Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Главы Республики Крым
от "11" сентября 2014 года N 272-У
(в редакции Указа Главы
Республики Крым
от "29" марта 2023 года N 62-У)
Инвестиционная декларация Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Инвестиционная декларация Республики Крым (далее - Декларация) разработана в целях:
1.1.1. создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Крым;
1.1.2. содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
1.1.3. установления основ реализации инвестиционной политики Республики Крым, а также взаимодействия исполнительных органов Республики Крым с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым.
1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с инвестиционной деятельностью на территории Республики Крым, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
1.2.1. Декларация сформирована в том числе в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09.01.2017 N 352-ЗРК/2017.
1.3. Республика Крым создает благоприятные условия для субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Крым в соответствии с действующим законодательством, а также оказывает государственную поддержку при реализации инвестиционных проектов.
1.4. Декларация закрепляет обязательства Республики Крым перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса.
1.5. Декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в Республике Крым ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Стандарт), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь различных элементов Стандарта, а также иных инструментов поддержки инвестора в Республике Крым.
1.6. Информация, размещенная в Декларации, соответствует информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах Республики Крым, являющихся первоисточниками такой информации.
1.7. Процесс подготовки Декларации включает максимальное вовлечение всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ.
1.8. Декларация обеспечивает:
свободный доступ к упоминаемым в ней нормативным правовым актам, а также к информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Республике Крым и затрагивающей права и обязанности инвесторов;
повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Крым.
1.9. Декларация гарантирует исполнение обязательств, указанных в Декларации, перед инвестором по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Крым.
1.10. Декларация утверждается на срок до 2027 года включительно.
1.11. Ответственность за исполнение положений Декларации возлагается на Главу Республики Крым.
1.12. Вопрос внесения изменений в Декларацию необходимо выносить на рассмотрение Инвестиционного комитета Республики Крым, утверждённого Указом Главы Республики Крым от 11.02.2022 N 20-У (далее - Инвестиционный комитет), по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
1.13. Декларация размещается на Инвестиционном портале Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://invest-in-crimea.ru/crimea-declaration).
2. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Крым
2.1. Перспективами развития Республики Крым, которые помогают инвестору принять решение о вложении инвестиций в инвестиционные проекты, планируемые к реализации на территории Республики Крым, являются: действие на территории Республики Крым свободной экономической зоны; развитие общественной инфраструктуры за счет средств федеральных целевых программ, государственных программ; развитие промышленной инфраструктуры путем создания индустриальных парков широкого профиля специализации; оказание финансовой поддержки путем предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов; реализация мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (программа "Стимул") в рамках регионального проекта Республики Крым "Жилье".
2.2. Главными целями инвестиционного развития Республики Крым являются:
увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
- улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Республики Крым.
2.3. Инструментами для достижения главной цели инвестиционного развития Республики Крым является:
- привлечение инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет средств федерального бюджета) в Республику Крым в размере не менее 800 млрд рублей во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 07.04.2021 N Пр-536;
- увеличение объема экспорта Республики Крым;
- внедрение Стандарта;
- развитие инновационных отраслей экономики Республики Крым;
- увеличение объема частных инвестиций;
- создание и развитие индустриальных парков на территории Республики Крым;
- повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым;
- повышение уровня жизни населения;
- повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Крым;
- содействие увеличению общего объема профессиональной подготовки кадров.
3. Общее описание Стандарта, реализуемого в Республике Крым
3.1. В соответствии с протоколом Федеральной группы по подтверждению внедрения системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации "Региональный инвестиционный стандарт" от 29.11.2022 N 46-МК Республика Крым включена в Перечень субъектов Российской Федерации, подтвердивших внедрение Стандарта.
Республика Крым, внедрившая Стандарт, - это регион, работающий с инвесторами на уровне лучших субъектов Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 утверждены Методические рекомендации по формированию всех элементов обновленного регионального инвестиционного стандарта, а также положения по мониторингу и подтверждению внедрения Системы.
3.2. Стандарт включает в себя следующие элементы:
3.2.1. Декларация, которая отражает:
цели инвестиционного развития Республики Крым;
общее описание Стандарта, реализуемого в Республике Крым;
ключевые характеристики Республики Крым;
инвестиционные обязательства Республики Крым;
состав Инвестиционной команды Республики Крым;
3.2.2. Инвестиционный комитет - постоянно действующий консультативно-совещательный орган, создаваемый Главой Республики Крым с целью формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, а также разрешения разногласий и споров инвестора с органами власти Республики Крым, органами местного самоуправления Республики Крым, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, не урегулированных специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым (АО "Корпорация развития Республики Крым"), в досудебном порядке.
В своей деятельности Инвестиционный комитет руководствуется законодательством Российской Федерации, Республики Крым и своим Положением.
Основными полномочиями Инвестиционного комитета являются:
а) рассмотрение вопросов, связанных с:
нарушением положений Декларации;
исполнением обязательств Республики Крым и инвестора в рамках Соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым;
б) организация и обсуждение вопросов, связанных с улучшением инвестиционного климата и реализацией инвестиционных проектов в Республике Крым, и разработка соответствующих методических документов;
в) сбор и обобщение разрешительной практики с привлечением деловых объединений и уполномоченного по правам предпринимателей Республики Крым;
г) внесение предложений по снижению барьеров, сдерживающих развитие экономики Республики Крым;
д) оценка последствий принятия проектов нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в Республике Крым.
Персональный состав и Положение об Инвестиционном комитете утверждены Указом Главы Республики Крым от 11.02.2022 N 20-У;
3.2.3. Свод инвестиционных правил Республики Крым, разработанный и утвержденный в соответствии с поручением Главы Республики Крым от 23.06.2022 N 1/01-32/3254, который размещен на Инвестиционном портале Республики Крым.
Свод инвестиционных правил включает в себя перечень алгоритмов для инвестора, которыми он руководствуется при осуществлении своей инвестиционной деятельности.
Ведомственными приказами соответствующих исполнительных органов Республики Крым утверждены алгоритмы для инвесторов в сферах подключения к электрическим сетям, сетям газораспределения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Кроме того, отдельными алгоритмами прописаны пути инвестора для получения земельных участков в аренду без торгов и на торгах, получения разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Специальные алгоритмы прописаны для процедур оформления права собственности на введенные в эксплуатацию объекты и обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Кроме того, ведомственными приказами соответствующих исполнительных органов и ресурсоснабжающих организаций Республики Крым назначены ответственные за соблюдение сроков и процедур указанных алгоритмов, а также отдельным поручением Главы Республики Крым от 28.07.2022 N 1/01-32/4046 установлено наличие дисциплинарной ответственности за их нарушение;
3.2.4. Инвестиционная карта Республики Крым, размещенная на Инвестиционном портале Республики Крым (https://invest-in-crimea.ru/инвест-карта).
На карту нанесены все соответствующие слои:
инженерная инфраструктура (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение);
сотовая связь;
автомобильные дороги;
железнодорожные пути (значимые грузовые станции и депо);
крымские морские порты;
Международный аэропорт "Симферополь";
инвестиционные площадки для реализации инвестиционных проектов, в том числе площадки, на которых, при реализации на них инвестиционных проектов, на инвестора распространяется преференциальный режим, с указанием информации: о распространении действия на инвестиционную площадку преференциального режима; налоговых и таможенных льготах; мерах поддержки; о площади инвестиционной площадки; об инфраструктурной обеспеченности площадки по видам инфраструктуры (максимально допустимая и допустимая мощности), о стоимости аренды и выкупа свободных земель, а также аренды свободных помещений;
меры поддержки - реестр возможных мер поддержки, свод инвестиционных правил, налоги;
тарифы - размер тарифов на потребление - водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение;
полезные ископаемые - информация о ресурсах, контактная информация уполномоченных органов государственной власти и организаций для связи с потенциальными инвесторами.
Поручением Главы Республики Крым от 16.03.2022 N 1/01-32/1131 определен порядок актуализации сведений на карте на ежеквартальной основе.
3.2.5. Агентство инвестиционного развития - АО "Корпорация развития Республики Крым" (https://invest-in-crimea.ru/corporation-contacts) - региональный институт развития, созданный 25.11.2015 по инициативе Совета министров Республики Крым в целях улучшения делового климата Республики Крым, ведения инвестиционной деятельности и целенаправленного привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики Республики Крым, создания инструмента для реализации региональной инвестиционной стратегии, разработки и реализации инвестиционных проектов территориального развития Республики Крым, создания и развития индустриальных парков, а также в целях развития в Республике Крым государственно-частного партнерства. Штаб-квартира компании расположена в Симферополе.
4. Ключевые характеристики Республики Крым
4.1. Республика Крым является одним из наиболее инвестиционно - привлекательных регионов Российской Федерации, что обусловлено рядом конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития субъекта.
Так, с помощью анализа социально-экономического развития Республики Крым и Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09.01.2017 N 352-ЗРК/2017, можно выделить следующие сильные стороны Республики Крым:
- выгодное экономико-географическое положение региона;
- действие льготного режима Свободной экономической зоны в пределах всей территории Республики Крым;
- благоприятные агроклиматические ресурсы (теплообеспеченность, плодородные почвенные ресурсы);
- разнообразные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные ресурсы (субтропический тип климата, высокое количество солнечных дней, протяженная пляжная линия, наличие и использование ресурсов лечебных грязей и минеральных вод, различные природные и культурные ландшафты, благоприятная экологическая ситуация на большей части полуострова, большое количество объектов культурного, исторического (в т.ч. военно-исторического) и архитектурного наследия, сохранение языка, культуры и традиций коренных народов Республики, широкий спектр санаторно-курортных и туристских организаций);
- наличие компетенций (высокий уровень образования населения, а также широкий спектр квалифицированных специалистов в разных сферах позволяет осуществлять деятельность практически во всех областях экономического развития);
- наличие запасов горно-химического сырья, природного газа, сырья для производства строительных материалов, ресурсов для развития возобновляемой энергетики.
Республика Крым является уникальным и стратегически важным регионом Российской Федерации за счет наличия промышленного, сельскохозяйственного, туристического и рекреационного потенциала.
Таким образом, наличие соответствующего потенциала, целого ряда конкурентных преимуществ и благоприятного инвестиционного климата создают необходимые условия для эффективной реализации в Республике Крым крупных инвестиционных проектов.
4.2. В Республике Крым создана развитая инженерная и транспортная инфраструктура.
Территория региона обеспечена сетями инженерной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить энергоресурсами не только местное население, но и свободными мощностями для реализации проектов в перспективных отраслях экономики.
В свою очередь территория Республики Крым позволяет развивать такое перспективное направление, как "зеленая энергетика" за счет климатической зоны региона и большим количеством солнечных дней в году.
Важно отметить, что регион обладает неисчерпаемым потенциалом альтернативных (солнечная энергетика, ветроэнергетика, пр.) источников энергии. В настоящее время данное направление входит как в республиканскую, так и во всероссийскую повестку и приобрело характер глобального экологического и экономического тренда.
На территории региона создан новый Международный аэропорт "Симферополь", который позволил увеличить пассажиропоток, что благоприятно влияет на все сферы экономики республики.
Республика Крым имеет разветвленную транспортную сеть, которая включает в себя автомобильные пути федерального, регионального и местного значения, железнодорожные пути.
Так, в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, построена трасса федерального значения "Таврида", которая позволила сократить расходы на логистику предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предприятиям, задействованным в рамках реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе.
Также трасса "Таврида" дала толчок в развитии придорожной инфраструктуры Республики Крым.
В Республике Крым широко развита сеть железнодорожного транспорта, проезд которого теперь возможен через Крымский мост, что также положительно влияет на экономику региона.
На территории Республики Крым функционируют 4 морских порта - Керченский, Евпаторийский, Феодосийский и Ялтинский, которые обеспечены необходимыми объектами инженерной инфраструктуры.
Указанные порты располагают инфраструктурой, необходимой техникой для перевалки грузов и оказания сопутствующих услуг, что дает возможность оказания широкого спектра погрузочно-разгрузочных работ с грузами, следующими в экспортно-импортном и каботажном направлениях.
Кроме того, два морских порта - "Феодосийский торговый порт" и "Керченский торговый порт" располагают подъездными железнодорожными путями и готовы осуществлять перевалку как с автомобильного транспорта, так и с железнодорожных вагонов.
В Республике Крым осуществляются мероприятия, направленные на создание готовых промышленных площадок с уже существующей обеспечивающей инфраструктурой, что существенно сокращает сроки строительства объектов, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и поступление налоговых отчислений в бюджет региона.
В настоящее время соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, в регионе ведется строительство двух индустриальных парков "Бахчисарай" и "Феодосия".
Индустриальный парк "Бахчисарай" общей площадью 97,25 га расположен в северной части городского округа Бахчисарай, вдоль автомобильной дороги федерального значения "Таврида". Расстояние до железнодорожной станции - 4 км, тип парка - greenfield.
Специализация индустриального парка - строительная промышленность, склады.
Индустриальный парк "Феодосия" общей площадью 122,37 га расположен в западной части территории городского округа Феодосия, на границе с Кировским районом, вдоль автомобильной дороги регионального значения "Симферополь - Феодосия". Расстояние до железнодорожной станции - 14 км, тип парка - greenfield.
Специализация индустриального парка - производство, логистика.
При поддержке Совета министров Республики Крым создан первый государственный индустриальный парк "Джанкой".
Целью создания индустриального парка "Джанкой" на базе существующего имущественного комплекса является размещение предприятий малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности, создание условий для их эффективной работы по организации новых высокотехнологичных производств, создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, привлечения инвестиций, формирования условий для устойчивого долговременного социально-экономического развития территории, увеличения налоговых поступлений в бюджет региона.
Индустриальный парк "Джанкой" (https://kr82.ru/dmz) общей площадью 25,9 га расположен в южной части городского округа Джанкой, в промышленной зоне. Расстояние до железнодорожной станции - 0,45 км.
Тип парка - brownfield. Специализация индустриального парка - универсальная.
На территории парка расположены объекты недвижимости производственного, складского и административного назначения. Также на территории Индустриального парка "Джанкой" расположены железнодорожные пути.
С целью создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций в Республику Крым реализуются мероприятия по созданию базы инвестиционных площадок государственной, муниципальной и частной форм собственности, находящихся на территории Республики Крым.
Ознакомиться с реестром инвестиционных площадок Республики Крым можно на "Инвестиционном портале Республики Крым", перейдя по ссылке https://invest-in-crimea.ru, в разделе "Предложения".
4.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Крым. Наличие на территории Республики Крым преференциальных режимов.
Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2019 N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 624-ЗРК/2019), постановлением Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" (далее - Постановление N 368).
Закон N 624-ЗРК/2019 устанавливает такие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, как финансовая, имущественная и организационная.
Постановлением N 368 предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в собственности Республики Крым, а также имущества, находящегося в собственности Республики Крым, для реализации проектов на территории региона в аренду без проведения конкурсных процедур.
Действенным механизмом государственной поддержки инвесторов на территории Республики Крым является свободная экономическая зона (далее - СЭЗ). Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривает ряд налоговых льгот и преференций, в частности:
- снижение ставки налога на прибыль организаций: федеральный бюджет - 0% на 10 лет; бюджет Крыма 6% или 13,5% (в зависимости от вида деятельности в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 "Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым");
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;
- освобождение от уплаты земельного налога организациями - участниками СЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- снижение взносов на социальное и пенсионное обязательное страхование работников в совокупном размере 7,6%;
- возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств;
- применение процедуры свободной таможенной зоны;
- возможность получения льготного кредитования для реализации инвестиционного проекта в приоритетных сферах развития Республики Крым;
- предоставление земельных участков без проведения торгов.
В целях повышения эффективности работы с инвесторами на территории Республики Крым внедряются эффективные механизмы поддержки бизнеса, что является существенным стимулом для инвесторов.
4.4. По результатам выборочного обследования рабочей силы в 2022 году численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по Республике Крым составила 943,1 тыс. человек, или 60,1% от общей численности населения республики соответствующей возрастной группы.
В численности рабочей силы 904,8 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 38,3 тыс. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней).
Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,7% рабочей силы, на конец 2021 года - 1,1% рабочей силы.
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 29.11.2017 N 648 "О среднесрочном прогнозировании трудовых ресурсов Республики Крым", с целью планирования перспективной потребности рынка труда в специалистах различных направлений, в том числе с учетом реализации инвестиционных проектов и перспектив социально-экономического развития Республики Крым, актуализации совместно с работодателями региональных программ развития образования, формируется прогноз потребности рынка труда Республики Крым в специалистах различных направлений на 7-летний прогнозный период (до 2029 года), а также прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Крым.
4.5. Сеть образовательных организаций Республики Крым соответствует потребностям республики в образовательных услугах.
Система среднего профессионального образования Республики Крым насчитывает 36 организаций.
Обучение по программам высшего образования на территории Республики Крым осуществляется в 8 образовательных организациях высшего образования.
Подготовка кадров осуществляется по всем уровням образования:
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
по программам подготовки специалистов среднего звена;
по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).
В Республике Крым подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена осуществляется по 27 укрупненным группам профессий и специальностей. Обучение по программам подготовки высшего образования осуществляется по более чем 200 направлениям подготовки/специальностям.
Ежегодный выпуск обучающихся по программам среднего профессионального образования составляет порядка 8,5 тысячи человек, по образовательным программам высшего образования - порядка 8,2 тысячи человек.
4.6. В Республике Крым соблюдаются сроки согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
В целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с исполнительными органами Республики Крым, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов в Республике Крым разработан и внедрен Свод инвестиционных правил, который включает в себя пошаговые алгоритмы ("клиентские пути") инвестора для решения типовых задач. В их числе - получение доступа к ключевым элементам инфраструктуры, получение земельных участков в аренду, получение разрешения на строительство, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект.
4.7. По итогам проведенного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" исследования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Республика Крым в 2022 году значительно улучшила свои показатели и заняла седьмое место.
С целью максимально качественного предоставления инвесторам механизмов поддержки в Республике Крым осуществляет деятельность специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым.
В соответствии с Постановлением N 368 функции специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым осуществляет Акционерное общество "Корпорация развития Республики Крым" (далее - Корпорация развития Республики Крым), официальный сайт - https://kr82.ru.
Корпорация развития Республики Крым:
взаимодействует с исполнительными органами Республики Крым, органами местного самоуправления, организациями и инвесторами по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
формирует и ведет реестр инвестиционных площадок, инвестиционных предложений;
сопровождает инвестиционные проекты, реализуемые или планируемые к реализации на территории Республики Крым, на безвозмездной основе согласно регламенту, определенному Советом министров Республики Крым;
обеспечивает информационное сопровождение и наполнение Инвестиционного портала Республики Крым.
4.8. Основными приоритетами инвестиционного развития Республики Крым являются:
4.8.1. определение базовых точек роста в муниципальных образованиях Республики Крым по отраслевому признаку;
4.8.2. цифровизация экономики Республики Крым;
4.8.3. повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым и уровня жизни населения;
4.8.4. увеличение доли перерабатывающих производств;
4.8.5. повышение доступности и качества социальной инфраструктуры;
4.8.6. развитие на территории Республики Крым передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09.01.2017 N 352-ЗРК/2017, для Республики Крым наиболее важными приоритетными и перспективными проектами являются проекты, направленные на:
- развитие человеческого потенциала;
- кластеризацию и диверсификацию местной экономики;
- создание инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие санаторно-курортного и туристического комплекса;
- решение инфраструктурных ограничений.
Также с целью обеспечения привлечения инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет средств федерального бюджета) в Республику Крым и г. Севастополь до 1 трлн. рублей, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 07.04.2021 N Пр-536 специализированная организация в соответствии с Постановлением N 368 осуществляет сопровождение крупных инвестиционных проектов, влияющих на показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, определенных пунктом 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 23.07.2021 N ММ-П16-18пр, отобранных заместителями Председателя Правительства Российской Федерации - кураторами федеральных округов и одобренных Председателем Правительства Российской Федерации.
К числу таких проектов относятся:
- "Строительство курортного комплекса "Alean Family Resort" (ООО "Семейные курорты");
- "Многофункциональная комплексная жилищно-рекреационная застройка "Комплекс Прибрежный" г. Саки, Сакский район" (ООО "СЗ "Прибрежное", ООО "СЗ "ПрибрежныйДом").
- проект "Строительство современного жилого микрорайона "Жигулина Роща" (инициатор ООО "Специализированный застройщик "Столичная коммерческая группа").
4.9. В настоящее время в Республике Крым возникла необходимость развития инновационной деятельности, в том числе создание условий для развития инновационных структур, накопления и распространения инновационной информации, внедрения инновационных разработок.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Крым, Губернатора города Севастополя от 21.05.2021 N 695-рг/163-рг "О создании межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "МореАгроБиоТех" создана Автономная некоммерческая организация "Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "МореАгроБиоТех" (далее - АНО "НОЦ "МореАгроБиоТех"), направленная на создание экосистемы опережающего инновационного развития, обеспечивающей разработку, производство и вывод на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана и агробиотехнологий.
АНО "НОЦ "МореАгроБиоТех" создана для достижения следующих целей:
- предоставление услуг, направленных на организационно-техническое, методологическое обеспечение и кооперацию научного сообщества и бизнес-структур в реализации научных разработок в области развития продуктов и технологий в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации;
- создание условий для содействия развитию на территории Республики Крым передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности в области развития продуктов и технологий в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана, робототехнических комплексов, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации, включая создание и развитие сети уникальных научных установок и привлечение инвестиций в эту сферу;
- создание целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок, создания на территории Республики Крым научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов в области новейших достижений в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана, робототехнических комплексов, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации;
- содействие повышению конкурентоспособности и созданию привлекательного для потенциальных инвесторов социально-экономического имиджа Республики Крым в сфере морской деятельности, освоении ресурсов мирового океана, робототехнических комплексов, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации;
- содействие активизации инновационной деятельности ВУЗов, научных организаций и предприятий Республики Крым, обеспечению их кооперации с бизнес-структурами (увеличение объема инновационной продукции, увеличение прибыли, повышение производительности труда, выходы на новые и формируемые мировые рынки).
4.10. На территории Республики Крым в традиционных отраслях экономики реализуется более 1500 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 600 000 млн рублей, в рамках реализации которых планируется создание более 74 тыс. рабочих мест.
В соответствии с Постановлением N 368 реализуются 257 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 449 185,7 млн рублей. По указанным проектам планируется создание 14 493 рабочих мест, в том числе по отраслям:
1) жилищно-коммунальное хозяйство: количество проектов: 3, общий объем инвестиций: 692,9 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 316;
2) курорты и туризм: количество проектов: 61, объем инвестиций: 157 179,6 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 4 210;
3) здравоохранение: количество проектов: 1, общий объем инвестиций:
31,4 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 16;
4) промышленность: количество проектов: 29, общий объем инвестиций: 2 870,0 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 1 069;
5) связь: количество проектов: 1, общий объем инвестиций:
84,1 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 7;
6) сельское хозяйство: количество проектов: 60, общий объем инвестиций: 24 595,7 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 4 569;
7) спорт: количество проектов: 6, общий объем инвестиций:
719,3 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 186;
8) строительство: количество проектов: 51, общий объем инвестиций: 224 195,5 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 820;
9) топливо и энергетика: количество проектов: 2, общий объем инвестиций: 6 128,3 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 52;
10) торговля логистика: количество проектов: 13, общий объем инвестиций: 1 742,0 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 298;
11) транспорт: количество проектов: 30; общий объем инвестиций: 30 146,9 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 2 951.
В рамках свободной экономической зоны на территории региона реализуются более 1300 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций порядка 170 млрд рублей. По указанным проектам планируется создание свыше 60 тыс. рабочих мест, в том числе по отраслям:
1) сфера торговли и услуг - около 400 проектов (объем капитальных вложений свыше 7 млрд. рублей, создается около 12 тыс. рабочих мест);
2) в сфере строительства реализуется порядка 260 проектов (объем капитальных вложений порядка 7 млрд. рублей, создается порядка 8 тыс. рабочих мест);
3) в сфере промышленности - свыше 200 проектов (объем капитальных вложений свыше 7 млрд. рублей, создается около 13 тыс. рабочих мест;
4) в санаторно-курортной сфере реализуется около 150 проектов (объем инвестиций около 21 млрд. рублей, создается порядка 9 тыс. рабочих мест);
5) в сельском хозяйстве реализуется порядка 180 проектов (объем капитальных вложений свыше 20 млрд. рублей, создается 12 тыс. рабочих мест).
Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики, Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов промышленный комплекс является ведущим сектором экономики Республики Крым и составляет 15,6% в структуре ВРП.
Промышленная отрасль представлена в основном средними и крупными предприятиями, но в отдельных отраслях преобладают представители малого бизнеса, как например, в легкой промышленности.
Промышленный комплекс формирует не менее 1/3 части консолидированного бюджета Республики Крым и обеспечивает занятостью более 70 тысяч человек. При этом уровень заработных плат в промышленной отрасли превышает среднекрымский уровень.
В 2023 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составит 223 млрд руб.
Индекс промышленного производства в 2023 году оценивается на уровне 102,9%.
Ожидается рост показателей в обрабатывающих производствах, в первую очередь связанный с успешной работой предприятий отраслей пищевой промышленности, крупных предприятий отрасли производства химических веществ и химических продуктов (Армянский филиал ООО "Титановые
Инвестиции", АО "Крымский содовый завод", ПАО "Бром"), а также предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Республики Крым, являющегося лидером высокотехнологичных производств в промышленной отрасли.
В 2023 году прогнозируется снижение объема добычи полезных ископаемых на 23,9% за счет снижения добычи сырой нефти и природного газа. Снижение объемов добычи связано с прекращением эксплуатации всех месторождений на шельфе Черного моря Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Черноморнефтегаз" в связи с наступлением в июне 2022 года обстоятельств непреодолимой силы.
Вместе с тем с 2024 по 2025 год ожидается увеличение объемов добычи углеводородов, обусловленное обустройством и вводом в эксплуатацию новых месторождений на суше полуострова.
Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности, в 2025 году индекс промышленного производства по базовому варианту увеличится на 4,1% к предыдущему году.
На развитие промышленности в среднесрочной перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:
- участие промышленных предприятий Республики Крым в реализации национального проекта "Производительность труда";
- реализация инвестиционных проектов промышленных предприятий региона;
- реализация мер поддержки в рамках Государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса Республики Крым".
Динамику промышленного производства региона в значительной степени определяет также обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха. Индекс по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" ожидается в 2023 году - 109,3% к оценке 2022 года, в 2024 году - 103,5% к 2023 году, в 2025 году - 107,2% к уровню 2024 года по базовому варианту прогноза.
По итогам 2023 года производство сельскохозяйственной продукции ожидается в объеме 100,6 млрд руб., или 102,5% к 2022 году, в том числе по отрасли растениеводства - 71,5 млрд руб., или 103,8%; отрасли животноводства - 29,1 млрд руб., или 100,7%.
По базовому сценарию в 2023 - 2025 годах ожидается умеренный темп роста объемов производства продукции животноводства: скота и птицы (в живом весе) на 0,7% к уровню 2021 года; яиц на 5,0% и молока на 1,1%.
Умеренный темп прироста связан со снижением объемов производства скота и птицы (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения; молока - в хозяйствах населения. Негативное влияние на развитие отрасли животноводства оказывает дисбаланс цен: высокая себестоимость производства и низкая закупочная цена продукции.
Достижение показателей в 2023 - 2025 годах планируется не только за счет повышения эффективности сельскохозяйственного производства, но и за счет реализации крупных инвестиционных проектов по развитию садоводства (ООО "Грушевские сады"), созданию агропромышленного комплекса (ООО "Михайловский агропромышленный комплекс"), развитию и закладке виноградников, садов и плодовых насаждений, выращиванию плодовоовощной сельскохозяйственной продукции и свежих фруктов (ООО "Инвест-Алко").
Таким образом, базовый вариант прогноза предусматривает, что в 2025 году объем производства сельскохозяйственной продукции планируется в сумме 111,6 млрд руб.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом, за январь - август 2022 года составил 93,7 млрд руб., что на 39,7% больше уровня января - августа 2021 года.
На формирование показателя оказали влияние реализация проектов по строительству крупных объектов транспортной инфраструктуры в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", в том числе:
- строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское - Перевальное;
- строительство и реконструкция автомобильной дороги 35 ОП РЗ 35А- 002 (Е-105) Граница с Украиной - Симферополь - Алушта - Ялта на участке км 155 - км 180;
- строительство и реконструкция автомобильной дороги Льговское - Грушевка - Судак.
По итогам 2023 года объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", ожидается в сумме 166,6 млрд руб., что составит 100,5% к уровню 2022 года. Вместе с тем в прогнозируемом периоде 2024 - 2025 годов в базовом варианте прогноза ожидается умеренный рост объемов работ - 1,0%, 1,5% соответственно.
Указанная динамика обусловлена реализацией следующих крупных объектов:
- в 2023 году - проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап); строительство и реконструкция канализационного коллектора (г. Симферополь); реконструкция водовода Феодосия - Судак;
- в 2024 году - строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Евпатория - Мирный (на участке Скворцово - Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш); реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма; реконструкция разводящих сетей водоснабжения и водоотведения города Евпатория;
- в 2025 году - строительство и реконструкция автомобильной дороги 35 ОП РЗ 35А-002 (Е-105) Граница с Украиной - Симферополь - Алушта - Ялта на участке км 155 - км 180; строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское - Перевальное.
Также планируются к реализации в прогнозном периоде мероприятия, направленные на модернизацию объектов дошкольного и общего образования в Республике Крым, обеспечение водоснабжения и водоотведения на территории Республики; на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, итальянского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и иные мероприятия, направленные на социальное обустройство населенных пунктов Республики Крым.
За 2022 год общий объем ввода жилья составил 927,2 тыс. кв. м.
С целью достижения в Республике Крым показателя по увеличению объемов ввода жилья национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни" Республика Крым за период с 2022 по 2025 год должна обеспечить ввод в эксплуатацию жилья в объеме более 3,7 млн кв. м.
Для целей обеспечения необходимой инфраструктурой проектов жилищного строительства в Республике Крым в настоящее время применяется ряд механизмов, предложенных Правительством Российской Федерации.
В рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации национального проекта "Жилье и городская среда" продолжается строительство улично-дорожной сети проекта жилищного строительства "Крымская роза" в г. Симферополе, что позволит дополнительно обеспечить ввод в эксплуатацию более 157 тыс. кв. м жилья до 2025 года.
В рамках запущенного в 2021 году Правительством Российской Федерации механизма поддержки развития жилищного строительства, который содействует развитию инфраструктуры субъектов ("инфраструктурное меню"), Республикой Крым проведена работа по привлечению средств в размере 7,4 млрд руб. в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов. Реализация в 2022 - 2025 годах проектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в рамках предложенного механизма позволит реализовать крупные инвестиционные проекты в сфере жилищного строительства.
По базовому сценарию в 2023 году запланировано сдать в эксплуатацию 870 тыс. кв. метров жилья, в 2024 году - 994,0 тыс. кв. метров, в 2025 году - 1065,0 тыс. кв. метров.
Вместе с тем достижение данных показателей напрямую зависит от изменений покупательного спроса; федерального законодательства в вопросе финансирования жилищного строительства; отсутствия (недостаточности) финансирования объектов коммунальной, социальной и дорожной инфраструктур, а также от санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации и Республике Крым.
4.11. Среди планируемых к реализации инвестиционных проектов, оказывающих влияние на инвестиционный климат Республики Крым, можно выделить:
4.11.1. проекты, направленные на создание кластеров Республики Крым, в частности:
4.11.1.1. туристско-рекреационного кластера "Восточный Крым". Планируется строительство гостиничных комплексов разного уровня комфортности общей емкостью 15 тыс. мест: отели 3*, отели 4*, апартаменты гостиничного типа, а также кемпинга, аквапарка, развлекательного центра, спортивного комплекса, обустройство парковой зоны с озером, причала, создание современной пляжной инфраструктуры.
Предполагаемый объем бюджетных ассигнований - порядка 5 млрд руб.
Предполагаемый объем привлеченных инвестиций - до 50 млрд руб.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание дополнительных 15 тыс. мест для размещения туристов;
- создание 20-25 тыс. дополнительных рабочих мест;
- дополнительные налоговые поступления в объеме 2-2,2 млрд руб. в год;
- ежегодное посещение более 550 тыс. туристов на территории кластера.
4.11.1.2. туристско-рекреационный кластер в районе с. Оленевка Черноморского района Республики Крым. Предполагаемый объем привлеченных инвестиций, исходя из площади территории, может составить до 120 млрд руб.;
4.11.1.3. туристический кластер на западном побережье Сакского района между селами Штормовое и Витино. Ожидаемые результаты реализации проекта: создание дополнительных 40-44 тыс. мест для размещения туристов и 35 тыс. постоянно проживающих лиц; создание порядка 30,8 тыс. дополнительных рабочих мест; дополнительные налоговые поступления в объеме 6,2 млрд руб. в год, ежегодное посещение - 1,2-1,5 млн туристов на территории кластера;
4.11.2. проект "Строительство оптово-распределительного центра на территории Чистенского сельского поселения Симферопольского района". Планируемый объём инвестиций - 6 084 000 тыс. руб., количество рабочих мест - 992;
4.11.3. проект "Строительство Первого тематического парка развлечений Ялта Парк и курортно-гостиничного комплекса в районе города Ялта". Планируемый объём инвестиций - 16 000 000 тыс. руб., планируемое количество рабочих мест - 840.
Механизмом, обеспечивающим экономический рост и привлечение инвесторов в Республику Крым, является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП).
Государственно-частное партнерство - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации.
Развитие ГЧП в Республике Крым предусматривается в следующих сферах: социальная, транспортная, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, информационно-телекоммуникационные технологии, спорт.
Для бизнеса, заинтересованного в реализации проектов с применением механизма ГЧП, на ежегодной основе формируется перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП на территории Республики Крым (далее - Перечень).
Перечень размещен на сайте Министерства экономического развития Республики Крым в разделе "Государственно-частное партнерство (ГЧП)" по адресу: https://minek.rk.gov.ru/ru/document/show/639.
Преобладающим большинством в Перечень включены объекты сферы жилищно-коммунального хозяйства, что предоставляет инвестору данного направления государственно-частного партнёрства широкий спектр инвестиционных площадок с учетом масштабности проекта и степени собственной готовности к реализации проекта в сфере ГЧП.
Также с целью привлечения инвесторов в Республику Крым создаются новые инвестиционные площадки.
Ознакомиться с реестром инвестиционных площадок Республики Крым можно на Инвестиционном портале Республики Крым, перейдя по ссылке https://invest-in-crimea.ru в разделе "Предложения".
На Инвестиционном портале Республики Крым размещены 162 инвестиционные площадки (земельные участки и объекты капитального строительства) собственности Республики Крым, а также муниципальной и частной форм собственности, в том числе со следующими видами разрешенного использования: предпринимательство, спорт, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка, пищевая промышленность, сельскохозяйственное использование, нефтехимическая промышленность, тяжелая промышленность, отдых (рекреация), производственная деятельность, туристическое обслуживание, развлекательные мероприятия, склады и прочее.
В настоящее время инвестиционные площадки расположены на территории следующих муниципальных образований: городской округ Джанкой, Бахчисарайский район, Белогорский район, Симферопольский район, городской округ Саки, Советский район, городской округ Красноперекопск, городской округ Симферополь, городской округ Армянск, Кировский район, городской округ Алушта, городской округ Керчь, Джанкойский район, Сакский район, городской округ Феодосия, Красноперекопский район, Красногвардейский район, Нижнегорский район, Первомайский район, Черноморский район, Ленинский район, Раздольненский район, городской округ Ялта.
В Республике Крым разработаны Бизнес-кейсы. Информация в отношении актуальных Бизнес-кейсов размещена на Инвестиционном портале Республики Крым (https://invest-in-crimea.ru/content/predlozheniya-biznes-keysy).
В частности, разработаны следующие Бизнес-кейсы:
- "Реконструкция здания клуба с целью дальнейшей сдачи в аренду", объем инвестиций 80 млн рублей;
- "Создание современного гостиничного комплекса в с. Тенистое Бахчисарайского района Республики Крым", объем инвестиций 80 500,00 тыс. рублей;
- "Стеклотарный завод на территории Джанкойского машиностроительного завода", объем инвестиций 234 904,87 тыс. рублей, в том числе 213 750 тыс. рублей капитальных инвестиций;
- "Создание площадки по ремонту грузовой и сельскохозяйственной техники на базе ООО "Джанкойский машиностроительный завод", объем инвестиций 25 562,37 тыс. рублей, в том числе 24 315 тыс. рублей капитальных инвестиций;
- "Завод по производству строительных смесей в г. Джанкой", объем инвестиций 3 683,47 тыс. рублей, в том числе 34 053 тыс. рублей капитальных инвестиций;
- "Развитие предприятия по производству металлических конструкций", объем инвестиций 768 000 тыс. рублей;
- "Развитие садоводства в с. Новозуевка Красногвардейского района", объем инвестиций 26 377,34 тыс. рублей, в том числе 6 901,5 тыс. рублей капитальные инвестиции;
- "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в парке Победы, пгт Октябрьское, Красногвардейский район, Республика Крым", объем инвестиций 234 906,4 тыс. рублей;
- "Производство макаронных изделий из твердых сортов пшеницы на территории города Саки Республики Крым", объем инвестиций 84 376,5 тыс. рублей;
- "Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения "Дом Ф.М. Шлее", объем инвестиций 31,475 млн рублей, в том числе капитальные вложения 30,757 млн рублей;
- "Создание сельскохозяйственного предприятия по выращиванию зерновых культур в Сакском районе Республики Крым", объем инвестиций 112 560 тыс. рублей;
- "Создание современного фуд-корта на базе кинотеатра "Космос", объем инвестиций 150 000,00 тыс. рублей.
5. Инвестиционные обязательства Республики Крым
5.1. Республика Крым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым гарантирует защиту прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
5.1.1. неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации в соответствии со статьей 17 Закона Республики Крым от 02.07.2019 N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 624-ЗРК) и статьей 16 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ).
Ключевые параметры инвестиционных проектов, на которые распространяется неухудшение условий в соответствии с Законом N 624-ЗРК и Законом N 377-ФЗ:
а) инвестор должен состоять на налоговом учете на территории Республики Крым;
б) деятельность должна осуществляться на территории Республики Крым;
в) инвестор не должен иметь просроченной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
г) лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым либо иметь филиал на указанной территории, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ;
5.1.2. общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов путем размещения информации на официальном портале Правительства Республики Крым и Инвестиционном портале Республики Крым;
5.1.3. неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Крым;
5.1.4. соблюдение сроков согласований и предоставления разрешительной документации;
5.1.5. соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил Республики Крым.
5.2. Сводом инвестиционных правил Республики Крым определены приоритетные направления инвестиционной деятельности (Алгоритмы действий инвестора):
N п/п |
Наименование алгоритма действий инвестора |
Уполномоченный исполнительный орган Республики Крым |
1 |
Алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес - до 150 кВт) (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm1.pdf) |
Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
2 |
Алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес - свыше 150 кВт) (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm2.pdf) |
Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
3 |
Алгоритм действий инвестора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm3.pdf) |
Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
4 |
Алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm4.pdf) |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
5 |
Алгоритм действий инвестора по процедуре подключения к сетям теплоснабжения (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm5.pdf) |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
6 |
Алгоритм действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без торгов) (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm6.pdf) |
Министерство имущественных и земельных отношений |
7 |
Алгоритм действий инвестора для получения земельного участка (на торгах) (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm7.pdf) |
Министерство имущественных и земельных отношений |
8 |
Алгоритм действий инвестора для получения разрешения на строительство (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm8.pdf) |
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым |
9 |
Алгоритм действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm9.pdf) |
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым |
10 |
Алгоритм действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm10.pdf) |
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым |
11 |
Алгоритм действий инвестора при реализации инвестиционных проектов для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам (https://invest-in-crimea.ru/sites/default/files/imce/algoritm/algoritm11.pdf) |
Министерство транспорта Республики Крым |
5.3. Нарушение процедур и сроков, установленных Сводом инвестиционных правил Республики Крым, является основанием для обращения инвестора в Инвестиционный комитет, с целью оперативного рассмотрения споров, в досудебном порядке.
Механизм подачи инвестором обращения в Инвестиционный комитет, а также сроки рассмотрения такого заявления указаны в разделе II Положения об Инвестиционном комитете, утвержденного Указом Главы Республики Крым от 11.02.2022 N 20-У.
6. Инвестиционная команда Республики Крым
6.1. С целью формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, а также реализации целей инвестиционного развития Республики Крым создается Инвестиционная команда Республики Крым (далее - Инвестиционная команда).
6.2. Инвестиционная команда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
6.3. Состав Инвестиционной команды:
N п/п |
Должность |
Ответственность в части взаимодействия с инвесторами |
Полномочия |
1 |
Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, обеспечивающий реализацию полномочий Совета министров Республики Крым в сферах экономики и финансов, государственной ценовой и бюджетной политики на территории Республики Крым |
Продвижение и привлечение инвестиций на территорию Республики Крым. Отвечает за внедрение и ведение Свода инвестиционных правил |
Осуществляет координацию инвестиционной деятельности на территории Республики Крым. |
2 |
Министр экономического развития Республики Крым |
Ответственный за достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте Республики Крым |
Создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Крым и привлечения инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, развития инновационной деятельности и государственно-частного партнерства. |
3 |
Руководитель специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым |
Организует работу по привлечению инвестиций путем продвижения инвестиционного потенциала Республики Крым. Осуществляет необходимые мероприятия по подготовке и выполнению решений Инвестиционной команды. Ответственный за работу с обращениями в Инвестиционный комитет |
Оказывает поддержку инвесторам и осуществляет организацию взаимодействия специализированной организации с инвесторами по принципу "одного окна" при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым. |
4 |
Президент Союза "Торгово-промышленная палата Республики Крым" |
Осуществляет мероприятия по защите интересов предпринимателей |
|
5 |
Председатель Крымского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Объединения работодателей Республики Крым |
Повышение статуса российского бизнеса, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса |
|
6 |
Председатель Крымского республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" |
Осуществляет мероприятия, направленные на налаживание деловых контактов внутри предпринимательского сообщества |
|
7 |
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым |
Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности |
|
8 |
Председатель Регионального отделения "Деловая Россия Крым" |
Осуществляет мероприятия, направленные на взаимодействие между органами государственной власти и деловым сообществом |
|
9 |
Вице-президент - директор Департамента корпоративного бизнеса РНКБ Банк (ПАО); |
Осуществляют мероприятия по централизации денежных средств в качестве финансового ресурса, направлению их на развитие экономики в целом, вложению их в инвестиции. |
|
|
начальник Управления крупного бизнеса РНКБ Банк (ПАО); |
||
|
заместитель Председателя Правления АО "ГЕНБАНК"; |
||
|
начальник Управления корпоративного кредитования Департамента корпоративного бизнеса АО "ГЕНБАНК" |
6.4. При формировании состава Инвестиционный команды учитывается область компетенции членов Инвестиционной команды в соответствии с рассматриваемыми вопросами.
6.5. По решению руководителя Инвестиционной команды и членов Инвестиционной команды в ее состав могут быть включены другие представители исполнительных органов Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Республике Крым.
7. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности на территории Республики Крым
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 "Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым";
Закон Республики Крым от 02.07.2019 N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым";
Указ Главы Республики Крым от 22.08.2014 N 215-У "О создании Совета по улучшению инвестиционного климата на территории Республики Крым";
Указ Главы Республики Крым от 11.09.2014 N 272-У "Об Инвестиционной декларации Республики Крым";
Указ Главы Республики Крым от 11.02.2022 N 20-У "О создании Инвестиционного комитета Республики Крым";
постановление Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым";
постановление Совета министров Республики Крым от 15.02.2016 N 50 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по вопросам заключения концессионных соглашений, реализуемых на территории Республики Крым";
постановление Совета министров Республики Крым от 27.07.2017 N 389 "О некоторых вопросах реализации проектов государственно-частного партнерства";
постановление Совета министров Республики Крым от 27.05.2019 N 285 "О создании Межведомственного координационного совета по развитию государственно-частного партнерства на территории Республики Крым";
постановление Совета министров Республики Крым от 12.07.2019 N 391 "О некоторых вопросах осуществления градостроительной
деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов";
постановление Совета министров Республики Крым от 01.06.2020 N 299 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра инвестиционных площадок Республики Крым и Порядка формирования и ведения реестра инвестиционных предложений Республики Крым";
постановление Совета министров Республики Крым от 13.08.2020 N 485 "Об определении исполнительного органа Республики Крым, уполномоченного на подписание от имени Республики Крым в установленных Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" случаях и порядке соглашений о защите и поощрении капиталовложений";
постановление Совета министров Республики Крым от 19.11.2021 N 693 "Об утверждении Перечня законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
постановление Совета министров Республики Крым от 16.09.2022 N 722 "Об утверждении Порядка заключения, изменения, прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых является Республика Крым, осуществления мониторинга таких соглашений и раскрытия информации о бенефициарных владельцах организаций, реализующих проект";
распоряжение Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1639-р "О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым";
распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.01.2020 N 6-р "Об утверждении Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Крым на 2020 - 2025 годы";
приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 21.10.2022 N 361 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Заключение договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне";
приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 01.11.2022 N 368 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Заключение Соглашения о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым".
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Крым от 29 марта 2023 г. N 62-У "О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 11 сентября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.