Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению
администрации Города Томска
от 16.03.2023 N 189
IV.II. Анализ текущей ситуации
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов, определенных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающих создание эффективной конкурентной экономики и рост благосостояния населения.
Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства является механизмом достижения целей и задач, изложенных в стратегических документах различных уровней, в частности, целевого вектора "Благоприятные условия для деловой и социальной инициативы", определенной в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, в рамках направления "Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики".
Значимость предпринимательства для социально-экономического развития Города Томска определяется такими факторами, как способность активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать влияние на диверсификацию экономики, формирование конкурентной среды, увеличение доходной базы муниципального бюджета. Развитие сферы предпринимательства оказывает влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики Томской области и Города Томска.
По состоянию на 01.01.2022 на территории Города Томска было зарегистрировано 19063 организаций и 13672 индивидуальных предпринимателей. Большая часть организаций относится к малым и микропредприятиям, в 2021 году их количество составило 17605 ед. (92,4% от общего количества организаций). Количество средних предприятий на 01.01.2022 составило 69 ед.
Согласно статистическим данным, совокупный экономический оборот всех предприятий Города Томска в 2021 году составил 985,1 млрд. руб., что на 95,6 млрд руб. или на 10,7% выше показателя 2020 года. Крупные и средние предприятия обеспечивают 57,4% совокупного оборота, а малые и микропредприятия включая индивидуальных предпринимателей - 42,6%.
К развивающимся направлениям малого и среднего бизнеса относятся: IT-сфера и современные технологии, интернет-торговля, сфера бытовых услуг населению, консультационные и образовательные услуги. В ближайшие годы положительная динамика развития МСП по этим направлениям сохранится.
По предварительным данным по состоянию на 01.01.2022 субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 134,9 тыс. человек, что на 4,2 тыс. человек (3,2%) больше показателя 2020 года.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 жителей города в 2021 году составило 531,7 ед. (в 2020 году - 530,9 ед.).
Численность работников крупных и средних организаций в 2021 году составила 137,7 тыс. работников.
Средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2021 году составила 43324,3 руб., превысив в 3,6 раз величину прожиточного минимума, сложившуюся в отчетном году. У работников сферы малого предпринимательства в 2021 году средняя заработная плата увеличилась на 13,2% и составила 29325,5 руб.
Текущую оценку финансового самочувствия малого и среднего бизнеса можно обозначить как "стабильную" - большая часть субъектов МСП находятся в устойчивом положении. Однако томский бизнес находится под влиянием таких общих для России негативных факторов, как непостоянство нормативно-правовой базы, высокий уровень налоговой нагрузки и административных издержек, трудности в подборе необходимых кадров. Внешние факторы (эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, внешнеэкономические санкции) также оказывают влияние на состояние малого и среднего бизнеса.
Опыт реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, а также имеющиеся статистические и ведомственные данные позволяют выделить и другие актуальные проблемы:
- высокий уровень издержек, связанных с продвижением продукции предпринимательства на внутренний, межрегиональный и международный рынки;
- отсутствие (недостаточность) капитала для начала ведения предпринимательской деятельности, недостаточный объем финансовых ресурсов для развития предприятия;
- низкий уровень предпринимательских компетенций и нехватка знаний для начала предпринимательской деятельности;
- недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности;
- проблема размещения производственной недвижимости как основной сдерживающий фактор для развития промышленности, некомпактная промышленная застройка (промышленные площадки разрозненны и зачастую непосредственно соседствуют с жилой застройкой).
Подпрограмма направлена на поэтапную, системную поддержку бизнеса на разных стадиях реализации предпринимательской инициативы: начиная с консультационных и образовательных мероприятий для лиц, желающих начать собственное дело, продолжая финансовой поддержкой стартующего бизнеса, действующих субъектов предпринимательской деятельности и созданием инфраструктуры промышленных парков. При этом при определении перечня мероприятий подпрограммы учтен опыт реализации муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2011-2015 годы".
Так, при реализации данной подпрограммы одним из самых востребованных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства явилось предоставление из местного бюджета субсидий начинающим предпринимателям в рамках конкурса "Томск. Первый шаг". Впервые в муниципальном образовании "Город Томск" данный конкурс был проведен в 2011 году. Всего за период 2011-2016 годы победителями конкурса стали 243 субъекта малого предпринимательства, которым была предоставлена финансовая поддержка в виде субсидий на общую сумму более 75 млн руб. С 2020 года данный конкурс проводится вновь, победителями конкурса в 2020-2021 годах стали 35 субъектов малого предпринимательства, которым была предоставлена финансовая поддержка в виде субсидий на общую сумму 17,2 млн руб.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 году был создан и успешно функционирует городской центр поддержки малого и среднего бизнеса (далее - Городской центр). На базе Городского центра оказывается бесплатная консультационная помощь по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, бизнес-планирования, участия в программах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проводятся бесплатные образовательные мероприятия. За период с 2015 по 2021 год Городским центром оказано 7757 консультаций (в 2021 году оказано 1183 консультации).
Для информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах поддержки предпринимательской деятельности создан и действует городской сайт "Малый и средний бизнес г. Томска" (http://mb.admin.tomsk.ru/).
В целях создания в Городе Томске комфортных условий для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг с 2013 года в рамках подпрограммы "Развитие промышленных и логистических парков в городе Томске на 2013-2015 годы" муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2011-2015 годы" было начато строительство инфраструктуры промышленных парков.
Строительство промышленных парков позволит при эффективном использовании земельных ресурсов и привлечении инвестиций обеспечить положительные результаты за счет высокой плотности промышленного производства, взаимодействия между предприятиями, эффекта масштаба и "кластерных" эффектов. Перемещение промышленных объектов и производств из центра города на территории промышленных парков способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и реорганизации, высвобождению производственных территорий для осуществления в дальнейшем жилищного строительства.
В 2019-2022 годах одной из задач подпрограммы является обеспечение промышленных парков в Городе Томске технологической инфраструктурой.
Реализация вышеуказанных мероприятий данной подпрограммы в следующих периодах позволит выстроить многоуровневую систему механизмов развития предпринимательства в Городе Томске.
В целом реализация подпрограммы будет способствовать увеличению вклада предпринимательства в экономику Города Томска: созданию субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличению количества рабочих мест и налогооблагаемой базы.
По окончании реализации подпрограммы в 2025 году увеличение экономического оборота к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составит "+64,3%", инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб./чел./рост к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составят "107,2/-5,2%", объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с территории Города Томска составит 5121,7 млн руб., число субъектов малого и среднего предпринимательства составит 562,6 единицы на 10000 жителей, доля занятых в малом и среднем предпринимательстве (в том числе индивидуальных предпринимателей) от общей численности занятых в экономике составит не менее 51,9%, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 162526 чел. Важным моментом в рамках реализации данной подпрограммы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения.
Возможные риски реализации подпрограммы связаны со значительным сокращением объемов финансирования, что может повлечь за собой необходимость корректировки целевых значений показателей и внесения изменений в перечень реализуемых мероприятий. Изменение федерального и регионального законодательства может привести к утере актуальности поставленных задач и запланированных основных мероприятий, а также к необходимости включения новых направлений деятельности, что окажет влияние на конечные результаты подпрограммы.
Основными способами минимизации рисков является обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по задачам и мероприятиям подпрограммы с учетом ограниченности ресурсов, регулярный мониторинг изменений в законодательстве, а также создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности соисполнителей.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 6 >> Приложение 6 |
|
Содержание Постановление Администрации Города Томска от 16 марта 2023 г. N 189 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.