Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 29 ноября 2021 г. N 910-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" следующие изменения:
в государственной программе Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области", утвержденной указанным постановлением (далее - государственная программа):
- в паспорте государственной программы:
позицию "Участники государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Участники государственной программы |
министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - Минздрав Магаданской области); министерство образования Магаданской области (далее - Минобр Магаданской области); министерство внутренней, информационной и молодежной политики Магаданской области; министерство культуры и туризма Магаданской области; Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Магадана" (далее - центр занятости населения); работодатели, участники региональной подпрограммы повышения мобильности (по согласованию); Отделение Социального фонда России по Магаданской области (далее также - ОСФР по Магаданской области) (по согласованию) |
";
позицию "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Ресурсное обеспечение государственной программы |
источниками финансирования государственной программы являются: - средства федерального бюджета (далее также - ФБ); - средства областного бюджета (далее также - ОБ); - средства внебюджетных источников (далее также - ВБИ). Финансирование государственной программы за счет средств муниципальных бюджетов (далее также - МБ) не предусмотрено. Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 967 418,6 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 266 289,4 тыс. рублей, 2023 год - 465 090,36 тыс. рублей; 2024 год - 435 900,7 тыс. рублей; 2025 год - 425 801,7 тыс. рублей; 2026 год - 274 336,0 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 451 611,5 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 97 694,0 тыс. рублей, 2023 год - 139 387,1 тыс. рублей; 2024 год - 115 765,8 тыс. рублей; 2025 год - 98 764,6 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета - 953 737,46 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 183 599,2 тыс. рублей, 2023 год - 198 555,26 тыс. рублей; 2024 год - 190 145,9 тыс. рублей; 2025 год - 194 173,5 тыс. рублей; 2026 год - 187 263,6 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 562 069,2 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 84 996,2 тыс. рублей, 2023 год - 127 148,0 тыс. рублей; 2024 год - 129 989,0 тыс. рублей; 2025 год - 132 863,6 тыс. рублей; 2026 год - 87 072,4 тыс. рублей |
";
позицию "Ожидаемые результаты реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
Реализация государственной программы позволит в 2022 - 2026 годах: - обеспечить трудоустройство на временные работы в 2022 году 905 граждан, далее ежегодно 940 человек; - оказать содействие началу осуществления предпринимательской деятельности ежегодно 155 безработным гражданам; - оказать содействие в подборе необходимых работников в 2022 году 700 работодателям, далее ежегодно 880 работодателям; - оказать в 2023 - 2026 годах 3 безработным гражданам содействие в переезде и в переселении в другую местность по направлению центров занятости ежегодно; - обеспечить участие в программах социальной адаптации на рынке труда ежегодно 700 безработных граждан; - направить на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в 2022 году 150 безработных граждан, далее ежегодно 240 человек; - организовать профессиональную ориентацию, включая психологическую поддержку безработных граждан ежегодно для 4 500 человек; - трудоустроить в 2023 - 2026 годах 2 незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места ежегодно; - обеспечить ежегодно: долю работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста 24,5%; долю занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения высшего образования, 50%; долю занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения среднего профессионального образования, 50%; долю занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения высшего образования, 50%; долю занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения среднего профессионального образования, 50%; долю занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения высшего образования, 50%; долю занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения среднего профессионального образования, 50%; долю выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования, 5%; долю выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования, 5%; - трудоустроить на общественные работы в 2022 году 14 граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости населения, в 2023 году - 135 человек; - трудоустроить на временные работы в 2023 году 90 граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения; - обеспечить уровень регистрируемой безработицы в 2022 году 1,9%, в 2023 году 1,5%; - численность работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование в 2023 году не менее 10 человек; - обеспечить долю занятых граждан из числа участников дополнительных мероприятий в 2023 году не менее 75%; - обеспечить: вселение на территорию Магаданской области ежегодно 360 участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей; долю трудоспособных участников Государственной программы переселения соотечественников и трудоспособных членов их семей в общем числе прибывших в Магаданскую область и поставленных на учет в УМВД России по Магаданской области 70% ежегодно; долю участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, выехавших на постоянного место жительство из Магаданской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в УМВД России по Магаданской области, в общей численности соотечественников, переселившихся в Магаданскую область и поставленных на учет в УМВД России по Магаданской области, не более 1,5% ежегодно; долю участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, прибывших в Магаданскую область и поставленных на учет в УМВД России по Магаданской области, в миграционном приросте Магаданской области 5% ежегодно; долю занятых участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в общей численности трудоспособных соотечественников, прибывших в Магаданскую область и поставленных на учет в УМВД России по Магаданской области 75% ежегодно; численность участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, имеющих трех и более детей ежегодно не менее 5 человек, всего 25 человек; - привлечь на территорию области из других субъектов Российской Федерации в 2022 году 15, в 2023 - 30, далее - 15 квалифицированных работников ежегодно; - обеспечить: долю работников, привлеченных работодателями, участниками региональной подпрограммы повышения мобильности, в общей численности работников, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета не ниже 82%; долю работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность в общей численности работников, привлеченных работодателями, участниками региональной подпрограммы повышения мобильности, в 2022 году - 80%, в 2023 - 81%, в 2024 - 83%, в 2025 - 85%, в 2026 - 90%; снижение (стабилизацию) численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом; снижение (стабилизацию) показателя профессиональной заболеваемости работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; проведение специальной оценки условий труда на всех рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда; увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда; снижение (стабилизацию) численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда |
";
- позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Содействие занятости населения Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
"
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 1 286 338,9 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 259 999,5 тыс. рублей; 2023 год - 276 049,4 тыс. рублей; 2024 год - 285 329,1 тыс. рублей; 2025 год - 281 911,6 тыс. рублей; 2026 год - 183 049,3 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 353 602,2 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 79 736,0 тыс. рублей; 2023 год - 83 935,4 тыс. рублей; 2024 год - 99 131,7 тыс. рублей; 2025 год - 90 799,1 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета - 932 736,7 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 180 263,5 тыс. рублей; 2023 год - 192 114,0 тыс. рублей; 2024 год - 186 197,4 тыс. рублей; 2025 год - 191 112,5 тыс. рублей; 2026 год - 183 049,3 тыс. рублей |
";
- позицию "Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Повышение мобильности трудовых ресурсов на территории Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
"
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализация Подпрограммы позволит в 2022 - 2026 годах: - привлечь на территорию области из других субъектов Российской Федерации в 2022 году 15, в 2023 - 30, далее - 15 квалифицированных работников ежегодно; - обеспечить: долю работников, привлеченных работодателями, участниками региональной подпрограммы повышения мобильности, в общей численности работников, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета не ниже 82%; долю работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность в общей численности работников, привлеченных работодателями, участниками региональной Подпрограммы повышения мобильности, в 2022 году - 80%, в 2023 - 81%, в 2024 - 83%, в 2025 - 85%, в 2026 - 90% |
";
- в паспорте подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области" государственной программы:
позицию "Участники Подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"
Участники Подпрограммы |
Минобр Магаданской области; министерство культуры и туризма Магаданской области; ОСФР по Магаданской области (по согласованию) |
";
позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования государственной программы составляет 558 573,8 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 84 523,3 тыс. рублей; 2023 год - 126 904,0 тыс. рублей; 2024 год - 128 864,0 тыс. рублей; 2025 год - 131 738,6 тыс. рублей; 2026 год - 86 543,9 тыс. рублей. за счет средств ОБ - 2 129,6 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 652,1 тыс. рублей; 2023 год - 881,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 596,5 тыс. рублей. за счет средств ВБИ - 556 444,2 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 83 871,2 тыс. рублей; 2023 год - 126 023,0 тыс. рублей; 2024 год - 128 864,0 тыс. рублей; 2025 год - 131 738,6 тыс. рублей; 2026 год - 85 947,4 тыс. рублей |
";
- раздел I "Характеристика текущего состояния сферы реализации и приоритеты государственной программы и прогноз развития на перспективу" государственной программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика текущего состояния сферы реализации и приоритеты государственной программы и прогноз развития на перспективу
Особая роль в формировании населения области и ее трудового потенциала всегда принадлежала миграции, которая была его базовым источником. Но, к сожалению, в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий, слабо развитой социальной и транспортной инфраструктуры, регион потерял после перехода к рыночным отношениям свою привлекательность. Миграционные потоки из фактора количественного увеличения численности населения превратились в фактор его уменьшения.
Численность населения Магаданской области сократилась за последние 10 лет на 10,5% и составила в 2020 году 140,1 тысяч человек. При этом потери населения в трудоспособном возрасте составили за этот период 19,6 тысяч человек (18,9%). Устойчивая тенденция сокращения населения характерна для всех районов Магаданской области.
Основной причиной снижения численности населения Магаданской области являлся именно миграционный отток. Этот демографический процесс можно назвать - "бегство из районов Колымы", с той территории, которая является сырьевым, "валютным" регионом страны.
Сокращение численности населения за счет миграции имеет далеко идущие последствия: деформируется возрастная структура населения, происходят структурные и качественные изменения трудовых ресурсов, сокращается численность экономически активного населения. Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, возрастает доля пенсионеров, увеличивается нагрузка на бюджет. Так, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличилась за последние десятилетие на 12,5%.
Численность экономически активного населения также снижалась на протяжении анализируемого периода. Так, если в 2011 году она составляла 101,6 тысяч человек, то в 2020 году уменьшилась на 15,4% и составила 85,9 тыс. человек.
Вместе с тем положительная динамика большинства социально-экономических показателей, а также реализация мероприятий по содействию занятости населения сказались на регистрируемом рынке труда Магаданской области, ситуация на котором стабильна и контролируема несмотря на введение ограничительных мер в 2020 году, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020 году в центры занятости населения Магаданской области за предоставлением государственных услуг обратилось 15 849 граждан, в том числе 5 487 человек за содействием в поиске подходящей работы. Из общего числа граждан, обратившихся в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы, 3 937 человек были признаны безработными. Из общего числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы почти 30% граждан были трудоустроено при содействии центров занятости населения.
По состоянию на 31 декабря 2020 года на регистрируемом рынке труда Магаданской области:
- численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, составила 2 250 человек;
- уровень безработицы - 2,6%;
- потребность в работниках, заявленная работодателями в центры занятости населения, составила 3 263 вакансии;
- коэффициент напряженности на рынке труда - 0,7 незанятых граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения в расчете на 1 заявленную работодателями вакансию.
В составе безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости области (по состоянию на 31 декабря 2020 года), высока доля инвалидов - 6%, женщин - 51%, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе - 36%, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов - 45%.
Отмечается низкий уровень трудоустройства названных категорий граждан, что объясняется, с одной стороны, нежеланием работодателей принимать на работу граждан с ограничениями в трудоустройстве, без опыта работы и потерявших квалификацию, женщин, имеющих детей, с другой, наличием социально-психологических особенностей состояния граждан, для которых характерна установка на получение различных льгот, щадящих условий. Формирование таких установок часто обусловлено не столько объективными, сколько субъективными факторами - низкой самооценкой, подавленностью, утратой интересов, пассивностью.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Реализацию полномочий в области содействия занятости населения в Магаданской области осуществляют Минтруд Магаданской области и Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Магадана" (далее - центр занятости населения), которое имеет отделы в районах области.
Минтруд Магаданской области и центр занятости населения входят в систему государственной службы занятости населения Российской Федерации.
В связи с территориальной спецификой отделы центра занятости населения осуществляют постоянный прием незанятых и безработных граждан непосредственно в муниципальных образованиях Магаданской области, в том числе в населенных пунктах Магаданской области, транспортное сообщение с которыми ограничено.
Центр занятости населения реализует на территории соответствующих муниципальных образований Магаданской области обеспечение государственных гарантий в области занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, принимают участие в организации альтернативной гражданской службы.
Центр занятости населения является юридическим лицом, открывает лицевые счета получателей в органах федерального казначейства, имеет самостоятельный баланс. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств областного бюджета.
Магаданская область является крупнейшим золотодобывающим регионом страны. Порядка 40% золота добывается субъектами малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в области активно развивается дорожное и гражданское строительство, рыбохозяйственный комплекс и сельское хозяйство. Однако для их реализации необходимы не только финансовые, но и трудовые ресурсы. Но уже сегодня Магаданская область испытывает дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий.
Данный дефицит является следствием не только объективных причин демографического развития, но и сложившихся тенденций развития рынка труда. Спрос на рабочую силу с 2011 года превышает предложение на регистрируемом рынке труда, проблемой остается несоответствие предлагаемой рабочей силы требованиям работодателей к потенциальным работникам в профессионально-квалификационном разрезе.
Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показывает, что наибольшее количество вакантных рабочих мест приходится на руководителей и специалистов высшего уровня квалификации (28,5% от общей потребности). Больше всего руководителей и специалистов высшего уровня квалификации требуется в образовании, здравоохранении, государственном управлении, в горнодобывающей отрасли и в электроэнергетике.
Профессии квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр составляют 21%, операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей - 11% в общей потребности в кадрах. В этих профессиональных группах лидируют строительство и горнодобывающая отрасль.
Доля вакансий на специалистов среднего уровня квалификации в общей потребности составляет 12%, достаточно высока потребность в неквалифицированных рабочих - 13,4%.
Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов позволит компенсировать нехватку рабочих кадров и квалифицированных специалистов.
Занятость граждан с функциональными нарушениями остается одной из наиболее острых проблем в социальной сфере. По сравнению с другими категориями населения граждане с ограниченными возможностями менее востребованы на рынке труда, больше подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.
Процесс трудоустройства данной категории безработных крайне сложен. Уровень квалификации инвалидов не соответствует требованиям, предъявляемым работодателями. Неконкурентоспособность данной категории граждан объясняется недостатком профессионализма и уровня профессиональной подготовки, а также социально-психологическими особенностями инвалидов, нацеленными на получение различных льгот.
Принимая во внимание специфичность проблемы, при решении вопросов содействия занятости инвалидов необходим индивидуальный подход к каждому гражданину с учетом его психики, здоровья и показаний к труду.
На регистрируемом рынке труда в течение многих лет сохраняются признаки "структурной" безработицы. Структура спроса рабочей силы не соответствует структуре ее предложения. Модернизация производства, применение новых технологий и их развитие приводят к повышению требований работодателей к качеству рабочей силы, к образовательному и квалификационному уровню тех, кто состоит на учете в центрах занятости населения. Вместе с тем, более 50% безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости, не имеют профессионального образования, а 5% - не имеют даже полного общего образования. Диспропорция спроса и предложения рабочей силы порождает, с одной стороны, вынужденную незанятость граждан, а с другой - кадровый дефицит.
Для решения проблем нехватки собственных квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством принимаются меры по привлечению и использованию иностранных работников. Основное количество иностранных работников привлекается на горнодобывающие предприятия (47% от общего количества иностранных работников) и в торговлю (17%), из которых более 80% - это квалифицированные рабочие (руководители, специалисты высшего и среднего звена 10%, неквалифицированные рабочие кадры около 8%).
Анализ показывает, что привлечение иностранных работников в Магаданскую область в целом соответствует интересам и потребностям региона.
Реальным механизмом преодоления негативных социально-демографических процессов, нехватки рабочих кадров и высококвалифицированных специалистов является реализация на территории области мероприятий по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в регион в рамках Государственной программы.
Для оценки возможности трудоустройства участников Государственной программы определена потребность Магаданской области в трудовых ресурсах, выявлены предприятия и организации, нуждающиеся в квалифицированных рабочих кадрах. Сформирован перечень рабочих мест, планируемых для заполнения квалифицированными специалистами из числа соотечественников.
Однако вакансии с предоставлением жилья в общем количестве заявленных вакансий составляют не более 10%, что свидетельствует о том, что жилищная проблема для жителей Магаданской области является одной из наиболее острых проблем.
Соотечественники, желающие улучшить свои жилищные условия, могут оформить ипотеку. Ипотеку в Магадане и Магаданской области представляют 7 ипотечных банков, которые предлагают заемщикам более 60 ипотечных программ для приобретения жилья в кредит на рынках недвижимости.
Самостоятельное трудоустройство может быть реализовано как путем обращения в Минтруд Магаданской области, так и путем прямого обращения участников Государственной программы к работодателям или с помощью информационных возможностей портала "Работа в России" (www.trudvsem.ru).
Возможность самостоятельного трудоустройства участников Государственной программы имеется во всех муниципальных образованиях Магаданской области. В случае отсутствия возможности самостоятельного трудоустройства в конкретном муниципальном образовании Магаданской области им могут быть предложены вакансии межмуниципального банка вакансий.
На территории области функционируют образовательные учреждения, в которых ведется обучение по программам высшего и среднего профессионального образования.
Общедоступность образования предоставляет право на дополнительное образование в организациях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, в спортивных школах и клубах и в иных учреждениях дополнительного образования). Для освоения общеобразовательных программ гарантируются доступность к фондам школьной библиотеки и бесплатное обеспечение учебной и художественной литературой, имеющейся в ней.
В Магаданской области создана и активно функционирует комплексная система поддержки социально уязвимых слоев населения, действующая на принципе адресности предоставления социальной помощи и направленная на снижение уровня бедности.
Жителям Магаданской области предоставляются субсидии (компенсации) в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, прожиточного минимума и совокупного дохода семьи.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Магаданской области имеют динамику, приведенную в таблицах 1-4.
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2015 - 2019 годах (по данным Государственной инспекции труда в Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
12 |
7 |
10 |
7 |
11 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2015 - 2019 годах (по данным ОСФР по Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
60 |
80 |
53 |
73 |
83 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2015 - 2019 годах (по данным ОСФР по Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
85 |
85 |
101 |
99 |
91 |
Таблица 4
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2015 - 2019 годах (по данным Управления Роспотребнадзора по Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
10 |
14 |
6 |
12 |
7 |
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве в Магаданской области показывает, что основными причинами их возникновения являются организационные причины, которые зависят от уровня организации труда. Причинами возникновения большинства несчастных случаев в 2019 году являлись неудовлетворительная организация производства работ (36%) и нарушение правил дорожного движения (20%).
К другим причинам отнесены:
- неприменение работником средств индивидуальной защиты;
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
- неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда.
Технические причины, не зависящие от уровня организации труда, такие как конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, составляют всего 4%.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является специальная оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) (таблицы 5-6) показывает, что по состоянию к концу 2019 года в Магаданской области оценены условия труда на 40 692 рабочих местах с числом работающих 53 353 оценка условий труда, от общего количества рабочих мест на этот период, составил 76%.
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2015 - 2019 годах (по данным Государственной инспекции труда в Магаданской области, с 2016 года - по данным ФГИС СОУТ *)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
3 662 |
7 870 |
15 599 |
27 461 |
40 692 |
_____________________________
* ФГИС СОУТ - Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
_____________________________
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест в 2015 - 2019 годах
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
7 |
17 |
34 |
57 |
76 |
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблицы 7-9) показывает, что около 28% работников от общей численности работников заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При этом работнику могут быть установлены один или несколько видов гарантий и компенсаций в зависимости от класса условий труда. В среднем фактические расходы на одного работника из числа имеющих право на компенсации во вредных и опасных условиях труда и получающих средства индивидуальной защиты в 2019 году составили 15,6 тыс. рублей (в 2014 году - 8,5 тыс. рублей).
Таблица 7
Общая численность работников (по данным ОСФР по Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
81 571 |
74 161 |
72 300 |
72 941 |
72 104 |
Таблица 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2015 - 2019 годах (по данным ОСФР по Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
16 716 |
18 729 |
18 429 |
18 721 |
20 167 |
Таблица 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников в 2015 - 2019 годах (расчетный по данным ОСФР по Магаданской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Магаданская область |
20,5 |
25,3 |
25,5 |
25,7 |
27,9 |
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2019 году составили:
- фактические расходы на компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (без учета расходов на средства индивидуальной защиты) составили 638,2 млн рублей (по сравнению с 2018 годом увеличились на 29%), из них на оплату ежегодного дополнительного отпуска - 378,5 млн рублей; оплату труда в повышенном размере - 128,5 млн рублей; лечебно-профилактическое питание, молоко и другие равноценные продукты - 38,9 млн рублей; проведение медицинских осмотров - 92,3 млн рублей;
- потери рабочего времени в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями составили 7 855 дней, из них в связи с несчастными случаями 7540 дней. Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 13,2 млн рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда в 2019 году установлено, что наибольшее количество нарушений составляют нарушения, связанные с:
- оплатой труда (172 нарушения);
- обучением и инструктированием работников по охране труда (106 нарушений);
- трудовыми договорами (52 нарушения);
- обеспечением работников средствами индивидуальной защиты (46 нарушений).
В Магаданской области в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда.
Реализуется Соглашение на 2021 - 2024 годы между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Правительством Магаданской области (далее - Соглашение). Стороны Соглашения обеспечивают реализацию на территории Магаданской области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
В целях повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2016 году вступил в силу Закон Магаданской области от 29 июля 2016 г. N 2065-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Магаданской области".
Согласно Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года", реализация инвестиционных проектов, в том числе вовлечение в освоение месторождений полезных ископаемых, расположенных в пределах Яно-Колымской золоторудной провинции, приведет к увеличению годового уровня добычи золота, будет создано 3,5 тыс. новых рабочих мест. С учетом мультипликативного эффекта (обслуживающие отрасли) в регионе будет создано около 8 тыс. новых рабочих мест.
Развитие рынка труда Магаданской области будет определяться как показателями экономики, так и состоянием трудовых ресурсов, обусловленным негативными демографическими факторами.
В 2022 - 2026 годах предполагается уменьшение численности занятых в экономике (в среднем на 0,5-0,8%), которая в 2026 году составит 79-80 тыс. человек. Общая численность безработных уменьшится в среднем на 3% ежегодно и составит в 2026 году 3,9-4,0 тыс. человек. Предполагаемая среднегодовая численность зарегистрированных безработных также изменится незначительно и составит в 2026 году 1 300- 1 600 человек, уровень безработицы - 1,5-1,8%. Коэффициент напряженности на рынке труда составит 0,4-0,6 незанятых граждан на 1 вакансию.
В ближайшие годы массового высвобождения работников в основных отраслях экономики региона, а также введение режимов неполной занятости на предприятиях не предполагается. Населенные пункты с монопрофильной экономической структурой в области отсутствуют.
Приоритеты спроса на рынке труда до 2026 года не изменятся, наиболее востребованными будут врачи, средний и младший медицинский персонал; операторы, аппаратчики и машинисты различных установок; водители и машинисты подвижного оборудования; инженеры, технологи; механики, слесари; электрогазосварщики.
Спрос на специальности экономического, юридического и гуманитарного направления в ближайшей перспективе будет сравнительно невысоким.
Согласно прогнозу баланса трудовых ресурсов, несмотря на снижение общей численности трудовых ресурсов, приоритетными направлениями социально-экономического развития Магаданской области на долгосрочную перспективу являются: развитие горнодобывающего комплекса; обеспечение энергетической безопасности; развитие транспортной системы; диверсификация производства; внедрение новых технологий и развитие инноваций; развитие рыбохозяйственного комплекса. Дальнейшее развитие горнодобывающего комплекса повлечет развитие транспортной инфраструктуры и объектов электроэнергетики. Это отразится на перераспределении занятых в основных отраслях экономики региона, способствуя увеличению численности работников, занятых на добыче полезных ископаемых, объектах энергетики и транспорта.
Ежегодный анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показывает, что в число видов экономической деятельности с наибольшей численностью травмированных в Магаданской области входят добыча полезных ископаемых, транспорт и строительство; по числу несчастных случаев со смертельным исходом лидирует отрасль добычи полезных ископаемых. Согласно инерционному сценарию прогноза динамики производственного травматизма в Магаданской области относительно высокая численность пострадавших в отрасли добычи полезных ископаемых сохранится. Увеличение доли занятых с 2019 года в организациях сферы обеспечения электроэнергией, развитие рыбохозяйственного комплекса и обрабатывающего производства может повлиять на уровень травматизма в этих отраслях. Высокий уровень травматизма в сфере транспорта в настоящее время и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры предполагает сохранение сложившегося уровня травматизма в этой сфере.
В соответствии с прогнозом производственного травматизма Магаданской области до 2026 года основные направления профилактической работы по предупреждению травматизма останутся прежними и планируемые мероприятия будут охватывать в первую очередь организации горнодобывающего комплекса, транспорта, электроэнергетики. Учитывая развитие рыбного хозяйства и обрабатывающего производства в регионе, планируется проведение профилактической работы среди организаций этих отраслей.
Для создания условий по развитию эффективного цивилизованного регионального рынка труда необходим комплексный подход к воспроизводству, развитию и использованию трудовых ресурсов, объединение усилий заинтересованных организаций и работодателей, привлечение информационного потенциала общественных объединений. Решение поставленных задач программно-целевыми методами позволит повысить доступность и качество государственных услуг в сфере содействия занятости населения и сохранить позитивные тенденции на региональном рынке труда.
Основные приоритеты государственной программы определены с учетом задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 9 мая 2017 г. N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегией социального и экономического развития Магаданской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года".
Основными приоритетами в сфере реализации государственной программы являются:
- максимально эффективное использование трудового потенциала, которым располагает регион, включая безработных граждан в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте;
- создание условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность;
- улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности путем организации профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, в соответствии с потребностью рынка труда;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
- создание условий для самозанятости безработных граждан, включая оказание им финансовой помощи;
- повышение мобильности трудовых ресурсов;
- создание условий для самореализации и адаптации к современному рынку труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;
стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область в условиях малонаселенности территории, нарастания дефицита трудовых ресурсов и квалифицированных кадров;
- обеспечение прав граждан на доступ к информации, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, а также государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере;
повышение качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Магаданской области путем принятия мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, проведению диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Характер государственной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления государственной программой:
- отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов;
- недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
- дублирование и несогласованность действий при реализации государственной программы;
- пассивное сопротивление отдельных граждан реализации мероприятий государственной программы по этическим, моральным, культурным, религиозным и другим причинам.
Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий (включая мероприятия Подпрограмм), с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.";
- в разделе II "Характеристика основных мероприятий и целевые показатели государственной программы" государственной программы:
в пункте 2 таблицу "Потребность в трудовых ресурсах на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Магаданской области, включенных в государственную программу в качестве участников" изложить в следующей редакции:
"Потребность в трудовых ресурсах на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Магаданской области, включенных в государственную программу в качестве участников
|
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|
АО "Полюс Магадан" | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
3 |
5 |
15 |
15 |
15 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
2 |
5 |
10 |
10 |
10 |
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
1 |
0 |
5 |
5 |
5 |
|
ПАО "Магаданэнерго" | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
9 |
6 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
3 |
2 |
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
6 |
4 |
|
|
|
|
ООО "Москва Фуд" | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
0 |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
0 |
|
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
0 |
|
|
|
|
|
|
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|
Индивидуальный предприниматель Комар Сергей Васильевич - глава крестьянского (фермерского) хозяйства | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
3 |
2 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
1 |
1 |
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
2 |
1 |
|
|
|
|
ООО "Омега" | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
|
5 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
|
4 |
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
|
1 |
|
|
|
|
ООО "Восточный транзит" | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
|
5 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
|
4 |
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
|
1 |
|
|
|
|
ООО "СевероВостокЗолото" | ||||||
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
|
5 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
|
3 |
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
|
2 |
|
|
|
|
ООО "Компания Энергия" | ||||||
|
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|
Количество рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов из других регионов |
|
2 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
руководители, специалисты высшего уровня квалификации |
|
1 |
|
|
|
|
специалисты среднего уровня квалификации, профессии квалифицированных рабочих |
|
1 |
|
|
|
абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:
"5. Ответственный исполнитель Подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области" (далее в настоящем пункте - Подпрограмма) ежегодно в срок до 10 июня направляет сведения о разработке, актуализации и реализации Подпрограммы, включающие сведения о финансировании программных мероприятий данной Подпрограммы, целевых индикаторах (показателях) и мероприятиях по реализации Подпрограммы в соответствии с пунктом 14 приложения N 1 к Положению о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 марта 2022 г. N 101 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда".";
- в разделе V "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы" государственной программы:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 967 418,16 тыс. рублей.";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования Подпрограммы "Содействие занятости населения Магаданской области" государственной программы составляет 1 286 338,9 тыс. рублей.";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования Подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области" государственной программы составляет 558 573,8 тыс. рублей.";
- абзац семнадцатый раздела VI "Участие органов местного самоуправления, общественных, научных, иных организаций и органов в реализации государственной программы" государственной программы признать утратившим силу;
- в разделе VII "Порядок предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках государственной программы" государственной программы:
в подразделе 1 "Порядок предоставления работодателям, участвующим в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, грантов в форме субсидий на привлечение трудовых ресурсов для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации":
- в пункте 23 цифры "15" заменить цифрами "10";
- дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31. Перечень случаев и оснований, при которых расторжение трудового договора с работником не влечет возмещение Работодателем в бюджет Магаданской области расходов на фактически предоставленные работнику меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты:
а) трудоустройство в течение двух месяцев другого работника с предоставлением мер поддержки, указанных в разделе 2 настоящего Соглашения;
б) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) смерть работника, а также признание судом работника умершим или безвестно отсутствующим;
г) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
д) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
е) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.";
- приложение N 2а "Перечень мероприятий государственной программы "Трудовые ресурсы Магаданской области", направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
- приложение N 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования" к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора |
Ю.А. Бодяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Магаданской области от 24 марта 2023 г. N 201-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 29 ноября 2021 г. N 910-пп"
Вступает в силу с 30 марта 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2023 г. N 4900202303290002