г. Краснодар |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А63-9282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации Петровского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2617011398, ОГРН 1042600489546), заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (ИНН 2635077144, ОГРН 1042600336349), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Петровского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2013 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-9282/2013, установил следующее.
Администрация Петровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее - управление) от 01.07.2013 N 61/4/48-11 в части пунктов 1, 3 -11 (уточненное требование в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.03.2014, заявление удовлетворено частично, признан недействительным пункт 3 предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебные акты мотивированы доказанностью соответствия предписания в оспариваемой части (кроме пункта 3) закону, поскольку администрация обязана обеспечить работников образовательных учреждений средствами индивидуальной защиты.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, организация обеспечения штатного состава работников образовательных учреждений средствами индивидуальной защиты относится к полномочиям финансового управления и отдела образования. Проверка проведена с нарушением срока, установленного пунктом 20 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.07.2013 управлением в отношении администрации проведена проверка исполнения ранее выданного предписания органа государственного надзора по исполнению требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 05.06.2012 N 66/4/59/14.
В ходе проверки управлением установлен факт неисполнения администрацией предписания от 05.06.2012 N 66/4/59/14.
Управлением по факту неисполнения предписания составлены акт проверки от 01.07.2013 N 61, протокол об административном правонарушении от N 43.
Администрации выдано предписание от 01.07.2013 N 61/4/48-11 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым администрация обязана: создать действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления; обеспечить штатный состав работников администрации пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа работников; организовать обеспечение штатного состава работников муниципального бюджетного учреждения здравоохранения, пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа работников; организовать обеспечение штатного состава работников МБДОУ ЦРР д/с N 10 "Березка" пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБДОУ ЦРР д/с N 26 "Солнышко" пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБДОУ д/с N 38 "Колокольчик" пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ гимназия N 1 пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (профильный центр) "Родничок" пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Победа", пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ лицей N 3, пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ СОШ N 4 пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников.
Считая выданное предписание незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу подпункта "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), постоянно действующими органами управления единой системы на муниципальном уровне являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Как указано в статье 11 Закона N 68-ФЗ, органы местного самоуправления в числе прочего самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании подпунктов 7, 20 пункта 1 статьи 30 Устава Петровского муниципального района Ставропольского края, утверждённого решением Совета Петровского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 19.11.2010 N 41, (далее - Устав) администрация муниципального района под руководством главы участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, кроме того организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу норм пункта 1 статьи 26 Устава администрация муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции и обладающий правами юридического лица.
Из статей 28, 29 Устава следует, что руководители структурных подразделений администрации муниципального района в своей деятельности подчинены и подотчетны главе администрации муниципального района, курирующему заместителю главы администрации муниципального района, управляющему делами администрации муниципального района, а так же органы, руководители органов администрации муниципального района в своей деятельности подчинены и подотчетны главе администрации муниципального района, курирующему заместителю главы администрации муниципального района.
Уставом определено, что в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации муниципального района осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального района.
Как следует из Положения об отделе образования администрации Петровского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Петровского муниципального района Ставропольского края от 20.04.2012 N 16, отдел образования является органом исполнительной власти, осуществляющим управление системой образования в районе, и входит в структуру администрации муниципального района.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что на администрацию законом возложена обязанность по обеспечению требований гражданской обороны.
Законодателем предусмотрено создание муниципальными образованиями наряду с едиными дежурно-диспетчерскими службами, действующие как постоянные организации в области защиты населения специального уполномоченного органа управления для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данный орган создается не с цель предотвращения чрезвычайных ситуаций путем прямого воздействия на источник опасности, а с целью управления и организации защиты населения.
Довод кассационной жалобы о том, что организация обеспечения штатного состава работников образовательных учреждений средствами индивидуальной защиты относится к компетенции финансового управления и отделу образования, подлежит отклонению.
В силу пункта 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Согласно пункту 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.1995 N 993, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что на администрацию возложена обязанность обеспечить работников муниципальных образовательных учреждений средствами индивидуальной защиты.
Довод кассационной жалобы о нарушении срока проведения проверки подлежит отклонению.
Предметом внеплановой выездной проверки являлось истечение срока устранения выявленных нарушений, указанных в ранее выданном предписании от 05.06.2012 N 66/4/59. Согласно указанному предписанию нарушения необходимо было устранить до 01.06.2013. В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Дата начала проверки указанная в распоряжении от 16.05.2013 N 61 соответствует сроку устранения нарушений требований законодательства указанному в предписании от 05.06.2012 N 66/4/59-14. Окончательный срок проверки, отраженный в распоряжении от 16.05.2013 N 61 указан с учетом 20 рабочих дней, предоставленных законодательством на осуществление надзорных действий.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы администрации не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А63-9282/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.