Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства образования
Оренбургской области
от 14 июля 2021 г. N 01-21/1168
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Оренбургской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Оренбургской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Указы Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" N 204 от 7 мая 2018 года (с изменениями и дополнениями от 19 июля 2018 г.) и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2021 года N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- Приказ министерства образования Оренбургской области от 25 февраля 2021 года N 01-21/294 "Об утверждении типового положения и показателей деятельности центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников";
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, министерства образования Оренбургской области, настоящее Положение.
2. Цель, основная задача и содержание деятельности региональной системы
2.1. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Оренбургской области в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи РСНМС:
- выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Оренбургской области, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМПР);
- обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров Оренбургской области;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
- разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
- создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
- создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
- стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
- соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
- соответствие реализуемых в Оренбургской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
- консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
2.3. Основные направления деятельности региональной системы:
- формирование и обеспечение сопровождения персональных траекторий профессионального развития педагогов и управленческих кадров на основе независимой диагностики профессиональных компетенций;
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- обеспечение педагогов и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
- информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования, в том числе о направлениях и содержании национального проекта "Образование", возможностях профессионального развития;
- привлечение в образовательные организации лучших выпускников образовательных организаций высшего (педагогического) образования;
- организация профессиональных стажировок (в том числе на базе региональных и муниципальных стажировочных площадок, образовательных центров, созданных в рамках национального проекта "Образование", и организаций среднего профессионального образования);
- руководство деятельностью инновационных площадок по реализации сетевых проектов;
- стимулирование участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций, сопровождение деятельности объединений педагогов, способствующих их профессиональному развитию;
- создание и поддержка разветвленной сети сертифицированных специалистов, осуществляющих деятельность по тьюторскому сопровождению прохождения педагогическими и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ);
- организация взаимообучения и взаимодействия работников образования;
- помощь педагогам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Оренбургской области
3.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования Оренбургской области (далее - министерство).
Функции:
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
- разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - паспорт ДППО) и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, министерством и государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга, на базе которого создан и функционирует ЦНППМПР, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМПР;
- обеспечивает финансирование региональной системы.
3.2.2. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Функции:
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
- обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
- формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования (далее - программы ДПО) с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из ФР ДПП);
- организует адресную методическую поддержку / консультирование / сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
- осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области" (далее - ГБУ РЦРО).
Функции:
- осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в министерство;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.2.4. Организации дополнительного профессионального образования педагогических кадров Оренбургской области.
Функции:
- обеспечивают разработку программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМПР у педагогических работников дефицитов;
- обеспечивают ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
- предоставляют данные о реализуемых программах ДПО для формирования паспорта ДППО.
3.2.5. Региональные ассоциации учителей-предметников.
Функции:
- осуществление методической и консультационной помощи субъектам РСНМС и педагогическим работникам в части реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- проведение экспертизы методической документации;
- выявление, обобщение и фасилитация наиболее успешного опыта организации образовательного процесса по предмету;
- участие в разработке программ ДПО по вопросам общего образования.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальные методические службы (далее - ММС):
Функции:
- обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМПР (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставляют в ЦНППМПР информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
- обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение на базе ЦНППМПР для обеспечения тьюторского сопровождения педагогических работников.
3.3.2. Муниципальные методические объединения.
Функции:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.4.1. Методический (педагогический) совет образовательной организации.
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМПР в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. Наставнические пары "учитель-учитель":
Функции:
- осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
- приказ министерства, утверждающий положение о формировании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РСНМС;
- приказ министерства о назначение ответственного за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО;
- приказ министерства, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Оренбургской области на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в ФР ДПП и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение регионального ЦНППМПР полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Оренбургской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Оренбургской области.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
- разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
- создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
- реализация сетевых программ ДПО;
- реализация сетевых инновационных проектов;
- разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
- взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
- разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
- цифровая экосистема ДПО;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Оренбургской области.
6.2. Показатели эффективности функционирования РСНМС:
- Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМПР;
- Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМПР;
- Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМПР;
- Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования;
- Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы;
- Доля программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
6.3. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официальных сайтов министерства, ГБУ РЦРО, организаций дополнительного профессионального образования педагогических кадров, муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Оренбургской области);
- изучение нормативных правовых документов министерства, ГБУ РЦРО, региональных организаций дополнительного профессионального образования, муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.