Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Утвержден
постановлением администрации
города Дзержинска
Нижегородской области
от 24.03.2023 N 1001
Порядок
привлечения и использования сил и средств лесопожарных формирований, организация тушения лесных пожаров
I. Общие требования
1. Настоящий Порядок устанавливает порядок привлечения сил и средств лесопожарных формирований для тушения лесных пожаров, а также организации тушения лесных пожаров.
2. Исполнитель муниципального контракта по охране, защите и воспроизводству лесов (далее - Исполнитель муниципального контракта) выполняет мероприятия по предупреждению, обнаружению и тушению лесных пожаров, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в составе мероприятий и в объемах, предусмотренных муниципальным контрактом.
3. Лесопожарное формирование Исполнителя муниципального контракта должно быть оснащено пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с действующим законодательством.
4. Лесопожарная станция Исполнителя муниципального контракта (далее - ЛПС) должна быть обеспечена картографическими материалами, на которых условными знаками наносятся границы обслуживаемой территории, границы городского лесничества и участковых лесничеств, их наименования, места расположения конторы участковых лесничеств, границы и номера кварталов, маршруты наземного и авиационного патрулирования (при их наличии), пункты приема донесений с воздушных судов (при необходимости), пожарные наблюдательные пункты и вышки, мачты, пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, организация противопожарного обустройства лесов (опорных линий, участков на которых производятся пункты забора воды, мосты и дороги противопожарного назначения). При необходимости на картографические материалы могут наноситься дополнительные данные, характеризующие степень пожарной опасности отдельных участков леса, а также подвергшиеся радиоактивному загрязнению, с обозначением плотности радиоактивного загрязнения почвы и других характеристик радиационной обстановки. Данная картографическая информация формируется на печатных и электронных носителях Исполнителем муниципального контракта.
5. В ходе непосредственного проведения работ по тушению лесных пожаров, лесопожарные формирования обладают правом беспрепятственного доступа к объектам противопожарного обустройства лесов, источникам водоснабжения, дорожной сети (включая лесные дороги, дороги противопожарного назначения), имуществу и оборудованию в пунктах сосредоточению противопожарного инвентаря, предусмотренных планами тушения лесных пожаров, лесными планами, лесохозяйственным регламентом лесничеств.
Руководство городского лесничества, арендаторы лесных участков обязаны обеспечить беспрепятственный доступ силам и средствам лесопожарного формирования в район тушения лесного пожара, проезду к местам проведения работ через участки Дзержинского городского лесничества, переданные в аренду, доступ к объектам противопожарного обустройства лесов, а при необходимости к запасам средств предупреждения и тушения лесных пожаров, предусмотренные нормативами для лиц использующих леса.
6. Работники лесопожарных формирований, непосредственно осуществляющие тушение лесных пожаров, обеспечиваются работодателем бесплатным питанием в период выполнения работ по тушению пожара.
Расходы по обеспечению питанием включаются в прямые затраты лесопожарного формирования по тушению лесных пожаров.
Питание предоставляется работнику из расчета индивидуальной суточной (дневной) потребности за период выполнения работ на пожаре, включая время пребывания работников на локализованном и/или ликвидированном пожаре, когда их своевременный возврат в места дислокации невозможен по метеорологическим (неблагоприятные погодные условия) или техническим причинам (отсутствие доступных воздушного судна, наземного или водного транспорта).
Бесплатное питание (продовольственное обеспечение) работников лесопожарного формирования осуществляется путем выдачи наборов продуктов питания (продовольственных пайков) или горячей пищи.
7. При тушении развившегося лесного пожара, длящегося более 3-х часов (более 25 га) и при чрезвычайной ситуации, при создании оперативного штаба на месте пожара, организацией горячего питания занимается администрация города (ответственное подразделение - департамент промышленности, торговли и предпринимательства).
Расчет пайков осуществляет представитель при штабе от управления экологии и лесного хозяйства (расчет производиться путем подсчета участников тушения пожара).
8. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
9. При действии на территории лесничества нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, руководство тушением осуществляет оперативный штаб лесничества (далее - Оперативный штаб).
В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров.
10. При площади пожара более 2 га - создается оперативный штаб в составе заместителя начальника оперативного штаба по тушению лесного пожара в соответствии с планом, представителя 2 - ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области, должностного лица Исполнителя муниципального контракта, представители администрации городского округа город Дзержинск и другие лица по усмотрению начальника штаба.
Функции оперативного штаба:
- сбор, обработка и анализ данных по обстановке на пожаре, организация взаимодействия между оперативными и диспетчерскими службами округа;
- определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;
- обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
- организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара;
- составление планов-схем расстановки сил и средств задействованных подразделений на различных этапах тушения пожара;
- создание на пожаре резерва сил и средств;
- обеспечение связи на пожаре;
- реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара;
- организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов);
- осуществление межведомственного взаимодействия;
- организация обеспечения работ по тушению лесных пожаров.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием.
11. В период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах городского округа, возникшей вследствие лесных пожаров, Оперативный штаб действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Дзержинск.
12. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо лесопожарного формирования Исполнителя муниципального контракта, либо старшее должностное лицо 2 - ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области.
13. При развившемся пожаре и наращивании сил и средств, по прибытии начальника 2-ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области (либо его заместителя) - руководство тушением пожара переходит под его единоначалие, а представитель Исполнителя муниципального контракта входит в оперативный штаб для координации действий сил и средств ЛПС-2 и взаимодействия с федеральной группировкой.
14. Лесопожарное формирование Исполнителя муниципального контракта, работающее на пожаре, убывает с места пожара только с разрешения руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба.
15. Руководитель тушения лесного пожара:
1) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;
2) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
3) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре, при необходимости организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от лесного пожара;
4) взаимодействует с Оперативным штабом;
5) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении лесного пожара;
6) не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет локализован.
II. Организация связи на пожаре
16. Действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.
17. В целях организации взаимодействия лесопожарная организация обеспечивается средствами связи. Обязательным для подразделений лесопожарных организаций, участвующих в тушении лесного пожара, является их обеспечение радиосвязью ультракоротковолнового диапазона. Координация связи между подразделениями лесопожарных организаций и пожарно-спасательными отрядами осуществляется специализированными диспетчерскими службами.
III. Обследование (разведка) лесного пожара
18. Начальным действием по тушению лесного пожара является его обследование (разведка). Обследование (разведка) пожара осуществляется с момента получения сообщения о пожаре до его ликвидации.
19. По прибытию к месту пожара обследование (разведка) лесного пожара проводится руководителем тушения лесного пожара и работниками подразделений лесопожарных организаций (исполнителем контракта) по всей кромке лесного пожара.
20. Обследование (разведка) лесного пожара в городском округе проводится с использованием наземных средств (патрулирование, камеры видеонабледения, пожарно-наблюдательные вышки) в целях установления:
1) вида и скорости распространения лесного пожара, его контура и примерной площади;
2) основных типов (видов) горючих материалов;
3) тактических частей лесного пожара (фронт, фланги и тыл);
4) наиболее опасного направления распространения лесного пожара (создание угрозы ценным лесным насаждениям и (или) насаждениям, в которых возможен переход лесного пожара в верховой, объектам экономики и населенным пунктам);
5) наличия естественных и искусственных препятствий для распространения лесного пожара;
6) возможного усиления или ослабления лесного пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения, а также из-за изменений метеорологической обстановки;
7) возможности подхода, подъезда к кромке лесного пожара и применения механизированных средств локализации и тушения лесного пожара;
8) наличия источников водоснабжения и возможности их использования;
9) наличия опорных полос для проведения отжига и условий прокладки минерализованных полос;
10) безопасных мест стоянки транспортных средств, расположения людей;
11) путей отхода лиц, осуществляющих тушение лесного пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможных мест укрытия.
21. При организации наземного обследования (разведки) руководитель тушения лесного пожара устанавливает количество и состав работников, ставит перед ними задачи, определяет порядок передачи полученной информации.
22. После проведения обследования лесного пожара руководитель тушения лесного пожара определяет план выполнения работ по его тушению и в устной форме доводит до руководителей каждого подразделения лесопожарных организаций.
23. План выполнения работ по тушению лесного пожара включает в себя:
1) технические способы и тактические приемы ликвидации лесного пожара;
2) сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению лесного пожара;
3) распределение имеющихся в наличии сил и средств пожаротушения по периметру лесного пожара;
4) организацию связи с подразделениями лесопожарных организаций;
5) привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения;
6) мероприятия по сбору информации о ситуации на лесном пожаре, ходе проведения работ по его тушению.
24. При площади пожара более 1 га - осуществляется выезд к месту пожара оперативной группы в составе представителей: Управления экологии и лесного хозяйства, Исполнителя муниципального контракта, Управления по делам ГО и ЧС, МБУ "Гражданская защита", 2 - ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области.
25. Исполнитель работ по контракту (в составе оперативной группы) - оценивает обстановку (осуществляют обследование (разведку) пожара) на месте пожара и совместно с представителями 2-ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области, управления по делам ГО и ЧС, управления экологии и лесного хозяйства, определяют достаточность сил и средств, задействованных при тушении пожара.
IV. Тушение лесных пожаров
26. При тушении крупных лесных пожаров, с целью обеспечения руководства и взаимодействия, руководитель тушения лесного пожара составляет схему тушения лесного пожара (далее - Схема тушения), на которой отображаются основные элементы принятого им плана выполнения работ.
27. При тушении крупных лесных пожаров, для которых планируемый период тушения составляет менее 3 суток, Схема тушения составляется единожды на весь планируемый период тушения лесного пожара. При необходимости, в Схему тушения, в связи с изменившейся обстановкой, могут вноситься коррективы.
Новая Схема тушения составляется в случае необходимости внесения существенных изменений в план выполнения работ по тушению лесного пожара.
28. При тушении крупных лесных пожаров, для которых фактический или планируемый период тушения занимает более 3 суток, Схема тушения составляется ежедневно.
Схема тушения лесного пожара составляется до 9 часов утра текущего дня, с предоставлением копий Схем тушения руководителям подразделений лесопожарных организаций, участвующих в тушении лесного пожара. Копия Схемы тушения по запросу предоставляется в Оперативный штаб и (или) комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
29. В случаях, когда в ходе тушения лесного пожара требуется внести значительные коррективы в план выполнения работ по тушению, новые Схемы тушения составляются в любой момент времени в течение всего периода тушения лесного пожара.
30. Для обеспечения оперативной ликвидации лесного пожара, в районах применения наземных сил и средств пожаротушения силами группы (до 10 человек) с пожарной техникой и оборудованием, подразделение лесопожарной организации обязано прибыть на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах:
1) отнесенных к 1 классу природной пожарной опасности лесов - не позднее одного часа после обнаружения пожара;
2) отнесенных ко 2 классу природной пожарной опасности лесов - не позднее двух часов после обнаружения пожара;
3) отнесенных к 3 - 5 классам природной пожарной опасности лесов - не позднее трех часов после обнаружения пожара.
31. При скорости ветра более 5 м/сек., а также при 4 и 5 классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, предельное время прибытия и начала проведения работ по тушению на участках 1 - 3 классов природной пожарной опасности лесов уменьшается в 2 раза.
При отсутствии возможности сокращения времени, численность работников подразделения лесопожарной организации, и количество средств пожаротушения, направляемых на пожар, должна быть увеличена не менее чем в 2 раза.
При учете данной информации оперативный дежурный ЕДДС г.о.г. Дзержинск (орган повседневного управления города) информирует старшего оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области (центр управления кризисными ситуациями) для увеличения лесопожарных формирований за счет других городов и районов области.
32. Локализация лесного пожара достигается путем выполнения комплекса действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос и (или) полностью потушенных участков кромки по всему периметру лесного пожара и условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.
33. Первоначальным этапом локализации лесного пожара является остановка его распространения, включающая в себя действия лесопожарных организаций, направленные на остановку распространения кромки лесного пожара, в первую очередь, на опасных и критических направлениях, на которых может возникнуть угроза ценным насаждениям, населенным пунктам и объектам экономики.
34. Локализованным считается лесной пожар, при котором созданы условия для его нераспространения путем ограничения его по всему периметру заградительными минеральными полосами и (или) потушенными участками кромки, и (или) естественными преградами.
35. Выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров осуществляется руководителем тушения лесного пожара и старшими работниками подразделений лесопожарных организаций, с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения, обеспечения безопасного проведения работ.
36. При тушении лесных пожаров используют два метода - прямой и косвенный. Прямой метод применяется, в основном, при тушении низовых лесных пожаров слабой и средней интенсивности в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку лесного пожара и (или) создать у кромки лесного пожара заградительную полосу. Косвенный метод применяется при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки лесного пожара.
37. При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
1) захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке лесного пожара;
2) засыпка кромки лесного пожара грунтом;
3) прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;
4) отжиг горючих материалов перед кромкой лесного пожара;
5) тушение водой и огнетушащими растворами, в том числе с применением авиации.
38. Отжиг производится в целях тушения верховых лесных пожаров всех видов, а также низовых лесных пожаров высокой и средней интенсивности.
Пуск отжига производится от имеющихся на площади лесного пожара естественных и (или) искусственных опорных полос, а при их отсутствии - от специально созданных опорных полос, проложенных различными способами, в том числе с использованием взрывчатых материалов, растворов химических веществ, шириной от 0,3 м до 9 м в зависимости от интенсивности и вида лесного пожара.
Для ускорения выжигания минерализованной полосы используются различные способы отжига (линейный, гребенкой, ступенчатый, метод опережающего огня).
При тушении верховых лесных пожаров производится выжигание напочвенных горючих материалов в полосе, равной расстоянию двух возможных скачков верхового пожара (до 600 метров).
39. Тушение водой и огнетушащими растворами применяется в целях осуществления прямого тушения кромки лесных пожаров и (или) косвенного тушения низовых сильных, подземных и верховых лесных пожаров путем создания временных опорных полос для проведения отжига.
При тушении лесных пожаров используются огнетушащие растворы, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, работающих в зоне лесного пожара.
40. Выбор способов и технических средств тушения лесного пожара в зависимости от вида, интенсивности и скорости распространения лесного пожара, наличия транспортной и водной сети в районе тушения, особенностей прилегающей территории, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, метеорологической обстановки, а также периода начала тушения лесного пожара относительно светового времени суток, определяется руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных организаций самостоятельно.
41. Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию.
После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров.
В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся.
42. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.
Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50 - 70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.
43. Предотвращение возобновления лесного пожара (окарауливание пожара) состоит в осмотре пройденной огнем площади с целью предотвращения его возобновления от скрытых очагов горения, не выявленных при дотушивании.
Окарауливание проводится до полного прекращения горения на кромке лесного пожара и организуется в процессе его остановки, когда по мере продвижения вдоль ликвидируемой кромки лесного пожара оставляется часть работников, которые ликвидируют очаги загораний за опорной полосой и по кромке лесного пожара.
44. Исполнитель муниципального контракта на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, получив сообщение о лесном пожаре, обязан немедленно организовать его тушение силами и средствами, предусмотренными планом тушения лесных пожаров на территории г.о.г. Дзержинск.
45. Если сообщение о лесном пожаре было передано непосредственно на лесопожарную станцию (ЛПС) или дежурному радиооператору Исполнителя работ по контракту, то начальник ЛПС или диспетчер обязан срочно принять меры к выезду группы на пожар и сообщить в ЕДДС города (т. 39-09-00) и управление экологии и лесного хозяйства (т. 39-75-45) о лесном пожаре.
46. Необходимым условием успешной борьбы с лесными пожарами, является правильная организация и своевременное привлечение сил и средств пожаротушения.
47. Привлечение сил и средств пожаротушения зависит от размера пожара, силы ветра и класса пожарной опасности по условиям погоды.
48. Организация тушения должна удовлетворять ряду требований: обеспечивать надежную управляемость и эффективное использование сил и средств борьбы, надлежащий контроль за своевременным выполнением поставленных задач и высокую персональную ответственность на всех уровнях руководства и производства работ, а также соблюдение принципа единоначалия и твердой дисциплины.
V. Руководство работами по тушению лесного пожара
49. Общее руководство тушением лесных пожаров на территории городского лесничества и ответственность за полноту, и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на администрацию города и Исполнителя работ по контракту.
50. Координация всех мероприятий по борьбе с крупными лесными пожарами в городском округе, когда на тушение их привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений осуществляется руководством 2-ПСО ФПС ГПС МЧС России по Нижегородской области и комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа города Дзержинска (КЧС и ОПБ).
51. В случае, когда на тушение пожара первой прибыла команда ЛПС, руководство тушением лесного пожара осуществляет начальник ЛПС.
52. Руководитель тушения лесного пожара назначает помощников для разведки (обследования) пожара, руководства отдельными группами, осуществляющими работы на отдельных участках.
53. Прибывшая на пожар группа ЛПС по возможности сохраняет свою организационную структуру.
Привлеченные рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений (группы пожаротушения) также сохраняют свою структуру, причем по указанию руководителя тушения пожара эти группы могут укрупняться или разделяться на более мелкие.
Каждой отдельной группе привлеченных рабочих из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений по прибытии их на место пожара, руководитель тушения ставит определенную задачу по локализации и тушению пожара и отводит часть кромки лесного пожара. Начальники (старшие) групп обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.
На отведенном участке группа самостоятельно выполняет поставленную ей задачу, причем техническое руководство работами может осуществляться прикрепленными к группе работником ЛПС.
54. Вся работа по тушению пожаров должна строиться на основе твердой дисциплины и единоначалия.
Распоряжения вышестоящего руководителя являются обязательными для всех начальников (старших) групп. При этом каждый работающий должен выполнять команды одного руководителя.
55. Руководитель тушения пожара обязан обеспечить строгое выполнение всеми работающими на тушении пожара, правил по технике безопасности работ и нести за это ответственность.
56. Руководитель тушения лесного пожара сам не должен оставлять место лесного пожара и отпускать участников тушения пожара до тех пор, пока пожар не будет потушен или надежно локализован.
После того, как руководитель тушения пожара лично убедится в надежности его локализации и в ликвидации очагов горения на всей пройденной лесными пожарами площади (а при крупных лесных пожарах на полосе шириной не менее 100 м по кромке лесного пожара), он может покинуть лесной пожар, оставив на месте под руководством начальника или работника ЛПС, назначенных работников для окарауливания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.