Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 31.03.2023 N 275-пп
Государственная программа
"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области"
I. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области"
(далее - государственная программа)
1. Оценка состояния сферы реализации государственной программы
В настоящее время на территории Оренбургской области сохранялась стабильная криминогенная обстановка, что обусловлено реализацией значительного количества мероприятий, направленных на совершенствование законодательства Оренбургской области в сфере профилактики правонарушений, повышения эффективности механизма правоприменения, создания мер для реализации правоохранительными органами полномочий по противодействию преступности.#
В этих целях Правительство Оренбургской области проводит значительную работу по формированию у населения установок на позитивное сотрудничество с органами правопорядка. В рамках государственной программы реализуются мероприятия по стимулированию граждан, принимающих активное участие в обеспечении правопорядка. В соответствии с указами Губернатора Оренбургской области поощрено 370 жителей региона, из них за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств осуществлены выплаты 12 гражданам на сумму 94,6 тысячи рублей. Всего жителям региона, активно участвовавшим в мероприятиях, способствующих обеспечению правопорядка на территории Оренбургской области, в том числе народным дружинникам, принявшим участие в ежегодном областном конкурсе "Лучший народный дружинник Оренбургской области", осуществлены денежные выплаты на общую сумму свыше 640 тысяч рублей.
Граждане и общественные формирования принимали активное участие в охране общественного порядка в целях профилактики правонарушений и предупреждения преступлений, снижения уровня преступности в общественных местах и привлечения дополнительных сил для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий и в местах массового скопления людей.
В Оренбургской области развивается институт народных дружин. В настоящее время сформированы и действуют 334 народные дружины, в которых состоит 3571 человек, и 11 общественных объединений правоохранительной направленности, которые включают в себя 160 человек.
Принятые на территории Оренбургской области меры по усилению взаимодействия органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, правоохранительных органов и общественных объединений правоохранительной направленности в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности дают положительные результаты и позволяют сохранять в регионе стабильную оперативную обстановку.
Уровень преступности в Оренбургской области в 2022 году составил 1129,7 правонарушения в расчете на 100 тысяч человек, что ниже значения 2021 года на 13 процентов (1286,2 преступления).
Количество тяжких и особо тяжких составов уголовно-наказуемых# деяний по сравнению с 2021 годом сократилось на 14,7 процента.
Вместе с тем каждое третье преступление указанной категории преступных посягательств - это кражи, совершенные путем неправомерного списания денежных средств со счетов граждан (28,3 процента). Каждое четвертое правонарушение связано с незаконным оборотом наркотиков (23,7 процента), каждое седьмое - мошенничество (14,3 процента).
Анализ общего массива регистрируемых преступлений показал, что большую его часть (52,5 процента) составляют преступления, совершенные против собственности, из которых 59,4 процента приходится на преступления, связанные с кражей чужого имущества; доля преступлений против личности составила 17,3 процента от общего числа зарегистрированных преступлений, из которых 58,8 процента приходится на преступления против жизни и здоровья.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом число преступлений, совершенных против собственности, сократилось на 12 процентов.
Положительная динамика отмечается относительно преступлений, совершенных в общественных местах (снижение их количества на 8,4 процента).
В структуре преступности на территории Оренбургской области наблюдается увеличение значений удельного веса следующих противоправных деяний:
убийства - 0,4 процента (90 преступлений);
изнасилования - 0,3 процента (72 преступления);
присвоение вверенного имущества - 0,8 процента (79 преступлений);
разбои - 0,2 процента (42 преступления).
Реализация на территории Оренбургской области в течение последних лет комплексных мер, направленных на профилактику немедицинского потребления наркотиков среди различных категорий населения, способствовала устойчивому снижению уровня распространенности наркомании в области.
В 2022 году на территории Оренбургской области отмечено снижение на 29 процентов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
При этом анализ наркоситуации, сложившейся в последние годы в Оренбургской области, показал, что немедицинское потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться достаточно острыми проблемами. Ежегодно проводимый мониторинг наркоситуации в Оренбургской области свидетельствует о напряженной ситуации в сфере противодействия незаконному потреблению и обороту наркотиков.
Вызывает тревогу тенденция увеличения острых отравлений наркотиками в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 32 процента (с 68 случаев до 101 случая), в том числе с летальным исходом - на 300 процентов (с 5 до 15 случаев).
Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что до 2021 года наблюдалось устойчивое снижение распространенности наркомании в Оренбургской области. В 2022 году отмечен ее рост на 1,8 процента (6,62 человека на 10 тысяч населения) (2021 год - 6,5 человека).
Общий показатель распространенности наркомании среди несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет в Оренбургской области за январь - декабрь 2022 года составил 0,32 процента (2021 год - 0,16 процента) в расчете на 10 тысяч населения.
Климат Оренбургской области способствует произрастанию обширных участков дикорастущей конопли, что является предпосылкой к использованию в незаконном обороте наркотиков растительного происхождения.
Одной из актуальных проблем остается высокий уровень отравлений населения Оренбургской области наркотическими веществами. По данным токсикологического мониторинга, проводимого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, в 2022 году на отравления наркотическими веществами пришлось 14,6 процента от общего числа острых бытовых отравлений (336 случаев), в 2021 году - 11,9 процента (260 случаев).
Показатель смертности среди лиц рассматриваемой категории увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2021 годом и составил 1,7 на 100 тысяч населения (2021 год - 0,7).
В целях снижения аварийности и дорожно-транспортного травматизма в Оренбургской области с 2014 года в рамках государственной программы реализуются мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.
Для осуществления дополнительного контроля за дорожным движением, а также фиксированием совершенных дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) на территории Оренбургской области функционируют 275 комплексов автоматической фото-, видеофиксации административных правонарушений, из них стационарных - 197, передвижных - 72 и мобильных - 6. В местах установки указанных комплексов ликвидировано 12 мест концентрации ДТП.
В 2022 году на территории Оренбургской области зарегистрировано 1322 ДТП, в результате которых 211 (+18,5 процента) человек погибли и 1612 (-8,1 процента) человек получили ранения различной степени тяжести. Тяжесть последствий ДТП составила 11,6 погибшего на 100 пострадавших (2021 год - 9,2).
На территории региона отмечается снижение количества ДТП, совершенных по вине водителей: в состоянии опьянения - на 18,8 процента; не имеющих права управления - на 15,5 процента, водителей автобусов - на 32,5 процента, со стажем управления до 2 лет - на 21,5 процента, по причине несоблюдения очередности проезда - на 3,3 процента, нарушивших требования сигналов светофора - на 14,8 процента, из-за несоблюдения дистанции - на 16 процентов.
В то же время больше выявлено водителей, допустивших выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (на 36,4 процента). Зарегистрировано увеличение количества ДТП по причине нарушения правил обгона на 47,4 процента, наезда на пешехода - на 6,9 процента, в том числе на пешеходном переходе - на 23,1 процента, по вине пешеходов - на 3,2 процента.
Основными причинами совершения ДТП, в которых погибли люди, явились выезд на полосу встречного движения (удельный вес - 32,2 процента от общего количества погибших в ДТП за указанный период), несоответствие скорости конкретным условиям движения - 56 погибших (удельный вес - 26,5 процента), нарушение правил обгона - 23 погибших (удельный вес - 10,9 процента).
Реализуемых инженерных мероприятий (установка дорожных знаков, барьерных ограждений, пешеходных ограждений, устройство тротуаров, размещение пешеходных переходов, искусственных дорожных неровностей, светофоров, сигнальных столбиков, размещение остановок общественного транспорта) по обеспечению безопасности дорожного движения явно недостаточно, а динамично меняющаяся обстановка, связанная с аварийностью, требует оперативного внедрения дополнительных инженерных решений.
В Оренбургской области с 2014 года реализуются мероприятия по социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (далее - ЛОМЛС), и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (далее - ЛОННСЛС).
Важными направлениями профилактической работы в данной сфере являются:
информирование ЛОННСЛС о положении на рынке труда, об услугах, оказываемых органами труда и занятости населения;
организация занятости и позитивного досуга несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в творческих объединениях, клубах по интересам, спортивных секциях, профильных лагерях и сменах.
Организована работа по подготовке лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, к адаптации по избранному месту жительства в рамках исполнения соглашения от 25 декабря 2015 года N 1107 "О взаимодействии между министерством здравоохранения Оренбургской области и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области".
Вопросы социальной реабилитации и адаптации лиц ЛОМЛС и ЛОННСЛС требуют комплексного решения
Целесообразно организовать занятость в свободное от учебы время несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, закрепив за каждым подростком из группы социального риска общественного воспитателя (наставника) из числа сотрудников органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, органов внутренних дел Оренбургской области, педагогических работников образовательных организаций Оренбургской области, общественности, родительского актива, которые будут осуществлять контроль за внеурочной занятостью, помогать эффективно планировать и организовывать режим дня и индивидуальный образовательный маршрут таких подростков.
Необходимо проработать вопросы жизнеустройства граждан пожилого возраста и инвалидов, освобожденных из мест принудительного содержания, а также ранее судимых лиц.
Большое внимание в рамках государственной программы уделяется проведению в Оренбургской области профилактических мероприятий по предупреждению подростковой преступности и экстремистских проявлений в молодежной среде.
Всего в 2022 году проведено более 5,4 тысячи мероприятий, в которых приняли участие свыше 97 тысяч детей и подростков, более 34 тысяч родителей, что способствовало созданию здоровой антинаркотической среды в образовательных организациях, формированию у обучающихся и родителей активной жизненной позиции, навыков здорового и безопасного образа жизни, негативного отношения к рискованному поведению.
Совместная слаженная работа органов системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, оказала положительное влияние на уровень подростковой преступности в Оренбургской области
В 2022 году зарегистрировано снижение на 6 процентов количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 9 процентов сократилось число подростков, совершивших противоправные деяния, в том числе в состоянии алкогольного опьянения - на 28,3 процента.
В то же время увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления и состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; групповых преступлений с участием несовершеннолетних; тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Таким образом, вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведения индивидуальной профилактической работы с подростками, состоящими на различных видах учета, в том числе находящихся в социально опасном положении, требуют принятия дополнительных мер.
Оперативная обстановка в Оренбургской области определяется наличием ряда внутренних и внешних угроз безопасности, обусловленных:
особенностью географического положения Оренбургской области, расположенной на путях международного наркотрафика, и незавершенностью мероприятий по укреплению границ Российской Федерации с Республикой Казахстан, что способствует совершению контрабанды наркотиков и их транзитному перемещению через территорию области вглубь Российской Федерации;
постоянным притоком на территорию Оренбургской области мигрантов из стран Центральной Азии и Закавказья;
наличием на территории региона большого количества учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области;
сложной социально-экономической ситуацией, отсутствием рабочих мест, низкой заработной платой;
нарастающей диспропорцией между увеличением количества автомобилей и недостаточной оборудованностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки;
недостаточным финансированием мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
недостаточной водительской дисциплиной участников дорожного движения;
недостаточной организацией учета ЛОМЛС, нуждающихся в жилье, в том числе временном (количество мест, куда эти граждане могут быть определены на временное проживание, а также срок их нахождения в указанных учреждениях ограниченны);
необходимостью в профессиональном обучении или переподготовке значительной части ЛОМЛС, не имеющих или утративших трудовую квалификацию.
Нестабильная экономическая ситуация, обусловленная негативными процессами в экономике, недостаточная профилактическая работа с ЛОМЛС, ранее судимыми, и лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, привели к росту некоторых показателей, характеризующих криминогенную обстановку.
Практика и накопленный органами государственной власти Оренбургской области, участвующими в мероприятиях по выполнению государственных задач по охране общественного порядка и обеспечении безопасности граждан, опыт свидетельствуют о необходимости их развития и дальнейшего внедрения на территории Оренбургской области.
2. Цель, приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
Целями государственной политики в сфере обеспечения правопорядка и противодействия преступности в долгосрочной перспективе являются повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, снижение в обществе уровня наркомании, преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, успешная социальная реабилитация и адаптация ЛОМЛС и ЛОННСЛС, профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них.
С учетом целей государственной политики в сфере обеспечения правопорядка и противодействия преступности определены следующие приоритеты ее реализации:
создание необходимых условий для успешной реализации органами внутренних дел Российской Федерации на территории Оренбургской области возложенных на них правоохранительных функций за счет повышения уровня обеспеченности современными техническими средствами, реализации областных мер поддержки в виде предоставления налоговых льгот;
повышение эффективности оперативно-разыскных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации;
сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах на территории Оренбургской области;
снижение уровня повторной преступности на территории Оренбургской области, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений;
увеличение числа граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка на территории Оренбургской области;
активное противодействие общества распространению наркомании на территории Оренбургской области;
снижение до нулевого уровня смертности в результате ДТП на территории Оренбургской области;
уменьшение количества ЛОМЛС и ЛОННСЛС, которым нужны социальная реабилитация и адаптация;
эффективная профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них.
Государственная и общественная безопасность обеспечивается для достижения таких стратегических целей, как защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, а также защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, а также развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации.
Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685, при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, а также организации незаконной миграции и других преступных посягательств на права и свободы граждан, материальные и духовные ценности общества.
II. Паспорт государственной программы
Паспорт государственной программы представлен в приложении к государственной программе.
Приложение
к государственной программе
"Обеспечение общественного порядка и
противодействие преступности
в Оренбургской области"
Паспорт
государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы)# |
аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области |
Период реализации государственной программы |
2023 - 2030 годы |
Цели государственной программы |
повышение эффективности охраны общественного порядка; снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий |
Направления (подпрограммы) |
- |
Показатели государственной программы |
удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений против личности в общем количестве зарегистрированных преступлений; распространенность наркомании; число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; уровень повторной преступности среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; численность безнадзорных детей от общей численности детского населения области; количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тысяч населения; количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тысяч транспортных средств |
Объем бюджетных ассигнований государственной программы (комплексной программы) |
5 300 861,1 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 572 191,7 тыс. рублей; 2024 год - 659 897,2 тыс. рублей; 2025 год - 678 128,7 тыс. рублей; 2026 год - 678 128,7 тыс. рублей; 2027 год - 678 128,7 тыс. рублей; 2028 год - 678 128,7 тыс. рублей; 2029 год - 678 128,7 тыс. рублей; 2030 год - 678 128,7 тыс. рублей |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации |
- |
Связь с иными государственными программами Оренбургской области |
- |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 31 марта 2023 г. N 275-пп "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.