. Постановление Правительства Республики Бурятия от 30.12.2022 N 854 "Об утверждении Порядка присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Бурятия, порядков предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия и о приведении в соответствие с Законом Республики Бурятия от 27.12.2021 N 1907-VI "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Бурятия" отдельных нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия".
16. Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.03.2016 N 94 "О реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Республики Бурятия".
17. Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.03.2016 N 93 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" на территории Республики Бурятия".
Ссылки на нормативные правовые акты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: https://egov-buryatia.ru/minec/activities/directions/privlechenie-investitsiy/investitsionnaya-politika/npa-v-sfere-gosudarstvennoy-podderzhki/?clear_cache=Y
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Республики Бурятия от 26 марта 2023 г. N 12-рг О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Бурятия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.