Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 марта 2023 г. N 66а-163/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного ответчика Администрации г. Тобольска Прохоренко Л.А., представителя административного ответчика Тобольской городской Думы Ражева М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бардина А.В. к Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думе о признании незаконным решения Тобольской городской Думы от 30 декабря 2007 года N 916 "О генеральном плане городского округа города Тобольска" в части, установил:
административный истец Бардин А.В. обратился в Тобольский городской суд Тюменской области с административным исковым заявлением к Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думе о признании незаконными изменения Генерального плана городского округа города Тобольск, внесённые решением Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166 "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30.12.2007 N 196" в части принятия решения о строительстве "Иртыш-Парка" и новом строительстве на Панином бугре, отказа в признании проекта комплекса "Алафейская гора" (и его части ландшафта от Кремля до мыса Сузге).
Требования мотивированы тем, что решение Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166 принято без учета замечаний о строительстве "Иртыш-Парка" в водоохраной зоне и строительстве на Панином бугре. Административный истец ссылается на нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2022 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также статей 20, 21 Конституции РФ. Бардин А.В. полагает, что оспариваемое решение нарушает его права на благоприятные условия жизнедеятельности.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 26 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска Бардина А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 24 августа 2022 года решение Тобольского городского суда Тюменской области от 26 апреля 2022 года отменено, административное дело по административному иску Бардина А.В. к Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думе о признании незаконными изменения Генерального плана городского округа город Тобольск, внесённые решением Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166 "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30.12.2007 N 196", в части принятия решения о строительстве "Иртыш-Парка" и новом строительстве на Панином бугре, отказа признании проекта комплекса "Алафейская гора" (и его части ландшафта от Кремля до мыса Сузге) передано для рассмотрения по подсудности в Тюменский областной суд.
Определением судьи Тюменского областного суда от 02 сентября 2022 года указанное дело принято к производству Тюменского областного суда.
Представитель административного ответчика Тобольской городской Думы Ражев М.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Суду пояснил, что в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ решение может быть обжаловано правообладателями земельного участка или объектов капитального строительства в случае, если их права и законные интересы нарушены или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана. Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он является правообладателем земельного участка или расположенного на нем объекта капитального строительства, а также доказательства нарушения его прав и законных интересов. Бардин А.В. не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель административного ответчика Администрации г. Тобольска Прохоренко Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Прокурор Козырева М.В. полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Указала, что генеральный план принят уполномоченным органом в пределах его компетенций, в установленной форме, нарушений порядка принятия и утверждения оспариваемого акта не выявлено. Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он является правообладателем земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, не установлено.
Административный истец Бардин А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав представителей административных ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Статьей 24 ГрК РФ определено, что генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 1 Устава города Тобольска, утвержденного решением Тобольской городской Думы от 17 июня 2005 года N 61 в редакции решения Тобольской городской Думы от 22 февраля 2022 года N 7 город Тобольск является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 21 Устава Городская Дума является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления города Тобольска, обладающим правом представлять интересы населения города Тобольска и принимать в случаях, определенных настоящим Уставом, от его имени решения, действующие на территории города Тобольска.
В силу п. 13 ч. 2 ст. 24 Устава утверждение генерального плана города Тобольска относится к полномочиям Тобольской городской Думы.
В силу ст. 47 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает город Тобольск, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании - газете "Тобольская правда".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления города Тобольска вправе также использовать официальное сетевое издание - "Официальные документы города Тобольска" (www.tobolskdoc.ru, регистрация в качестве сетевого издания Эл N ФС 77-80751 от 29.03.2021). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 30 октября 2007 года Тобольской городской Думой принято решение N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск". Решение Тюменской городской Думы было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 20 ноября 2007 года N 179 (17607) (т.3 л.д.110).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Обязательным приложением к проектам генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа в сети "Интернет" (ч. 13 ст. 24 ГрК РФ).
28 марта 2006 года Главой города Тобольска было принято решение N 124 о назначении публичных слушаний, которое было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 11 апреля 2006 года N 56-57 (17285-17286) (т.3 л.д.99-100).
Рекомендации по итогам публичных слушаний были опубликованы в газете "Тобольская правда" от 20 мая 2006 года N 80 (17309) (т.3 л.д.107).
Решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск" было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 20 ноября 2007 года N 179 (17607) (т.3 л.д.110).
16 апреля 2021 года главой города Тобольска было принято распоряжение N 23 "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Тобольск". Данное распоряжение опубликовано в газете "Тобольская правда" от 21 апреля 2020 года N 45 (28843) (т.1 л.д.192-194).
17 мая 2021 года главой города Тобольска было принято распоряжение N 28 "О внесении изменений в распоряжение Главы города Тобольска от 16 апреля 2020 года N 23". Данное распоряжение было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 22 мая 2021 года N 59 (29007) (т.1 л.д.188-191).
08 октября 2021 года главой города Тобольска было принято распоряжение N 47 "О проведении общественных обсуждений по проекту решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О генеральном плане городского округа город Тобольск". Указанное распоряжение было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 14 октября 2021 года N 119 (29067) (т.1 л.д.186-187).
22 октября 2021 года Главой города Тобольска было принято распоряжение N 48 "О внесении изменений в распоряжение Главы города Тобольска от 08 октября 2021 года N 47", которое было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 23 октября 2021 года N 122 (29070) (т.1 л.д.183-185).
В период с 23 октября 2021 года по 23 декабря 2021 года были проведены общественные обсуждение по проекту решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск". Заключение о результатах общественных обсуждений было опубликовано в газете "Тобольская правда" от 23 декабря 2021 года N 147 (29095) (т.1 л.д.180-182).
28 декабря 2021 года Тобольской городской Думой было принято решение N 166 "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск".
Решение Тобольской городской Думы N 166 от 28 декабря 2021 года опубликовано в газете "Тобольская правда" 30 декабря 2021 года N 150 (29098) (т.3 л.д.96-98).
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия решения. Решения приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, порядок его опубликования соблюден.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 9, п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
Из указанного следует, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
Требования к содержанию генерального плана предусмотрены ст. 23 ГрК РФ. В соответствии с ч. 3 указанной статьи генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Решение Тобольской городской Думы N 166 от 28 декабря 2021 года в генеральный план были внесены изменения в том числе в части строительства Иртыш-парка и строительства на Панином бугре.
В силу части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Административный истец правообладателем земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства не является. Доказательств того, что оспариваемое решение повлекло или может повлечь нарушение его прав или законных интересов, административным истцом не представлено.
Кроме того, из положений статей 2, 9, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации вытекает, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития территории (а не фиксация существующего положения), которое должно обеспечивать не только права и законные интересы правообладателей объектов недвижимости, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
Доводы административного истца, что строительство "Иртыш-парка" приведет к ухудшению условий жизнедеятельности, вырубке леса в водоохранной зоне, являются не мотивированными и не могут являться основанием для признания Генерального плана недействующим.
Данные доводы административного истца допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждаются.
Противоречие Генерального плана городского округа город Тобольск Водному кодексу РФ, Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", судом не установлено, соответствующих доказательств материалы дела не содержат.
Доводы административного истца о строительстве на Панином бугре, а также в непризнании проекта комплекса "Алафейская гора" (с историческим ландшафтом от Кремля до мыса Сузге) нельзя признать обоснованными, поскольку постановлением Правительства Тюменской области от 04 декабря 2020 года N 743-п "О памятнике природы регионального значения "Панин бугор" в г. Тобольске" определены границы и режим особой охраны памятника природы регионального значения "Панин бугор".
Как следует из заключения о результатах общественных обсуждений по проекту решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск" от 23 декабря 2021 года предложение в реализации проекта комплекса "Алафейская гора" отсутствует, кроме того, каких-либо доказательств об отказе в реализации или признании проекта "Алафейская гора" административным истцом не представлено (т.1 л.д.37-40).
В соответствии со ст. 23 ГрК РФ вопрос признания проекта комплекса "Алафейская гора" (с историческим ландшафтом от Кремля до мыса Сузге) не является предметом генерального плана.
В соответствии с пп.6 п. 3.1 ч. 3 ст. 3 Положения о памятнике природы регионального значения "Панин бугор" на территории Памятника природы запрещается предоставление земельных участков для всех видов использования, в том числе для застройки, садоводства и огородничества, а также для организации подсобного и фермерского хозяйства.
Из ответа Главного управления строительства Тюменской области от 24 января 2022 года следует, что территория "Панин бугор" и микрорайон "Центральный", где планируется размещение новых объектов капитального строительства, расположены за пределами зон охраны объектов культурного наследия Нагорной и Подгорной части г. Тобольска (т.1 л.д.20-21).
Кроме того, мнения и замечания административного истца по проекту решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск" были заслушаны в ходе публичных слушаний (т.1 л.д.37-39).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении требований полностью или частично, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Поскольку несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав и законных интересов административного истца, судом не установлено, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тобольская правда", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Тобольскую городскую Думу.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Бардина А.В. к Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думе о признании незаконным решения Тобольской городской Думы от 30 декабря 2007 года N 196 "О генеральном плане городского округа город Тобольск" в редакции решения Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166 "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О генеральном плане городского округа город Тобольск" - отказать.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "решения Тобольской городской Думы от 30.10.2007 N 196"
Возложить на Тобольскую городскую Думу обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщении о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 31 октября 2022 г. N 3а-83/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Тобольской городской Думы от 30.10.2007 N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 марта 2023 г. N 66а-163/2023 настоящее решение оставлено без изменения