Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента ветеринарии
Краснодарского края
от 31.03.2023 N 122
Доклад
по итогам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края в 2022 году
Обобщение и анализ правоприменительной практики подготовлен в целях: обеспечения единства практики применения департаментом ветеринарии Краснодарского края (далее - Депветеринарии края) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Депветеринарии края путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными (далее - государственный надзор), является Депветеринарии края.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 19 Закона N 498-ФЗ (далее - обязательные требования в области обращения с животными).
Порядок организации и осуществления государственного надзора регламентирован Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Законом N 498-ФЗ, Законом Краснодарского края от 2 декабря 2004 г. N 800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. N 636 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 324 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края"; постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 325 "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края".
Объектами государственного надзора являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области обращения с животными, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования в области обращения с животными;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования в области обращения с животными.
Контролируемыми лицами при осуществлении государственного надзора являются:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для осуществления деятельности по отлову животных без владельцев;
государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию домашних животных, в том числе приютов для животных, организации по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение на животных ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
граждане, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных.
В 2022 году проведено 22 контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе плановых - 2 (выездные проверки в отношении юридических лиц в соответствии с планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год), внеплановых - 20, в том числе 19 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении физических лиц (2 инспекционных визита, 17 документарных проверок) и 1 контрольное (надзорное) мероприятие - выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 34 факта нарушения обязательных требований законодательства в области обращения с животными, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях, назначено 26 административных наказаний, в том числе 18 предупреждений и 8 административных штрафов. Сумма наложенных административных штрафов составила 133000 рублей. Выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области обращения с животными.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены факты нарушения пунктов 1.5, 1.6, 1.8, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4.4, 4.5.1, 4.5.2, 4.8, 4.10, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.9, 5.11, 6.1, 7.4, 7.5, 7.6, 8.1, 8.4 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 325 "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края", требований статей 17, 18 Закона N 498-ФЗ, "Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 324.
В 2022 году к проведению мероприятий по контролю (надзору) эксперты и экспертные организации Депветеринарии края не привлекались.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлено.
В 2022 году не было зафиксировано случаев оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" основанием для проведения внеплановых проверок в 2022 году являлась непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства, факты причинения вреда обороне страны и безопасности государства; непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, факты возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В сложившейся ситуации в 2022 году основное внимание Депветеринарии края было сосредоточено на проведение профилактических мероприятий, которые в себя включали информирование и консультирование контролируемых лиц, объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, проведение профилактических визитов.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих указанным нарушениям, Депветеринарии края осуществлялись мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края на 2022 год, утвержденной приказом от 6 декабря 2021 г. N 448 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края на 2022 год" (далее - Программа).
В рамках реализации профилактических мероприятий, утвержденных Программой, Депветеринарии края осуществляло информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
На официальном сайте Депветеринарии края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Деятельность" в подразделе "Региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными" размещены:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования в области обращения с животными, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
утвержденные проверочные листы;
руководство по соблюдению обязательных требований;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов государственного надзора к категориям риска;
перечень объектов государственного надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Депветеринарии края у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений Депветеринарии края, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Депветеринарии края;
доклад о государственном контроле (надзоре);
перечень и реестр обязательных требований.
Должностные лица Депветеринарии края по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется должностными лицами по телефону, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
На официальном сайте Депветеринарии края в разделе "Деятельность" в подразделе "Региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными" размещены сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.
в 2022 году Депветеринарии края проводилась разъяснительная и методическая работа с контролируемыми лицами, в отношении которых осуществляется государственный надзор, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.
Депветеринарии края совместно с муниципальными образованиями проводилась информационная и просветительская работа в области обращения с животными посредством различных механизмов и информационных ресурсов.
Так, в 2022 году в муниципалитетах проведено более 5000 сходов граждан, распространено более 511000 информационных памяток и листовок, направлено более 1000 информационных писем, опубликовано более 150 статей, принято более 200 участий в передачах на радио и телевидении.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальных сетях В контакте, Одноклассники размещается доступная для пользователей информация о требованиях в области обращения с животными и ветеринарии.
Основными проблемами, на решение которых направлена Программа, является низкий уровень знания контролируемыми лицами обязательных требований, предъявляемых к ним законодательством в области обращения с животными.
В 2022 году в Депветеринарии края поступило 3190 различных материалов о нарушениях законодательства в области обращении с животными. Данная информация поступала из государственных бюджетных учреждений ветеринарии, подведомственных Депветеринарии края, полиции (КУСПы), органов местного самоуправления, от граждан.
В Депветеринарии края отработан механизм взаимодействия с органами МВД в муниципальных образованиях при установлении фактов покусов граждан домашними и безнадзорными животными. С органами местного самоуправления и государственными бюджетными учреждениями ветеринарии проведены совещания о необходимости информирования Депветеринарии края обо всех фактах причинения животными гражданам вреда их жизни и здоровью или об угрозе его причинения.
По результатам рассмотрения материалов в отношении контролируемых лиц были проведены следующие профилактические мероприятия: 1142 профилактических визитов, 116 консультирований, объявлено 1182 предостережения.
По фактам нахождения на улицах населенных пунктов животных без владельцев в адрес глав муниципальных образований направляются письма о проведении мероприятий, направленных на организацию деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. N 324 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Краснодарского края".
Основным источником выявления проблем в части соблюдения законодательства в области обращения с животными являются обращения граждан, поступившие в Депветеринарии края с жалобами на:
содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов;
необеспечение надлежащего ухода за животными (загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, нарушение тишины и покоя граждан лаем или воем собаки, запах из квартир, где содержатся собаки);
уклонение от регистрации и вакцинации собак и крошек против бешенства в государственных ветеринарных учреждениях;
нарушение порядка выгула животного, свободное, неконтролируемое передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных;
нахождение на улицах городов большого количества животных без владельцев, вследствие отсутствия проводимых мероприятий по отлову животных без владельцев;
нападение животных без владельцев, домашних животных на людей;
нападение животных без владельцев или домашних животных на другое домашнее животное, повлекшее увечье или гибель последнего;
причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного;
жестокое обращение с животными без владельцев; отсутствие приютов для содержания животных.
Анализ причин и условий возникновения нарушений в области обращения с животными показывает, что основными из них являются:
недостаточный уровень правовых знаний, правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан, осуществляющих деятельность в области обращения с животными;
отсутствие в необходимом количестве в муниципальных образованиях приютов по содержанию животных без владельцев;
отсутствие в достаточном количестве организованных площадок для выгула животных.
Действующие в настоящее время нормы федерального законодательства не позволяют в полной мере обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан при обращении с домашними животными.
В ходе правоприменительной практики Депветеринарии края установлен ряд проблем, затрудняющих реализацию положений Закона N 498-ФЗ.
Эффективное регулирование отношений в области обращения с животными невозможно без осуществления учета и маркирования животных. До настоящего времени законодательством Российской Федерации эти вопросы не урегулированы, что существенно затрудняет возможность полноценной реализации Закона N 498-ФЗ.
Статьей 21 Закона N 498-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушения требований в области обращения с животными не установлена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия не в полной мере эффективными.
Требования к содержанию животных, установленные статьями 9 и 13 Закона N 498-ФЗ, не отвечают принципам ясности и определенности, а оценка соблюдения этих требований невозможна без определенных критериев. Указанные требования не раскрывают, что именно следует понимать под надлежащим уходом за животными; своевременным оказанием животным ветеринарной помощи; обеспечением безопасности граждан при выгуле домашних животных; предельным количеством домашних животных в местах содержания животных исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (законодательством Российской Федерации указанные нормы, правила и нормативы не установлены).
Соблюдение перечисленных требований основывается на субъективной оценке, что вызывает сомнения в результатах такой оценки, делая ее оспоримой.
Устранение указанных пробелов в законодательстве возможно путем принятия правил содержания домашних животных, путем внесения изменения в часть 1 статьи 7 Закона N 498-ФЗ, дополнив ее содержание полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию правил содержания домашних животных либо принятия федерального нормативного правового акта, устанавливающего правила содержания домашних животных.
Решение изложенных вопросов будет способствовать более эффективной организации деятельности в области обращения с животными в соответствии с принципами, определенными Законом N 498-ФЗ.
В настоящее время в Краснодарском крае действуют нормативные правовые акты (законы Краснодарского края, постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края, приказы Депветеринарии края) регламентирующие обязательные требования в области обращения с животными.
Во исполнение Закона N 248-ФЗ Депветеринарии края как органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, в 2022 году были разработаны и приняты следующие нормативные правовые и правовые акты:
приказ от 17 марта 2022 г. N 88 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края";
приказ от 20 мая 2022 г. N 261 "Об утверждении Порядка аттестации экспертов, привлекаемых департаментом ветеринарии Краснодарского края к осуществлению экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края";
приказ от 27 ноября 2020 г. N 439 "Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) по соблюдению обязательных требований законодательства в области обращения с животными" (в редакции от 1 июня 2022 г.);
приказ от 8 декабря 2022 г. N 655 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Краснодарского края на 2023 год".
Депветеринарии края проводится активное взаимодействие с профильными комитетами Законодательного Собрания Краснодарского края, по результатам которого своевременно вносятся изменения в законы Краснодарского края, относящиеся к компетенции Депветеринарии края.
По инициативе Депветеринарии края во исполнение требований Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Законом Краснодарского края от 7 декабря 2022 г. N 4802-КЗ внесены изменения в Закон Краснодарского края от 2 декабря 2004 г. N 800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае" в целях установления дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, а также в Закон Краснодарского края от 11 февраля 2020 г. N 4206-КЗ "О регулировании отдельных вопросов в области обращения с животными на территории Краснодарского края" в части закрепления полномочия высшего исполнительного органа Краснодарского края по установлению порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан.
Депветеринарии края разработан проект постановления Губернатора Краснодарского края "Об утверждении Порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан на территории Краснодарского края", которым определены случаи, при которых животные без владельцев представляют угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо способствуют ее возникновению, понятие мониторинга состояния популяции животных без владельцев, установлены права и обязанности юридических и физических лиц в данной области, определены вопросы, которые рассматриваются при проведении профилактических мероприятий с населением.
В связи с отсутствием в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушения требований в области обращения с животными. Законом Краснодарского края от 3 июля 2020 г. N 4320-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях" статьями 2.5-2.5(3) установлена административная ответственность за:
нарушение порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них;
нарушение порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев;
нарушение требований о регистрации и перерегистрации собак и кошек, установленных законодательством Краснодарского края;
жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Депветеринарии края в 2022 году проводилась работа по внесению изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях" в части установления административной ответственности за нарушение требований к содержанию и выгулу домашних животных, установленных законодательством Краснодарского края.
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента ветеринарии Краснодарского края от 31 марта 2023 г. N 122 "Об утверждении доклада по итогам обобщения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.