Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального округа
от 24.03.2023 N 197
Муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения на территории Омсукчанского муниципального округа"
Паспорт муниципальной программы "Укрепление общественного здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения на территории Омсукчанского муниципального округа"
Наименование Программы |
Укрепление общественного здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения на территории Омсукчанского муниципального округа (далее - Программа) |
Разработчик Программы |
Филиал "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница"; администрация Омсукчанского муниципального округа |
Ответственный исполнитель Программы |
Филиал "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" |
Исполнители Программы |
- Администрация Омсукчанского муниципального округа; - Управление образования администрации Омсукчанского муниципального округа (далее - Управление образования); - Управление культуры, социальной и молодежной политики администрации Омсукчанского муниципального округа (далее - Управление культуры); - Управление спорта и туризма администрации Омсукчанского муниципального округа (далее - Управление спорта); - Управление ЖКХ и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа (далее - Управление ЖКХ); - МКУ "Редакция газеты "Омсукчанские вести" Омсукчанского муниципального округа" |
Цели Программы |
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Задачи Программы |
1. Выявление и коррекция факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний у населения Омсукчанского муниципального округа. 2. Проведение мероприятий по ограничению потребления табака, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и алкоголя в Омсукчанском муниципальном округе. 3. Формирование культуры здорового питания населения Омсукчанского муниципального округа, внедрение принципов рационального питания, в том числе направленных на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления сахара и соли. 4. Повышение уровня физической активности населения Омсукчанского муниципального округа. 5. Формирование основ здорового образа жизни среди детей и молодежи. 6. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании. 7. Вовлечение волонтеров и некоммерческих общественных организаций Омсукчанского муниципального округа в мероприятия по укреплению общественного здоровья. |
Сроки реализации Программы |
2023 - 2024 годы |
Объемы и источники Финансирования Программы |
Финансирование Программных мероприятий за счёт средств бюджета Омсукчанского муниципального округа не предусмотрено |
Ожидаемый конечный результат Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы должна обеспечить: 1. Уменьшение распространенности потребления табака среди взрослого населения к концу 2024 г. не выше 25,0%. 2. Уменьшение потребления алкогольной продукции на душу населения к концу 2024 г. не выше 10,0%. 3. Увеличение числа граждан, прошедших диспансеризацию. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной Программы
Омсукчанский муниципальный округ - самостоятельное муниципальное образование в составе Магаданской области, площадью 60,4 тыс. кв. км, что составляет 13,1% от площади Магаданской области. Расположено в центральной части Магаданской области, в 580 км по автодороге, от областного центра города Магадана.
На 01.01.2022 год численность постоянного населения муниципального образования "Омсукчанский муниципальный округ" составляла 4736 чел., из которых 4736 чел. (100%) проживают в городской местности. Всего на территории Омсукчанского муниципального округа проживает 3,4% населения Магаданской области, округ по численности населения занимает 7 место.
Численность населения Омсукчанского муниципального округа 2019 - 2022 годы
Численность населения на начало года |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
городское |
5649 |
5185 |
4963 |
4774 |
4734 |
В динамике 2018 - 2022 годы отмечается тенденция к снижению численности населения муниципального округа, на 7% за анализируемый период.
В муниципальном округе продолжает наблюдаться старение населения, что, в свою очередь, приводит к увеличению демографической нагрузки за счет лиц старшего поколения. Число лиц старше трудоспособного возраста на 01.01.2022 год составило 1093 человека, что на 68 человека больше, чем в 2018 году (1025 человек). В связи с чем удельный вес лиц старше трудоспособного возраста вырос с 20% до 23% от общей численности населения.
Возрастная структура населения Омсукчанского муниципального округа
Снижение населения Омсукчанского муниципального округа в исследуемые годы характеризуется увеличением смертности и снижением рождаемости. Уровень смертности носит волнообразный характер, но все, же прогрессирует естественная убыль населения.
Рождаемость в Омсукчанском муниципальном округе в 2022 году в сравнении с 2021 годом снизилась на 5%, в 2022 году родилось 26 детей. За последние 5 лет родившихся снизилось на 18 детей. По сравнению с 2018 годом уровень рождаемости снизился на 59%. Показатель рождаемости составил в 2018 году - 8,8 на 1000 населения, за аналогичный период 2022 год - 5,4. Коэффициент рождаемости в 2022 году в Омсукчанском муниципальном округе остается ниже среднероссийского показателя (8,9) и ниже чем по Дальневосточному федеральному округу (11,3).
Коэффициент общей смертности в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшился на 28% и составил 6,5 на 1000 населения против 9,0 в 2021 году. Смертность на территории Омсукчанского муниципального округа остается выше показателей по Российской Федерации (10,6) и по Дальневосточному федеральному округу (11,7).
Смертность от болезней системы кровообращения в округе многие годы находится на первом месте в структуре общей смертности населения, в 2022 году 45% случаев смерти приходится на данную патологию.
По данным за 2022 год показатель смертности от болезней системы кровообращения составил 253,3 на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 621,3).
Смертность от злокачественных новообразований в Омсукчанском муниципальном округе в 2022 году составила 42,2 на 100 000 населения (Российская Федерация - 199,1), что ниже показателя 2018 года на 28%.
Смертность от болезней органов дыхания в динамике изменяется неравномерно, в 2022 году показатель составил 6% от общей смертности по Омсукчанскому Муниципальному округу, что выше данных по Российской Федерации в 1,5 раза.
Смертность от болезней органов пищеварения в 2022 году - 253,3 на 100 000 населения, по сравнению с 2018 годом имеет тенденцию к снижению.
Смертность от внешних причин в 2022 году - 305,2 на 100 000 населения. В динамике за аналогичный период 2018 года смертность от вешних причин снизилась в 2 раза.
Смертность населения Омсукчанского муниципального округа по основным классам болезней в 2018 - 2022 годы
Смертность населения Омсукчанского муниципального округа по основным классам причин смерти (на 100 000 человек населения) |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Новообразования |
7 |
0 |
9 |
4 |
2 |
Болезни системы кровообращения |
25 |
15 |
19 |
23 |
16 |
Болезни органов дыхания |
5 |
8 |
8 |
5 |
4 |
Болезни органов пищеварения |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Внешние причины |
15 |
9 |
9 |
9 |
7 |
Смертность трудоспособного населения в Омсукчанском муниципальном округе в 2018 году составила 517,8 на 100 000 населения, в динамике показатель имеет тенденцию к снижению на 58% за анализируемый период 2021 и 2022 годы.
Смертность трудоспособного населения Омсукчанского муниципального округа в 2018 - 2022 годы.
Показатели |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Омсукчанского МО |
чел. |
29 |
18 |
24 |
17 |
17 |
на 100 тыс. населения |
517,8 |
347,1 |
483,3 |
356,0 |
359,0 |
Показатели общей и первичной заболеваемости населения Омсукчанского муниципального округа представлены в таблице N 1.
В 2022 году общая заболеваемость по всем группам населения в округе незначительно снизилась по сравнению с 2018 годом на 8% и составила 2276 зарегистрированных случаев заболеваний (2018 год - 2465).
Первичная заболеваемость населения в 2022 году по сравнению с 2018 годом в целом по территории снизилась на 39% с 1858 до 718.
Среди взрослых первичная заболеваемость увеличилась с 666 до 366 на 100 000 взрослого населения.
За анализируемый период отмечается колебание показателей общей заболеваемости в сторону снижения - болезней органов пищеварения, органов дыхания, болезнями системы кровообращения, болезней мочеполовой системы, злокачественными новообразованиями, болезнями крови и кроветворных органов. Увеличился уровень показателей заболеваемости по инфекционным и паразитарным болезням в сравнении с предыдущими показателями. Увеличение показателей по инфекционным заболеваниям связано с пандемией по коронавирусной инфекции.
Таблица N 1
Показатели общей и первичной заболеваемости населения Омсукчанского округа в 2018 - 2022 годы
N |
Наименование классов и отдельных болезней |
Всего |
|||||||||||
общая заболеваемость |
% к году 2018 |
|
первичная заболеваемость |
% к году 2018 |
|||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||
1 |
Зарегистрировано заболеваний всего |
3957 |
4104 |
3626 |
3364 |
2820 |
29 |
1858 |
805 |
660 |
685 |
718 |
39 |
2 |
в том числе: некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
37 |
34 |
117 |
117 |
352 |
89 |
12 |
10 |
103 |
103 |
121 |
90 |
3 |
новообразования |
129 |
121 |
106 |
107 |
95 |
26 |
24 |
10 |
7 |
7 |
21 |
12 |
3.1. |
злокачественные |
92 |
87 |
82 |
82 |
88 |
5 |
17 |
7 |
7 |
7 |
14 |
17 |
4 |
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
57 |
30 |
25 |
29 |
32 |
43 |
18 |
5 |
6 |
6 |
4 |
22 |
5 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
332 |
293 |
308 |
308 |
249 |
25 |
22 |
11 |
32 |
32 |
49 |
55 |
6 |
психические расстройства и расстройства поведения |
154 |
169 |
123 |
123 |
135 |
12 |
15 |
13 |
14 |
14 |
15 |
100 |
7 |
болезни нервной системы |
37 |
34 |
31 |
31 |
38 |
2 |
4 |
2 |
8 |
8 |
11 |
37 |
8 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
210 |
205 |
181 |
181 |
127 |
40 |
10 |
10 |
19 |
19 |
14 |
28 |
9 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
22 |
20 |
16 |
16 |
13 |
40 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
100 |
10 |
болезни системы кровообращения |
662 |
671 |
572 |
648 |
657 |
1 |
80 |
61 |
56 |
57 |
88 |
19 |
10.1. |
гипертония |
420 |
423 |
355 |
361 |
433 |
3 |
18 |
17 |
16 |
16 |
44 |
59 |
10.2. |
ИБС |
108 |
121 |
29 |
109 |
110 |
1 |
24 |
24 |
17 |
18 |
23 |
4 |
10.2.1. |
нестабильная стенокардия |
9 |
10 |
0 |
0 |
1 |
89 |
9 |
10 |
|
0 |
1 |
11 |
10.2.2. |
острый и повторный ИМ |
2 |
6 |
5 |
5 |
4 |
50 |
8 |
6 |
5 |
5 |
4 |
50 |
10.2.3. |
ХИБС |
71 |
77 |
69 |
75 |
73 |
2 |
6 |
7 |
7 |
8 |
13 |
53 |
10.3. |
ЦВБ |
9 |
4 |
10 |
11 |
5 |
55 |
4 |
4 |
10 |
10 |
4 |
100 |
10.3.1. |
ишемический инсульт |
2 |
2 |
6 |
6 |
4 |
200 |
2 |
2 |
6 |
6 |
3 |
33 |
10.3.2. |
геморрагический инсульт |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
11 |
болезни органов дыхания |
268 |
225 |
66 |
73 |
142 |
52 |
209 |
162 |
27 |
29 |
80 |
160 |
11.1. |
пневмония |
21 |
21 |
4 |
4 |
12 |
57 |
21 |
21 |
4 |
4 |
12 |
57 |
11.2. |
бронхит хрон. и неуточн. |
29 |
30 |
26 |
32 |
36 |
24 |
0 |
2 |
7 |
9 |
6 |
0 |
11.3. |
бронхиальная астма |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
100 |
0 |
0 |
|
0 |
1 |
0 |
12 |
болезни органов пищеварения |
257 |
253 |
219 |
232 |
197 |
23 |
10 |
13 |
16 |
16 |
18 |
44 |
12.1. |
язвенная болезнь |
112 |
111 |
95 |
102 |
86 |
23 |
6 |
5 |
1 |
1 |
10 |
40 |
12.2. |
болезни печени |
13 |
13 |
12 |
12 |
12 |
8 |
1 |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
12.3. |
болезни поджел. железы |
25 |
22 |
25 |
25 |
21 |
32 |
1 |
1 |
8 |
8 |
4 |
75 |
13 |
болезни кожи и подкожной клетчатки |
33 |
26 |
27 |
27 |
33 |
100 |
0 |
0 |
4 |
4 |
6 |
0 |
14 |
болезни костно-мышечной и соединительной ткани |
104 |
125 |
93 |
93 |
83 |
20 |
9 |
7 |
17 |
17 |
10 |
11 |
15 |
болезни мочеполовой системы |
135 |
161 |
91 |
94 |
103 |
23 |
47 |
52 |
20 |
20 |
28 |
32 |
16 |
беременность, роды и послеродовой период |
46 |
35 |
21 |
45 |
35 |
23 |
46 |
35 |
21 |
45 |
35 |
31 |
17 |
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
18 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
19 |
симптомы, признаки, отклонения от нормы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин |
194 |
244 |
156 |
132 |
210 |
8 |
194 |
244 |
156 |
132 |
210 |
7 |
По ИБС в целом за четыре года наблюдается снижение заболеваемости. Острый и повторный инфаркт миокарда, так же наблюдается реже (на 50%) и нестабильная стенокардия (на 89%) по сравнению с прошлым годом снизилась. Распространенность хронической ишемической болезни сердца (далее - ХИБС) снизилась на 2%.
Регистрация цереброваскулярных болезней в 2022 году снизилась на 55% в сравнении с 2018 годом.
Заболеваемость ишемическим инсультом выросла практически в 2 раза.
Общая заболеваемость злокачественными новообразованиями (ЗНО) в Омсукчанском муниципальном округе снизилась за 4 прошедших года на 25%
Показатели состояния онкологической помощи в Омсукчанском муниципальном округе (ЗНО - злокачественные новообразования)
N |
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1. |
Заболеваемость ЗНО на 100 тыс. населения |
1842 (78) взято на учёт - 6 |
1678 (87) взято на учёт - 7 |
1753 (87) взято на учёт - 11 |
1718 (82) взято на учёт - 7 |
1859 (88) взято на учёт - 11 |
2. |
Смертность от ЗНО на 100 тыс. населения |
101 (посмертно 1 человек) |
38,5 посмертно (0 человек) |
120 посмертно (3 человек) |
105 посмертно (2 человека) |
104 посмертно (3 человек) |
3. |
Запущенность ЗНО (случаев, выявленных с IV стадией / % от общего количества случаев) |
0,19% |
0,37% |
0,08% |
0,28% |
0,45% |
4. |
Выявляемость ЗНО на профосмотрах (случаев, выявленных на профосмотрах / % от общего количества случаев) |
2/0,5% |
6/4% |
2/1.5% |
2/1.5% |
1/0,25 |
5. |
Летальность до года (чел) |
4 |
7 |
4 |
1 |
1 |
6. |
Контингент/выжившие 5 лет |
37 |
39 |
39 |
48 |
54 |
Динамика показателей заболеваемости, смертности от ЗНО по Омсукчанскому округу
Динамика активной выявляемости ЗНО по Омсукчанскому округу
Все пациенты, проходившие профилактические медицинские осмотры, осматриваются на предмет онконастороженности.
Самый высокий процент выявляемости активного ЗНО в 2019 году составил около 4%, от всех случаев.
К 2022 году наблюдается тенденция к снижению активной выявляемости. В 2022 году выявлено 0,25% от всех случаев.
Динамика показателя летальности до года больных с ЗНО по Омсукчанскому округу в сравнении с показателями РФ (%)
С целью снижения уровня смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди лиц трудоспособного возраста планируется увеличение охвата профилактическими мероприятиями (профилактические медицинские осмотры, диспансеризация) лиц трудоспособного возраста для раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, включая постановку на диспансерный учет и динамическое наблюдение.
По состоянию на 01.01.2023 год диспансеризацию определенных групп взрослого населения (1 этап) прошли 2395 человека (Таб. 2).
Количество пациентов, завершивших 2 этап диспансеризации - 7 человек.
Таблица N 2
Общие результаты диспансеризации определенных групп взрослого населения по Омсукчанскому муниципальному округу, за 2018 - 2022 годы
Определенные группы населения |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Динамика показателя к 2022 году % |
1 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общее число граждан, прошедших диспансеризацию |
1586 |
1789 |
3016 |
1688 |
2395 |
> 34% |
Общее число работающих граждан, прошедших диспансеризацию |
806 |
980 |
2321 |
902 |
1534 |
>48% |
Общее число неработающих граждан, прошедших диспансеризацию |
412 |
303 |
560 |
298 |
390 |
<5% |
По результатам 1 этапа диспансеризации в 2022 году определены группы здоровья:
- к первой группе здоровья отнесено 1060 человек (46%);
- ко второй группе здоровья - 597 человек (26%);
- к третьей группе здоровья - 647 человек (28%);
к третьей "А" группе 533 человека (23%), к третей группе "Б" группе - 25 человек (1%), к пятой группе - 9 человек (0.3%).
Модифицируемые факторы риска неинфекционных заболеваний (по данным диспансеризации определенных групп взрослого населения)
|
Всего человек |
Удельный вес от кол-ва граждан, прошедших 1 этап |
Всего человек |
Удельный вес от кол-ва граждан, прошедших 1 этап |
Всего человек |
Удельный вес от кол-ва граждан, прошедших 1 этап |
Всего человек |
Удельный вес от кол-ва граждан, прошедших 1 этап |
Всего человек |
Удельный вес от кол-ва граждан, прошедших 1 этап |
Динамика показателя 2022 к 2018 году |
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||||
Употребление табака |
346 |
21% |
234 |
13% |
404 |
13% |
390 |
23% |
417 |
17% |
17% |
Употребление алкоголя |
3 |
0.2% |
4 |
0.2% |
1 |
0,03% |
0 |
0% |
2 |
0.08% |
34% |
Риск потребления наркотических веществ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наибольшее количество факторов риска регистрируется у граждан в возрастной категории 35-60 лет, независимо от пола. Это трудоспособное население является целевой группой по нивелированию факторов риска в процессе диспансерного наблюдения.
В 2022 году самыми распространенными факторами риска развития НИЗ у жителей Омсукчанского муниципального округа являются:
1. нерациональное питание - 32,7%
2. потребление никотина - 24,0%
3. избыточная масса тела - 21,8%
4. низкая физическая активность - 20,7%
5. повышенное артериальное давление - 18,2%.
В филиале "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "МОБ" функционирует кабинет медицинской профилактики, на базе которого проходит разработка наглядного материала листовок, буклетов, памяток пропагандирующий ЗОЖ. Кроме этого специалисты медицинской организации выходят с лекциями различной тематики в организации Омсукчанского муниципального округа.
С каждым пациентом индивидуально проводится обучение по основам здорового образа жизни.
Проведены акции о правильном питании, физической активности, в рамках которого проведено анкетирование населения, раздача памяток о здоровом питании, выступление в СМИ, публикации, на сайте учреждения размещаются информационные материалы по здоровому образу жизни.
На регулярной основе в учреждении проводятся консультации по отказу от вредных привычек (курение и употребление алкоголя), предоставляются памятки и брошюры. В рамках проведения Всемирного Дня без табака состоялся просмотр документального фильма по отказу от курения; фильм передан учреждению для дальнейшего использования в работе с учащимися по профилактике здорового образа жизни. Пропаганда о вреде алкоголя, наркомании, беседы с пациентами по вопросам формирования приверженности к ведению здорового образа жизни.
Программа определяет основные направления, содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни населения, создание здоровьесберегающей среды, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ), что являются одной из важнейших межотраслевых задач развития Российской Федерации. Основные НИЗ (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются ведущими причинами временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения, они обусловливают не только большие человеческие страдания, но и выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны.
В рамках Программы продолжится реализация комплекса мероприятий регионального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек", которые позволят обеспечить необходимые базовые составляющие формирования здорового образа жизни: воспитание с детства здоровых привычек и навыков, повышение уровня знаний о неблагоприятных факторах и их влиянии на здоровье, в том числе путем отказа от табакокурения, злоупотребления алкоголя и наркотиков, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска НИЗ на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, обучение навыкам соблюдения правил гигиены, режима труда и учебы.
Важным достижением в области общественного здоровья явилось выделение количественно измеряемых поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, влияющих на развитие и прогрессирование хронических заболеваний. Концепция факторов риска поддерживается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и широко используется при реализации стратегии профилактики НИЗ и укреплении здоровья в разных странах. Вредные поведенческие привычки, такие как курение, нерациональное питание и низкая физическая активность, ведут к формированию биологических факторов риска: ожирению, повышенному артериальному давлению, повышенному содержанию холестерина в крови и другим факторам.
Ранняя выявляемость факторов риска НИЗ является приоритетной задачей профилактики неинфекционных заболеваний с целью предупреждения дальнейшего распространения заболеваемости и смертности среди населения. Многочисленными исследованиями доказано, что изменение образа жизни и снижение уровней факторов риска может предупредить, или замедлить развитие и прогрессирование многих НИЗ как до, так и после появления клинических симптомов.
Проблема снижения смертности населения включена как основная в Концепцию демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1298-р). В России смертность от основных НИЗ составляет 68,5% от общей смертности населения, которая, несмотря на определенные успехи по ее снижению, остается на очень высоком уровне. Высокий уровень смертности от НИЗ приводит к большим экономическим потерям, обусловленным как прямыми затратами на оказание медицинской помощи, так и потерями вследствие сокращения трудовых ресурсов.
Уровень смертности от основных НИЗ более чем на 70% определяется смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, при этом ее уровень в 2 - 3 раза превышают таковой в странах западной Европы.
По опыту многих стран мира, достигших 2 - 3 кратного снижения смертности от НИЗ, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40 до 70%. Чрезвычайно важно, что имеются убедительные научные доказательства, что популяционные профилактические программы сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:5-6 в течение 5 - 10 лет, а программы профилактики на рабочем месте уже в течение 3 - 5 лет сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:3-6.
Основным стратегическим направлением обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья нации, на среднесрочную перспективу, является усиление профилактической направленности здоровьесберегающих действий всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества, с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни, во всех сферах его деятельности, при совершенствовании в качестве основы жизнедеятельности института, семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
Единое профилактическое пространство или единая профилактическая среда обитания, жизни и деятельности человека представляет собой комплекс условий обитания, жизни и деятельности человека, обеспечивающий максимально длительную и активную жизнь, включающий информирование населения и каждого гражданина о преимуществах и условиях ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактики, раннего выявления и лечения НИЗ и факторов риска их развития, а также создание для этого необходимых условий и обеспечение доступности этих условий, информационных и медицинских услуг для всех слоев населения.
Важными дополнительными мерами в формировании здоровьесохраняющей среды являются дополнительные меры, в том числе меры экономического характера, направленные на повышение ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности граждан за свое здоровье.
Реализация программы базируется на межведомственном, межсекторальном подходе с вовлечением в нее всех слоев населения с точки зрения создания более благоприятных условий жизни в регионе, с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских объединений.
2. Цели, задачи и сроки реализации муниципальной Программы
Целью Программы является увеличение доли граждан Омсукчанского муниципального округа, приверженных здоровому образу жизни, путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1) Выявление и коррекция факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний у населения Омсукчанского муниципального округа.
2) Проведение мероприятий по ограничению потребления табака, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и алкоголя в Омсукчанского муниципальном округе.
3) Формирование культуры здорового питания населения Омсукчанского муниципального округа, внедрение принципов рационального питания, в том числе направленных на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления сахара и соли.
4) Повышение уровня физической активности населения Омсукчанского муниципального округа.
5) Формирование основ здорового образа жизни среди детей и молодежи.
6) Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании.
7) Вовлечение волонтеров Омсукчанского муниципального округа в мероприятия по укреплению общественного здоровья.
Муниципальная Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2023 - 2024 годов.
3. Система целевых индикаторов и ожидаемый социально-экономический эффект от реализации муниципальной Программы
Эффективность реализации муниципальной Программы будет оцениваться по системе целевых индикаторов:
N |
Наименование Целевого показателя |
Ед. изм. |
Базовый показатель (2022 год) |
Величина показателя |
|
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
Уменьшение потребления табака среди взрослого населения |
% |
25 |
50 |
50 |
2 |
Уменьшение потребления алкогольной продукции на душу населения |
% |
18 |
50 |
50 |
3 |
Увеличение числа граждан, прошедших диспансеризацию |
чел |
100 |
100 |
100 |
В результате реализации муниципальной Программы ожидается улучшение социально-экономических показателей:
1. Уменьшение распространенности потребления табака среди взрослого населения к концу 2024 года не выше 25,0%.
2. Уменьшение потребления алкогольной продукции на душу населения к концу 2024 года не выше 10,0%.
3. Увеличение числа граждан, прошедших диспансеризацию.
Муниципальная Программа разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации,
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и потребления никотиносодержащей продукции";
- Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
4. Сведения о заказчике и исполнителях муниципальной Программы
Заказчиком муниципальной Программы является администрация Омсукчанского городского округа.
Ответственным исполнителем муниципальной Программы является Филиал "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница".
Исполнителями муниципальной Программы являются:
- Администрация Омсукчанского муниципального округа;
- Управление образования администрации Омсукчанского муниципального;
- Управление культуры, социальной и молодежной политики администрации Омсукчанского муниципального округа;
- Управление спорта и туризма администрации Омсукчанского муниципального округа;
- Управление ЖКХ и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа;
- МКУ "Редакция газеты "Омсукчанские вести" Омсукчанского муниципального округа".
5. Механизм реализации муниципальной Программы.
Настоящая Программа направлена на решение проблем в сфере формирования здорового образа жизни населения и ориентирована, прежде всего, на создание здоровьесберегающей среды, профилактику и контроль неинфекционных заболеваний.
Реализация мероприятий осуществляется исполнителями Программы в соответствии с перечнем мероприятий. По отдельным мероприятиям Программы исполнителями Программы разрабатываются и осуществляются конкретные планы действий, заключаются договоры, соглашения.
В ходе реализации мероприятий Программы допустимо оперативное изменение исполнителями Программы способов или условий выполнения этих мероприятий, с обязательным соблюдением условия решения поставленных задач.
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов реализации программных мероприятий.
6. Порядок осуществления контроля за ходом реализации муниципальной Программы
Заказчик осуществляет контроль за ходом реализации муниципальной Программы в соответствии с постановлением администрации Омсукчанского городского округа Магаданской области 17.02.2015 г. N 99 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Омсукчанского городского округа".
Контроль за реализацией муниципальной Программы осуществляется администрацией Омсукчанского городского округа. Для обеспечения контроля и оценки эффективности реализации муниципальной Программы отделом экономики администрации Омсукчанского городского округа обеспечивает мониторинг и анализ хода реализации муниципальной Программы и в установленном порядке представляет отчеты и доклады о выполнении программных мероприятий, достижении целевых индикаторов и показателей эффективности муниципальной Программы.
Администрация Омсукчанского муниципального округа определяет формы и методы управления реализацией муниципальной Программы.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программных мероприятий за счёт средств бюджета Омсукчанского муниципального округа не предусмотрено
8. Программные мероприятия
Настоящая муниципальная Программа предусматривает мероприятия (согласно приложению), которые сгруппированы по следующим направлениям:
1) выявление и коррекции факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний у населения Омсукчанского муниципального округа. Целью является: значительный рост выявленных и скорректированных факторов риска развития хронических НИЗ, как следствие снижение заболеваемости и смертности населения Магаданской области. Совершенствование оказания медицинской помощи профилактического направления.
2) ограничение потребления табака, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и алкоголя в Омсукчанском муниципальном округе. Целью является: повышение информированности населения по вопросам профилактики и борьбы с табакокурением, немедицинским потреблением наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя; Уменьшение доли граждан, имеющих табачную, наркотическую или алкогольную зависимости.
3) формирование культуры здорового питания населения Омсукчанского муниципального округа, внедрению принципов рационального питания, в том числе направленных на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления сахара. Целью является: формирование у населения навыков рационального питания, увеличение количества граждан, информированных по вопросам здорового питания, снижение алиментарно-зависимых факторов риска развития ХНИЗ.
4) повышение уровня физической активности населения Омсукчанского муниципального округа. Целью является: увеличение количества жителей, вовлеченных в занятия физической культурой и массовыми видами спорта, уменьшение у населения гиподинамии.
5) формирование основ здорового образа жизни среди детей и подростков. Целью является: Формирование у детей и молодежи навыков здорового образа жизни и профилактики хронических НИЗ, профилактика вредных привычек.
6) мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании. Целью является: Информирование большого количества жителей по вопросам здорового образа жизни, профилактике наиболее значимых факторов риска развития инфекционных и неинфекционных заболеваний, профилактике и борьбе с табакокурением, немедицинским потреблением наркотических и психоактивных.
7) вовлечению волонтеров Омсукчанского муниципального округа в мероприятия по укреплению общественного здоровья. Целью является: Увеличение числа лиц, вовлеченных в решение вопросов по здоровому образу жизни, профилактике хронических НИЗ.
Сведения об основных мероприятиях муниципальной Программы приводятся в приложении к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.