Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 22.03.2023 N 209
Бюджетный прогноз
Санкт-Петербурга на долгосрочный период 2023 - 2034 годов
1. Цели и задачи бюджетного прогноза Санкт-Петербурга на долгосрочный период 2023 - 2034 годов
Бюджетный прогноз Санкт-Петербурга на долгосрочный период 2023 - 2034 годов (далее - бюджетный прогноз) разработан с учетом прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 N 90 (далее - прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга), с учетом Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия).
Целью долгосрочного бюджетного планирования в Санкт-Петербурге является оценка долгосрочных тенденций изменения объемов доходов и расходов, что позволяет вырабатывать на их основе соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы Санкт-Петербурга.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования в Санкт-Петербурге состоит во взаимоувязке проводимой бюджетной политики с задачами, определенными Стратегией, - обеспечение развития человеческого капитала, повышение качества городской среды, обеспечение устойчивого экономического роста, обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества.
При формировании бюджетного прогноза были реализованы следующие мероприятия:
сформулированы основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Санкт-Петербурга на долгосрочный период;
разработан прогноз финансовых ресурсов Санкт-Петербурга на долгосрочный период;
определены предельные объемы расходов бюджета Санкт-Петербурга на долгосрочный период, в том числе по государственным программам Санкт-Петербурга;
определены приоритеты бюджетных расходов;
проведена оценка основных рисков и угроз сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга, выработаны механизмы по их минимизации.
2. Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Санкт-Петербурга на долгосрочный период
Бюджетная политика Санкт-Петербурга на долгосрочный период направлена на обеспечение исполнения существующих обязательств Санкт-Петербурга, обеспечение социальной стабильности в Санкт-Петербурге и подразумевает:
определение основных параметров бюджета Санкт-Петербурга исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета Санкт-Петербурга с последующим выходом на бездефицитный бюджет в долгосрочной перспективе;
постоянный поиск источников увеличения доходной базы бюджета Санкт-Петербурга, в том числе за счет повышения качества администрирования доходов;
использование программно-целевого метода планирования расходов бюджета Санкт-Петербурга с учетом результатов реализации государственных программ Санкт-Петербурга за предыдущий период в увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей;
постоянную работу по повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечению целевого расходования бюджетных средств;
планирование расходов на бюджетные инвестиции на основании детального анализа потребности и фактической обеспеченности объектами инфраструктуры;
повышение эффективности организации финансового менеджмента в органах государственной власти Санкт-Петербурга;
повышение бюджетной грамотности населения Санкт-Петербурга.
Налоговая политика Санкт-Петербурга направлена на сохранение, укрепление и расширение доходного потенциала Санкт-Петербурга в первую очередь за счет развития предпринимательской и инвестиционной активности, повышения качества налогового администрирования.
Налоговая политика Санкт-Петербурга на долгосрочный период подразумевает:
обеспечение предсказуемости управленческих решений в налоговой сфере, стабильности регионального налогового законодательства;
поддержание справедливого уровня налоговой нагрузки для физических и юридических лиц;
улучшение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, создание условий и стимулов для развития приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга;
создание условий и стимулов для легализации теневых доходов, уменьшения объема теневой экономики;
поддержку малого бизнеса, стимулирование самозанятости и предпринимательской инициативы;
проведение мероприятий, направленных на повышение собираемости налогов, сокращение задолженности по платежам в бюджет Санкт-Петербурга;
постоянную работу над повышением эффективности налоговых льгот.
Реализация планируемых мероприятий позволит увеличить доходный потенциал Санкт-Петербурга, поступление доходов в бюджет Санкт-Петербурга и уровень бюджетной обеспеченности.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга в долгосрочном периоде 2023 - 2034 годов являются:
сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета Санкт-Петербурга в условиях структурной трансформации экономики Российской Федерации;
влияние рисков ухудшения экономической ситуации вследствие высокой неопределенности относительно среднесрочных тенденций в экономике;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;
сохранение потребности в финансировании крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, проектов, направленных на охрану окружающей среды, развитие социальной сферы (проектов устойчивого развития или ESG-проектов) во взаимосвязи с происходящей структурной трансформацией и будущей модернизацией российской экономики;
необходимость поддержания высокой долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Стратегия управления государственным долгом Санкт-Петербурга сформирована в соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.09.2022 N 890, и основывается на следующих принципах:
сохранение объема государственного долга Санкт-Петербурга на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями бюджета Санкт-Петербурга в привлечении заемных средств;
планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга в соответствии с направлениями бюджетной политики Санкт-Петербурга и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований.
Реализация долговой политики Санкт-Петербурга позволит обеспечить умеренный уровень долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга, оптимизировать объем и структуру государственного долга Санкт-Петербурга, минимизировать стоимость его обслуживания.
3. Предпосылки формирования бюджетного прогноза
Бюджетный прогноз сформирован на 12 лет. Показатели бюджетного прогноза Санкт-Петербурга на период 2023 - 2025 годов соответствуют параметрам Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2022 N 666-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Показатели бюджетного прогноза Санкт-Петербурга на период 2026 - 2034 годов сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Использование принципа консерватизма, анализ экономических тенденций, рисков и угроз нарушения сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга, а также стремление к достоверности оценки его основных характеристик приводит к необходимости использования при составлении бюджетного прогноза базового варианта прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга (таблица).
Таблица
Основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2023 - 2034 годы
(в %, средние за период значения) | |||||
N |
Наименование показателя |
2023 - 2025 гг. |
2026 - 2028 гг. |
2029 - 2031 гг. |
2032 - 2034 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Инфляция (индекс потребительских цен) среднегодовая |
105,9 |
104,3 |
104,1 |
103,9 |
2 |
Индекс-дефлятор валового регионального продукта Санкт-Петербурга (далее - ВРП) |
105,5 |
104,3 |
104,1 |
103,9 |
3 |
Индекс физического объема ВРП |
102,5 |
103,3 |
103,7 |
103,7 |
4 |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
106,6 |
106,3 |
106,3 |
106,9 |
В долгосрочной перспективе прогнозируется ежегодный рост доходов бюджета Санкт-Петербурга темпами, превышающими прогнозный уровень инфляции.
При этом планируется сокращение доли неналоговых доходов в общем объеме доходов что обусловлено стабилизацией объема доходов от размещения средств бюджета (планируются без роста на уровне порядка 5 млрд. руб. в год); сокращением доходов от продажи имущества; замедлением темпов роста доходов от платных парковок, платы за проезд, а также штрафов за нарушение правил дорожного движения (далее - ПДД). Кроме того, начиная с 2026 года не планируются поступления части прибыли от государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (в связи с завершением процесса их реорганизации).
На величину доходов от продажи имущества будет оказывать влияние постепенное сокращение объемов выкупа объектов недвижимости субъектами малого и среднего предпринимательства по преимущественному праву приобретения в связи с сокращением имущества, находящегося в обороте.
По доходам от платных парковок и платы за проезд в 2026 - 2034 годах закладывается только инфляционный рост. Штрафы за нарушение ПДД прогнозируются на уровне 2025 года без роста, так как установка оборудования фотовидеофиксации правонарушений в дополнение к установленному ранее не планируется.
Безвозмездные перечисления в бюджет Санкт-Петербурга из других бюджетов бюджетной системы в 2026 - 2034 годах прогнозируются с учетом уровня инфляции, а также усредненной величины объема возвратов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет на основе фактических данных за предыдущие периоды. Поступление дотаций из федерального бюджета в рассматриваемый период не планируется.
Общий объем расходов бюджета Санкт-Петербурга определен исходя из объема доходных источников, выхода на бездефицитный бюджет с 2027 года и долговых обязательств.
Расходы Санкт-Петербурга на долгосрочный период сформированы на основе прогноза доходов бюджета Санкт-Петербурга с учетом необходимости:
финансового обеспечения деятельности государственных учреждений Санкт-Петербурга, оказывающих государственные услуги населению;
обеспечения мер социальной поддержки жителей Санкт-Петербурга с учетом принципов адресности и нуждаемости;
исполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 с учетом фактически сложившего в 2022 году уровня инфляции;
обеспечения населения Санкт-Петербурга объектами социальной инфраструктуры в соответствии с потребностью, определенной в прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
исполнения обязательств по заключенным Санкт-Петербургом соглашениям;
наращивания доли расходов развития в общем объеме расходов бюджета.
Муниципальная составляющая бюджетного прогноза разработана с учетом необходимости выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Санкт-Петербурга для решения вопросов местного значения, установленных законодательством Санкт-Петербурга, а также финансового обеспечения переданных для исполнения органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга.
4. Основные параметры бюджетного прогноза
Прогноз основных характеристик бюджета Санкт-Петербурга на долгосрочный период представлен в приложении к бюджетному прогнозу.
Наибольшая доля доходов бюджета Санкт-Петербурга (более 40% от общего объема собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга) приходится на налог на доходы физических лиц, объем которого имеет положительную динамику, сохраняя в долгосрочной перспективе ежегодный темп роста в среднем на уровне 108,8%.
Вторым по значимости доходным источником (порядка 35% от общего объема собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга) является налог на прибыль организаций, темпы роста которого в бюджетном прогнозе составляют примерно 106,0% ежегодно. На динамику поступлений по данному налогу значительное влияние будет оказывать ситуация на внешних сырьевых рынках, а также возможное изменение подходов к распределению налога между уровнями бюджетной системы и территориями.
Вследствие консервативного подхода к планированию конъюнктурных доходов, а также ожидаемого сокращения поступлений по отдельным видам доходов бюджета Санкт-Петербурга удельный вес собственных доходов в ВРП снижается на 1,1% к 2034 году.
Расходы бюджета Санкт-Петербурга по отношению к ВРП имеют также тенденцию к сокращению на конец прогнозного периода 15,0% против 19,1% в 2023 году.
Структура расходов бюджета Санкт-Петербурга в программном и отраслевом разрезах приведена в приложении к бюджетному прогнозу.
Дополнительный резерв для увеличения доли программных расходов в долгосрочной перспективе - объем условно утверждаемых расходов, превышающий минимально установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, который будет распределяться при формировании предельных объемов средств, предусматриваемых на реализацию государственных программ Санкт-Петербурга, с учетом оценки результатов реализации государственных программ Санкт-Петербурга за предыдущие периоды.
В бюджетном прогнозе планируется сохранение высокой доли расходов капитального характера с целью обеспечения населения Санкт-Петербурга объектами социальной инфраструктуры.
В долгосрочном периоде 2023 - 2034 годов отношение объема государственного долга Санкт-Петербурга к фактическому годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений не превысит 23,3%.
В предстоящем периоде долговая политика Санкт-Петербурга будет направлена на осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.
Уровень дефицита бюджета Санкт-Петербурга согласно бюджетному прогнозу имеет тенденцию к снижению в период до 2024 года с 9,3% до 1,7% к доходам бюджета Санкт-Петербурга. Начиная с 2027 года бюджетный прогноз сформирован с учетом выхода на бездефицитный бюджет.
5. Основные риски, влияющие на сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, и способы их минимизации
Основными рисками реализации бюджетного прогноза, влияющими на сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, являются:
ухудшение экономической конъюнктуры, снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
сокращение доходной базы бюджета Санкт-Петербурга, в том числе в результате управленческих решений, принятых на федеральном уровне;
резкое увеличение расходов бюджета Санкт-Петербурга, в том числе в результате передачи Санкт-Петербургу новых расходных обязательств;
ухудшение условий для рыночных заимствований.
Минимизацию бюджетных рисков планируется осуществлять за счет:
принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Санкт-Петербурга, и роста бюджетной обеспеченности;
ограничения темпов роста расходных обязательств на основе оценки эффективности бюджетных расходов;
повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Санкт-Петербурга;
тесного взаимодействия с федеральными органами государственной власти в целях предупреждения принятия ими управленческих решений, угрожающих сбалансированности региональных бюджетов;
недопущения необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями бюджета Санкт-Петербурга в привлечении заемных средств;
поддержания экономически безопасного уровня долговых обязательств и минимально возможной стоимости их обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.