Решение Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 г. по делу N 3а-224/2022
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 г. N 66а-231/2023
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре - помощнике судьи Джамгаевой Е.А.
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об оспаривании в части п. 33 Приложения к Постановлению Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 г. N 850 "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
в Ленинградский областной суд поступило административное исковое заявление ФИО16, в котором просит:
признать не действующим с 01.01.2018 пункт 214 Приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 23.11.2017 N 488 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год";
признать не действующим с 01.01.2019 пункт 23 Приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 21.11.2018 N 452 (ред. от 30.01.2019) "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
признать не действующим с 01.01.2020 пункт 27 Приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 23.12.2019 N 606 (ред. от 05.02.2021) "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";
признать не действующим с 01.01.2021 пункт 34 Приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
признать не действующим с 01.01.2022 пункт 33 Приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее также - Перечень, Постановление N 850).
Поступило административное исковое заявление от ФИО3, ФИО4 о присоединении к требованию ФИО7 в части признания не действующим постановление Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части включения в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год здания с кадастровым номером N (строка 33 перечня), расположенного по адресу: "адрес".
Кроме того, поступило заявление от ФИО5 о присоединении к требованию ФИО7 в части признания не действующим постановления Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части включения в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год помещения с кадастровым номером 47:01:0000000:22306 (строка 10 перечня) и здания с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 (строка 33 перечня), расположенных по адресу: "адрес".
Определением Ленинградского областного суда по ходатайству заинтересованных лиц по настоящему административному делу привлечены к участию в деле в качестве административных соистцов ФИО3, ФИО4, ФИО5.
19.10.2022 г. определением Ленинградского областного суда выделены в отдельное производство административные исковые требования ФИО7, административные исковые требования ФИО3, ФИО4 о признании не действующим с 01.01.2022 пункт 33 приложения к Постановлению N 850 в части включения в Перечень на 2022 год здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а также административные исковые требования ФИО5 о признании не действующим со дня принятия Постановление N 850 в части включения в Перечень на 2022 год помещения с кадастровым номером N (строка 10 перечня) и здания с кадастровым номером N (строка 33 перечня), расположенных по адресу: "адрес".
В приложении к Постановлению N 850 под порядковым номером 33 в Перечень на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
В приложении к Постановлению N 850 под порядковым номером 10 в Перечень на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по тому же адресу.
23.12.2021 Постановление N 850 опубликовано в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Требования административного иска ФИО7 мотивированы тем, что нежилое здание с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 общей площадью 2 527 кв. м включено в Перечень необоснованно и незаконно. Данное обстоятельство нарушает её права и законные интересы, поскольку это приводит к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на недвижимое имущество.
Здание с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 включено в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в период с 2018 по 2022 гг. на основании акта обследования фактического использования от 21.08.2017 г.
Таким образом, акт обследования составлен на основании визуального осмотра фасада здания, без обследования помещений и сведений, полученных из Росреестра. При составлении акта обследования не учтено фактическое использование здания. По фактическому использованию здание является гостиницей с момента его постройки и ввода в эксплуатацию. На фасаде имеется вывеска названия отеля "Викинг". Расчет площадей при составлении акта также основан исключительно на сведениях о площадях, указанных в сведениях ЕГРН.
В соответствии с п. 14 постановления Правительства Ленинградской области от 26.01.2016 N 6 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" акт обследования должен составляться не только на основании сведений ЕГРН, но и документах технического учета (инвентаризации). Согласно данным технического паспорта от 04.10.2016 г. в здании не имеется помещений, которые используются для размещения торговых объектов. Из экспликации и поэтажных планов усматривается использование здания в целях оказания гостиничных и сопутствующих услуг. Помимо гостиничных номеров в здании на первом этаже расположен ресторан "Божоле", холл для приема проживающих. При этом ресторан оказывает услуги питания для проживающих, что входит в комплекс оказываемых услуг по размещению проживающих в гостинице "Викинг".
Выписка из ЕГРН от 12.07.2017 не содержит сведений о расположении здания с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N.
Административный истец полагает, что именно фактическое использование здания может являться основанием для включения в перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В дополнительной правовой позиции указывается, что включению в Перечень подлежали здания с кадастровыми номерами N, а не здание с кадастровым номером N. Выписка из ЕГРН в отношении здания КН N сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости, не содержит.
Административные истцы ФИО5, ФИО3, ФИО4 поддерживают правовую позицию, приведенную в административных исках, полагают, что здание необоснованно включено в Перечень.
В административном иске ФИО3, ФИО4 отмечается, что индивидуальные предприниматели ФИО3 и ФИО4 являются сособственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами N. Выводы Леноблкомимущества не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Между ИП ФИО5 (арендодателем) и АО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" (арендатором) 01.02.2021 года заключен договор аренды объекта недвижимости - части здания торгового цента общей площадью 480,6 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Объект аренды передан по акту. Соглашением от 11.04.2016 года договор аренды расторгнут. Помещения по акту приёма-передачи возвращены арендодателю. Запись об аренде в ЕГРН погашена. На момент составления комиссией Леноблкомимущества акта обследования от 21.08.2017 года помещения цокольного этажа не использовались в качестве торговых.
На основании договора аренды от 01.12.2012 г. ИП ФИО4 и ИП ФИО3 передали во временное владение и пользование встроенные нежилые помещения общей площадью 158,9 кв. м, расположенные в городе Выборг по "адрес", ООО "Хуасмедиа". Данный договор аренды зарегистрирован 9.01.2013 г.
Ресторан "Божоле" занимает площадь 158,9 кв. м, что составляет 6,29% от общей площади здания (2 527 кв. м).
В административном иске ФИО5 среди прочего указывается, что ФИО5 владеет на праве собственности помещением цокольного этажа площадью 497,2 кв. м с кадастровым номером N. При этом объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 497,2 кв. м 18.02.2020 года снят с кадастрового учета с присвоением нового - N.
ИП ФИО5 полагает, что объекты не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а включение объектов в Перечень противоречит ст. 378.2 НК РФ, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечень в период с 2018 по 2020 гг. на основании акта обследования фактического использования от 21.08.2017 года, по тем основаниям, что оно расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: под строительство здания торгового центра, и в нём расположены ресторан и обувной магазин, что составляет более 20% от общей площади здания. Площадь помещений, используемых для размещения объекта питания посетителей гостиничного комплекса "Викинг" - ресторана "Божоле", не должна быть учтена для целей включения в Перечень, поскольку используется для размещения вспомогательного помещения в гостинице и не относится к самостоятельному объекту общественного питания. Общая площадь помещений цокольного этажа, принадлежащих ФИО5, составляет 497,2 кв. м (19,68% от общей площади здания 2 527 кв. м). Часть помещений в аренду торговой организации не сдавалась. Акт обследования от 21.08.2017 г. не является допустимым доказательством, поскольку не подтверждает фактическое использование не менее 20% площади для размещения объектов бытового обслуживания или иных объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ. На момент осмотра помещения ИП ФИО5 были свободны от каких-либо арендаторов, торговля в них не осуществлялась. Акт обследования составлен без доступа в помещения здания, без привлечения собственников помещений.
В обоснование требований ФИО5, ФИО3, ФИО4 ссылаются на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 г. N 46-П.
Представитель Правительства Ленинградской области ФИО10 в отзыве от 12.09.2022 просит отказать в удовлетворении административных исковых заявлений. Указывается, что оспариваемое в части постановление принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной формы и порядка официального опубликования. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - размещение объектов торговли. Вид разрешенного использования с 2017 года не изменялся. В соответствии с п. 1, пп. 4 п. 4 ст. 378.2 НК РФ расположение здания на участке, предназначенном для размещения торговых объектов, является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень. Административные истцы не представили доказательства, подтверждающие наличие у земельного участка иного вида разрешенного использования, кроме вида - размещение объектов торговли. В дополнительном отзыве от 08.12.2022 обращается внимание на то обстоятельство, что административные истцы вправе внести изменения в учетные сведения о здании как о торговом центре, если эти сведения не соответствуют действительности.
Представитель Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) ФИО11 в отзыве от 12.09.2022 просит отказать в удовлетворении заявленных требований, отмечая, что в 2017 году проведено обследование нежилого здания с кадастровым номером N по вопросу его фактического использования, в ходе которого установлено, что не менее 20% общей площади нежилого здания фактически используется в целях размещения торговых объектов и соответствует требованиям п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Нежилое здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов. Комиссионное обследование здания, расположенного по указанному адресу, при формировании Перечней на 2019 - 2021 гг. Леноблкомимуществом не проводилось, акты обследования не составлялись на основании п. 14 постановления Правительства Ленинградской области от 26.01.2016 N "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", согласно которому если полученные в целях формирования перечня объектов на очередной налоговый период сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и(или) документах технического учета (инвентаризации) в отношении зданий (строений, сооружений) и помещений, включенных в перечень объектов на предыдущий налоговый период на основании акта обследования, соответствуют сведениям, полученным Комитетом при формировании перечня объектов на предыдущий налоговый период, комиссионное обследование таких объектов недвижимости при формировании перечня объектов на очередной налоговый период не проводится.
В судебном заседании ФИО6 - ФИО2 административного истца ФИО7 просила удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении и в дополнительной правовой позиции. Полагала необходимым учет фактического использования здания для принятия решения о включении в Перечень.
ФИО12 - ФИО2 от ФИО3 и ФИО4 просила удовлетворить требования административного иска, поддерживая правовую позицию административных истцов.
ФИО5 и его представитель ФИО13 просили удовлетворить требования административного иска в части оспаривания включения в Перечень на 2022 год здания с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 (строка 33 перечня), поддерживая правовую позицию административных истцов. Представлено заявление об отказе ФИО5 от требований административного иска в части оспаривания Постановления N 850 о включении в Перечень на 2022 год помещения с кадастровым номером N (строка 10 перечня) в связи с принятым Правительством Ленинградской области постановления от 11.11.2022 N 813 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ленинградской области, определяющие перечни зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на очередной налоговый период по налогу", которым внесены изменения в Постановление N 850, исключен пункт 10 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Представитель административного ответчика ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что соответствующий вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным и достаточным основанием для включения в Перечень здания, расположенного на земельном участке. Полагала, что имеются основания для прекращения производства по делу в части требований ФИО5 о признании не действующим п. 10 Перечня, поскольку помещение с кадастровым номером 47:01:0000000:22306 снято с государственного кадастрового учета в 2020 году, внесены изменения в Постановление N 850 об исключении из Перечня этого помещения.
Представитель заинтересованного лица ФИО11 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, приведенным в возражениях Леноблкомимущества и Правительства Ленинградской области. Пояснила, что никаких изменений в отношении объекта недвижимости за рассматриваемый период не произошло, поэтому не имелось оснований для выездного обследования здания и составления акта.
В заключении прокурор ФИО14 полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, заявление ФИО5 об отказе от части требований подлежащим удовлетворению, производство по делу в этой части - прекращению.
Выслушав объяснения ФИО2 административных истцов, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 08.07.2012 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N по адресу: "адрес", инвентарный номер 7184, площадь 2 527 кв. м, назначение: нежилое здание, наименование: торговый центр, количество этажей: 6, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства: 2005, кадастровая стоимость: 187 644 290,94 руб. Сведения о правообладателе отсутствуют.
ФИО7 является собственником нежилого помещения, этаж N цоколь; 1-4; мансарда, площадь 1 101,7 кв. м, кадастровый N (ранее присвоенный КН 47:01:0000000:27217), расположенный по указанному адресу в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146.
Объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0000000:27217 назначение: нежилое, наименование: часть здания торгового центра, состоящая из цокольного этажа N 7, 1-го этажа N 9а, 46, терраса - площадью 6,6 кв. м, 2-го этажа N 14, 20, 3-го этажа N 24-33, 4-го этажа N 34-43, мансарды N 44, 45, площадь 1 124,8 кв. м, расположенный по указанному адресу в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146, поставленный на учет 20.02.2014, также ранее принадлежал на праве собственности ФИО7.
ФИО4 и ФИО3 являются собственниками объектов недвижимости:
с кадастровым номером N назначение: нежилое, наименование: встроенные нежилые помещения 1-го этажа N 8, 10, 2-го этажа N 15-19, N 21-23, площадь 510,1 кв. м, расположенного по указанному адресу в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146;
с кадастровым номером N назначение: нежилое, наименование: встроенные нежилые помещения 1-го этажа N 9, 11, 12, 13, терраса - площадью 17,7 кв. м, площадь 443,9 кв. м, расположенного по указанному адресу в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146;
с кадастровым номером N назначение: нежилое, наименование: встроенные нежилое помещение 1 первого этажа N 11а, площадь 23,9 кв. м, расположенного по указанному адресу в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146.
ФИО5 является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:4798 (ранее присвоенный номер - N), поставленного на кадастровый учет 19.02.2020, инвентарный номер 7184, назначение: нежилое, наименование: помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение: цокольный этаж N цокольный этаж, площадь 497,2 кв. м, расположенного по указанному адресу в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146.
Следовательно, ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являясь собственниками объектов недвижимости включенных в Перечень, вправе полагать, что их права и законные интересы нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку на них возлагается обязанность по уплате налога исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из п. 2 ст. 399 НК РФ представительные органы местного самоуправления определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применения с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 406 НК РФ).
Решением Совета депутатов МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области от 24.11.2015 N 56 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области установлена ставка налога в размере 1 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз "Устав Ленинградской области" определено, что Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (ст. 35).
Согласно ст. 39 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
В силу п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, среди прочего, торговых центров (комплексов) и помещений в них
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает следующему условию:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пп. 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N находится в границах земельного участка с кадастровым номером 47:01:0107002:10, площадью 841 +/- 20 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство здания торгового центра. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН 08.10.2004, данные о правообладателе отсутствуют.
Земельный участок предоставлен в аренду с 02.12.2004 по 26.10.2053 ФИО5, ФИО3, ФИО4.
В ходе обследования здания, расположенного по адресу: "адрес", установлено, что в здании общей площадью 2527 кв. м расположены ресторан "Божоле" (объект общественного питания) и магазин "Центр Обуви" (торговый объект) общей площадью 750 кв. м, что составляет более 20 процентов от общей площади здания.
На дату внесения сведений о земельном участке в ЕГРН действовал приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" п. 1.2.5 которых предусматривал, в том числе, такой вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:0107002:10 имел иной вид разрешенного использования на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, материалы дела не содержат.
При таких данных суд приходит к выводу о законности включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, то есть по критерию, предусмотренному пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Доводы административных истцов о том, что в нежилом здании отсутствуют объекты торговли, не нашли своего объективного подтверждения документами технического учета. Так, в отношении объекта, расположенного в доме N 10 по улице Железнодорожной города Выборга, филиалом ГУП "Леноблинвентаризация" 29.09.2016 года составлен технический паспорт на торговый центр, инвентарный номер 7184, год постройки 2005 год. В разделе II технического паспорта дано описание здания: торговый центр площадью 1 209,6 кв. м, цокольный этаж 627,7 кв. м, мансарда 68,2 кв. м, пристройки 60,0 кв. м и 16,6 кв. м, терраса 17,3 кв. м, общее количество этажей 6. Назначение здания обозначено - торговый центр.
Вопреки доводам административных истцов, в техническом паспорте, ЕГРН не содержится каких-либо сведений о помещениях гостиницы в указанном здании.
Ссылка административных истцов на то обстоятельство, что здание с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 не расположено на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0107002:10, является несостоятельной, опровергается данными регистрирующего органа.
Доводы административного истца о необходимости определения вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 в установленном постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2016 N 6 порядке, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Необходимость проведения обследования для определения вида фактического использования здания и помещений в нем имела место бы только в том случае, если бы объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 включался в Перечень на основании пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Однако, по критерию предназначения здания, вышеуказанный объект недвижимости в Перечень не включался.
Указание административными истцами на правовые позиции, приведенные в постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, не свидетельствует о наличии оснований для признания недействующим Постановление N 850 в оспариваемой части, поскольку все виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 соответствуют видам разрешенного использования, перечисленным в пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Правовые позиции, приведенные в постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, подлежат применению только в том случае, когда налогоплательщик арендует земельный участок, в отношение которого, наряду с видами разрешенного использования перечисленными в пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, предусмотрены и иные виды разрешенного использования, не связанные с размещением торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что в оспариваемой административными истцами части Постановление N 850 требованиям ст. 378.2 НК не противоречит, то оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
в удовлетворении административных исков ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании не действующим пункта 33 приложения к Постановлению Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 г. N 850 "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 г. по делу N 3а-224/2022
Опубликование:
-
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 г. N 66а-231/2023