Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы города Лабытнанги
от 22 марта 2023 г. N 456
Программа
комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - городской округ город Лабытнанги) |
Основание для разработки программы |
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов" Устав муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, (решение Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 26.05.2021 N 210 "О принятии Устава муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа") Генеральный план городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, (решение Думы города Лабытнанги от 25.05.2022 N 366) |
Заказчик программы |
Муниципальное учреждение "Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги" 629400 Россия, ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Школьная, д 26 |
Разработчик программы |
Индивидуальный предприниматель Жеребцова Марина Алексеевна (355047, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр-т Кулакова, д. 65 к.1) |
Цели и задачи программы |
Цель программы - обеспечение эффективного функционирования действующей транспортной инфраструктуры городского округа, а также сбалансированное, перспективное развитие такой инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов. Задачи программы: - обеспечение безопасности, повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность; - обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - обеспечение условий для управления транспортным спросом; - достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами, предоставляемыми социальной инфраструктурой, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности; - создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам; - создание условий для пешеходного и велосипедного передвижения населения. |
Целевые показатели (индикаторы) развития транспортной инфраструктуры: |
Годовые показатели безопасности дорожного движения не хуже: - показатель транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), на 10 тыс. транспортных средств) не более - 5; - общее количество ДТП не более - 45; - количество ДТП с участием детей не более - 4; - показатель тяжести последствий (количество погибших в результате ДТП на 100 пострадавших) не более - 10. Размещение: - дорожка велосипедная, км - 2,5; - остановочный пункт в г. Лабытнанги, ед. - 19; - остановочный пункт в п.г.т. Харп, ед. - 4. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети городского округа город Лабытнанги, приведенных в соответствие нормативным требованиям, км - 57,34. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации: 2023 - 2040 годы. Этапы реализации: 2023 г., 2024 г., 2025 г., 2026 г., 2027 г., 2028 - 2040 годы. |
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры |
Мероприятия, описанные в настоящей программе, направлены на создание новых объектов транспортной инфраструктуры, повышение уровня комфортности и безопасности пользователей транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы 5841379 тыс. руб. за счет средств Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области, в том числе по этапам реализации: 2023 г. - 2832616; 2024 г. - 1585737; 2025 г. - 1154497, 2026 г. - 0, 2027 г. - 0, 2028 - 2040 годы - 0 (фактически финансирование выделено на 2025 г. Финансирование на период с 2026 г. необходимо уточнять после изменений документов стратегического планирования Ямало-Ненецкого автономного округа и городского округа город Лабытнанги) |
2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры
2.1. Анализ положения Ямало-Ненецкого автономного округа в структуре пространственной организации Российской Федерации
Территория Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) расположена в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины и занимает обширную площадь более 750 тыс. кв. км. Более ее половины расположено за Полярным кругом, охватывая низовья реки Оби с притоками, бассейны рек Надыма, Пура и Таза, полуострова Ямал, Тазовский, Гыданский, группу островов в Карском море (Белый, Шокальский, Неупокоева, Олений и др.), а также восточные склоны Полярного Урала. Северная граница автономного округа, омываемая водами Карского моря, имеет протяженность 5100 км и является частью Государственной границы Российской Федерации (ок. 900 км).
Автономный округ входит в состав Уральского федерального округа.
На западе Ямало-Ненецкий автономный округ граничит с Республикой Коми и Ненецким автономным округом, на юге - с Ханты-Мансийским автономным округом - Югры, на востоке - с Красноярским краем. Северная граница региона омывается водами Северного Ледовитого океана и является частью Государственной границы Российской Федерации.
Наиболее важны связи Ямало-Ненецкого автономного округа с Ханты-Мансийским автономным округом - Югра, через который поступает основная часть грузов. Автономный округ в значительной мере обеспечивается электроэнергией и лесом из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2.2. Анализ положения городского округа город Лабытнанги в структуре пространственной организации Ямало-Ненецкого автономного округа
Общие сведения о муниципальном образовании приведены в нижеследующей Таблице.
Общие сведения о муниципальном образовании
Наименование |
Городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 32-ЗАО "О преобразовании муниципального образования поселок Харп и муниципального образования город Лабытнанги путем их объединения и организации местного самоуправления на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа", Устав муниципального образования городской округ город Лабытнанги принят решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 26.05.2021 N 210 |
Статус |
Городской округ в составе Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
Административный центр муниципального образования |
г. Лабытнанги |
|
Среднегодовая численность постоянного населения в 2022 г., чел. |
32,128 |
Генеральный план городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Площадь территории муниципального образования, га |
14718 |
|
*Площадь территории в границах населенного пункта г. Лабытнанги, га |
4168,6 |
Генеральный план городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа |
*Площадь территории в границах населенного пункта п.г.т. Харп, га |
340,1 |
Генеральный план городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа |
Строительно-климатическая зона |
I Г |
СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" |
Городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - городской округ город Лабытнанги, муниципальное образование) расположен на восточном склоне Полярного Урала в западной части Ямало-Ненецкого автономного округа на левом берегу р. Обь, соседствуя с муниципальным образованием город Салехард, расположенным на правом берегу р. Обь. Городской округ город Лабытнанги граничит с муниципальным округом Приуральский район.
Согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 32-ЗАО "О преобразовании муниципального образования поселок Харп и муниципального образования город Лабытнанги путем их объединения и организации местного самоуправления на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа", в состав городского округа город Лабытнанги включена территория муниципального образования поселок Харп, входящего в состав муниципального образования Приуральский район. Муниципальное образование с наименованием городской округ город Лабытнанги наделено статусом городского округа. Определены населенные пункты, входящие в состав городского округа город Лабытнанги: г. Лабытнанги и п.г.т. Харп. Административным центром городского округа является г. Лабытнанги.
Город Лабытнанги расположен на левом берегу р. Обь, при впадении в неё протоки Выл-Посл в близости от г. Салехард. От границ городского округа город Салехард территория г. Лабытнанги отделена руслом р. Обь. Транспортная связь с г. Салехард осуществляется через реку посредством автозимников и паромной переправы.
П.г.т. Харп расположен в северо-западном направлении на расстоянии 30 км от г. Лабытнанги на берегу р. Собь и связан с ним железной дорогой и автомобильной дорогой регионального и межмуниципального значения Лабытнанги - Харп, пересекающими территорию муниципального образования с северо-запада на юго-восток.
Большая часть территории городского округа за границами населенных пунктов не застроена и занята природными территориями - лесами, водными объектами.
Спецификой географического положения муниципального образования является близость к крупнейшим газоконденсатным месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа и рудным месторождениям Полярного Урала. Приоритетная функция города Лабытнанги, реализовывавшаяся в 1970 - 1980-е годы, - "ворота Ямала", транспортный и перевалочный узел Ямало-Ненецкого автономного округа, организационно-хозяйственный центр при освоении природных ресурсов.
Связь городского округа с городами Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется автомобильным транспортом по автомобильным дорогам межмуниципального значения, железнодорожным транспортом через станцию Лабытнанги и станцию Обская, воздушным транспортом через аэропорт, расположенный в городе Салехард, внутренним водным транспортом через Салехардский речной порт.
Климат - умеренно-континентальный с продолжительной суровой зимой, для которой характерны ясные солнечные дни, и умеренно теплым летом.
Территория относится к зоне наибольшей дискомфортности климата. Условия дискомфортности зимы определяются сочетаниями низкой температуры и большой скорости ветра. Повторяемость таких дискомфортных метеорологических условий в период с декабря по февраль составляет 30%.
К неблагоприятным атмосферным явлениям, которые наблюдаются в рассматриваемом районе, также относятся туманы и метели.
2.3. Социально-экономическая характеристика
Демографическая ситуация в городском округе имеет следующие особенности:
а) численность постоянного населения стабильна;
б) положительное естественное движением населения;
в) снижение смертности;
г) нестабильный уровень рождаемости;
д) отрицательное миграционное движение населения;
е) половая диспропорция.
Ретроспективные данные о динамике численности населения городского округа город Лабытнанги в разрезе населенных пунктов за период с 2013 по 2021 годы согласно Генеральному плану городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа приведены в нижеследующей Таблице.
Ретроспективные данные о динамике численности населения городского округа город Лабытнанги на 1 января отчетного года в разрезе населенных пунктов за период с 2013 по 2022 годы
Наименование показателей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год (оценка) |
Численность населения городского округа город Лабытнанги на начало года, тыс. человек, в том числе: |
32,5 |
32,6 |
32,6 |
32,5 |
32,4 |
32,1 |
32,1 |
32,2 |
32,35 |
32,35 |
г. Лабытнанги |
26,3 |
26,4 |
26,5 |
26,3 |
26,3 |
26,1 |
26,2 |
26,3 |
26,52 |
26,52 |
п.г.т. Харп |
6,2 |
6,2 |
6,1 |
6,2 |
6,1 |
6,0 |
5,9 |
5,9 |
5,83 |
5,83 |
Абсолютное изменение численности населения городского округа город Лабытнанги, тыс. человек |
- |
0,1 |
0 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,3 |
0 |
0,1 |
0,15 |
0,0 |
г. Лабытнанги |
- |
0,1 |
0,1 |
-0,2 |
0 |
-0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,22 |
0,0 |
п.г.т. Харп |
- |
0 |
-0,1 |
0,1 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,1 |
0 |
-0,07 |
0,0 |
Темп роста (убыли) численности населения городского округа город Лабытнанги, % (к предыдущему году) |
- |
100,3 |
100,0 |
99,7 |
99,7 |
99,1 |
100,0 |
100,3 |
100,5 |
100,0 |
г. Лабытнанги |
- |
100,4 |
100,4 |
99,0 |
100,0 |
99,0 |
100,4 |
100,4 |
100,8 |
100,0 |
п.г.т. Харп |
- |
100,0 |
98,0 |
102,0 |
98,4 |
98,0 |
98,0 |
100,0 |
98,8 |
100,0 |
Основу экономики городского округа город Лабытнанги составляет обрабатывающая промышленность, производство и распределение тепловой энергии, электроэнергии, газа и воды, строительство, розничная торговля и общественное питание.
2.4. Характеристика градостроительной деятельности, включая деятельность в сфере транспорта
Градостроительная деятельность на территории муниципального образования ведется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2007 N 36-ЗАО "Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа".
Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют Градостроительную деятельность в пределах полномочий, установленных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и закрепленных Уставом муниципального образования город Лабытнанги.
Планировочная структура территории городского округа города Лабытнанги состоит из двух отдельных частей - в юго-восточной части находится г. Лабытнанги с прилегающими к нему территориями, в северо-западной расположен п.г.т. Харп с прилегающими к нему территориями.
Анализ современного использования муниципального образования показал, что большая часть территории в настоящее время - застроенная территория (селитебная и промышленная территории) и открытые пространства (зоны естественного ландшафта и леса).
Существующая планировочная структура населенных пунктов г. Лабытнанги и п.г.т. Харп сохраняется.
Планировочная композиция г. Лабытнанги имеет ярко выраженную природную и функциональную обусловленность. Реки и транспортные связи оказали значительное влияние на градостроительную композицию. С севера на юг территорию города пересекает Свердловская железная дорога, а также автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения Лабытнанги - Харп. У юго-восточной границы располагается р. Обь, так же на юго-востоке расположено озеро Нижний Шомапосллор, протока Выл-Посл, протока Шомапосл, вдоль северной части границы населенного пункта протекает р. Ханмей, р. Малый Ханмей и р. Вындяда, в центральной части застроенную территорию пересекают ручьи.
Город Лабытнанги состоит из четырех планировочных районов, представляющих собой разрозненные территории с жилой и промышленной застройкой. Северную часть занимает мкр. Обской, восточную - мкр. Октябрьский, южную - мкр. Обской причал, в центральной части города расположены основные селитебные территории.
Для северной и центральной частей характерно преобладание регулярной архитектурно-планировочной структуры с квартальной застройкой. Большая часть жилой застройки города - многоквартирные средне- и малоэтажные жилые дома.
В северной части г. Лабытнанги жилая застройка сконцентрирована в границах улиц Арктическая, Ковалева, Киевская, Ханмейское шоссе. К северу от ул. Арктическая, к западу от ул. Ковалева и между Ханмейским шоссе и железнодорожными путями располагается промышленная и коммунально-складская застройка.
В центральной части большую часть территории занимают кварталы индивидуальной и многоквартирной застройки. Общественный центр сформировался в границах улиц Первомайская и Дзержинского, где располагается наибольшее количество объектов социальной инфраструктуры и рекреационные территории. Промышленные и коммунально-складские объекты рассредоточены вдоль железнодорожных путей и вдоль берега протоки Выл-Посл к северу, востоку и югу от жилой застройки. Территории кладбищ располагаются в центральной части города по ул. Зеленая горка и западнее ул. Школьная на берегу ручья Ыджид-Иоль. По ул. Северная располагается колония строгого режима содержания Учреждения ФГУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. К западу от жилой застройки на берегу ручья Ыджид-Иоль расположена несанкционированная свалка и площадка для складирования льда и снега. Также площадки для складирования льда и снега располагаются по ул. Геофизическая и западнее ул. Ковалева.
Восточная часть, расположенная на берегу протоки Выл-Посл, сформирована территориями объектов рекреации. Южная часть сформировалась на берегу р. Обь производственной и коммунально-складской застройкой.
П.г.т. Харп расположен у северной части границы городского округа г. Лабытнанги. Населенный пункт окружен лесами с севера, востока и юга. С запада развитие селитебной территории ограничивает русло р. Собь. В направлении с юга на север восточнее сложившейся застройки проходят Свердловская железная дорога и автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения Лабытнанги - Харп.
Территорию населенного пункта можно поделить на две основные части: селитебную на севере и производственную в центре населенного пункта. Южная часть в границах населенного пункта занята природными территориями - лесами и водными объектами. Застройка селитебной части квартальная, разделена железнодорожными путями. Жилая застройка сформирована преимущественно многоквартирными малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами. В северной части населенного пункта расположены кварталы новой индивидуальной жилой застройки - квартал "Солнечный".
Общественный центр протянулся с севера на юг, вдоль улицы Дзержинского - центральной оси населенного пункта.
В южном направлении от жилой застройки располагается территория промышленного узла, включающая в себя складские и производственные территории, а также очистные сооружения. К западу от жилой застройки располагается производственная территория рыборазводного завода. К северу от жилой застройки находятся два действующих кладбища.
В северной части населенного пункта между железной дорогой и р. Собь, а также в западной части, севернее производственных территорий, находятся территории исправительной колонии особого режима для пожизненно осужденных ФКУ "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу".
В отношении территории муниципального образования помимо документов стратегического планирования Российской Федерации применяются:
- Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2021 N 478;
- Государственные программы Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальные программы муниципального образования городской округ город Лабытнанги, подготовленные и утвержденные в целях реализации указанных стратегий;
- Стратегия социально-экономического развития города Лабытнанги до 2030 года, утвержденная решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги 19.11.2014 N 20;
- План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Лабытнанги до 2030 года, утвержденный постановлением Администрации города Лабытнанги 29.12.2016 N 1461;
- Государственные программы Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальные программы муниципального образования городской округ город Лабытнанги, подготовленные и утвержденные в целях реализации указанных стратегий.
На территорию муниципального образования помимо схем территориального планирования Российской Федерации распространяется действие следующих документов территориального планирования:
- Схема территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.01.2020 N 2-П;
- Генеральный план городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа в действующей редакции, утвержденный решением Думы города Лабытнанги от 25.05.2022 N 2366.
На территорию муниципального образования распространяется действие следующих нормативов градостроительного проектирования:
- Региональные нормативы градостроительного проектирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.12.2019 N 69-п;
- Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные муниципальным правовым актом.
На территорию муниципального образования распространяется действие следующего документа градостроительного зонирования: Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные постановлением Администрации города Лабытнанги 27.06.2022 N 1020.
На элементы планировочной структуры территории муниципального образования распространяется действие документации по планировке территории, в том числе подготовленной по решению органов местного самоуправления муниципального образования и утвержденной ими.
Развитие транспортной инфраструктуры осуществляется согласно:
- Государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие транспортной инфраструктуры", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1124-П (с изм. на 12.01.2023 г.);
- Муниципальной программе "Развитие городской среды муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа", утвержденной постановлением Администрации города Лабытнанги от 14.10.2014 N 692 (с изм. на 28.11.2022 г.).
2.5. Оценка транспортного спроса
Транспортный спрос сформирован в основном планировочной структурой г. Лабытнанги и следующей из нее суточной миграцией населения:
- а) в будние дни в дневное время - из мест проживания к местам приложения труда и обратно;
- б) в выходные и праздничные дни, а также в будние дни в вечернее время - из мест проживания в центральную часть города и обратно.
Распределение жителей по видам регулярно используемого ими транспорта следующее, %:
- а) используют личный легковой автомобиль - 42;
- б) используют общественный транспорт (автобус) - 15;
- в) используют такси, служебный транспорт либо не используют транспорт - 43.
Уровень использования общественного транспорта существенно ниже целевых показателей, принятых Стандартом комплексного развития территорий, подготовленным по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 N ДМ-П16-5574, для жилых и многофункциональных зон населенных пунктов.
В частности, для целевых моделей предусматриваются следующие доли жителей территории, использующих общественный транспорт для ежедневных перемещений, %:
- а) малоэтажная - 30;
- б) среднеэтажная - св. 50;
- в) центральная - не установлена (из анализа указанного стандарта следует, что эта доля для перемещений в будние дни в дневное время соответствуют нижней границе такой доли для среднеэтажной модели, а в выходные и праздничные дни, а также в будние дни в вечернее время - близка к 0).
Согласно Генеральному плану городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа сформирована потребность в комфортной доступности территорий муниципального образования, безопасности и надежности внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований., удовлетворение которой требует развития единой транспортной системы муниципального образования, обеспечивающей взаимодействие, взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта.
Основными составляющими удовлетворения транспортного спроса являются:
- формирование транспортной системы, отвечающей требованиям интенсивной автомобилизации городского округа;
- развитие систем общественного транспорта, повышение их работоспособности с индивидуальным транспортом;
- создание условий эффективного взаимодействия индивидуального и общественного, городского и пригородного транспорта;
- реконструкция городского и пригородного транспорта;
- реконструкция и развитие систем внешнего транспорта.
Сетью общественного транспорта должна быть обеспечены:
- удобные транспортные связи между жилыми зонами, объектами трудового тяготения, соцкультбыта и местами отдыха;
- пешеходная доступность остановок общественного транспорта не более - 300 м;
- удобные транспортные связи между жилыми зонами, объектами трудового тяготения, соцкультбыта и местами отдыха;
- сохранение автобусного транспорта в качестве основного вида общественного транспорта при увеличении доли подвижного состава малой вместимости.
- размещение линий автобусного транспорта на территории городского округа на магистральных улицах общегородского и районного значения.
- развитие мобильной сети маршрутных такси с гибким графиком движения, учитывающим неравномерность пассажиропотока по часам суток, дням недели и сезонам.
2.6. Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт
В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 108-П от 10.03.2011 (ред. от 24.01.2023), в границах городского округа город Лабытнанги проходят следующие автомобильные дороги:
- автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Салехард - Лабытнанги, соответствующая классу "обычная автомобильная дорога", III категории;
- автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Лабытнанги - Харп, соответствующая классу "обычная автомобильная дорога", III категории;
- автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Лабытнанги - Мужи - Азовы - Теги (в границах Ямало-Ненецкого автономного округа) в том числе зимник, соответствующая классу "обычная автомобильная дорога", V категории.
На территории городского округа город Лабытнанги при пересечении с водными объектами на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения расположено 2 автодорожных моста:
- 1 объект на автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Салехард - Лабытнанги;
- 1 объект на автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Лабытнанги - Харп.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского округа город Лабытнанги составляет 19,7 км, имеют дорожную одежду с переходным типом покрытия.
В восточной части п.г.т. Харп функционирует автомобильная дорога ведомственного значения, протяженностью в границах городского округа 0,7 км.
Потребности в пассажирских перевозках на территории городского округа обеспечивают транспортное предприятие МПАТП "Север" и частные перевозчики.
Основными недостатками в автотранспортном обслуживании жителей города является: нерегулярное движение автобусов на имеющихся маршрутах; недостаток подвижного состава автотранспорта (автобусов); неудовлетворительное состояние дорожных покрытий, большие продольные уклоны на отдельных участках. Дальнейший рост объема пассажирских перевозок обуславливается повышением материального и культурного уровня жизни населения, расширением зон отдыха.
Воздушный транспорт
Пассажирские и грузовые воздушные перевозки осуществляются через аэропорт "Салехард".
На территории муниципального образования находится вертолетная площадка в районе ул. Сибирская. Вертолетное сообщение используется преимущественно для перевозок во время межсезонья и отсутствия транспортного сообщения между г. Лабытнанги и г. Салехардом. В последнее время вертолетный вид транспорта на этом маршруте вытесняется судами на воздушной подушке.
Основные недостатки вертолетного обслуживания - удаленность от городских территорий и сложность доступа, отсутствие маршрутной сети, короткая сезонность, дороговизна перелетов.
Железнодорожный транспорт
По территории городского округа проходят железнодорожные линии, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров.
г. Лабытнанги
По территории г. Лабытнанги проходит участок железнодорожной линии Обская - Лабытнанги, протяженность которой в границах города составляет 36,1 км. Данный участок обеспечивает круглогодичную связь с другими городами и выход на железнодорожную сеть. На территории г. Лабытнанги находятся железнодорожные станции Обская и Лабытнанги, а также железнодорожный вокзал Лабытнанги и остановочный пункт Платформа 177 км. Железнодорожная линия однопутная, неэлектрифицированная проходит в центральной и северной частях города. Вдоль северной границы города от станции Обская проходит железнодорожная линия необщего пользования направления Обская - Бованенково - Карская.
п.г.т. Харп
В п.г.т. Харп расположена железнодорожная станция Харп - Северное сияние и остановочный пункт Платформа 156 км. Основной объем грузопассажирских перевозок приходится на долю железнодорожного транспорта. Через п.г.т. Харп проходит однопутный неэлектрифицированный железнодорожный участок Чум - Лабытнанги Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД, по которой осуществляется транспортная связь западной части Ямало-Ненецкого автономного округа с европейской частью России. Ежедневное сообщение осуществляется поездами Москва - Лабытнанги, Лабытнанги - Воркута. Из европейской части страны по железной дороге поступают материалы и оборудование необходимое для разработки газоконденсатных месторождений полуострова Ямал, а в обратную сторону осуществляется транспортировка горной руды и щебня.
На территории железнодорожной станции, осуществляется сортировка вагонов и погрузоразгрузочные работы, а также имеются железнодорожные тупики для погрузки каменных материалов и доставки ГСМ для котельной.
ПАО "Газпром" на территории ЯНАО осуществляет строительство объекта "Новая железнодорожная линия необщего пользования Обская - Бованенково". По титулу одноименной стройки в границах городского округа город Лабытнанги предусмотрено строительство участка железнодорожной линии станция Обская - станция Паюта (км 0 - км 168) (участок введен в эксплуатацию).
В целях обеспечения доставки грузов и вахтовых бригад от станции Обская до Бованенковского НГКМ для обустройства и эксплуатации газоконденсатных месторождений полуострова Ямал в период 2006 - 2015 годы были завершены строительством и введены в эксплуатацию первоочередные объекты капитального строительства Новой железнодорожной линии Обская - Бованенково.
До 2025 года планируется завершить строительство объектов, входящих в состав стройки "Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково".
Внутренний водный транспорт
В границах городского округа город Лабытнанги расположен речной порт. На территории порта погрузо-разгрузочную деятельность осуществляют различные транспортные организации. Для осуществления своей деятельности речной порт имеет буксирные, нефтеналивные, пассажирские суда, самоходный и несамоходный грузовой флот, портальные и плавучие краны.
В границе населенного пункта г. Лабытнанги расположен объект водного транспорта паромная переправа, посредством которой осуществляется связь в летний период с г. Салехард.
Трубопроводный транспорт
В соответствии с материалами по обоснованию схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р, (далее - схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) на территории городского округа размещены объекты федерального значения в области трубопроводного транспорта.
Действующие объекты трубопроводного транспорта, расположенные на территории городского округа город Лабытнанги
N п/п |
Наименование |
Тип |
1. |
г. Лабытнанги |
газораспределительная станция |
2. |
г. Лабытнанги-2 |
газораспределительная станция |
3. |
ст. Обская |
газораспределительная станция |
4. |
п. Харп |
газораспределительная станция |
5. |
гг. Салехард, Лабытнанги, п. Харп |
газопровод - отвод от магистрального газопровода |
6. |
г. Лабытнанги |
газопровод - отвод от магистрального газопровода |
7. |
ГРС ст. Обская газопровода-отвода к гг. Салехард, Лабытнанги |
газопровод - отвод от магистрального газопровода |
2.7. Характеристика сети дорог городского округа, параметры дорожного движения, оценка качества содержания дорог
2.7.1. г. Лабытнанги
На сегодняшний день большая часть улиц и дорог имеет дорожные одежды капитального типа с асфальтобетонным покрытием. В городе в настоящее время сложилась система улиц и проездов, членящая застройку на небольшие кварталы. Большая часть проезжей части всей улично-дорожной сети существующей селитебной территории с асфальтовым покрытием.
Основными магистралями г. Лабытнанги являются ул. Гагарина, ул. Школьная, ул. Южная, ул. Центральная, ул. Советская, ул. Обская, ул. Первомайская, ул. Дзержинского, ул. Автострадная, ул. Студенческая, ул. Октябрьская, ул. Карьерная, ул. Подгорная, ул. Рабочая, ул. Северная, ул. Бованенко, ул. Речная, ул. Заполярная, ул. Южная, ул. Комсомольская. Согласно постановлению администрации города Лабытнанги от 29.12.2021 N 2066, основные показатели существующей улично-дорожной сети г. Лабытнанги представлены в таблице ниже.
Основные показатели существующей улично-дорожной сети г. Лабытнанги
Категория улиц |
Протяженность улиц, км |
Протяженность улично-дорожной сети всего |
90,188 |
Магистральные улицы районного значения |
75,466 |
Улицы и дороги местного значения |
14,722 |
2.7.2. п.г.т. Харп
Сложившуюся улично-дорожную сеть п.г.т. Харп, условно можно разделить на две обособленные части по обе стороны от железнодорожной линии, связь между ними осуществляется через железнодорожный переезд расположенный в южной части населенного пункта.
Основой транспортной схемы п.г.т. Харп являются улицы Дзержинского, Одесская и улица квартала "Северный", они обеспечивают транспортную связь жилых кварталов и общественного центра с внешними дорогами. Второстепенные дороги проходят в основном в широтном направлении и связывают вышеуказанные улицы, через жилые кварталы и общественный центр.
Согласно постановлению администрации города Лабытнанги от 29.12.2021 N 2066 общая протяженность сложившейся улично-дорожной сети п.г.т. Харп составляет 16,6 км.
Основные показатели существующей улично-дорожной сети п.г.т. Харп
Категория улиц |
Протяженность улиц, км |
Протяженность улично-дорожной сети всего |
16,6 |
Магистральные улицы районного значения |
14,115 |
Улицы и дороги местного значения |
2,485 |
Дороги г. Лабытнанги и п.г.т. Харп расположены в границах населенных пунктов в связи с этим скоростной режим движения, в соответствии с п. 10.2 ПДД, составляет 60 км/ч с ограничением на отдельных участках до 20 км/ч. Основной состав транспортных средств представлен легковыми автомобилями, находящимися в собственности у населения.
К основным недостаткам улично-дорожной сети городского округа город Лабытнанги относятся:
- отсутствие четкой дифференциации улично-дорожной сети по категориям, согласно требованиям РНГП ЯНАО;
- технический уровень улиц и дорог не соответствует нормативным требованиям;
- отсутствие тротуаров, а также отсутствие на значительной части улиц твердого покрытия.
Автомобильный транспорт, в том числе индивидуальный, является одним из основных источников негативного воздействия на окружающую среду (на воздушный бассейн), а также шума на территории городского округа.
Факторами ненормативного негативного воздействия на воздушный бассейн являются:
- токсичность выхлопных газов, в том числе вследствие использования низкокачественного топлива;
- выброс парниковых газов;
- недостаточная упорядоченность улично-дорожной сети;
- необоснованное использование улично-дорожной сети для движения грузового, в том числе большегрузного транспорта;
- несоблюдение требований к санитарным разрывам от жилых и общественных зданий до улиц и дорог с интенсивным движением, а также до мест хранения автомобилей;
- недостаточное озеленение вдоль проезжих частей улиц и дорог с интенсивным движением.
Содержание дорог осуществляется в течение всего года (с учетом сезона) в виде комплекса профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дороги, организации и безопасности дорожного движения, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
2.8. Анализ состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в поселении, городском округе, обеспеченность парковками (парковочными местами)
На сегодняшний день в городском округе город Лабытнанги автомобильный парк составляет около 6426 ед., основную долю составляет легковой автотранспорт.
Удельный на 1000 жителей уровень автомобилизации составляет 200 автомобилей.
Хранение легковых автомобилей жителей, проживающих в многоквартирных жилых домах, осуществляется на территориях гаражных кооперативов, на придомовых территориях, а также на открытых автостоянках.
В г. Лабытнанги расположены гаражи индивидуального хранения автотранспорта - 49 объектов суммарной мощностью 3074 машино-мест.
В п.г.т. Харп расположены гаражи индивидуального хранения автотранспорта - 12 объектов суммарной мощностью 825 машино-мест
Хранение легковых автомобилей жителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, осуществляется на придомовых участках.
2.9. Характеристика работы транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока
Обслуживание населения городского округа массовым пассажирским транспортом осуществляется, в основном, за счёт автобусных перевозок. Протяжённость автобусной сети составляет - 247 км.
Значительная доля использования пассажирским транспортом общего пользования приходится на сообщение между местами проживания и общественным центром г. Лабытнанги.
Движение общественного транспорта осуществляется по следующим улицам: ул. Гагарина, ул. Школьная, ул. Южная, ул. Центральная, ул. Советская, ул. Обская, ул. Первомайская, ул. Дзержинского, ул. Автострадная, ул. Студенческая, ул. Октябрьская, ул. Карьерная, ул. Подгорная, ул. Рабочая, ул. Северная, ул. Бованенко, ул. Речная, ул. Л. Гиршгорна.
С апреля 2021 года был запущен новый маршрут регулярных перевозок, связывающий г. Лабытнанги и п.г.т. Харп. Всего в городе Лабытнанги расположен 101 остановочный пункт, а в п.г.т. Харп 4 остановочных пункта.
В Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городском округе город Лабытнанги, в соответствии с распоряжением начальника УЖКХ Администрации г. Лабытнанги от 25.08.2022 N 12, включены 8 автобусных маршрутов, для перевозок по которым используются автобусы большого, среднего, малого и особо малого класса.
Сведения о муниципальных маршрутах регулярных перевозок приведены в нижеследующей Таблице.
Маршруты (автобусные) регулярных перевозок
Порядковый номер маршрута |
Наименование маршрута |
Наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение |
Протяженность маршрута регулярных перевозок |
Виды и классы транспортных средств, их максимальное количество |
1 (будние дни) |
Богатей - мкр. Обской (Промбаза) - Водозабор |
Гагарина, Дзержинского, Студенческая, Школьная, Октябрьская, Заполярная, Южная, Центральная, Железнодорожная, Советская, Первомайская, Автострадная, Территориальная автодорога, Орлова, Полярная, Ханмейское шоссе, Ковалева |
37,7 км.*
|
автобусы большого, среднего и малого класса: 7 ед. (рабочий график) 3 ед. (график выходного дня) 4 ед. (летний график) |
1 (выходные дни, летний график) |
Богатей - мкр. Обской (Промбаза) - Водозабор |
Гагарина, Дзержинского, Студенческая, Школьная, Октябрьская, Заполярная, Южная, Центральная, Железнодорожная, Советская, Первомайская, Автострадная, Территориальная автодорога, Орлова, Полярная, Ханмейское шоссе, Ковалева |
44,9 км.*
|
автобусы большого, среднего и малого класса: 7 ед. (рабочий график) 3 ед. (график выходного дня) 4 ед. (летний график) |
2 |
Поликлиника - Судорембаза |
Автострадная, Первомайская, Гиршгорна, Дзержинского, Гагарина, Октябрьская, Южная, Центральная, Железнодорожная, Советская, Карьерная, Клубная, Рабочая, Бованенко, Речная |
16,6 км.*
|
автобусы большого, среднего и малого класса: 6 ед. (рабочий график) 3 ед. (график выходного дня) |
4 |
ГИБДД - Торговые ряды |
Школьная, Дзержинского, Магистральная, Обская, Автострадная, Студенческая, Обская, |
14,1 км.*
|
автобусы большого, среднего и малого класса: 2 ед. (рабочий график) 1 ед. (график выходного дня) |
5 |
Поликлиника - БАМ - Автомиг |
Клубная, Автотранспортная, Подгорная, Поисковая, Рабочая, Зеленая горка, Обская, Гагарина, Дзержинского |
9,1 км.*
|
автобусы среднего и малого класса, 1 ед. |
102 |
г. Лабытнанги - п. Харп |
Советская, Железнодорожная, Первомайская, Автострадная, Территориальная автодорога, Орлова, Полярная, Ханмейское шоссе, Территориальная автодорога; п. Харп: Дзержинского, Гагарина, Одесская |
82,85 км*
|
автобус малого класса, 2 ед. (понедельник - воскресенье) |
1-В |
Поликлиника - мкр. Обской (Промбаза) - Водозабор |
Дзержинского, Гагарина, Октябрьская, Южная, Центральная, Железнодорожная, Советская, Первомайская, Автострадная, Территориальная автодорога, Орлова, Полярная, Ханмейское шоссе, Ковалева |
38,8 км.*
|
автобусы среднего, малого и особо малого класса, 1 ед. |
1-Д |
Мкр. Обской (Промбаза) - Гимназия - Октябрьская |
Ковалева, Ханмейское шоссе, Полярная, Орлова, Территориальная автодорога, Автострадная, Первомайская, Школьная, Гагарина, Октябрьская |
16,0 км.*
|
автобусы большого, среднего, малого и особо малого класса, 1 ед. |
2-Д |
Судорембаза - СОШ N 8 |
Речная, Бованенко, Северная, Рабочая, Клубная, Подгорная, Автотранспортная, Карьерная, Советская, Железнодорожная, Первомайская, Гагарина, Дзержинского, Школьная, Магистральная, Студенческая, Обская, Автострадная, Гиршгорна, Октябрьская, Южная, Центральная, Советская |
25,9 км.* |
автобус среднего и малого класса, 1 ед. |
_____________________________
* Протяженность маршрута указана без учета расстояния от АТП до АЗС, от АЗС до начальной остановки по маршруту, от конечной остановки по маршруту до АТП и нулевого километража.
_____________________________
2.10. Характеристика условий пешеходного и велосипедного передвижения
На территории муниципального образования в центральной части г. Лабытнанги и п.г.т. Харп присутствует непрерывная система пешеходных коммуникаций, включающая пешеходное пространство общественного назначения, тротуары вдоль проезжей части улиц. Пешеходное движение вне центральной части г. Лабытнанги осуществляется, в основном, по проезжим частям улиц, в связи с отсутствием пешеходных дорожек (тротуаров), что приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Наибольшая плотность пешеходных потоков наблюдается в общественном центре г. Лабытнанги (по ул. Первомайской, ул. Гагарина, ул. Школьной, ул. Дзержинского), что обусловлено наличием объектов притяжения (рынков, магазинов, административных зданий, культурно-спортивных комплексов, школ, остановок городского пассажирского транспорта).
На территории городского округа только начинает развиваться система велосипедных коммуникаций. В основном, движение велосипедистов осуществляется в потоках автомобильного и пешеходного движения.
2.11. Характеристика движения грузовых транспортных средств, оценку работы транспортных средств коммунальных и дорожных служб, состояния инфраструктуры для данных транспортных средств
Движение грузового транспорта в городском округе осуществляется в общем потоке транспортных средств совместно с легковыми автомобилями, автобусами и мотосредствами.
В г. Лабытнанги движение грузового транспорта разрешено в юго-западном промрайоне: по ул. Советской и ул. Привокзальной - к разгрузочной площадке (железнодорожный тупик); по ул. Совхозной - в направлении к свалке; по ул. Энергетиков - в направлении к полигону техотходов; на участке ул. Гагарина - в направлении к промбазам и АТП; по. ул. 40 лет Победы - в направлении на автодорогу к ст. Обской. Основными грузовыми магистралями в восточной промзоне в районах "БАМ" и "Геофизики" являются ул. Клубная, ул. Подгорная, ул. Клубная, ул. Рабочая, ул. Северная, частично ул. Бованенко. На остальных улицах движение грузового транспорта запрещено или ограничено.
В п.г.т. Харп маршруты движения грузового транспорта проходят от моста через реку Собь по участку дороги на очистные сооружения в пос. Харп далее по участку дороги улица Одесская в пос. Харп, а затем от ФКУ ИК-18 до дробильного комплекса по технологической дороге, а также от карьера через ж/д переезд по участку дороги от здания Администрации к ж/д переезду в пос. Харп далее по технологической дороге под путепроводом в сторону г. Лабытнанги. Маршруты движения грузового транспорта пролегают в южной части населенного пункта, без заезда в жилую зону.
Наличие в составе маршрута грузового транспорта железнодорожных переездов, осложняет дорожную ситуацию на данных участках, в период прохождения поездов.
Хранение и обслуживание ведомственного автотранспорта осуществляется в ведомственных автохозяйствах и на территориях предприятий, которым он принадлежит.
Данные о количестве и составе транспортных средств коммунальных и дорожных служб, а также о состоянии инфраструктуры для данных транспортных средств отсутствуют.
2.12. Анализ уровня безопасности дорожного движения
На территории городского округа регистрируются дорожно-транспортные происшествия с участием всех видов автомобильного транспорта, мотосредств и пешеходов.
Основными причинами таких происшествий являются: несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил обгона, неправильный выбор дистанции, переход пешеходами улицы в неустановленном месте.
Места концентрации дорожно-транспортных происшествий за 2021 г. и 2022 г. на территории городского округа не выявлены.
Риск возникновения чрезвычайных ситуаций связан с транспортировкой опасных грузов по дорогам городского округа. Непосредственно к опасным маршрутам относятся дороги, используемые для доставки нефтепродуктов.
Наибольшую опасность при перевозке опасных веществ представляет аварии на автомобильном транспорте, что в свою очередь может привести к опрокидыванию цистерны, разливу нефтепродуктов с последующим возгоранием и взрывом ёмкости с возникновением огненного шара. При такой аварии в районе жилой застройки в зону действия поражающих факторов попадают жилые здания и население.
2.13. Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения
Автомобильный транспорт является одним из главных источников загрязнения приземных слоев атмосферы городского округа. Его доля в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу на территории городского округа составляет св. 55%.
В отходящих газах автотранспорта содержится более 200 вредных компонентов, в том числе канцерогенов. Загрязнение придорожной территории отработавшими газами, пылевидными частицами, аэрозолями, содержащими различные токсические вещества, создает опасность для здоровья населения. Транспортные средства являются источниками окиси углерода, оксидов азота, диоксида серы, взвешенных веществ. В зависимости от распределения потоков автотранспорта на территории городского округа под влиянием метеорологических условий рассеивания примесей формируются поля концентраций.
Для здоровья человека особую опасность представляют содержащиеся в отходящих газах автотранспорта окись углерода и окислы азота. Ок. 95% окиси углерода, вдыхаемой пешеходами, попадает в воздух с такими газами. Окислы азота являются причиной легочных заболеваний: попадая при дыхании человека в легкие, они разрушают легочную ткань и часто приводят к хроническим заболеваниям (например, астмой и бронхитом). Токсичные компоненты отходящих газов способствуют возникновению раковых заболеваний.
Выбросы от автотранспорта поступают в приземный слой воздуха (в "зону дыхания"), где гораздо слабее действуют факторы рассеивания.
Рост негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду в городском округе связан со следующими основными причинами:
- увеличением уровня автомобилизации;
- особенностями формирования и современным состоянием транспортной сети городского округа;
- увеличением интенсивности движения автотранспорта, обусловленным социально-экономическими причинами;
- отсутствием защитных зеленых полос вдоль дорог либо их явная недостаточность.
Концентрации выбросов от автомобилей в атмосферном воздухе обусловлен рядом факторов: сравнительно низкие скорости движения; частые изменения направления и скорости движения, сопровождающиеся многократными торможениями и разгонами; малые расстояния перевозок, обусловливающие работу двигателей преимущественно в неустановившихся тепловых режимах. Указанные факторы усугубляются при увеличении плотности движения.
Автомобильный и железнодорожный транспорт являются основными источниками шума на территории городского округа.
2.14. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры
Анализ сложившегося положения дорожно-транспортной инфраструктуры позволяет сделать вывод о существовании на территории городского округа город Лабытнанги ряда проблем транспортного обеспечения:
- отсутствие четкой дифференциации улично-дорожной сети по категориям, согласно требованиям Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Лабытнанги;
- отсутствие на некоторых улицах дорожных одежд капитального типа;
- низкий уровень обеспеченности оборудованными местами хранения автомобильного транспорта;
- неупорядоченное движение автотранспорта по улично-дорожной сети.
Для решения существующих проблем необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
- реконструкция улиц городского округа с целью приведения основных параметров к нормативным требованиям (при реконструкции улиц необходимо предусмотреть: уширение проезжих частей; усиление дорожных одежд; устройство уличного освещения, пешеходные тротуары; водоотводные сооружения; средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры); перекладку инженерных коммуникаций; благоустройство и озеленение прилегающих территорий);
- строительство новых улиц в размещаемой застройке с учетом установленной Генеральным планом городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа планировочной и транспортной структуры.
Генеральным планом городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа предусмотрены мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, позволяющие решить следующие вопросы:
- обеспечение безопасных транспортных связей со всеми функциональными зонами населенных пунктов и с прилегающей к ним зоной, а также с объектами и сооружениями внешнего транспорта;
- решение экологических проблем - создание санитарно-защитных разрывов от автомобильных дорог;
- хранение автотранспорта;
- классификация улиц и дорог.
Развитие улично-дорожной сети городского округа город Лабытнанги направлено на обеспечение эффективности социально-экономического развития, удобства жизни населения в условиях высокого уровня автомобилизации и повышение качества услуг пассажирского транспорта.
Принятая проектом классификация дорожно-уличной сети тесно взаимосвязана со сложившейся ситуацией и архитектурно-планировочной организацией территорий населенных пунктов городского округа.
Генеральным планом городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа принята следующая классификация улично-дорожной сети:
- магистральная улица общегородского значения регулируемого движения;
- магистральная улица районного значения;
- улицы и дороги местного значения;
- велосипедные дорожки.
Дорожные одежды улично-дорожной сети предусмотрены капитального типа с покрытием из асфальтобетона. Для движения пешеходов в состав улично-дорожной сети предусмотрены тротуары.
Местное грузовое движение намечается по автодороге местного значения.
2.15. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры
Вопросы функционирования и развития транспортной инфраструктуры регулируются рядом нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня.
Основными федеральными нормативными правовыми актами, определяющими порядок функционирования транспортной инфраструктуры, являются:
1) Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепляет общие правила планирования размещения, проектирования, строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
2) Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
3) Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" устанавливает основы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
4) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет за органами местного самоуправления полномочия по решению следующих вопросов местного значения:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля; разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов" определяет состав и содержание программ комплексного развития объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
Основными региональными нормативными правовыми актами, определяющим порядок функционирования транспортной инфраструктуры, являются:
1) Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2007 N 36-ЗАО "Градостроительный Устав Ямало-Ненецкого автономного округа" регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
2) Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.07.2012 N 66-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" регулирует отдельные отношения в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения и осуществления дорожной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.
Основными муниципальными правовыми актами, определяющими порядок функционирования транспортной инфраструктуры городского округа город Лабытнанги, являются:
1) Устав муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, принятый решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 26.05.2021 N 210 регулирует основы организации местного самоуправления в городском округе Лабытнанги.
2) Муниципальная программа "Развитие городской среды муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 - 2022 годы", утвержденная постановлением Администрации города Лабытнанги от 14.10.2014 N 692 692 (с изм. на 28.11.2022 г.) устанавливает целевые показатели развития и объемы финансирования транспортной инфраструктуры;
3) Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, закрепляет муниципальные автобусные маршруты регулярных перевозок на территории городского округа Лабытнанги.
4) Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Лабытнанги и Перечень объектов улично-дорожной сети городского округа город Лабытнанги, устанавливают состав, эксплуатационные категории и технические характеристики указанных дорог и объектов.
На территории городского округа город Лабытнанги сформирована нормативно-правовая база, необходимая для функционирования и развития транспортной инфраструктуры.
Основные направления развития транспортной инфраструктуры городского округа город Лабытнанги установлены документами территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования:
1) Схема территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.01.2020 N 2-П "Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа".
2) Генеральный план городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа в действующей редакции, утвержденный решением Думы города Лабытнанги от 25.05.2022 N 366.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения и объектами местного значения, а также расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения предусмотрены в нормативах градостроительного проектирования:
1) Региональные нормативы градостроительного проектирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2018 N 69-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ямало-Ненецкого автономного округа".
2) Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные муниципальным правовым актом.
2.16. Оценка финансирования транспортной инфраструктуры
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
В условиях, когда объем инвестиций в дорожный комплекс является явно недостаточным, а рост уровня автомобилизации опережает темпы роста развития дорожной сети, на первый план выходят работы по содержанию и эксплуатации дорог. При выполнении текущего ремонта используются современные технологии с использованием специализированных звеньев машин и механизмов, позволяющих сократить ручной труд и обеспечить высокое качество выполняемых работ. При этом текущий ремонт в отличие от капитального, не решает задач, связанных с повышением качества дорожного покрытия - характеристик ровности, шероховатости, прочности и т.д. Проведенный анализ эффективности работ по текущему ремонту и ремонту путем замены верхнего слоя покрытия показывает, что при объеме работ, превышающем 20% от общей площади покрытия, текущий ремонт является неэффективным. Поэтому в Программе предпочтение отдается капитальному ремонту.
Недофинансирование дорожной отрасли, в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств, приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества участков "недоремонта".
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог общего пользования городского округа город Лабытнанги позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
- риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращения объемов финансирования дорожной отрасли;
- риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования;
- риск задержки завершения перехода на финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог городского округа в соответствии с нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации Программы существенно сократить накопленное в предыдущий период отставание в выполнении ремонтных работ на сети автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в Программе величин показателей.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, повышению уровня аварийности.
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2040 году увеличится. Объем перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями к 2040 году также увеличится. Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах местного значения.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения муниципального образования и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития городского округа город Лабытнанги.
В целях развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение транспортной доступности городского округа город Лабытнанги, обеспечение комплексной безопасности и устойчивости транспортной инфраструктуры, создание безопасных условий движения по улично-дорожной сети на территории городского округа город Лабытнанги каждый год выделяется финансирование из дорожного фонда на содержание и ремонт улично - дорожной сети, установку дорожных знаков.
Для эффективного решения проблем транспортной инфраструктуры необходимо продолжение системной реализации мероприятий, направленных на комплексное развитие транспортной сети в соответствии с социально-экономическими и градостроительными темпами развития муниципального образования и их обеспеченность финансовыми ресурсами.
Содержание и ремонт муниципальных дорог осуществляется по договорам, заключенным по результатам проведения аукционов согласно титульному списку благоустройства Центрального сельского поселения городского округа город Лабытнанги, капитальный ремонт дорог выполняется в плановом порядке на основании договоров, заключенных по результатам проведения аукционов в объёме выделенных денежных средств.
3. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов
3.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития
Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования и градостроительного развития его территории на 2040 г. согласно Генеральному плану городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа приведены в нижеследующей Таблице.
Показатели социально-экономического развития городского округа Лабытнанги на 2040 г.
Показатели |
Единица измерения |
Значение |
Население |
|
|
Общая численность постоянного населения |
тыс. чел. |
32,4 |
Жилищный фонд |
|
|
Общая площадь жилых помещений |
тыс. кв. м общей площади жилых помещений |
1089,3 |
Общая площадь нового жилищного строительства |
тыс. кв. м общей площади жилых помещений |
579,3 |
Средняя жилищная обеспеченность |
кв. м общей площади жилых помещений/чел. |
33,5 |
Объекты социальной инфраструктуры |
|
|
Дошкольные образовательные организации |
место |
3152 |
мест на 1000 чел. |
97 |
|
Общеобразовательные организации |
место |
4600 |
мест на 1000 чел. |
142 |
|
Организации дополнительного образования |
объектов |
10 |
Организации профессионального образования |
объектов |
1 |
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях |
коек |
410 |
коек на 1000 чел. |
13 |
|
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
посещений в смену |
806 |
посещений в смену на 1000 чел. |
25 |
|
Медицинские организации скорой медицинской помощи |
объект |
2 |
Объекты социального обслуживания населения |
объект |
2 |
Музеи |
объект |
3 |
Общедоступные библиотеки |
объект |
3 |
Детские библиотеки |
объект |
1 |
Юношеские библиотеки |
объект |
1 |
Учреждения культуры клубного типа |
место |
698* |
мест на 1000 чел. |
22 |
|
Физкультурно-спортивные залы |
кв. м площади пола |
7366* |
кв. м общей площади пола на 1000 чел. |
227 |
|
Плоскостные спортивные сооружения |
тыс. кв. м |
19,0* |
тыс. кв. м на 1000 чел. |
0,6 |
|
Плавательные бассейны |
кв. м зеркала воды |
275 |
кв. м зеркала воды на 1000 чел. |
|
|
8 | ||
Молодежные центры |
объект |
3 |
Администрация муниципального образования |
объектов |
1 |
Объекты пожарной охраны |
объект |
5 |
автомобиль |
21 |
|
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА |
|
|
Автомобильные дороги |
км |
53,85 |
в том числе: |
|
|
регионального или межмуниципального значения |
км |
35,25 |
местного значения |
км |
18 |
частные |
км |
0,6 |
Улично-дорожная сеть городского округа |
км |
164,421 |
в том числе: |
|
|
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения |
км |
8,38 |
Магистральная улица районного значения |
|
87,861 |
Улицы и дороги местного значения |
км |
66,71 |
Велосипедная дорожка |
км |
2,5 |
Обеспеченность населения индивидуальными легковыми автомобилями (на 1000 жителей) |
автомобилей |
350 |
Связь |
|
|
Охват населения телевизионным вещанием |
% от населения |
100 |
Обеспеченность населения телефонной сетью общего пользования |
точек доступа на 1000 чел. |
400 |
Примечание: * - указана мощность сохраняемых объектов |
Градостроительное развитие территории муниципального образования осуществляется согласно Генеральному плану городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, которым предусмотрено:
- сохранение сложившейся планировочной структуры городского округа;
- развитие планировочных районов;
- упорядочение территорий по различным видам зонирования;
- сохранение и реконструкция складывающейся рекреационной зоны;
- создание санитарно-защитных зон от промышленных и коммунальных территорий, прилегающих к селитебной территории;
- запрещение нового жилищного строительства на территориях санитарно-защитных зон от промышленных и коммунально-складских предприятий, а также на территориях, неблагоприятных для ведения градостроительной дея
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2023 г. N 456 "Об утверждении программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.