Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 октября 2014 г. N Ф08-7187/14 по делу N А61-2824/2013

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Истец просил взыскать задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Как следует из материалов дела, по условиям мирового соглашения ответчик обязался выплатить банку некоторую сумму. Истец погасил долг за ответчика, но тот не вернул ему уплаченные средства.

Как полагал ответчик, в данном случае возникло обязательство из неосновательного обогащения.

Суд округа отклонил данный довод, пояснив следующее.

В силу ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий или существа обязательства не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

По смыслу приведенной нормы должник вправе без согласия кредитора передать третьему лицу исполнение обязательства, не требующее личного исполнения.

Обязательство может быть исполнено также третьим лицом, если не доказано, что оно должно быть исполнено должником лично.

При этом ГК РФ не предусматривает обязательное наличие правового основания в виде сделки для исполнения третьим лицом обязательства за должника. Последствиями такого исполнения являются: с одной стороны - прекращение обязательства между первоначальным кредитором и должником, а с другой - возникновение обязательственных отношений между третьим лицом и должником, в которых третье лицо выступает в качестве кредитора.

Обязанность по возврату средств, уплаченных истцом в счет погашения долга ответчика, возникает на основании достигнутого сторонами соглашения об исполнении обязательства третьим лицом. Долг оплачивается третьим лицом при отсутствии пороков воли и при надлежащем волеизъявлении. Должник не сберегает денежные средства без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Таким образом, между сторонами сложились отношения, вытекающие из исполнения обязательства третьим лицом, которые не могут квалифицироваться как кондикционные.