Решение Самарского областного суда от 27 декабря 2022 г. N 3а-1898/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1898/2022 по административным искам М.Н.П., общества с ограниченной ответственностью "М.", общества с ограниченной ответственностью "Р." к Думе г.о. Жигулевск Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
25 марта 2009 года Дума г.о. Жигулевск Самарской области приняла решение N 391 "Об утверждении показателей, необходимых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Жигулевск".
21 ноября 2013 года решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области N 461 внесены изменения в решение Думы г.о. Жигулевск от 25 марта 2009 года N 391.
Приложением N 1 к решению установлены коэффициенты вида использования земельного участка, расположенного на территории городского округа Жигулевск (Кв).
Подпункт 8.4 пункта 8 Приложения N 1 к указанному решению устанавливает значение коэффициента вида использования земельных участков "Земельные участки под складскими помещениями, базами" в размере 0,06.
М.Н.П., ООО "М." обратились в суд с административным иском с последующим уточнением, в котором просили признать недействующим с 4 августа 2009 года подпункт 8.4 пункта 8 Приложения N 1 к решению Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25 марта 2009 года N 391 (в редакции от 21 ноября 2013 года N 461).
ООО "Р." обратилось в суд с административным иском, в котором просил суд признать недействующим с 4 августа 2009 года подпункт 8.4 пункта 8 Приложения N 1 к решению Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25 марта 2009 года N 391 (в редакции от 21 ноября 2013 года N 461).
В обоснование заявленных требований указали, что решением Жигулевского городского суда Самарской области от 17 мая 2021 года с М.Н.П., ООО "М.", ООО "Р." в пользу Администрации г.о. Жигулевск взыскана сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером N с применением коэффициента вида использования земельного участка - 0,06, установленным решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 25 марта 2009 года N 391. Апелляционным определением Самарского областного суда от 25 августа 2022 года решение Жигулевского городского суда Самарской области от 17 мая 2021 года изменено с уточнением суммы взыскиваемого неосновательного обогащения по фактически занимаемой ответчиками площади указанного земельного участка. Размер неосновательного обогащения определен на основе размере арендной платы, рассчитываемого по формуле, с учетов коэффициента вида использования земельного участка - 0,06 (п. 8.4 "Земельные участки под складскими помещениями, базами"). Также ООО "М." получены проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами N, N, согласно которым расчет арендной платы осуществляется также с использованием коэффициента, предусмотренного п. 8.4 Приложения N 1 к решению Думы г.о. Жигулевск от 25 марта 2009 N 391. Оспариваемый пункт решения Думы не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582. Расчет арендной платы, выведенный в коэффициент за вид разрешенного использования земельного участка в размере 0,06 не отражает экономическую обоснованность определения арендной платы земельных участков. Отсутствуют данные об оценке доходности земельных участков, о получаемой арендаторами прибыли от осуществления деятельности на таких участка, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием земельных участков, о влиянии увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации и о фактической возможности арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения. Поскольку оспариваемое решение Думы опубликовано до принятия постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, то оно вошло в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, с момента его вступления в силу, то есть с 4 августа 2009 года.
Определением Самарского областного суда от 8 декабря 2022 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административное дело N 3а-2264/2022 по административному иску ООО "Р." и административное дело N 3а-1898/2022 по административному иску ООО "М.", М.Н.П.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям К.А.С. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным выше.
Представитель Думы городского округа Жигулевск Самарской области по доверенности С.О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что отсутствует экономическое обоснование установления оспариваемого размера коэффициента. Ввиду того, что решение Думы длительное время применялось, и на его основании были реализованы права граждан и организаций, просит отказать в удовлетворении требований в части признания его недействующим с 4 августа 2009 года.
Представитель Администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Главы городского округа Жигулевск Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором выразили позицию, аналогичную доводам административного ответчика.
Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действия налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Одним из основных принципов определения арендной платы является принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
25 марта 2009 года Думой городского округа Жигулевск Самарской области приняло решение N 391 "Об утверждении показателей, необходимых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Жигулевск".
Решение Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25 марта 2009 года N 391 официально опубликовано в газете "Жигулевский рабочий" от 04 апреля 2009 года N 36 (8869).
Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 21 ноября 2013 года N 461 внесены изменения в Приложение N 1 оспариваемого нормативного правового акта.
Решение опубликовано в газете "Жигулевский рабочий" 28 ноября 2013 года N 130 (9550).
Приложением N 1 к решению установлены коэффициенты вида использования земельного участка, расположенного на территории городского округа Жигулевск (Кв).
Подпункт 8.4 пункта 8 Приложения N 1 к указанному решению устанавливает значение коэффициента вида использования земельных участков "Земельные участки под складскими помещениями, базами" в размере 0,06.
Суд полагает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административными истцами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 17 мая 2021 года с М.Н.П., ООО "М.", ООО "Р." взысканы суммы неосновательного обогащения за использование земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
25 августа 2022 года судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда решение Жигулевского городского суда Самарской области от 17 мая 2021 года изменено в части взысканных сумм.
В соответствии с сообщением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Жигулевск от 26 октября 2022 года N 862, при расчете размера неосновательного обогащения за использование без правовых оснований указанного выше земельного участка применялся коэффициент вида использования земельного участка (Кв), утвержденный решение Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 25.03.2009 N 391, для земельных участков, имеющих вид целевого (функционального и разрешенного) использования "Земельные участки под промышленными объектами - земельные участки под складскими помещениями, базами", равный значению 0,06 (п. 8 пп. 8.4 Приложения 1 к решению Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 25.03.3009 N 391). При подготовке на основании заявления ООО "М." от 14 июля 2022 года проектов договоров земельных участков с кадастровыми номерами N, N, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, также применялся Кв равный значению 0,06 (пп. 8.4 п. 8 Приложения 1 к решению Думы г.о. Жигулевск Самарской области от 25.03.3009 N 391).
Суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административных истцов, поскольку оспариваемый коэффициент используется при определении размера неосновательного обогащения за пользование административными истцами земельным участком, а также при расчете арендной платы в проекте договора аренды земельных участков с ООО "М.".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены, в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость (не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований) выявлять, проводились ли помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и признаны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины оспариваемых коэффициентов.
Административным ответчиком суду не представлено финансово-экономическое обоснование к проекту оспариваемого решения.
Таким образом, устанавливая оспариваемый в настоящее время административными истцами коэффициент, административный ответчик не располагал отвечающим установленным законом требованиям экономическим обоснованием введения оспариваемого коэффициента для определения размера платы за земельные участки, исходя из анализа и оценки всех существенных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Приведенные выше обстоятельства дают суду основания полагать, что установление административным ответчиком рассматриваемого коэффициента, противоречит предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 принципу экономической обоснованности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемое решение длительное время применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Административные исковые требования М.Н.П., общества с ограниченной ответственностью "М.", общества с ограниченной ответственностью "Р." к Думе г.о. Жигулевск Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 8.4 пункта 8 Приложения N 1 к решению Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25 марта 2009 года N 391 (в редакции решения от 21 ноября 2013 года N 461) "Об утверждении коэффициентов, необходимых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Жигулевск", устанавливающего коэффициент вида использования земельных участков "Земельные участки под складскими помещениями, базами" в размере 0,06.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Жигулевский рабочий" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.01.2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 декабря 2022 г. N 3а-1898/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании