г. Краснодар |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А32-6489/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю (ИНН 2346011786, ОГРН 1042325778087) - Волковой Н.В. (доверенность от 26.11.2013), в отсутствии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дон-Кавказ" (ИНН 2346016488, ОГРН 1092362000587), третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю (ИНН 2340132618, ОГРН 1112340000178), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дон-Кавказ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-6489/2013, установил следующее.
ООО "Дон-Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения инспекции от 06.12.2012 N 11-09/08545.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Суд указал, что решение о проведении выездной налоговой проверки принято налоговым органом, тогда, когда общество еще состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю, а не в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю, поскольку до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения организации, инспекция вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции от 30.08.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.12.2013, принять по делу новый судебный акт. Как указывает общество, на 06.12.2012 в плане проведения выездных налоговых проверок общество отсутствовало. Учетная запись о проведении мероприятий налогового контроля в отношении общества создана лишь 11.12.2012, тогда как общество снято с учета в налоговом органе 07.12.2012, а на 11.12.2012 уже состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю.
В отзывах на кассационную жалобу налоговый орган и управление просят решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество с 30.11.2009 состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 3 по Краснодарскому краю. Письмом от 06.12.2012 N 11-10/4123 дсп "Корректировка плана ВНП на IV квартал 2012 года" налоговый орган обратился в управление с просьбой рассмотреть вопрос о включении проверки общества в план ВНП на IV квартал 2012 года, поскольку имеются основания предполагать, что общество необоснованно заявило к вычету налог на добавленную стоимость, а также согласно представленной бухгалтерской и налоговой отчетности обществом за 2009 и 2010 годы финансово-хозяйственная деятельность не осуществляло.
Посредством электронной почты 06.12.2012 инспекцией получен файл корректировки плана ВНП на IV квартал 2012 года в отношении общества и в этот же день принято решение о проведении выездной налоговой проверки общества. Решение о проведении проверки сформировано в автоматическом виде в компьютерной программе "Система ЭОД местного уровня". При этом дата создания решения формируется автоматически, номер решения 11-09/08545 присвоен в автоматическом режиме средствами программы Lotus Notes, что подтверждается скриншотом системы ЭОД местного уровня (решение на проведение ВНП), и канцелярии архивной 2012 - исходящие по исполнителю программы Lotus Notes. Решение от 06.12.2012 зарегистрировано в журнале регистрации решений на проведение ВНП по отделу 11-09.
Решение о проведении выездной налоговой проверки от 06.12.2012 направлено в адрес учредителей общества Вороновой И.В. и Чеховского М.В. почтой 07.12.2012 (исх. N 11-09/08565 и исх. N 11-09/08566), в адрес руководителя общества Малушко И.В. (исх. N 11-09/08567), в адрес общества (исх. N 11-09/08568), в адрес учредителя общества (исх. N 11-09/08570), что подтверждается реестром почтовых отправлений от 07.12.2012 и скриншотом канцелярии архивной 2012 - исходящие по исполнителю программы Lotus Notes.
На дату принятия решения 06.12.2012 общество состояло на учете в Межрайонной ИФНС России N 3 по Краснодарскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Общество не согласилось с вынесенным решением налогового органа и обжаловало его в управление. Решением управления от 06.02.2013 N 20-12-82 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение о проведении выездной налоговой проверки от 06.12.2012 N 11-09/08545, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено данным пунктом. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Постановка на учет в налоговых органах организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Порядок снятия с учета налогоплательщика в связи с изменением места нахождения определен в пункте 4 статьи 84 Кодекса, согласно которому снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) закреплено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Пунктами 4 и 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, закреплено, что датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным данным пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры. Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой. Таким образом, налогоплательщик считается снявшимся с учета в налоговом органе только с момента внесения записи в Единый государственный реестр либо истечения сроков государственной регистрации, предусмотренных статьей 8 Закона N 129-ФЗ.
Организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения этой организации и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения юридического лица (пункты 3.6.1, 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178). Налоговый орган, в котором организация состоит на учете до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения этой организации, вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.12.2012 инспекцией принято решение о проведении выездной налоговой проверки общества. Данное решение сформировано в автоматическом режиме в компьютерной программе "Система ЭОД местного уровня", при этом дата создания документа формируется автоматически, номер решения 11-09/08545 присвоен автоматически средствами программы Lotus Notes, что подтверждается скриншотом системы ЭОД местного уровня (решение на проведение выездной налоговой проверки) и канцелярии архивной 2012 - исходящие по исполнителю программы Lotus Notes.
06 декабря 2012 года главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок Бычковой Н.А. в 15:40 создана регистрационная карточка исходящего документа - решение выездной налоговой проверки общества. Общим отделом документ зарегистрирован 06.12.2012 за исх. номером 11-09/08545.
Суды обоснованно указали, что каждый сформированный документ проходит несколько этапов обработки, заканчивающейся установкой состояния. Каждая установка состояния фиксируется в базе данных двумя реквизитами: "Дата установки состояния" и "ДЛ, выполнившее установку состояния". Все состояния строго последовательны и производятся в отношении уже сформированного документа.
11 декабря 2012 года - это дата установки состояния в отношении решения на проведение выездной налоговой проверки от 06.12.2012, зарегистрированного за N 11-09/08545. Решение также было зарегистрировано 06.12.2012 в "Журнале регистрации решений" на проведение выездной налоговой проверки по отделу 11-09.
07 декабря 2012 года средствами СЭД регион (Лотус) последовательно созданы регистрационные карточки исходящего документа в отношении следующих документов: требования о предоставлении обществом документов, сопроводительных писем обществу, руководителю общества его учредителям. В этот же день в адрес общества направлено решение о проведении выездной налоговой проверки, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 07.12.2012 и скриншотами канцелярии архивной 2012 - исходящие по исполнителю программы Lotus Notes.
Довод общество о том, что решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено 11.12.2012 (после снятия с учета в налоговом органе) основывается на скриншотах из программы Lotus Notes, системы СЭД инспекции. При этом общество ссылается, в том числе, на приказ МНС России от 17.11.2003 N БГ-3-06-627@ "Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам". Данный довод изучен судом и обоснованно отклонен, поскольку вышеназванный приказ разработан в целях повышения эффективности налогового контроля и автоматизации формирования статистической налоговой отчетности. Действующие налоговое законодательство не содержит каких-либо норм о том, что датой принятия решения налогового органа следует считать дату его создания в системе электронного документооборота. При этом момент принятия решения налоговым органом и момент его регистрации в системе электронного документооборота могут отличаться.
Поскольку на дату вынесения решения от 06.12.2012 N 11-09/08545 общество состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 3 по Краснодарскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и в силу статьи 8 Закона N 129-ФЗ сроки государственной регистрации изменений не истекли (дата снятия общества с учета - 07.12.2012), инспекция, являлась территориальным налоговым органом, уполномоченным назначить выездную налоговую проверку общества. Поэтому принятие решения о проведении выездной налоговой проверки от 06.12.2012 N 11-09/08545 соответствует нормам действующего законодательства. Основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судами, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу N А32-6489/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.