г. Краснодар |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А20-2828/2012 |
Резолютивная часть определения объявлена 10 апреля 2014 г.
Полный текст определения изготовлен 10 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004), органов (должностных лиц), осуществляющих публичные полномочия: судебного пристава-исполнителя Эльбрусского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Байзулаева Юсупа Магомедовича, Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009673, ОГРН 1040700234300), Эльбрусского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, а также индивидуального предпринимателя Аккаевой Фатимы Ибрагимовны (ИНН 071090927322, ОГРНИП 304071036500121), извещенных о времени и месте судебного заседания, при рассмотрении кассационной жалобы государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2013 (судья Браева Э.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (судьи Семенов М.У., Параскевова С.А., Белов Д.А.) по делу N А20-2828/2012, установил следующее.
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отделение Пенсионного фонда, учреждение, взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:
- признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Эльбрусского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Байзулаева Ю.М. (далее - судебный пристав), выразившиеся в вынесении постановления от 15.06.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства;
- признать незаконным (отменить) постановление судебного пристава от 15.06.2012;
- обязать судебного пристава принять к исполнению постановление учреждения от 17.05.2012 N 00501090010684 о взыскании за счет имущества индивидуального предпринимателя Акаевой Ф.И. (далее - предприниматель, плательщик страховых взносов, должник) страховых взносов, пеней и штрафов (уточненные требования).
Заявление мотивировано следующим. Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя содержит все необходимые для исполнения судебным приставом сведения. Отсутствие информации о счетах плательщика страховых взносов подтверждено справкой отделения Пенсионного фонда. Взыскатель предпринимал действия по получению из налогового органа информации о счетах плательщика. Действия судебного пристава по отказу в возбуждении исполнительного производства не соответствуют требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и нарушают права взыскателя, поскольку препятствуют отделению Пенсионного фонда в осуществлении функций по контролю за перечислением страховых взносов.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), Эльбрусский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - межрайонный отдел) и предприниматель.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что постановлением от 15.06.2012 судебный пристав отказал в возбуждении исполнительного производства по постановлению отделения Пенсионного фонда от 17.05.2012 N 00501090010684 (о взыскании с предпринимателя (за счет имущества должника) суммы страховых взносов и пеней). При проверке доводов взыскателя о незаконности таких действий, суды исходили из следующего. Порядок взыскания задолженности по взносам в Пенсионный фонд регулируется не только Законом об исполнительном производстве, но и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах). Названный закон наделил органы Пенсионного фонда правом взыскивать страховые взносы за счет имущества плательщика (часть 14 статьи 19 и статья 20 Закона о страховых взносах). Законодательство об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника по его денежным обязательствам предусматривает только в случае отсутствия у плательщика денежных средств, достаточных для погашения задолженности. К постановлению о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика должны быть приложены документы, содержащие отметки обслуживающих плательщика банков о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, а также справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами Пенсионного фонда на основании выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов (пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве). При отсутствии указанных документов постановление отделения Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества предпринимателя не может быть признано исполнительным документом. Кроме того, учреждением не соблюден установленный порядок обращения в органы принудительного исполнения. К постановлению взыскатель не приложил документы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве. Доказательств принятия мер для получения сведений о счетах должника учреждение не представило. С учетом изложенного, суды пришли к выводу о соответствии действий судебного пристава Закону об исполнительном производстве и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Довод учреждения о достаточности для возбуждения исполнительного производства представленной взыскателем справки, основанной на сведениях, содержащихся в базе данных Пенсионного фонда, апелляционным судом не принят как противоречащий нормам Закона об исполнительном производстве, а также сложившейся судебной практике. Не принята и ссылка заявителя на выписку из ЕГРИП от 16.07.2012, поскольку из данного документа невозможно установить наличие (отсутствие) у предпринимателя счетов в банках или иных кредитных организациях (т. 1, л. д. 124; т. 2, л. д. 27).
Отделение Пенсионного фонда обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе взыскатель просит указанные акты отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Постановление от 17.05.2012 N 00501090010684 (о взыскании с предпринимателя (за счет имущества должника) суммы страховых взносов и пеней) принято учреждением на основании части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах и направлено для дальнейшего исполнения в межрайонный отдел. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что указанное постановление не является исполнительным документом. Закон об исполнительном производстве и Закон о страховых взносах не устанавливают определенных требований к акту контролирующего органа и не предусматривают обязанность взыскателя по приложению к постановлению доказательств, подтверждающих информацию об отсутствии у должника счетов в банке. Пенсионный фонд и Федеральная служба судебных приставов подписали соглашение от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 (далее - соглашение от 21.01.2011) о взаимодействии Пенсионного фонда и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда и иных исполнительных документов (письмо Пенсионного фонда от 01.02.2011 N КА-30-24/850). В нем закреплено, что при направлении постановлений, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика, прилагается справка органа контроля на основании выписок из ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП, а также сведений банков и плательщиков. Об отсутствии информации о счетах плательщика свидетельствует сам факт вынесения постановления о взыскании недоимки за счет имущества плательщика (часть 14 статьи 19 Закона о страховых взносах). Факт вынесения учреждением постановления о взыскании недоимки за счет имущества должника подтверждает отсутствие информации о счетах плательщика страховых взносов. Взыскание страховых взносов за счет имущества предпринимателя возможно не только при недостаточности у него денежных средств, но также и при отсутствии у контролирующего органа информации о счетах плательщика. Таким образом, постановление отделения Пенсионного фонда следует считать исполнительным документом, которым на учреждение не возлагается обязанность по представлению доказательств розыска счетов плательщика в случае отсутствия соответствующих сведений (пункт 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве). Апелляционный суд не учел, что требования части 1 статьи 24 Закона о страховых взносах, установившие обязанность банков и плательщиков сообщать об открытии (закрытии) счетов (действует с 01.01.2010), банками и предпринимателем не исполняются. В соответствии с соглашением от 21.01.2011 к постановлению отделение Пенсионного фонда приложило справку о результатах проверки сведений о плательщике на основании выписки из ЕГРИП. Информация о счетах предпринимателя в отделении Пенсионного фонда отсутствует. Недостоверность сведений, содержащихся в справке, судебным приставом не доказана. Также не представлены документы о наличии расчетных счетов и денежных средств должника. Кроме того, орган (должностное лицо), осуществляющие публичные полномочия, не указали нормы права, которыми на взыскателя возлагается обязанность по отысканию сведений о счетах плательщика и обязанность прилагать к исполнительному документу доказательства, подтверждающие информацию об отсутствии счетов. Отделением Пенсионного фонда предпринимались действия по получению сведений о счетах плательщиков (запросы от 08.11.2011 и от 03.09.2012). В ответ на последний запрос налоговый орган сообщил об отсутствии информации об открытых счетах предпринимателя. Следовательно, приложенная к постановлению справка отделения Пенсионного фонда соответствует действительности. Позиция взыскателя основана на системном толковании норм Закона об исполнительном производстве, Закона о страховых взносах и условий соглашения от 21.01.2011, поэтому необоснованно не принята судами.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя заявителя.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.01.2014 производство по кассационной жалобе отделения Пенсионного фонда приостановлено до опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А75-6424/2012.
20 февраля 2014 года постановление от 05.11.2013 по делу N А75-6424/2012 опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.01.2014 производство по кассационной жалобе отделения Пенсионного фонда возобновлено.
От учреждения поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы, подписанное полномочным представителем отделения Пенсионного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 282 Кодекса суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия ее к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 названного Кодекса.
В силу части 5 статьи 49 Кодекса арбитражный суд не принимает отказ от кассационной жалобы, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Рассмотрев ходатайство учреждения, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отказ от кассационной жалобы не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает возможным удовлетворить заявленное учреждением ходатайство, принять отказ от кассационной жалобы и на основании статей 49, 282 Кодекса прекратить производство по кассационной жалобе отделения Пенсионного фонда.
Руководствуясь статьями 49, 184, 282 и 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
принять отказ государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А20-2828/2012.
Производство по кассационной жалобе прекратить.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, установленном статьей 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.