Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства образования
Оренбургской области
от 19 апреля 2021 г. N 01-21/682
Региональный стандарт оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Оренбургской области
1. Общие положения
Региональный стандарт оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Оренбургской области (далее - Региональный стандарт) разработан в рамках исполнения подпункта "а" пункта 5 перечня поручений от 24 января 2020 года N Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года.
Основная цель применения Регионального стандарта - улучшение здоровья обучающихся, получающих общее образование (далее - обучающиеся) в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (далее - общеобразовательные организации), посредством совершенствования сферы школьного питания.
Задачи Регионального стандарта:
- повышение уровня безопасности при организации питания обучающихся общеобразовательных организаций;
- обеспечение качества и доступности питания, основанного на принципах здорового питания;
- установление единых требований к организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.
Региональный стандарт рекомендуется для использования в практической деятельности муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и ответственным специалистам общеобразовательных организаций, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по организации питания обучающихся или поставляющим (реализующим) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации на территории Оренбургской области.
Региональный стандарт выполняет методическую функцию, которая позволит разработать и реализовать модель организации питания обучающихся с учетом социально-экономических, климатических и других особенностей Оренбургской области, разработать планы мероприятий по совершенствованию сферы школьного питания, системы управления организацией питания обучающихся общеобразовательных организаций.
2. Совершенствование системы управления сферой питания обучающихся общеобразовательных организаций
Для эффективного решения поставленных задач деятельность по рационализации школьного питания, системному, комплексному совершенствованию условий организации бесплатного здорового питания обучающихся должна быть направлена на реализацию комплекса мер, который включает в себя:
- разработку и реализацию перечня мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в образовательных организациях, обеспечивающих охват 100 процентов от числа таких обучающихся в общеобразовательных организациях ("дорожной карты");
- формирование нормативной правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания;
- внедрение информационных технологий для систем питания, управления, контроля качества и безопасности продукции;
- использование современных эффективных технологий организации производства, транспортировки, реализации пищевой продукции;
- создание по территориально-производственному признаку производственно-логистические комплексы, снабжающие продукцией школьные столовые;
- обеспечение закупок продуктов питания для школьных столовых, услуг по организации питания обучающихся;
- строительство, реконструкция и переоснащение пищеблоков и обеденных залов общеобразовательных организаций;
- формирование межведомственной системы контроля качества организации питания;
- проведение мониторинговых мероприятий регионального, муниципального уровней, уровня общеобразовательной организации, в том числе мониторинга здоровья обучающихся;
- совершенствование подготовки специалистов, организацию повышения квалификации кадров в сфере школьного питания;
- осуществление информационно-пропагандистской кампании в СМИ и по другим каналам по формированию позитивного общественного мнения о деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных организаций по обеспечению здорового и безопасного школьного питания (публикации в газетах, журналах, теле-, радиопередачи, размещение информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- создание и сопровождение раздела "Организация питания в образовательных организациях" (в том числе раздела "Школьное питание") на официальных сайтах муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, раздела "Школьное питание" на сайтах общеобразовательных организаций, включая систематическую актуализацию размещенной информации: нормативно-правовых документов, новостной, отчетной информации о состоянии сферы питания обучающихся в соответствии с принципами здорового питания;
- размещение на сайтах общеобразовательных организаций примерного и ежедневного меню, утвержденного ассортимента дополнительного питания (при его наличии), информации о результатах проверок и мониторингов, о мероприятиях по вопросам здорового и безопасного питания (конкурсы, лекции, семинары для родителей, закупка нового оборудования и т.д.);
- включение в планы работы муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и общеобразовательных организаций вопросов по развитию системы здорового питания обучающихся, повышение эффективности рассмотрения вопросов организации питания на заседаниях разного уровня;
- развитие конкурсного движения по выявлению лучшей школы по организации здорового питания обучающихся, методического конкурса среди педагогов, реализующих образовательную программу "Разговор о правильном питании" (на уровне муниципального образования и школы);
- создание муниципального банка лучших практик по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций с последующим размещением на официальном сайте муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования.
3. Требования к организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Питание обучающихся общеобразовательных организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности должно быть организовано в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Питание обучающихся должно соответствовать принципам здорового питания, изложенным в статье 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Принципами здорового питания являются основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включающие в себя:
- соответствие энергетической ценности ежедневного рациона питания энергозатратам детей и подростков;
- удовлетворение физиологической потребности в макронутриентах (белки, жиры, и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологические активные вещества);
- наличие в составе ежедневного рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
- оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня;
- применение технологической обработки и кулинарной обработки пищевых продуктов и блюд, обеспечивающих их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
- обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов, к состоянию пищеблока;
- исключение использования фальсифицированных продуктов, материалов и изделий.
В соответствии с этими принципами питание обучающихся должно быть сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ.
Положения по организации здорового питания обучающихся конкретизированы в разделе II методических рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, утвержденных 18.05.2020 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - МР 2.4.0179-20).
При организации питания обучающихся в обязательном порядке следует обеспечить наличие горячего питания с учетом норм питания, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под "горячим питанием" понимается здоровое питание, предусматривающее наличие в меню горячего первого и второго блюда или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (основание: статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в общеобразовательных организациях должны быть обеспечены учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка (статья 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Для реализации принципов здорового питания в современных условиях при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах пищеблоков рекомендуется проводить их оснащение пароконвектоматами, в которых возможно одномоментное приготовление основных блюд на всех обучающихся. Количество пароконвектоматов рассчитывается исходя из производственной мощности и количества обучающихся.
Решение вопросов здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций должно осуществляться при взаимодействии с представителями общественных организаций, родительской общественности, опекунских советов.
4. Требования к организациям общественного питания общеобразовательных организаций, условиям, обеспечивающим качественное питание для обучающихся
Для организации бесплатного горячего питания обучающихся должна быть создана техническая и инфраструктурная готовность школ, подтвержденная территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и другими требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организациями общественного питания образовательных организаций для обслуживания обучающихся согласно СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 могут быть:
- базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций;
- доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
- столовые образовательных организаций, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных организаций, требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Модель организации питания должна соответствовать технологическим процессам, которые закладывались при проектировании и создании или модернизации пищеблока, а также процессам работы общеобразовательной организации (пропускная способность обеденных залов, время на организацию процесса питания, количество смен приема пищи, посадочных мест).
Исходя из типа пищеблока, в общеобразовательных организациях применяются следующие модели организации питания: полного цикла, доготовочной или раздаточной организации питания.
При общеобразовательных организациях с количеством обучающихся 320 человек и более в первую смену должны организовываться столовые, при меньшей численности обучающихся - буфеты-раздаточные. В начальных классах на четыре класса при численности 80 обучающихся допускается функционирование буфета общей площадью 30 м2 с отпуском горячих блюд, доставляемых с базовой столовой.
Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании.
В небольших по вместимости начальных (особенно сельских) школах, где функционирование отдельной столовой нецелесообразно, организация питания обучающихся может осуществляться на договорной основе в ближайших предприятиях общественного питания в установленное по графику время.
При удалении столовой от школы необходимо оборудовать отдельное помещение, доставляя горячее питание от базовой столовой. При доставке готовых блюд и закусок в буфеты-раздаточные должны использоваться изотермические емкости, внутренняя поверхность которых выполнена из материалов, отвечающих требованиям, предъявляемым к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми продуктами и поддерживает требуемый температурный режим.
Рекомендуемый минимальный перечень производственных помещений, оборудования, требования к используемой посуде, инвентарю, приборам изложены в СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а также в приложении 5 МР 2.3.6.0233-21.
При оснащении пищеблоков следует учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы, и виды, мощность технологического оборудования и т.п.
Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для школьных пищеблоков возможно производить в соответствии с методическими рекомендациями по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20, раздел III).
При выборе формы оказания услуг по организации питания (далее - форма оказания услуг): самостоятельная организация питания или организация питания сторонней специализированной организацией необходимо учитывать существующий в школе опыт и качество организации питания, а также удовлетворенность родителей качеством оказываемых услуг.
Выбор формы оказания услуг рекомендуется принимать с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. Должны быть выработаны принципы и правила участия родителей (законных представителей) в процессе выработки решения, которые общеобразовательной организации необходимо закрепить соответствующим нормативным правовым актом.
5. Требования к безопасности и качеству продовольственного сырья, пищевых продуктов для питания обучающихся общеобразовательных организаций
Сырье, пищевые продукты, в том числе кулинарная продукция, предназначенные для питания обучающихся в общеобразовательных организациях, должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность.
Продовольственное сырье растительного происхождения, выращенное в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках общеобразовательных организаций должно использоваться в питании обучающихся при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность, в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Виды сырья, которые не допускается использовать при производстве продуктов детского питания, виды продукции, которые не должны содержать готовые продукты, представлены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Пищевая ценность пищевых продуктов для питания детей должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности детского организма, быть качественными и безопасными для их здоровья (пункт 1 статьи 25-1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям содержатся в статье 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
Вся реализуемая продукция промышленного производства должна иметь потребительскую упаковку с этикетной надписью (маркировкой) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Упаковка продуктов детского питания должна обеспечивать безопасность и сохранность пищевой ценности на всех этапах оборота.
Обязательные требования к безопасности, пищевой ценности и качеству сырья, готовых продуктов питания, срокам годности, таре и упаковке пищевых продуктов должны быть установлены заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заказчиками в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при осуществлении закупок пищевых продуктов и услуг по организации питания в общеобразовательных организациях.
6. Требования к доставке, приему, хранению пищевых продуктов, продовольственного сырья
Доставка, прием, хранение продовольственного сырья и пищевых продуктов в общеобразовательные организации должны осуществляться при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, происхождение, принадлежность к определенной партии пищевых продуктов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При приеме пищевых продуктов животного происхождения, мяса, рыбы, молочной продукции, яиц птиц и других продуктов организации общественного питания обязаны применять Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии "Меркурий" (далее - ФГИС), которая предназначена для учета электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД), проведения электронной сертификации продукции, контролируемой Государственным ветеринарным надзором, отслеживания перемещения такой продукции по территории Российской Федерации. Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Согласно приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" (п. 52 приложения 2) получателям продукции в ФГИС в течение 1 рабочего дня после доставки и приемки продукции необходимо производить обязательные действия по подтверждению получения партии продукции - гашению ВСД.
При хранении продовольственного сырья, пищевых продуктов должны соблюдаться сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем и указанные в документах, подтверждающих происхождение, качество и безопасность.
7. Требования к ассортименту, среднесуточным наборам пищевых продуктов (рационам)
Для обеспечения обучающихся здоровым питанием следует разрабатывать рацион питания, который должен включать разнообразный ассортимент продуктов. Все продукты должны соответствовать Техническим регламентам Таможенного Союза.
Ассортимент основных пищевых продуктов и пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся в общеобразовательных организациях необходимо формировать в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Ассортимент основных пищевых продуктов может меняться в пределах среднесуточного набора, рекомендуемого санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом социально-экономических, климатических и других особенностей Оренбургской области.
Для реализации принципов здорового питания рекомендуется уменьшение количества потребляемых кондитерских, колбасных изделий, сахара, соли, дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно (МР 2.4.0179-20, раздел II).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:
- продукцию отечественного производства, в том числе продукты повышенной пищевой и биологической ценности, производство которой осуществляется в Оренбургской области (хлебобулочные, кондитерские изделия, молочные (кисломолочные) продукты, напитки, обогащенное яйцо и др.);
- пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара, соли.
Оренбургская область является эндемичной территорией по йоду, в связи с этим в питании обучающихся необходимо использовать йодированную поваренную соль, соответствующую требованиям государственных стандартов.
В целях профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) детей не допускаются для реализации в общеобразовательных организациях неразрешенные в питании обучающихся продукты и блюда, перечень которых изложен в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Обучающихся общеобразовательных организаций рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами.
Среднесуточные наборы продуктов могут быть использованы как в практической работе по организации питания обучающихся в школе, так и для индивидуального (домашнего) рационального питания.
Рекомендуемые наборы продуктов по приемам пищи для организации питания обучающихся, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании, а также перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании данной категории детей, представлены в методических рекомендациях "МР 2.4.0162-19. 2.4. Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях). Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.12.2019 (далее - МР 2.4.0162-19).
Для организации дополнительного питания в общеобразовательных организациях может быть использована установка вендинговых (торговых) аппаратов в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы следует составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
8. Требования к формированию примерного меню
Для обеспечения обучающихся общеобразовательных организаций здоровым питанием необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель.
Примерное меню следует разрабатывать в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и с учетом методических рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20, раздел II).
При формировании меню должны соблюдаться принципы рационального, щадящего питания, учитываться потребительские и вкусовые предпочтения обучающихся, требования по массе порций (блюд), национальные, конфессиональные и регионально-климатические особенности.
Меню должно учитывать физиологическую потребность организма в энергии и пищевых веществах, а также фактические энерготраты ребенка, быть разнообразным, безопасным и сбалансированным, включать продукты для детского питания, обогащенные витаминами, минералами, бифидобактериями.
Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии, а также витаминах и минеральных веществах для обучающихся должна определяться в соответствии с нормами и требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основу меню должны составлять рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных организаций.
Меню не должно содержать пищевые продукты и блюда, которые могут послужить причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений).
Варианты базового меню для разработки предложены в МР 2.4.0179-20.
На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, муниципальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню, согласованному в установленном порядке.
Согласно МР 2.4.0162-19 примерное меню для обучающихся, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз), разрабатывается с учетом имеющейся у ребенка патологии.
Для детей с пищевой аллергией к имеющемуся в общеобразовательной организации примерному меню рекомендуется разрабатывать приложение к нему с заменой продуктов и блюд, исключающих наличие в меню пищевых аллергенов.
Набор технологических карт на блюда для питания детей, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании, содержится в методических рекомендациях МР 2.4.0162-19.
Примерное и ежедневное меню необходимо размещать на информационных стендах, официальных сайтах общеобразовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других информационных ресурсах.
9. Требования к организации обслуживания горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций
Обслуживание обучающихся горячим питанием должно быть организовано в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
График питания обучающихся в столовой следует разрабатывать администрацией школы совместно с руководством столовой с учетом необходимости стопроцентного обеспечения обучающихся горячими завтраками.
В общеобразовательных организациях, в которых увеличить число посадочных мест в столовых невозможно по объективным причинам, рекомендуется:
- внедрение системы гибких перемен (гибкое или скользящее расписание): учебные занятия для обучающихся начальных классов могут начинаться раньше (но не ранее 8 часов утра) или позже начала учебных занятий для обучающихся 5 - 11 классов (с учетом режима 1-й и 2-й смен) и соответственно время перемен для 1 - 4 классов не совпадет со временем перемен для 5 - 11 классов;
- введение в расписание, режим дня урока "Разговор о правильном питании". В рамках урока обучающиеся начальных классов смогут получать горячее питание (часть времени урока) и обучаться по образовательной программе "Разговор о правильном питании" или по иным разработанным учебным курсам.
Питание для обучающихся, страдающих заболеваниями, требующими индивидуального подхода к его организации, способы их обслуживания необходимо осуществлять с учетом МР 2.4.0162-19.
В случае если принимается решение об организации питания данной категории детей из продуктов и блюд, принесенных из дома, рекомендуется совместно с родителями определить порядок их хранения, упаковки и маркировки, создать условия для приема пищи, определить режим питания ребенка.
Питание обучающихся, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании, должно быть организовано под контролем медицинского работника (при его отсутствии - иным ответственным лицом).
10. Требования к кадровому обеспечению и условиям труда персонала организаций общественного питания общеобразовательных организаций
Обеспечение качественного и безопасного питания в общеобразовательных организациях зависит от наличия профессионального штата квалифицированных специалистов. Штатное расписание персонала организаций общественного питания образовательных организаций формируется исходя из количества питающихся, наличия/отсутствия линий раздачи, наличия буфета, режима работы столовой.
Персонал предприятий общественного питания всех организационно-правовых форм и форм собственности должен иметь профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку (переподготовку), опыт работы в соответствии с занимаемой должностью и (или) пройти профессиональную подготовку, в том числе на рабочем месте.
Основными критериями оценки персонала, которые необходимо учитывать при подборе и расстановке кадров, являются:
- уровень профессиональной подготовки и квалификация, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения в соответствии с установленными требованиями;
- знание вопросов обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
- знание и соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
- знание и соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности.
Персонал должен повышать квалификацию в соответствии с действующим законодательством.
Допуск к работе персонала должен осуществляться в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 610н "Об утверждении профессионального стандарта "Повар", при наличии медицинской книжки установленного образца с результатами обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований).
Условия труда работников организаций питания общеобразовательных организаций должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда и СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В целях создания условий для эффективного развития региональной системы школьного питания, приобретения и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, обеспечивающих организацию школьного питания, изменения мотивационных установок педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений к деятельности по пропаганде культуры здорового питания обучающихся в Оренбургской области функционирует стажировочная площадка по направлению "Совершенствование организации школьного питания", созданная на ассоциативной основе (сетевое объединение общеобразовательных организаций, Оренбургского государственного медицинского университета, колледжа сервиса г. Оренбурга, комбината школьного питания "Подросток" г. Оренбурга).
11. Требования к обеспечению организационно-просветительской работы по формированию у обучающихся культуры здорового питания
Общеобразовательная организация - один из основных источников формирования культуры здорового питания и правильного пищевого поведения детей (наряду с семьей).
Деятельность по формированию культуры здорового питания у обучающихся необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- рациональная организация питания;
- реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания;
- просветительская работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Работа по данным направлениям должна носить системный характер, проводиться с учетом возрастных особенностей обучающихся, регионального и этнокультурного компонента.
Педагоги, работающие в сфере формирования у обучающихся культуры здорового питания, должны иметь профессиональную подготовку.
Общеобразовательная организация должна обеспечить методическое сопровождение, контроль, анализ результатов работы по указанному направлению.
Программы формирования культуры здорового питания должны отвечать требованиям разнообразия организационных форм и применяемых технологий, методов, приемов обучения и воспитания.
Рекомендуется внедрение федеральной образовательной программы "Разговор о правильном питании", разработанной ФГНУ "Институт возрастной физиологии" РАО, проведение мастер-классов лучших педагогов общеобразовательных организаций, работающих по программе.
Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу следует использовать разнообразные формы взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями):
познавательной деятельности (общественные форумы знаний, творческие отчеты, тематические конференции о здоровом питании и здоровом образе жизни, мастер-классы, совместные олимпиады, КВН, родительские собрания и др.);
трудовой деятельности (оформление кабинетов, ярмарка-распродажа блюд, приготовленных по семейным рецептам, выставки и др.);
досуга (совместные праздники, конкурсы, турниры, подготовка концертов, спектаклей по теме здорового питания и др.).
В рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся по формированию культуры здорового питания детей как составляющей здорового образа жизни педагогам необходимо решать следующие задачи:
- просветительские: способствовать пониманию необходимости формирования здорового питания детей, организации рационального питания, профилактики поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием детей, просвещение родителей (законных представителей) в вопросах здорового питания;
- консультативная: уметь находить методы эффективного воздействия на ребенка;
- коммуникативная: получить возможность обмена опытом по формированию культуры здорового питания, информацию о народных традициях, связанных с питанием, расширить знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре и традициям других народов.
Информационное обеспечение работы по формированию культуры здорового питания в общеобразовательной организации должно быть реализовано через: оформление наглядной агитации - информационных стендов, уголков, издание брошюр, буклетов, памяток о здоровом питании для обучающихся и их родителей (законных представителей); размещение материалов на сайте общеобразовательной организации; создание образовательных ресурсов, в том числе медиаресурсов.
Необходимо разработать рекомендации родителям (законным представителям) по питанию детей в выходные и праздничные дни в целях гармонизации их питания в школе и в семье.
Деятельность по формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей (законных представителей) может осуществляться с учетом рекомендаций, разработанных сотрудниками ФГНУ "Институт возрастной физиологии" РАО, изложенных в письме Минобрнауки России от 12.04.2012 N 06-731.
12. Требования к осуществлению контроля за качеством питания обучающихся общеобразовательных организаций
Общеобразовательная организация является ответственным лицом за организацию и качество питания обучающихся.
Контроль за работой школьных столовых должен осуществляться медицинским работником и администрацией школы, а также представителями общественных организаций, родительской общественности.
Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией горячего питания обучающихся, должны обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:
- осуществление контроля за качеством и безопасностью питания обучающихся;
- соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований;
- проведение производственного контроля, основанного на принципах ХАССП.
Согласно Техническому Регламенту таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" с 15.02.2015 на предприятиях, которые занимаются производством пищевой продукции, должна быть внедрена система качества ХАССП.
ХАССП (англ. Hazard Analysisand Critical Control Points (HACCP)) - концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Суть ее заключается в анализе опасностей и определении контрольных критических точек (ККТ), которые следует постоянно держать на особом контроле.
Программа ХАССП - это система, объединяющая:
- документацию, разработанную для конкретного юридического лица (приказы, журналы, инструкции, формы, бланки и пр.);
- подготовку предприятия и производственных помещений к соответствию требованиям государственных и международных стандартов, на основе которых внедряется система ХАССП на предприятии;
- выполнение сотрудниками инструкций, процедур и прочих действий, утвержденных и закрепленных в документации ХАССП;
- анализ рисков и выявление критических контрольных точек процессов.
В целях контроля за качеством готовой кулинарной продукции, пищевых продуктов и продовольственного сырья, поступающих на школьные пищеблоки, должен проводиться их бракераж, результаты которого заносятся в соответствующие журналы по формам, приведенным в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
13. Требования к осуществлению контроля за качеством организации питания обучающихся общеобразовательных организаций
В целях осуществления эффективного и регулярного с установленной периодичностью контроля за качеством организации бесплатного горячего питания обучающихся необходимо принятие следующих мер:
- создание межведомств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.