г. Краснодар |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А53-15754/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Кубаньмежрайгаз" (ИНН 2309065705, ОГРН 1022301433692) - Костюка Е.Г. и Козлова А.В., от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Склярова А.А., рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кубаньмежрайгаз" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2013 (судья Авдеев В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-15754/2013, установил следующее.
ЗАО "Кубаньмежрайгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 730 315 рублей 71 копейки пеней за просрочку доставки груза.
Решением от 22.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.01.2014, с железной дороги в пользу общества взыскано 212 314 рублей пеней, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что железная дорога виновна в просрочке доставки груза не по всем, а только по части железнодорожных накладных. Суды снизили размер неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, выводы судов по железнодорожным накладным N ЭХ629690, ЭХ629681 и ЭХ968050 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. Названные накладные и акты общей формы, на которых основаны возражения железной дороги об отсутствии ее вины в задержке доставки груза, составлены с нарушением предъявляемых к ним требований, поэтому не являются надлежащими доказательствами по делу.
В отзыве на жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества и железной дороги поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить.
Из материалов дела видно, что по транспортным железнодорожным накладным N ЭХ 769954, ЭХ 629690, ЭХ 629681, ЭХ 986050, ЭЦ 208486, ЭЦ 473855, ЭЦ 436998, ЭЦ 488373, ЭЦ 605986, ЭЦ 674415, ЭЦ 486094 и ЭЦ 486064 железная дорога приняла груз для доставки в адрес общества (грузополучатель).
Груз по названным накладным доставлен с просрочкой от 1 до 10 суток. Общество обратилось к железной дороге с претензиями о начислении пеней на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Отказ железной дороги в удовлетворении претензий общества об уплате пеней в связи с просрочкой доставки груза послужил основанием для обращения с иском в суд.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 33 Устава перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленный срок.
Грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы (статья 33 Устава).
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств.
По транспортным железнодорожным накладным N ЭХ 769954, ЭЦ 208486, ЭЦ 473855, ЭЦ 436998, ЭЦ 488373, ЭЦ 605986, ЭЦ 674415, ЭЦ 486094 и ЭЦ 486064 суды установили вину железной дороги в просрочке доставки груза. В данной части судебные акты не обжалуются.
Общество не согласно с судебными актами в части отказа в иске о взыскании неустойки за просрочку доставки груза по транспортным железнодорожным накладным N ЭХ 629690, ЭХ 629681 и ЭХ 986050.
По указанным накладным суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что просрочка доставки груза произошла по причинам, не зависящим от перевозчика. Данный вывод судов основан на актах общей формы N 13, 15, 47 и 58, согласно которым срок доставки груза по накладным N ЭХ 629690 и ЭХ 629681 продлен на 11 суток, а по накладной N ЭХ 986050 - на 10 суток, поскольку грузополучатель не обеспечил своевременную выгрузку вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При перевозке груза с использованием электронной накладной акт общей формы, который должен прилагаться к перевозочному документу, составляется в электронном виде.
В соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
На станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы, в котором указывает причину задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, по факту задержки груза может быть оформлено несколько актов общей формы: на станции отправления, на промежуточных станциях и на станции назначения.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Железная дорога представила суду копии актов общей формы N 47, 58, 13 и 15, на основании которых в судебных актах сделан вывод об отсутствии вины ответчика в просрочке доставки груза по железнодорожным накладным N ЭХ 629690, ЭХ 629681 и ЭХ 986050.
Вместе с тем названный вывод судов первой и апелляционной инстанций является преждевременным. Суды не установили, составлены ли акты общей формы в соответствии с требованиями Правил N 26, 27, 45 и Регламента оформления задержек доставки грузов в пути следования и решений об увеличении сроков доставки грузов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 09.11.2011 N 2409р (далее - Регламент).
В частности, Регламент предусматривает, что на все случаи задержки доставки грузов в ходе выполнения перевозок в обязательном порядке составляются акты общей формы в соответствии с Правилами N 27. Акты оформляются только с использованием корпоративных автоматизированных систем на базе программного интерфейса Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы и размещаются для хранения и обработки в сетевом хранилище актов.
Все составленные акты распечатываются в двух экземплярах, подписываются работниками станции, составившими акт. О составленных актах делается отметка в накладной.
Один экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам, второй остается на хранении в делах станции, составившей акт (пункты 2.1 - 2.3).
Акты общей формы N 47 и 58 составлены на ст. Ведмидовка (промежуточная станция). Следовательно, в накладных N ЭХ 629690 и ЭХ 629681 должна быть проставлена отметка о составлении соответствующих актов. Однако накладные таких отметок не содержат.
Акты общей формы N 13 и 15 составлены на ст. Мышастовка (станция назначения). На железнодорожной накладной N ЭХ 986050 имеется отметка, что груз задержан на ст. Мышастовка. Акт составлен начальником и двумя сотрудниками станции.
В силу пункта 4 Регламента по прибытии груза на станцию назначения с фактическим нарушением нормативного срока доставки перевозочные документы передаются начальнику станции или уполномоченному им работнику. В случае наличия достаточных оснований для увеличения срока доставки составляется новый акт, в котором указываются все акты на начало и окончание задержки доставки груза и суммарная величина увеличения срока доставки. Акт подписывается работниками станции, составившими акт, и уполномоченным работником. Один экземпляр акта прикладывается к накладной и выдается грузополучателю.
Из приведенных положений Правил 26, 27, 45 и Регламента следует, что железная дорога должна располагать подлинными актами общей формы N 13, 15, 47 и 58.
По правилам части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Железная дорога представила суду копии актов общей формы N 13, 15, 47 и 58, которые не заверены в установленном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций приняли названные акты в качестве доказательств и не учли, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в иске не соответствуют обстоятельствам дела.
Кроме того, суды не выяснили и не устранили противоречия в части оснований нарушения сроков доставки грузов.
Железная дорога в своих отзывах утверждает, что причиной задержки вагонов является невыполнение технологических норм выгрузки вагонов на пути необщего пользования грузополучателем ООО "ТД "Альфа"".
В ответах на претензии общества железная дорога указывала иную причину задержки вагонов и ссылалась на приоритет продвижения грузов олимпийского назначения.
Следовательно, при сложившихся обстоятельствах железная дорога, кроме подлинных или заверенных копий актов общей формы, должна была представить суду письменные доказательства о нарушении в спорные период грузополучателем ООО "ТД "Альфа"" технологических норм выгрузки вагонов на пути необщего пользования.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 по делу N А53-15754/2013 в части отказа в иске о взыскании пеней за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным N ЭХ 629690, ЭХ 629681 и ЭХ 986050 отменить, дело направить на новое рассмотрение в отмененной части в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
...
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2014 г. N Ф08-2673/14 по делу N А53-15754/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1376/15
01.10.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15754/13
30.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2673/14
18.01.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20342/13
22.10.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15754/13