Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Мценского районного
Совета народных депутатов
от 28 декабря 2022 г. N 117
Стратегия
социально-экономического развития Мценского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Стратегия социально-экономического развития Мценского района Орловской области на 2020 - 2022 годы (далее - Стратегия) основывается на следующих положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения Мценского района Орловской области;
- устойчивое развитие Мценского района Орловской области как необходимая система положительной динамики социально-экономических процессов и их сбалансированность;
- межмуниципальное, межрегиональное сотрудничество, в основе которого создание условий для сочетания разноуровневых интересов при решении стратегических проблем экономического, социального, экологического и территориального развития.
Стратегия направлена прежде всего на обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, рост доходов бюджета сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между сельскими муниципальными образованиями Мценского Орловской области.
Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в районе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации".
I. Общая характеристика Мценского района Орловской области
Мценский район расположен на северо-западе Орловской области. Образован в 1928 году. Административный центр - город Мценск, одновременно имеющий статус самостоятельного муниципального образования, не входящего в состав района. Расстояние от районного центра до Орла - 52 км, до Москвы - 350 км.
Район аграрный. Состав почв неоднороден. Встречается деградированный чернозем, дерново-подзолистые и серые лесные почвы. Протекает несколько рек, наиболее крупные из них - Ока, Зуша, Чернь.
В состав Мценского района входят 14 сельских поселений: Алябьевское, Аникановское, Башкатовское, Воинское, Высокинское, Карандаковское, Отрадинское, Подберезовское, Подмокринское, Протасовское, Спасско-Лутовиновское, Тельченское, Чахинское, Черемошенское. 262 сельских населенных пункта, в том числе 33 центральные усадьбы.
В Мценском районе на 01.01.2022 проживает 16627 человек.
Мценский район располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, выгодность которой предопределяется прежде всего относительной близостью к столице России - городу Москве.
Через район проходит московская железная дорога и Федеральная трасса М2-Крым.
Климат района типичен для среднерусской полосы. Наличие большого количества лесов придает отдельным местам района свой особый микроклимат.
1.1. Промышленное производство
Экономику района составляют 2 группы отраслей: перерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. Количество хозяйствующих субъектов во всех отраслях экономики на территории муниципального образования в течение ряда лет остается стабильным.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2021 году составил 6164748,0 тыс. руб. В 2020 году данный показатель составлял 3424860,0 тыс. руб., таким образом рост составил 80%.
Прогнозируемая динамика основных показателей работы обрабатывающей промышленности района в 2023 - 2025 годах представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателей |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Объем отгруженных товаров собственного производства, млн. руб. |
6838454,2 |
7100051,9 |
7369941,7 |
Темп роста к предыдущему году, % |
103,9 |
103,8 |
103,8 |
Перерабатывающая промышленность Мценского района играет ведущую роль и имеет наибольшую степень влияния на общее состояние экономики района. По оценке 2022 года объем отгруженных товаров составит 6,58 млрд. руб., что выше уровня 2021 года на 6,8%. В структуре промышленного производства области наибольшую долю занимают обрабатывающие производства - 99%.
К крупным и средним промышленным предприятиям относится АО "Сахарный комбинат "Отрадинский", ООО "Центральная крупяная компания", остальные субъекты малого бизнеса. По удельному весу более 58,8% объема отгруженной продукции приходится на ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", где объем отгруженных товаров собственного производства в 2021 году составил 3,63 млрд. руб. Также на динамике объемов производства перерабатывающей промышленности положительно отразилась работа ООО "Центральная крупяная компания". В 2021 году выработка гречневой крупы составила 24,73 тыс. т. В 2022 году ожидается 27 тыс. т (на 9,1% выше). Также в 2021 году произведено зерна плющеного или переработанного в хлопья 9,9 тыс. т.
1.2. Агропромышленный комплекс
На территории района осуществляют производственную деятельность 3 крупных растениеводческих предприятия АО "Агрофирма "Мценская", ООО "Отрадаагроинвест", ООО "Черкизово-Растениеводство", на долю которых приходится 61% (53,5 тыс. га.) имеющейся в районе пашни и 1 крупное свиноводческое предприятие ООО "Черкизово-Свиноводство". На остальной площади ведут производство 13 средних и мелких предприятий, 2 подсобных хозяйства и 35 КФХ и ИП.
Продукция сельского хозяйства в действующих ценах в 2021 году составила 7,1 млрд. руб. (на 25% выше уровня 2020 г.), в 2022 году прогнозируется в объеме 8,1 млрд. руб. (увеличение на 14%).
Площадь пашни на территории Мценского района - 14083 га. В 2021 году посевная площадь в целом по району составила 75,2 тыс. га, что выше уровня 2019 года на 7,1%.
В 2021 году валовый сбор зерновых и зернобобовых составил 180,8 тыс. тонн, урожайность - 41,5 ц/га, сахарной свеклы - 189,7 тыс. тонн, урожайность 366,6 ц/га. В 2022 году по прогнозным данным валовый сбор зерновых и зернобобовых составит 172,1 тыс. тонн (95,2% к уровню предыдущего года), урожайность - 52,6 ц/га (увеличение 11,1 ц/га, или 26,7%); сахарной свеклы - 259,2 тыс. тонн (36,6% к уровню предыдущего года), урожайность - 449,8 ц/га (увеличение на 83,2 ц/га, или 22,7%).
Численность КРС в сельскохозяйственных предприятиях на 01.01.2022 составляет 5995 голов, в т.ч. коров - 899 голов, свиней - 50714 голов, овец и коз - 4230 голов, птицы - 103700 голов.
Посевная площадь в текущем году составила 11,9 тыс. га, из них зерновые и зернобобовые - 61%, маслинные - 24%, кормовые культуры - 15%.
Прогнозная динамика производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателей |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Объем продукции сельского хозяйства в действующих ценах, млрд. руб. |
8752,5 |
9365 |
10020,2 |
Темп роста к предыдущему году, % |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
1.3. Инвестиционная деятельность
Наибольшую инвестиционную привлекательность сохраняют такие виды деятельности, как обрабатывающие производства, сельское хозяйство. Объем инвестиций в 2021 году составил 1117,9 млн. руб., в т.ч. сельское хозяйство - 880,1 млн. руб., обрабатывающие производства - 85,8 млн. руб.; в 2022 году прогнозируемый объем инвестиций составит 1172,7 млн. руб. (104,9% к уровню предыдущего года).
На территории Подмокринского сельского поселения расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Орел" - 182,1 га. ОЭЗ ППТ "Орел" непосредственно примыкает к федеральной трассе М-2 "Крым", Железнодорожная станция Мценск - 2 км. Удаленность индустриального парка от Москвы - 300 км. В радиусе 1000 км расположены 15 крупных городов и 4 столицы государств: Москва, Рига, Киев и Минск. На текущий момент резидентами индустриального парка являются ООО "Центральная крупяная компания", ООО "МЗОЦМ". Помимо уже действующих предприятий, еще 6 заявлены для размещения в ОЭЗ: ООО "Эрго", ООО "Агрос", ООО "РК-премикс", ООО "Три Точки Мануфактуринг", ООО "ОЗСС", ООО "Артико Керамикс".
1.4. Потребительский рынок товаров и услуг
Торговля - комплексный и системообразующий сектор, степень развития которого является одним из определяющих факторов конкурентоспособности экономики. Торговля имеет стратегическое значение для обеспечения социально-экономической стабильности, так как в результате удовлетворения потребительского спроса обеспечивается доступность необходимых для жизнедеятельности товаров, которая в свою очередь определяет динамику инфляционных процессов, структуру денежных расходов и динамику денежных доходов.
Потребительский рынок - одна из важнейших сфер экономической деятельности. Состояние, структура, тенденции и динамика развития отражают социально-экономическое положение города.
Население района бесперебойно обеспечивается продуктами питания и товарами первой необходимости. Оборот розничной торговли в фактических ценах и во всех каналах реализации за 2021 г. составил по крупным и средним предприятиям торговли 982439,9 тыс. руб. (123,8 рост к уровню 2020 года) Оборот розничной торговли в 2022 году прогнозируется в объеме 1159,3 млн. руб. Оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя в 2021 году составил 58,5 тыс. руб. Оборот предприятий общественного питания по крупным предприятиям общественного питания за 2021 г. составил 9996,4 тыс. руб. (144,9% к уровню 2020 года). Оборот общественного питания в расчете на 1 жителя - 0,60 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2022 торговое обслуживание населения осуществляют 76 объектов торговли, в том числе 58 стационарных объектов, 18 объектов мелкорозничной торговли. Также на территории района осуществляют деятельность 8 предприятий общественного питания. Жителей малочисленных и отдаленных населенных пунктов района согласно утвержденному графику обслуживают 4 автомагазина.
Доминирующей организацией, обслуживающей население района услугами торговли, является потребительская кооперация, которая реализует основные потребительские товары через 26 стационарных торговых объектов и, кроме этого, посредством автомагазинов обслуживает более 50 отдаленных населенных пунктов.
Постоянно повышается качество торгового обслуживания населения за счет:
- обеспечения развития разнообразных форм торгового обслуживания;
- расширения спектра предлагаемых услуг;
- внедрения прогрессивных технологий продаж.
Объем платных услуг за 2022 год по оценке составит 110,2 млн. руб. В структуре платных услуг наибольший удельный вес 77,1% приходится на жилищно-коммунальные услуги.
Прогнозируемая динамика оборота розничной торговли и общественного питания на 2023 - 2025 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателей |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
1309,9 |
1427,9 |
1542,1 |
Оборот общественного питания, млн. руб. |
12,4 |
13,7 |
14,9 |
Объем платных услуг населению, млн. руб. |
134,5 |
146,6 |
158,3 |
1.5. Малый бизнес
Малый бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики района, его развитие оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого и среднего предпринимательства, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Удельный вес налоговых платежей от малых и средних предприятий в консолидированный бюджет района составляет около 25% в общем объеме налоговых поступлений.
На 01.01.2022 на территории Мценского района в Едином реестре малого и среднего предпринимательства зарегистрировано субъектов в количестве 529, в том числе юридических лиц - 96, индивидуальных предпринимателей - 433. На 10.11.2022 на территории Мценского района в Едином реестре малого и среднего предпринимательства зарегистрировано субъектов в количестве 540, в том числе юридических лиц - 90, индивидуальных предпринимателей - 450. Таким образом, наблюдается положительная тенденция в развитии малого и среднего предпринимательства на территории района.
1.6. Муниципальные финансы
Бюджет Мценского района за 2021 год исполнен по доходам в сумме 468781,5 тыс. рублей, или 104,8% к уточненному плану 447357,2 тыс. рублей, в том числе собственные доходы без учета безвозмездных поступлений получены в сумме 175161,9 тыс. рублей, или 118,6% к уточненному плану 147622,5 тыс. рублей. Безвозмездные поступления составили в сумме 293619,6 тыс. руб., или 97,9% к уточненному плану 299734,5 тыс. руб.
Ожидаемое исполнение бюджета Мценского района за 2022 год по доходам - 490445,1 тыс. руб. (собственные доходы - 163436,1 тыс. руб., безвозмездные поступления - 327002,0 тыс. руб.), по расходам - 530379,8 тыс. руб. (непрограммные расходы - 91191,1 тыс. руб., программные расходы - 439188,7 тыс. руб.).
Основными сценарными условиями для формирования бюджета Мценского района на 2023 год являются:
1) зачисление налога на доходы с физических лиц - в размере 23,0%;
2) создание муниципальных дорожных фондов - 11,57818% от акцизных сборов за нефтепродукты;
3) зачисление единого сельскохозяйственного налога - 70% в район;
4) определение лимитов бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг на уровне лимитов на 2022 год в ценах текущего года без применения коэффициентов дефляторов;
5) финансовое обеспечение действующих муниципальных программ.
Доходная часть бюджета сформирована на основании данных, предоставленных администраторами доходов: налоговой службой, Росприроднадзором, управлением муниципального имущества Мценского района, отделом общего образования администрации Мценского района, отделом сельского хозяйства и продовольствия Мценского района.
На 2023 год собственные доходы планируются в сумме 157509,8 тыс. руб., в т.ч. по крупным доходам: НДФЛ - 55634,7 тыс. руб.; арендная плата за земельные участки - 38800,0 тыс. руб.; арендная плата за муниципальное имущество - 4400,0 тыс. руб.; акцизы - 39777,4 тыс. руб.
Объем финансовой помощи из областного бюджета на 2023 год планируется в сумме 274539,5 тыс. руб. и составляет 63,5% от общего объема доходов.
В целом доходная часть проекта бюджета района на 2023 год составит 432049,4 тыс. руб., расходная часть - 447800,3 тыс. руб.
В расходной части бюджет Мценского района на 2023 год сохраняет социальную направленность - 66%, или 295767,1 тыс. руб., в т.ч. образование - 253531,0 тыс. руб., культура - 21077,6 тыс. руб., социальная политика - 20968,5 тыс. руб., ФиС - 190,0 тыс. руб.
В 2023 году планируются расходы на реализацию муниципальных программ в сумме 363778,4 тыс. руб.
С учетом планирования бюджета района на 2023 год и плановый период программно-целевым методом удельный вес программ и программных направлений в общем объеме бюджета района составляет 81,2%, непрограммные расходы - 18,8%.
В целом бюджет Мценского района на 2023 год по доходам составит - 432049,4 тыс. руб., по расходам - 447800,3 тыс. руб.; на 2024 год объем доходов прогнозируется в сумме 407452,4 тыс. руб., по расходам - 423882,2 тыс. руб.; на 2025 год по доходам - в сумме 411515,3 тыс. руб., по расходам - 428351,7 тыс. руб.
1.7. Демографическая ситуация. Занятость и рынок труда
Численность населения, проживающего на территории района на 01.01.2022, составляет 16627 чел. За 2021 год естественная убыль населения составила 278 человек, миграционная убыль - 56 человек. По полу население Мценского района распределено следующим образом: 7819 - мужчины и 8808 - женщины. В настоящее время в районе в структуре численности населения преобладают женщины - 52,9%.
Из общей численности населения:
- население моложе трудоспособного возраста - 3230 чел. (19,4%);
- население в трудоспособном возрасте - 8701 чел. (52,3%);
- население старше трудоспособного возраста - 4696 чел. (28,3%).
Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий в 2021 году составила 2833 человека в 2022 году по оценке - 2830 человек.
Ситуацию на рынке труда Мценского района в истекшем году можно оценить как стабильную. За 2021 год средняя заработная плата по району составляла 31351 рубль (рост к уровню 2020 года 111,9%), в 2022 году прогнозируемый размер среднемесячной заработной платы составит 32904 рубля (рост 104,9% к уровню 2021 года). Средняя заработная плата работников образования Мценского района в 2021 году составила 28253 руб. (в 2020 - 26315 руб., рост 107,3%). Средняя заработная плата работников культуры Мценского района в 2021 году составила 36720,4 руб. (в 2020 - 35020 руб., рост 104,9%).
По состоянию на 01.01.2022 численность официально зарегистрированных безработных в районе составила 98 человек (что на 60% меньше показателя, сложившегося на 01.01.2021 (157 человек). По состоянию на 07.11.2022 численность зарегистрированных безработных граждан - 75 человек. Уровень безработицы составляет 1,07%. Службой занятости Мценского района заявлена 291 вакансия.
Численность экономически активного населения на 01.01.2022 - 7000 чел., или 41,9% от общей численности постоянного населения.
Состояние общественного здоровья населения характеризуется в первую очередь демографическими показателями, а именно смертностью, рождаемостью, естественным приростом (убылью) населения. В 2021 году в районе родилось 148 человек, умерло 409 человек. За 10 месяцев 2022 года родилось 100 человек (67,6% к уровню 2021 года), умерло 337 человек (82,4% к уровню 2021 года).
За последние годы на территории муниципального образования Мценский район прослеживаются следующие тенденции: в области демографической ситуации за последние 5 лет рождаемость снижается, наблюдается естественная убыль населения. Общий коэффициент естественной убыли в среднем составляет - 16,5 на 1000 населения.
1.8. Уровень жизни населения
Уровень жизни населения выражает степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, обеспеченности населения потребительскими благами.
Динамика денежных доходов населения представлена в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателей |
2020 год |
2021 год |
2022 год (оценка) |
2023 год (прогноз) |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
27993 |
31351 |
32904 |
34555 |
Темп роста, % |
105,9 |
111,9 |
104,9 |
105,0 |
1.9. Жилищное и коммунальное хозяйство
Общая площадь жилого фонда во Мценском районе составляет 493,6 тыс. м 2, из них индивидуальные жилые дома - 398,03 тыс. м 2, многоквартирные дома - 92,78 тыс. м 2, дома блокированной застройки - 0,50 тыс. м 2. Аварийные и ветхие жилые помещения отсутствуют. Около 80% производственных и имущественных объектов в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, находятся в состоянии износа и требуют ремонта. Администрацией района предпринимаются меры для повышения уровня состояния коммунальной инфраструктуры, обеспечения ремонта и реконструкции элементов. На территории Мценского района имеется 114 многоквартирных домов. В отношении всех домов принят способ управления.
Обеспечение развития коммунальных систем и объектов теплоснабжения в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества оказываемых потребителям коммунальных услуг:
- инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем на территории Мценского района;
- взаимосвязанное перспективное планирование развития коммунальных систем;
- повышение надежности систем и качества предоставляемых коммунальных услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры;
- обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей Мценского района;
- реконструкция, модернизация существующих объектов водоснабжения и водоотведения;
- сокращение эксплуатационных затрат на отпуск питьевой воды и оказание услуг водоотведения;
- внедрение комплексных узлов учета потребляемой тепловой энергии для снижения платы за предоставляемые услуги;
- повышение эффективности функционирования объектов теплоснабжения, снижение уровня износа и повышение надежности объектов теплоснабжения;
- снижение затрат на производство тепловой энергии;
- содержание и поддержание в надлежащем состоянии объектов электросетевого хозяйства;
- содержание и поддержание в надлежащем состоянии объектов газового хозяйства;
- мониторинг потребности и обеспечение жителей Мценского района волоконно-оптической связью сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" на территории Отрадинского сельского поселения, Воинского сельского поселения и Тельченского сельского поселения в соответствии с муниципальными программами "Формирование комфортной городской среды на территории Отрадинского сельского поселения, Воинского сельского поселения и Тельченского сельского поселения на 2018 - 2024 годы" в 2021 году реализованы мероприятия:
1. Благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов по адресу: Мценский район, с. Отрадинское, д. 14, д. 15.
2. Благоустройство аллеи в с. Отрадинское между домами 8 и 9.
3. Благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов по адресу: Мценский район, п. Санаторий "Войново", ул. Медицинская, д. 3, д. 4.
4. Благоустройство общественной территории, прилегающей к Воинскому Дому культуры по адресу д. Первый Воин, ул. Тюленина, д. 1.
5. Благоустройство дворовой территории по адресу: Мценский район, с. Тельчье, ул. Советская, д. 19.
Общая сумма контрактов по всем мероприятиям - 5407,1 тыс. рублей. Все работы завершены.
1.10. Образование
Приоритетными направлениями работы сферы образования Мценского района являются обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Образовательную деятельность в районе осуществляют:
- 12 общеобразовательных учреждений (8 среднего общего образования и 4 основного общего образования) с 6 филиалами;
- 14 учреждений дошкольного образования;
- 2 учреждения дополнительного образования (Центр дополнительного образования детей, Детско-юношеская спортивная школа);
- отдел психолого-педагогического и социального сопровождения детей в составе Центра дополнительного образования детей.
В рамках муниципальной программы "Развитие материально-технической базы образования в Мценском районе" в 2021 году выполнены работы:
- ремонт кровельных покрытий Протасовской СОШ и Каменского детского сада;
- ремонт помещений с устройством теплых санузлов в филиале Подбелевской СОШ в д. Богданчики;
- ремонт фасада Аникановской ООШ;
- ремонт спортзала Спасско-Лутовиновской СОШ;
- ремонт эвакуационного выхода в Воинском детском саду;
- установка АПС в Жилинской СОШ;
- устройство ограждения территории в Отрадинской СОШ;
- замена оконных и наружных дверных блоков в здании Краснооктябрьской ООШ;
- проведение комплекса мероприятий противопожарной защищенности и по подготовке учреждений образования к ОЗП.
В рамках исполнения наказов избирателей депутатов Орловского областного Совета народных депутатов проведены работы:
- ремонт фасада Спасско-Лутовиновской СОШ;
- установка прибора учета в здании Воинского детского сада.
В рамках исполнения наказов избирателей депутатов Мценского районного Совета народных депутатов выполнены работы:
- ремонт помещений Глазуновской ООШ;
- ремонт санузлов Тельченской и Подбелевской СОШ.
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" в Мценском районе в 2019 - 2021 году открыты 6 Центров образования "Точка роста".
3 Центра "Точка роста" цифрового и гуманитарного профилей - на базе МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Тельченская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Тургенева". В школы поступили образовательные наборы и учебное демонстрационное оборудование для создания проектной медиазоны, в том числе 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры, а также оборудование для шахматной зоны и ручные электроинструменты, соответствующая мебель.
В 2021 году открыты 3 Центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" - на базе МБОУ "Жилинская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Алябьевская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Протасовская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Новикова".
1.11. Культура
В Мценском районе функционируют 57 учреждений культуры: 14 социально-культурных центров на уровне сельских поселений, куда входят 18 Домов культуры, 8 клубов.
Три учреждения на уровне муниципального района:
- МБУК "Мценский районный Дом культуры";
- МБУ "Мценская межпоселенческая библиотека им. И.С. Тургенева, в состав которой входят детское отделение и 27 сельских библиотек-филиалов;
- МОУ ДО "Отрадинская детская школа искусств им. Василия и Виктора Калинниковых".
Количество работников культуры в Мценском районе на 01.01.2022 - 102 человека, из них работников:
- культурно-досуговых учреждений - 53 чел.
- библиотек - 45 чел.
- Детской школы искусств - 9 чел.
В целях укрепления материально-технической базы за счет депутатских наказов изготовлена ПСД "Капитальный ремонт Алябьевского СДК "МБУК "Алябьевский Соцкультцентр" Алябьевского сельского поселения; изготовлена ПСД на благоустройство парка погибшим воинам в д. Башкатово Башкатовского сельского поселения; замена 4 дверных блоков в здании Жилинского СДК, приобретена мебель в Нововолковский клуб Подберезовского сельского поселения; изготовлена ПСД на ремонт Нижне-Зарощинского СДК Спасско-Лутовиновского сельского поселения. Сумма затрат составила 522,5 тыс. руб.
Коллективы Мценского района принимали участие в международных, всероссийских, областных конкурсах. В учреждениях культуры функционирует 10 клубных формирований, количество участников в клубных формированиях 133 человека.
В состав муниципального бюджетного учреждения "Мценская межпоселенческая районная библиотека им. И.С. Тургенева" входят детское отделение и 27 сельских библиотек-филиалов. Штат библиотеки укомплектован и составляет 45 человек (16 специалистов районного звена и 29 сельских библиотекарей).
На протяжении нескольких лет Мценский район занимает одно из первых мест в области по объему денежных средств, направляемых на пополнение библиотечного фонда. Всего на комплектование выделено бюджетных средств - 1 659814,57 руб.
Обработка новых поступлений ведется в автоматизированном режиме. 10 библиотек района осуществляют работу Интернет-клуба "Ориентир", цель клуба - адаптация детей и подростков из семей социального риска к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и информационную работу.
1.12. Физическая культура и спорт
В районе имеется необходимая спортивная база: 13 спортивных залов, 50 плоскостных спортивных сооружений, 3 современных пластиковых хоккейных корта. Ежегодно в районе проводятся соревнования по легкой атлетике, волейболу, мини-футболу, настольному теннису, "Президентские состязания", районные спартакиады.
По итогам участия в соревнованиях в 2020 году присвоено 253 массовых спортивных разряда.
Проводится большая работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". В 2020 году было вручено 19 золотых знаков, 21 серебряный, 42 бронзовых знака. На территории МБОУ "Тельченская средняя общеобразовательная школа" размещена и функционирует малая спортивная площадка, на которой возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне".
II. Проблемы социально-экономического развития Мценского района
1. Негативные демографические тенденции, связанные с сокращением численности постоянного населения района вследствие естественной и миграционной убыли, а также снижением численности населения трудоспособного возраста и увеличением численности населения старше трудоспособного возраста.
2. Низкий уровень жизни населения района, большой разрыв в среднедушевых доходах населения, сохранение низкого уровня средней заработной платы и высокой дифференциации размера заработной платы в различных секторах экономики.
3. Проблемы, сдерживающие инвестиционное развитие района:
- инфраструктурные ограничения, препятствующие созданию высокотехнологичных энергоемких производственных мощностей с высокой производительностью труда;
- невысокая инвестиционная активность предприятий.
4. Проблемы в развитии реального сектора экономики:
- ограниченность финансовых ресурсов, связанная с недостатком собственных средств, бюджетными ограничениями;
- территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, дисбаланс по количественному и профессиональному составу;
- недостаток высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов ввиду оттока кадров в другие регионы с более высоким уровнем заработной платы.
5. Основным фактором, сдерживающим развитие дорожного хозяйства Мценского района, является удорожание стоимости дорожно-строительных материалов.
6. Основным фактором, сдерживающим развитие жилищно-коммунального хозяйства Мценского района, является износ коммунальной инфраструктуры, требующий капитального ремонта и модернизации.
7. Проблемы в развитии социальной сферы региона:
- высокий износ зданий и устаревшая материально-техническая база организаций социальной сферы, которая нуждается в модернизации;
- дефицит финансового обеспечения, в том числе за счет средств районного бюджета.
8. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Мценском районе, являются:
- недостаточно активная маркетинговая политика по продвижению турпродукта Мценского района; незначительное количество рекламно-просветительной информации в СМИ о туристском потенциале Мценского района;
- недостаточно развитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
- слабое использование возможностей туризма выходного дня;
- недостаточное использование фестивального, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм).
9. Основными факторами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта на территории Мценского района, являются:
- отсутствие современной спортивной базы;
- недостаточное количество спортивных сооружений по месту жительства.
III. Цели и задачи социально-экономического развития Мценского района
С учетом исторически сложившейся ситуации, природных особенностей, географического положения, а также основных потенциальных возможностей и стремлений жителей района главная цель развития Мценского района - бездефицитный бюджет и комфортное проживание граждан. Улучшение качества жизни достижимо лишь при успешной, эффективной экономике и социальной политике.
Ключевые цели социально-экономического развития района:
- повышение экономического потенциала;
- социальный комфорт личности;
- формирование благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствии с выбранными стратегическими целями Стратегия базируется на определении следующих приоритетных задач:
- приоритетное направление "Развитие человеческого капитала и социальной сферы";
- приоритетное направление "Создание комфортной среды для жизни на территории Мценского района";
- приоритетное направление "Создание условий для долгосрочного эффективного экономического развития".
IV. Приоритетные направления социально-экономического развития Мценского района
4.1. Приоритетное направление "Развитие человеческого капитала и социальной сферы"
Цель 4.1.1. Обеспечение роста благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Основным фактором, содействующим росту благосостояния граждан и сокращению количества бедного населения в долгосрочной перспективе, является обеспечение ежегодного роста доходов населения и заработной платы работников, опережающего темпы роста инфляции.
Положительная динамика показателей уровня жизни населения будет достигнута за счет проведения ежегодной индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики не ниже прогнозируемого регионального уровня инфляции, поддержания установленных указами Президента Российской Федерации уровней соотношений заработной платы отдельных категорий работников и сохранения достойного уровня заработной платы путем постоянного совершенствования системы оплаты труда.
Рост реальных доходов населения будет, кроме того, обеспечиваться сдерживанием необоснованного роста инфляции путем осуществления мониторинга и недопущения роста потребительских цен на социально значимые продукты питания и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Одним из направлений по снижению бедности населения будут являться меры по целевой поддержке семей с детьми в рамках реализации национального проекта "Демография".
Цель 4.1.2. Развитие системы образования.
Целью современной системы образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация содержания образования и образовательной среды должна быть направлена на обеспечение готовности выпускников образовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике. С целью реализации данного направления Мценский район уже участвует в национальном проекте "Образование" и региональной программе "Модернизация школьных систем образования Орловской области". В 2023 - 2025 годах также планируется продолжить реализацию данного направления через участие в указанных и вновь разрабатываемых федеральных и региональных проектах и программах.
Достижение цели по обеспечению доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения планируется осуществить за счет реализации следующих задач:
- сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- наличие в общеобразовательных организациях педагогических кадров со специальным образованием и методическим сопровождением;
- развитие инфраструктуры и совершенствование ресурсного обеспечения общеобразовательных организаций;
- повышение уровня информатизации общеобразовательных организаций;
- доступность получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности;
- доступность различных форм отдыха и оздоровления детей;
- модернизация материально-технического оснащения образовательных организаций.
Цель 4.1.3. Развитие сферы культуры.
Также в рамках данного приоритетного направления необходимо увеличение охвата населения культурно-досуговыми услугами и мероприятиями. В этих целях Мценский район также участвует и планирует в последующие годы продолжить участие в национальном проекте "Культура", федеральном проекте "Культура малой родины", а также в государственной программе Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области".
Планируется обеспечить:
- модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- увеличение доступности к услугам учреждений культуры путем информатизации отрасли, создания электронных библиотек, виртуальных музеев;
- повышение качества и расширение спектра услуг в сфере культуры;
- привлечение средств областного бюджета для финансирования районных учреждений культуры;
- сохранение кадрового потенциала, в случае необходимости его обновление.
Цель 4.1.4. Повышение уровня физической культуры населения.
В рамках решения указанной задачи планируется осуществлять следующее:
- участие спортсменов Мценского района в значимых спортивных соревнованиях;
- развитие физической культуры и спорта в подростковой среде в качестве профилактики безнадзорности и правонарушений;
- обеспечение доступности спортивных сооружений для населения;
- увеличение количества принявших участие в сдаче норм ГТО.
В целях привлечения населения к занятию физической культурой и спортом Мценский район участвует в реализации государственной программы Орловской области "Развитие физической культуры и спорта". В будущие периоды также планируется продолжить участие в указанной программе.
Цель 4.1.5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время актуальным решением направления является обеспечение высокого уровня готовности органов управления и сил гражданской обороны, а также населения Мценского района к действиям по выполнению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Мценского района. Обеспечение выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий Мценского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Для достижения поставленной цели необходимы:
- организация подготовки населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
- развитие систем оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
- развитие и совершенствование технических средств и технологий, повышение защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также их ликвидацией.
4.2. Приоритетное направление "Создание комфортной среды для жизни на территории Мценского района"
Цель 4.2.1. Повышение уровня транспортного обслуживания и развитие дорожного хозяйства.
Достижение цели по улучшению качества транспортного обслуживания на территории Мценского района планируется осуществить за счет строительства и реконструкции автомобильных дорог до населенных пунктов с социально значимыми объектами и объектами производства и переработки сельскохозяйственной продукции в рамках государственных программ, ремонта автомобильных дорог по маршрутам движения пассажирского транспорта, в том числе осуществляющего подвоз учащихся к образовательным учреждениям, отсыпки щебнем автомобильных дорог до малочисленных сельских населенных пунктов.
Цель 4.2.2. Создание условий для обеспечения населения качественным и доступным жильем, совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства.
Одним из способов реализации данного направления является увеличение ввода жилья на территории Мценского района.
Для реализации задачи, направленной на увеличение жилищного строительства, необходимо:
- обеспечить инженерной инфраструктурой земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, в том числе участки, предназначенные для строительства жилья для льготных категорий граждан;
- использовать земельные участки для комплексного освоения территории с целью строительства жилья.
Не менее важными мероприятиями являются содействие в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на жилищном учете, повышение доступности жилья.
Основная проблема, на решение которой направлена данная задача, это невозможность приобретения жилья большей частью населения ввиду низких доходов и высоких цен на жилье. Купить жилье за счет текущих заработков и сбережений могут люди с высокими доходами.
Необходимо обеспечить эффективную адресную государственную поддержку отдельных категорий граждан на приобретение жилья и земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, которая в настоящее время оказывается в рамках реализации государственных и муниципальных программ.
Поскольку для Мценского района демографическая проблема является актуальной, главной задачей, которую необходимо решать, является создание комплексной системы государственной поддержки молодых и многодетных семей в первую очередь через оказание им со стороны государства финансовой помощи в приобретении и строительстве жилья.
Цель 4.2.3. Улучшение облика населенных пунктов, повышение уровня благоустройства дворовых территорий, общественных пространств (территорий и парков). Способом решения данной цели ввиду недостатка собственных средств Мценский район участвует в национальном проекте "Жилье и городская среда. Формирование комфортной городской среды". Благодаря участию в данной программе удается благоустроить дворовые и общественные территории.
В рамках указанной задачи в будущие периоды планируется обеспечить:
- выполнение мероприятий, направленных на благоустройство общественных и дворовых территорий Мценского района путем привлечения федерального и регионального финансирования в рамках государственных программ;
- реализацию механизмов общественного участия (вовлечение заинтересованных лиц) в реализации проектов развития сельских территорий, предполагающего финансовое и трудовое участие граждан, а также привлечение средств инвесторов.
В целях устойчивого развития отрасли ЖКХ планируется обеспечить капитальный ремонт и модернизацию существующих систем водоснабжения и теплоснабжения. В целях привлечения дополнительных средств для осуществления мероприятий по модернизации и капитальному ремонту существующих коммунальных систем Мценский район также участвует в государственных и региональных программах.
4.3. Приоритетное направление "Создание условий для долгосрочного эффективного экономического развития"
Цель 4.3.1. Повышение инвестиционной привлекательности Мценского района.
Стратегический подход к успешному развитию Мценского района реализуется через инвестиционную политику, а также посредством реализации инфраструктурных проектов.
Приоритетные задачи района в сфере инвестиционной политики:
1) создание объектов инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
2) поддержка инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение в приоритетных отраслях экономики.
Реализация поставленных задач будет осуществляться за счет:
- применения механизмов государственно-частного партнерства;
- внедрения новых инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключения с инвесторами соглашений на основе партнерских договоренностей, имеющих социально ориентированный характер;
- обеспечения в районе открытого информационного пространства, обеспечения открытости делового сотрудничества и антикоррупционного подхода.
Цель 4.3.2. Развитие агропромышленного производства.
Целью развития агропромышленного комплекса Мценского района является увеличение объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки для обеспечения импортозамещения в отношении мяса, молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции.
Достижение поставленной цели планируется достичь через механизм участия в федеральных программах, грантах, конкурсах и проектах, в том числе с финансированием из регионального бюджета.
Цель 4.3.3. Развитие сферы туризма.
Развитие сферы туризма может стать одним из факторов улучшения инвестиционного климата, способствующим привлечению финансовых ресурсов для решения экономических и социальных проблем района.
Главная цель реализации стратегии развития туристского направления Мценского района предполагает формирование благоприятной среды для развития туристской отрасли на основе полноценной реализации туристско-рекреационного и историко-культурного потенциала Мценского района.
Стратегией развития туристического направления Мценского района наряду с мероприятиями по развитию событийного и культурно-познавательного туризма, пропаганде культурного наследия планируются мероприятия, направленные на сохранение, благоустройство и популяризацию среди населения культурного достопримечательного места, расположенного в д. Волково, через создание туристического пути, а также благоустройства общественного места культурного отдыха и развития населения, а именно благоустройство литературной и исторической достопримечательности - парка на территории усадьбы Шеншиных. Благодаря расположению данного исторического объекта д. Волково приобрела статус исторического поселения, в связи с чем благоустройство данного парка направлено на достижение приоритетных целей стратегического развития Орловской области, а именно создание и развитие туристской инфраструктуры, формирование историко-культурного каркаса области.
V. Сроки и этапы реализации Стратегии
Срок реализации Стратегии - 2023 - 2025 годы. Реализация Стратегии будет осуществлена в один этап.
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Главным результатом реализации Стратегии является улучшение качества жизни населения района, которое предполагает высокий уровень развития инфраструктуры (транспортной, коммунальной), социальной сферы (образования, культуры, спорта), обеспечение стабильного роста экономики района.
VII. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Финансовое обеспечение Стратегии планируется за счет бюджетных и внебюджетных средств (средства предприятий, инвесторов и др.) (прогнозно).
Привлечение средств федерального и областного бюджета планируется осуществлять в рамках государственных программ Российской Федерации и государственных программ Орловской области.
Внебюджетные средства на реализацию перспективных инфраструктурных, социальных, инновационных, природоохранных и иных проектов будут привлекаться за счет инвестиций.
Социально-экономическое развитие Мценского района во многом будет определяться реализацией инвестиционных проектов, которые позволят максимально эффективно использовать экономический потенциал и обеспечат улучшение качества жизни населения.
VII. Система мер, обеспечивающих реализацию Стратегии
В краткосрочном периоде цели Стратегии реализуются через систему муниципальных программ с соответствующей увязкой промежуточных целевых значений и последующей преемственностью системы муниципального программирования (реестр муниципальных программ представлен в приложении N 1 к настоящей Стратегии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.