Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Определение коэффициента трения
А.1 Коэффициент трения для наиболее распространенных материалов и поверхностей
Значения коэффициента трения для сухих и влажных чистых поверхностей, свободных от наледи, снега и смазки, приведены в таблице А.1.
Значения коэффициента трения определены на основании результатов нескольких независимых практических испытаний для каждой комбинации материалов и представляют собой среднее арифметическое измеренного значения при статическом трении, умноженного на 0,925, и измеренного значения при динамическом трении, разделенного на 0,925.
Если контактная поверхность грузовой платформы, с которой соприкасается груз, не очищена от загрязнений, снега и льда, а также если в процессе перевозки ожидается попадание снега и льда на контактную поверхность, то при расчетах используют коэффициент трения = 0,2 (для морской перевозки = 0,3).
При расчетах учитывают снижение коэффициента трения при возможном загрязнении поверхности, с которой соприкасается груз, жирными и маслянистыми веществами. При возможности попадания масла на контактную поверхность при расчетах используют коэффициент трения = 0,2.
Таблица А.1 - Коэффициент трения для наиболее распространенных материалов и поверхностей
Пары трения 1) |
Коэффициент трения |
Пиломатериал | |
Пиломатериал - текстолит/клееная фанера |
0,45 |
Пиломатериал - рифленый алюминий |
0,4 |
Пиломатериал - термоусадочная пленка |
0,3 |
Пиломатериал - листовая нержавеющая сталь |
0,3 |
Строганая древесина | |
Строганая древесина - текстолит/клееная фанера |
0,3 |
Строганая древесина - рифленый алюминий |
0,25 |
Строганая древесина - листовая нержавеющая сталь |
0,2 |
Пластиковый поддон | |
Пластиковый поддон - текстолит/клееная фанера |
0,2 |
Пластиковый поддон - рифленый алюминий |
0,15 |
Пластиковый поддон - листовая нержавеющая сталь |
0,15 |
Сталь и другой металл |
|
Стальной ящик - текстолит/клееная фанера |
0,45 |
Стальной ящик - рифленый алюминий |
0,3 |
Стальной ящик - листовая нержавеющая сталь |
0,2 |
Бетон | |
Бетон шероховатый - деревянные брусья |
0,7 |
Бетон гладкий - деревянные брусья |
0,55 |
Противоскользящий мат |
|
Один из элементов пары трения - резина |
0,6 2) |
Другие материалы |
Требуется документальное подтверждение значения коэффициента трения |
1) Поверхность сухая или влажная, но чистая, без наледи, снега и наличия масла. 2) Допускается использовать с = 1,0 для непосредственной привязки. |
А.2 Определение коэффициента трения посредством испытаний
Если коэффициент трения невозможно определить в соответствии с А.1, то его определяют посредством одного из двух альтернативных методов испытаний:
- на наклон;
- на сдвиг.
А.2.1 Испытания на наклон
А.2.1.1 Коэффициент трения показывает, насколько легко груз будет скользить при наклоне грузовой платформы, на которой он размещен. При испытаниях наклоняют грузовую платформу, на которой находится рассматриваемый груз, и измеряют угол наклона платформы , по достижении которого груз начинает скользить.
А.2.1.2 Испытания повторяют пять раз. Наибольшее и наименьшее значения угла наклона платформы далее не рассматривают и определяют среднее арифметическое для трех оставшихся значений.
А.2.1.3 Коэффициент трения вычисляют по формуле
.
(А.1)
А.2.1.4 В протоколе испытаний указывают на действительность результата испытаний для сухой и влажной поверхности.
Примечание - Требуется соблюдать меры безопасности для предотвращения падения груза с платформы во время испытания, например при использовании средства блокировки на небольшом расстоянии от груза. Необходимо внимательно наблюдать за ходом испытаний и исключить нахождение людей и оборудования в месте возможного падения груза.
А.2.2 Испытания на сдвиг
А.2.2.1 Испытательное оборудование состоит из следующих компонентов:
- горизонтального пола с поверхностью, используемой в качестве грузовой платформы;
- испытательного устройства, создающего сдвигающее усилие;
- соединительного устройства между испытательным устройством и основанием грузовой единицы;
- расчетного блока на основе персонального компьютера.
Испытательное оборудование приведено в [3].
А.2.2.2 Условия испытаний
Испытания проводят при температуре окружающего воздуха 20 °С и относительной влажности 65 %.
Поверхности соприкосновения должны быть очищены от загрязнений и посторонних предметов.
Скорость движения грузовой единицы под воздействием сдвигающего усилия должна составлять (100 5) мм/мин.
Частота дискретизации при обработке результатов измерений должна составлять не менее 50 Гц.
Измерение сдвигающего усилия и скольжения испытуемого образца проводят на одном и том же образце при одной и той же его установке.
Длина траектории скольжения должна составлять 50-85 мм для каждого измерения.
В одной серии измерений выполняют не менее трех отдельных измерений с промежуточной разгрузкой между ними не менее 30 % тягового усилия, приходящегося на одно измерение.
Объект испытаний и (или) противоскользящий материал после каждого измерения поправляют, чтобы исключить влияние износа материала на результат измерения.
Выполняют три серии измерений. Для наиболее реального определения сил и коэффициентов трения в каждой серии измерений используют различные испытательные образцы груза и противоскользящих матов.
А.2.2.3 Расчеты
При расчетах используют среднее значение тягового усилия F ТУ, которое определяют, исходя из максимального и минимального значений тягового усилия в соответствии с рисунком А.1.
Рисунок А.1 - Определение минимального и максимального тяговых усилий при измерениях
Коэффициент трения вычисляют на основании трех средних значений каждой из трех серий измерений по формуле
.
(А.2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.