Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования
и науки
от 14.03.2023 N 385
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в 2022 году
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обобщение правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию проводилось для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является соблюдение производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется в пределах установленной компетенции:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, регламентировано:
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ);
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1019 (далее - Положение N 1019);
пунктом 5.5. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 июля 2018 г. N 885 (далее - Положение о Рособрнадзоре).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в части соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных частями 4 и 5 статьи 11, частью 1 статьи 14 (в части доступа к информации в местах, доступных для детей), статьей 15 Федерального закона N 436-ФЗ.
Согласно пункту 5.3. Положения о Рособрнадзоре федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется в отношении:
российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;
российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе - контролируемые лица).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 1019 объектами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, являются:
деятельность контролируемых лиц при использовании информационной продукции в образовательном процессе, реализуемом на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности;
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в сети "Интернет";
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением средств массовой информации, распространяющих продукцию в сети "Интернет";
информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования;
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести "А" и "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относятся:
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в образовательном процессе.
К группе тяжести "Б" относятся:
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий, являющихся средствами массовой информации, распространяющихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, разделяется на группы вероятности "1", "2", "3" и "4" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.17 и частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, отнесенных к группам вероятности "1" и "2".
К группе вероятности "4" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет не были выявлены нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице:
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Значительный |
А |
1 |
Б |
1 |
|
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
А |
3 |
Б |
2 |
|
Низкий |
А |
4 |
Б |
3 |
|
Б |
4 |
Так как федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в зависимости от присвоенной категории риска могут проводиться со следующей периодичностью:
в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категории значительного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 2 года;
в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категории среднего риска, - документарная или выездная проверка один раз в 3 года;
в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категории умеренного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 5 лет.
В отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При формировании Плана проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (далее - План мероприятий) Рособрнадзор впервые ранжировал контролируемые лица по категориям риска.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2021 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
значительный риск - отсутствуют;
средний риск - отсутствуют;
умеренный риск - 22 объекта (учитывалось наличие в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию);
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
Таким образом, в План мероприятий на 2022 год не вошли организации, отнесенные к категории умеренного риска, в рамках периодичности проведения проверок раз в 5 лет.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрены следующие основания:
поручение Президента Российской Федерации;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления;
поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления и согласованное с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В 2022 году вышеперечисленные поручения и требования о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в части нарушения законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в Рособрнадзор не поступали.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2022 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля отнесены к следующим категориям риска:
значительный риск - отсутствуют;
средний риск - отсутствуют;
умеренный риск - 33 объекта (учитывалось наличие в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию);
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденные 9 сентября 2022 г. руководителем Рособрнадзора Музаевым А.А., размещены на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На официальном сайте Рособрнадзора размещена также информация:
о перечне и текстах нормативных правовых актов, регулирующих осуществление Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
о критериях отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц; о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, профилактическом визите, объявлении предостережения;
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Рособрнадзором в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
актуализированный в сентябре 2022 года исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля.
В соответствии с Положением N 1019, контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, в том числе путем размещения сведений в средствах массовой информации;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения в случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
г) консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);
д) проведение обязательного профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В 2022 году Рособрнадзор в рамках реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденной руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Музаевым А.А. 20 декабря 2021 г., осуществлял информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Так, в 2022 году в подразделе "Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" специального раздела "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
презентация "Реформа контрольной (надзорной) деятельности";
письмо-разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении профилактического визита;
информация об издании приказа Рособрнадзора от 12 ноября 2021 г. N 1467 "Об утверждении формы проверочного листа, используемого при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" (зарегистрирован Минюстом России 14 февраля 2022 г., регистрационный N 67262);
информация об издании приказа Минцифры России от 20 декабря 2021 г. N 1357 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2022 г., регистрационный N 67418).
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ в отношении контролируемых лиц, приступивших к осуществлению образовательной деятельности, Рособрнадзором проведены 17 обязательных профилактических визитов, в ходе которых контролируемые лица были проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ одно контролируемое лицо уведомило Рособрнадзор об отказе от проведения обязательного профилактического визита.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В 2022 году указанные выше сведения в Рособрнадзор не поступали, в связи с чем предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицам не объявлялись.
В связи с отсутствием в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий:
типичные нарушения обязательных требований не выявлялись;
анализ причин, факторов и условий, способствующих возникновению типичных нарушений, не проводился;
случаи причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году не установлены;
предложения об актуализации обязательных требований, а также о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле по итогам осуществления данного вида федерального государственного контроля (надзора) в 2022 году отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.