г. Краснодар |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А32-32324/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-Грузовая Компания" (ИНН 2315158690, ОГРН 1102315001139), заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-32324/2012, установил следующее.
ООО "Транспортно-Грузовая Компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 06.07.2012 N 75707 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 06.07.2012 N 373 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа в применении налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по оказанным обществом транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки и неправомерно начислил обществу налог на добавленную стоимость, а также отказал в возмещении налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает на неправильное истолкование судами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применительно к установленным по делу обстоятельствам. Оказанные обществом в рамках представленных договоров услуги не направлены на организацию международной перевозки, поэтому право на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в отношении реализованных услуг у общества отсутствует.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2011 года. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.05.2012 N 42951 и приняты решения от 06.07.2012 N 75707 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 06.07.2012 N 373 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении 533 441 рубля налога на добавленную стоимость, от 02.05.2012 N 76 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу возмещено 1 324 070 рублей налога на добавленную стоимость.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 06.09.2012 N 20-12-936 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Аналогичные виды транспортно-экспедиционных услуг установлены и в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза и на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Основанием для начисления обществу налога на добавленную стоимость послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0%. По мнению инспекции, применение ставки 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как общество не участвовало в организации самой международной перевозки.
Судебные инстанции признали ошибочным данный вывод налогового органа, сославшись на доказанность материалами дела оказания обществом услуг в связи с международной перевозкой товара. При этом суды установили, что на основании договоров заключенных с ООО "СЧПЗ Трейд" от 15.01.2011 N СЧПЗ/ТГК 15/01/11, ООО "Транс-Кавказ" от 01.11.2011 N ТГК-ТК-01, компанией "GRANTER GLOBAL CORP." от 05.11.2011 N 04/GGC, 03/GGC, от 01.11.2011 N 02/GGC, от 01.06.2011 N 01/GGC, компанией "MEK TRANSSYSTEM LLP" от 01.11.2011 N МТ/1, общество реализовало транспортно-экспедиционные услуги, оказанные при организации международной перевозки грузов.
Так, в соответствии с условиями вышеуказанных договоров общество (экспедитор) обязуется заключить договор перевозки груза, обеспечить, отправку и получение груза, оказывать клиенту транспортно-экспедиторские услуги, а именно: оформление документов, прием и выдачу грузов, завоз-вывоз грузов, погрузо-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовые услуги, услуги таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Оказание данных услуг обществом подтверждено представленными в материалы дела актами выполненных работ, счетами-фактурами и другими документами, исследованными судебными инстанциями с учетом требований пункта 3.1 статьи 165 Кодекса.
Суды правильно исходили из положений статей 41, 801, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правил транспортно-экспедиционной деятельности утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, и сделали обоснованный вывод о том, что в IV квартале 2011 года общество правомерно применило ставку 0% по налогу на добавленную стоимость при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, и удовлетворили требования общества.
Доводы кассационной жалобы инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А32-32324/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.