г. Краснодар |
|
06 мая 2014 г. |
Дело N А53-15721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Скибиным С.В., при участии в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Ковалевой С.В. (доверенность 01.08.2013), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зураева Усмана Магомедовича (ИНН 611000360640, ОГРНИП 312617902000095), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2013 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-15721/2013, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зураеву У.М. (далее - предприниматель) о взыскании 15 210 рублей необоснованно полученной субсидии на поддержку овцеводства (уточненные требования).
Решением суда от 09.12.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы следующим: министерство не доказало, что у предпринимателя отсутствует право на получение субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды неправомерно указали, что на момент обращения в министерство за субсидией летом 2012 года заявитель отвечал критериям, определенным в нормативных правовых актах для получения субсидии;
- дата регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя имеет значение, поскольку субсидии не распространяются на граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- суды не учли, что круг возможных получателей финансовой помощи императивно определен - сельхозтоваропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью;
- суды не учли, что на 01.01.2012 (дата определения фактического поголовья скота для предоставления субсидии) ответчик не имел статуса предпринимателя (зарегистрирован 20.01.2012), следовательно, не имел права на предоставление субсидии;
- предприниматель не отвечал признакам лица, которому положена субсидия, по состоянию на 01.01.2012.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство в целях реализации пунктов 1 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 178-р, постановления правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 543 "О порядке предоставления субсидий из средств федерального бюджета на поддержку овцеводства", постановления правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 2 22 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области" предоставило предпринимателю субсидию, направленную на возмещение части затрат на овцеводство, - по ставке, определяемой на текущий финансовый год, на 1 голову овцематки и ярки старше 1 года, исходя из фактического поголовья по состоянию на 1 января текущего года в сумме 15 210 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 29.06.12 N 8744807 и от 10.07.2012 N 8926054.
В соответствии со статьями 158, 266, 269 Бюджетного кодекса, статьей 17 Закона Ростовской области от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" и планом контрольной деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 2013 год, утвержденным приказом от 04.02.2013 N 8, главный специалист отдела финансового контроля министерства провел камеральную проверку за соблюдением условий предоставления и использования субсидий муниципальным образованием "Заветинский район".
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 26.04.2013 за соблюдением муниципальным образованием "Заветинский район" условий, установленных областным законодательством, при предоставлении в 2012 году субвенций на поддержку сельскохозяйственного производства и осуществлении мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
После проведенной проверки предпринимателю направлены представления от 13.05.2013 N 11.3.3.3-23/124 и от 08.08.2013 N 11.3.2.1-10/315 (л. д. 8, 53) о возврате полученных в 2012 году субсидий. Представления мотивированы тем, что предприниматель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Ростовской области 20.01.2012, в связи с чем не имеет права на получение субсидий, так как на 01.01.2012 не осуществлял предпринимательскую деятельность по овцеводству.
Невозврат предпринимателем выделенных субсидий послужил основанием для обращения министерства с исковым заявлением.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета регламентированы постановлением правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 215 "О порядке расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на поддержку сельскохозяйственного производства и осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, а в случае софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств федерального бюджета.
Постановлением правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 543 "О порядке предоставления субсидий из средств федерального бюджета на поддержку овцеводства" (далее - постановление N 543) утверждено положение о порядке предоставление субсидий из федерального бюджета на поддержку овцеводства.
В пункте 1 постановления N 543 установлен порядок расходования субсидий из средств областного бюджета, направляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), на условиях возмещения части затрат на овцеводство по ставке, определенной на текущий финансовый год соответствующим приказом министерства, на 1 голову овцематки и ярки старше 1 года, исходя из фактического поголовья скота по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно пункту 3.2 постановления N 543 для получения субсидии заявитель должен представить, кроме других документов, форму государственного статистического наблюдения "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" N 3-фермер, которая должна быть составлена на 01.01.2012.
В силу пунктов 8 и 9 постановления N 543 в случае установления фактов необоснованного получения субсидий главный распорядитель письменно уведомляет получателя о необходимости возврата полученной субсидии в полном объеме, а в случае неперечисления получателем необоснованно полученной субсидии в бюджет в полном объеме в срок, установленный Минсельхозпродом области (главным распорядителем), указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
В порядке статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Согласно статье 289 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Указанное нарушение влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Как федеральным, так и региональным законодательством установлены императивные нормы предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий в целях финансовой помощи. Данные правила направлены на недопущение злоупотребления указанными субъектами своими правами на получение помощи от государства.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая совокупность установленных обстоятельств, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии достаточных оснований для заключения о расходовании предпринимателем субсидии не по целевому назначению и удовлетворении требования о ее возврате.
Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих выделение субсидий на поддержку овцеводства, следует, что субсидии выделяются сельскохозяйственным производителям, осуществляющим разведение овец в 2012 году. С учетом соответствия заявления о выделении субсидий установленным требованиям, осуществления предпринимательской деятельности по разведению овец в 2012 году, несения предпринимателем затрат суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований. Сам по себе факт регистрации предпринимателя после даты, установленной в постановлении N 543, для составления справки о количестве овцематок и ярок не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств.
Довод заявителя о том, что предприниматель не отвечал признакам субъекта, имеющего право на получение субсидий в 2012 году, надлежит отклонить, так как на момент подачи заявления о предоставлении субсидии ответчик был зарегистрирован в качестве предпринимателя.
Доводы заявителя жалобы основываются на том, что предприниматель не имеет права на получение субсидий ввиду отсутствия статуса индивидуального предпринимателя на дату, установленную постановлением N 543, для определения поголовья скота для выдачи субсидий. Однако составление справки о количестве поголовья скота за 20 дней до регистрации в качестве предпринимателя не свидетельствует об отсутствии прав лица на получение субсидий на поддержку овцеводства при условии соответствия получателя всем признакам, установленным постановлением N 543. Кроме того, на момент подачи заявления ответчик имел статус индивидуального предпринимателя и осуществлял деятельность, которая субсидируется государством. Материалами дела подтверждается и министерством не оспаривается действительность данных, указанных в справке о наличии поголовья скота. Доказательства того, что предприниматель израсходовал субсидию на личное подсобное хозяйство, министерство не представило.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу N А53-15721/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.