г. Краснодар |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А32-22976/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Марченко А.О. (доверенность от 24.12.2013), в отсутствие заявителя - администрации города Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-22976/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление), выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402032:0273, 23:49:0402032:341, 23:49:0402032:0095, 23:49:0402032:0195, 23:49:0402023:0035, 23:49:0402023:0034, 23:49:0402041:61, 23:49:0402041:62, 23:49:0402060:0082 и возложении на управление обязанности принять решение о передаче спорных земельных участков.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244).
Решением от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы недоказанностью факта обращения администрации к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - федеральное агентство) с предложением о передаче перечисленных земельных участков в муниципальную собственность.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 23.10.2013 и постановление апелляционного суда от 03.03.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы кассационной жалобы сводятся к незаконности бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность находящихся в пределах курорта федерального значения спорных участков.
В отзыве на кассационную жалобу (письменных пояснениях) территориальное управление просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что в отношении земельных участков 23:49:0402032:0273, 23:49:0402032:0095, 23:49:0402023:0034, 23:49:0402032:341 администрация заключила договоры аренды с превышением полномочий. Относительно участков с кадастровыми номерами 23:49:0402032:0195, 23:49:0402060:0082, 23:49:0402041:61, 23:49:0402041:62 данные, содержащиеся в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), не соответствуют сведениям, указанным в кадастровых паспортах (адрес и местоположение земельного участка). Кроме того, в границах земельного участка 23:49:0402060:0082 расположены объекты недвижимого имущества, собственники которых не установлены. Относительно данных об участке 23:49:0402023:0035 (о том что право собственности на этот участок зарегистрировано за Пиновым А.С.) представитель управления пояснила, что эти данные касаются участка 23:49:0402032:0035 (допущена опечатка) и просит эти сведения не учитывать.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержала доводы, приведенные в письменных пояснениях. Иные участники процесса явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено на основании статьи 156 Кодекса.
В судебном заседании от 14.05.2014 объявлялся перерыв до 21.05.2014 до 14 часов 00 минут. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и пояснениях управления, выслушав представителя заинтересованного лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402032:0273, 23:49:0402032:341, 23:49:0402032:0095, 23:49:0402032:0195, 23:49:0402023:0035, 23:49:0402023:0034, 23:49:0402041:61, 23:49:0402041:62, 23:49:0402060:0082 зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 244, что подтверждено соответствующими выписками (т. 1, л. д. 19 - 31).
Департамент имущественных отношений администрации, руководствуясь частью 6 статьи 1 Закона N 244 обратился в территориальное управление с предложением о передаче в муниципальную собственность спорных земельных участков.
Бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче испрашиваемых участков из федеральной собственности в муниципальную, послужило основанием обращения администрации в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Согласно кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402032:341, 23:49:0402032:0095, 23:49:0402032:0195, 23:49:0402023:0035, 23:49:0402023:0034, 23:49:0402041:61, 23:49:0402041:62, 23:49:0402060:0082 расположены во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Относительно участка с кадастровым номером 23:49:0402032:0273 такие данные отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244 из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244 (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сослались на нарушение администрацией порядка обращения за передачей участков (пункты 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), а также пункты 1.2, 3.1 и 3.2 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 N 270).
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление.
Поскольку согласно выпискам из ЕГРП право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402032:0273, 23:49:0402032:341, 23:49:0402032:0095, 23:49:0402032:0195, 23:49:0402023:0035, 23:49:0402023:0034, 23:49:0402041:61, 23:49:0402041:62, 23:49:0402060:0082 зарегистрировано до вступления в законную силу Закона N 244, принимая во внимание обращение администрации в орган по распоряжению федеральным имуществом, находящийся на территории Краснодарского края, коллегия считает, что отказ в удовлетворении заявленных требований по мотиву не обращения заявителя в федеральное агентство неправомерен.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Учитывая доводы администрации, принимая во внимание пояснения территориального управления о наличии несоответствий в данных кадастровых паспортов и выписок из ЕГРП в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков, нахождении на них объектов недвижимости, суду надлежит проверить возможность фактической передачи спорных участков из федеральной в муниципальную собственность в соответствии с нормами Закона N 244.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в их совокупности, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А32-22976/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сослались на нарушение администрацией порядка обращения за передачей участков (пункты 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), а также пункты 1.2, 3.1 и 3.2 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 N 270).
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2014 г. N Ф08-2908/14 по делу N А32-22976/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3525/16
06.04.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2190/16
12.01.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22976/13
07.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4321/15
22.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17830/14
05.09.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22976/13
28.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2908/14
03.03.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1429/14
23.12.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22976/13