Решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 декабря 2022 г. по делу N 3а-291/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С., при секретаре Андреевой В.А.
с участием прокурора Шкарлет О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брудного Григория Леонидовича, Брудной Лии Григорьевны к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга о признании недействующими со дня принятия пунктов 1320, 1321, 1322, 1324 перечня к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", установил:
29 декабря 2020 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (приложение к приказу, далее также - Перечень на 2021 год), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 30 декабря 2020 года.
В пункт 1320 Перечня включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1112, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А.
В пункт 1321 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 78:36:0005018:1928, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А, помещения 1-Н и 2-Н.
В пункт 1322 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 78:36:0005018:2022, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А, помещения 5-Н.
В пункт 1324 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 78:36:0005018:2024, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А, помещение 7-Н.
Брудная Л.Г. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим пункт 1321 Перечня, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве собственности Помещение включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Брудный Г.Л. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 1324 Перечня, также ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности Помещение включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные административные исковые заявления определениями суда от 08 ноября 2022 года приняты к производству Санкт-Петербургского городского суда (л.д. 77 том 1, л.д. 74 том 2).
Определением суда от 29 ноября 2022 года административные дела объединены в одно производство с присвоением номера 3а-291/2022 (л.д. 114-116 том 1).
Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от 19-26 декабря 2022 года, принято уточненное административное исковое заявление, где административные истцы также просили признать недействующим пункт 1320 Перечня, пункт 1322 Перечня, ссылаясь на то, что принадлежащее Брудному Г.Л. на праве собственности Помещение с кадастровым номером 78:36:0005018:2022, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А, помещения 5-Н, а также здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1112, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А, включены в названные пункты Перечня, однако ни по одному из оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не относятся к объектам в отношении которых действующим законодательством предусмотрено определять налоговую базу, как кадастровую стоимость имущества (л.д. 117-122 том 2).
Административные истцы в судебное заседание после объявления перерыва не явились, доверили представлять свои интересы представителю.
Представитель административных истцов, действующий на основании доверенности, Гойхбарг К.А. в судебное заседание явился, заявленные административные исковые требования с учетом уточнений поддержал. Суду пояснил, что все помещения в здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А, принадлежат на праве собственности административным истцам. Объекты (помещения и здание) были включены в Перечень 2021 года на основании результатов обследования, проведенного в предыдущий период - в 2019 году, вместе с тем, вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда по административным делам N 3а-316/2021, 3а-316/2021, N 3а-73/2022, N 3а-74/2022, установлено, что указанные результаты обследования от 24 июля 2019 года, не подтверждают использование здания и помещений для целей указанных в пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В 2020 году обследование помещений не производилось.
Представитель административного ответчика по доверенности Гаджиев М.С. в судебном заседании поддержал письменные возражения на заявленные требования, а также дополнения к ним (л.д.84-88 том 1, л.д. 80-84, том 2, л.д. 202-205 том 2), согласно которым работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06.04.2020 N 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. Объекты были включены в Перечень на основании результатов обследования, проведенного в предыдущий период - в 2019 году, в ходе которого было установлено, что помещения Здания площадью более 20% от площади Объекта используются для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (автосалона, автосервиса, мойки, бизнес-центра и ресторана).
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и его действия, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2020 году - в размере 1,25 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2021 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2022 году - в размере 1,75 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 1,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2022 году, в предыдущие налоговые периоды - 0,1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 30 декабря 2020 года, официально опубликован 11 января 2021 года, то есть оспариваемый акт принят уполномоченным государственным органом, опубликован до начала налогового периода.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из представленных сторонами и сведений Единого государственного реестра недвижимости, восьмиэтажное здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1112, площадью 13 879,7 кв. м, имеющее назначение нежилое, наименование "Грегори СКАРС", расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения складских помещений" (л.д. 28-31 том 2, л.д. 34-35 том 2), то есть по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен Объект, отнести Здание к объектам, подлежащим включению в Перечень, оснований не имеется.
В состав здания в 2020 году входили следующие помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете:
- принадлежащее административному истцу Брудному Г.Л. на праве собственности помещение 5-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2022, площадью 5 118,2 кв. м, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости с назначением и наименованием - "нежилое помещение", расположенное на 4, 5, 6 этажах здания (л.д. 132 том 2).;
- принадлежащее административному истцу Брудной Л.Г. на праве собственности помещение 1-Н, 2-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:1928, площадью 5015,5 кв. м, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости с назначением и наименованием - "нежилое помещение", расположенное на 1, 2, 3 этажах здания (л.д. 28-32 том 1);
- принадлежащее административному истцу Брудному Г.Л. на праве собственности помещение 7-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2024, площадью 1 592,4 кв. м, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости с назначением и наименованием - "нежилое помещение", расположенное на 8 этаже здания (л.д. 24-27 том 2).
В составе здания в рассматриваемый период времени также имелись принадлежащие административному истцу Брудному Л.Г. нежилое помещении 3-Н (мезонин-надстройка) с кадастровым номером 78:36:0005018:2020, площадью 41,40 кв. м. (л.д. 189, 200 том 2), нежилое помещение 4-Н (мезонин-надстройка) с кадастровым номером 78:36:0005018:2021, площадью 31,30 кв. м. (л.д. 190, 200 2 том), нежилое помещение 6-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2023, площадью 1 698,20 кв. м. (л.д. 192, 200 2 том), нежилое помещение 8-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2826, площадью 968,20 кв. м. (л.д. 196, 200 том 2), нежилое помещение 9-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2836, площадью 736, 30 кв. м. (л.д. 197, 200 том 2), нежилое помещение 10-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2864, площадью 979,50 кв. м. (л.д. 198, 200 том 2), нежилое помещение 11-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2865, площадью 943,70 (л.д. 199, 200 том 2).
Также в составе здания имелись следующие помещения, стоящие на самостоятельном кадастровом учете и сведения о зарегистрированных правах на которые в Едином государственному реестре недвижимости отсутствуют: нежилое помещение 1ЛК (мезонин-надстройка) с кадастровым номером 78:36:0005018:2025, площадью 382,70 кв. м, нежилое помещение 2-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2019, площадью 8,60 кв. м, нежилое помещение 12-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2866, площадью 738,50 кв. м..
Данные о наименовании и виде разрешенного использования указанных выше помещений - в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что также является обстоятельством, исключающим отнесение Здания и помещений к объектам, подлежащим включению в Перечень.
В обоснование правомерности включения здания с кадастровым номером 78:36:0005018:1112, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская набережная, дом 55, корпус 3, литера А в Перечень административный ответчик представил акт обследования Здания от 24 июля 2019 года N 3028-ВФИ/С/2019, согласно которому на Объекте расположены торговые, офисные помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания (автосалон, автосервис, мойка, бизнес-центр, ресторан) с фактическим использованием более 20% от общей площади Объекта (л.д.206-209 том 2).
В обоснование правомерности включения в Перечень нежилого помещения 5-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2022, расположенного в указанном выше здании административный ответчик представил акт обследования помещения от 24 июля 2019 года N 3030-ВФИ/С/2019, согласно которому на Объекте расположены торговые, офисные помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания (автосалон, автосервис, мойка, бизнес-центр, ресторан) с фактическим использованием более 20% от общей площади Объекта (л.д. 211-216 том 2).
В подтверждение правомерности включения в Перечень нежилого помещения 1-Н, 2-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:1928, расположенного в составе вышеуказанного здания, административный ответчик представил акт обследования помещения от 24 июля 2019 года N 3029-ВФИ/С/2019, согласно которому на Объекте расположены торговые, офисные помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания (автосалон, автосервис, мойка, бизнес-центр, ресторан) с фактическим использованием более 20% от общей площади Объекта (л.д. 89-93 том 1).
В подтверждение правомерности включения в Перечень нежилого помещения 7-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:2024, расположенного в составе вышеуказанного здания, административный ответчик представил акт обследования помещения от 24 июля 2019 года N 3032-ВФИ/С/2019, согласно которому на Объекте расположены торговые, офисные помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания (автосалон, автосервис, мойка, бизнес-центр, ресторан) с фактическим использованием более 20% от общей площади Объекта (л.д. 85-93 том 2).
Вместе с тем следует учитывать, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке (пункт 5), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6); информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В силу пунктов 3.1 и 3.2 утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования Объектов; мероприятия по определению вида фактического использования Объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, с отражением результатов такого обследования в акте; на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формирует список Объектов, в отношении которых необходимо провести мероприятия по определению вида фактического использования (далее - Список объектов), с целью их включения в Перечень; в срок, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, Информационно-аналитический отдел размещает Список объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Управления контроля использования имущества начинают проведение обследований не ранее, чем через пять дней с даты размещения Списка объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обследования проводятся на основании приказа Комитета о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Из приведенных положений следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень, вместе с тем, такого обследования в отношении спорных Объектов в 2020 году с целью включения их в Перечень на 2021 год осуществлено не было, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения Здания в Перечень по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем акты обследования Здания и помещений от 24.07.2019 года N 3028-ВФИ/С/2019, N 3030-ВФИ/С/2019, N 3029-ВФИ/С/2019, N 3032-ВФИ/С/2019 не могут быть приняты судом в качестве доказательства обоснованности включения спорных Объектов в Перечень 2021 года.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объекты (здание и помещения) на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладали признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Брудного Григория Леонидовича, Брудной Лии Григорьевны об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1320, 1321, 1322, 1324 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья подпись |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 декабря 2022 г. по делу N 3а-291/2022
Опубликование:
-