Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Оричевской районной Думы
от 09.12.2022 N 16/1
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Оричевского района на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Оричевского района на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов определяют цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и разработаны в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
1. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов
Разработка бюджетной и налоговой политики Оричевского района направлена на сохранение финансовой стабильности муниципалитета, на рациональное и эффективное использование бюджетных ресурсов района, на совершенствование, укрепление и развитие налогового потенциала и управления финансовыми ресурсами района.
Сбалансированному и устойчивому развитию района должно способствовать оптимальное распределение бюджетных ресурсов, основанное на недопустимости "раздувания" текущих расходов. Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам бюджета района.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
сохранение и развитие доходных источников районного бюджета;
сохранение социальной направленности бюджета района;
приоритизация и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
эффективное управление муниципальным долгом, поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет на экономически безопасном уровне;
повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
совершенствование муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления в содействии развития налогового потенциала соответствующих муниципальных образований района.
2. Приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов в области доходов
Приоритетами налоговой политики района в среднесрочной перспективе являются:
расширение экономического потенциала на территории района за счет повышения инвестиционной активности, создания условий справедливой конкурентной среды и сокращения теневого сектора;
стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
В связи с ограниченностью возможностей налоговой политики на муниципальном уровне для прямого регулирующего воздействия на стимулирование предпринимательской деятельности, налоговая политика должна дополняться мерами экономической политики, реализуемой на муниципальном уровне, в том числе в сфере ликвидации административных барьеров.
В основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов одним из основных направлений реализации налоговой политики было совершенствование и оптимизация системы администрирования доходов бюджета, в том числе проведение мероприятий по повышению уровня собираемости платежей в бюджет района и совершенствованию работы по принудительному взысканию задолженности.
Однако по итогам первого полугодия 2022 года задолженность с начала года выросла почти на 8% и составила 5,3 млн. рублей, в том числе по налоговым платежам - 1,9 млн. рублей, по неналоговым платежам - 3,4 млн. рублей.
В рамках реализации плана мероприятий на 2022 - 2026 годы по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Оричевского района главные администраторы доходов и поселения района представляют в управление финансов Оричевского района отчет о наличии задолженности по неналоговым платежам в бюджет Оричевского района и бюджеты поселений и проведенной работе по её взысканию, в том числе взысканию в судебном порядке.
Согласно данному отчету по итогам 6 месяцев 2022 года главными администраторами доходов, при наличии задолженности, указанная задолженность в судебном порядке не взыскивалась.
Кроме того, одним из важных направлений по мобилизации доходов остается работа органов местного самоуправления в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в местные бюджеты и легализации объектов налогообложения.
Следует отметить, что определенные итоги в данной деятельности достигнуты: управлением муниципальной собственностью Оричевского района впервые за последние годы была активизирована работа поселений района по снижению количества объектов налогообложения - земельных участков, не участвующих в налоговом обороте по причине того, что правообладатель - физическое лицо умерло. По результатам актов инвентаризации, проведенной поселениями, был установлен фактический статус данных земельных участков.
Поселениями была проведена работа по невостребованным земельным долям сельскохозяйственного назначения. В связи с этим за период 2021 - 2022 годов поступили дополнительные доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений, в объеме более 400 тыс. рублей.
Данную работу необходимо проводить и в дальнейшем в плановом порядке.
Также остаются актуальными и требуют детальной проработки вопросы инвентаризации земельно-имущественного комплекса района и повышения эффективности управления муниципальными активами, в том числе:
проведение мониторинга состава и использования муниципального имущества с целью выявления неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости и принятия соответствующих мер по вовлечению их в оборот;
проведение на постоянной основе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций и реализация мероприятий по повышению эффективности их работы;
реализация мероприятий в рамках муниципального земельного контроля.
На двух последних направлениях стоит остановиться отдельно.
Так, задолженность МУПов по налоговым платежам по итогам первого полугодия с начала года выросла на 68% и составила более 600 тыс. рублей, в том числе в районный бюджет составила более 40 тыс. рублей. На протяжении всего периода деятельности Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" земельный контроль на территории Оричевского района не проводился.
Таким образом, необходим жесткий контроль за поступлением администрируемых платежей и мобилизацией дополнительных доходов в бюджет, в том числе в рамках исполнения плана по мобилизации доходов.
Исходя из вышесказанного, считаю, что отделу по организационно-кадровой работе в следующем году все-таки следует рассмотреть вопрос повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнением плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет района и за эффективностью принимаемых ими мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности по платежам в бюджет, в том числе путем включения данных показателей при рассмотрении вопросов премирования муниципальных служащих.
3. Приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов в области расходов
Бюджетная политика реализуется через исполнение действующих расходных обязательств района, возникших в результате принятых нормативных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления района полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Объем расходных обязательств ограничен возможностями экономики района. При этом необходимо отметить, что бюджет района ежегодно получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов из областного бюджета, то есть является дотационным.
С сентября текущего года в связи с изменениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологические платежи, поступившие в бюджет, будут направляться на реализацию природоохранных мероприятий, это более 2 млн. рублей, что еще более уменьшит расходы на социальную сферу.
Однако в предстоящий период в условиях сохранения повышенной неопределенности показателей экономического развития, как и прежде, необходимо сохранять социальную направленность расходной части бюджета, и при этом обеспечить сбалансированность бюджета района.
Для решения данной задачи руководителям главных распорядителей средств бюджета необходимо:
разработать план оптимизации расходов бюджета и принимать всесторонние меры по его исполнению;
принимать решения об установлении новых расходных обязательств только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;
в соответствии со статьёй 269.2 Бюджетного кодекса РФ обеспечить осуществление внутреннего муниципального контроля, в том числе обеспечение подо отчетности (подконтрольности) бюджетных расходов с целью повышения эффективности их расходования;
обеспечить участие в государственных (региональных) проектах и грантовых конкурсах (проектах) в целях получения дополнительных средств на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет района;
контролировать исполнение решении, направленных на достижение в полном объеме уровня оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с действующим законодательством, при этом не допускать необоснованное увеличение заработной платы без наличия законных оснований;
не допускать просроченной кредиторской задолженности; в полном объеме использовать систему муниципальных закупок, обеспечивающую рациональное использование бюджетных средств, выполнение требований законодательства и формирующих реальный конкурентный режим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
предусмотреть дальнейшее внедрение казначейского сопровождения бюджетных средств.
Остановимся на данном вопросе подробнее: бюджетное законодательство Российской Федерации с 2022 года предусматривает механизм казначейского сопровождения бюджетных средств. Данный механизм направлен на усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены.
Проектом решения Оричевской районной Думы об утверждении бюджета на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов будет предусмотрен перечень направлений, при которых заказчики в обязательном порядке должны применять механизм казначейского сопровождения, а также будет дано право заказчикам включать в муниципальные контракты условие казначейского сопровождения независимо от суммы и направления расходования.
Как всегда, остается актуальным вопрос соблюдения финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса района. Следует отметить, что все показатели, предусмотренные Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов по состоянию на 01 января 2022 года, районом выполнены в полном объеме.
При подведении итогов оценки качества управления муниципальными финансами в 2021 году, проводимой министерством финансов Кировской области, району были снижены показатели оценки в результате допущения нарушения при использовании субсидии и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, а именно: не выполнен целевой показатель результативности по субсидии на реализацию государственной программы Кировской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" (администратор расходов - администрация Оричевского района).
За данное нарушение району были снижены 0,5 балла, в результате чего район не смог войти в пятёрку лучших из 45 муниципальных образований Кировской области по оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса по итогам 2021 года.
Управлением финансов Оричевского района также ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета района.
Оценка качества финансового менеджмента должна быть направлена на стимулирование главных распорядителей средств районного бюджета к осуществлению своей деятельности с соблюдением бюджетного законодательства, улучшением финансовых показателей управления финансами. Она позволяет выявлять сильные и слабые стороны в деятельности главных распорядителей бюджетных средств района.
Однако руководители главных распорядителей бюджетных средств района не всегда принимают соответствующие управленческие решения по улучшению вышеуказанных показателей и не несут персональной ответственности за их выполнение. Кроме того, отсутствует стимулирование главных распорядителей бюджетных средств бюджета района за высокие показатели финансового менеджмента.
Данные вопросы требуют решений в ближайшей перспективе.
4. Межбюджетные отношения
Политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений, повышение инициативы и ответственности глав поселении за исполнение консолидированного бюджета района.
Для обеспечения сбалансированности бюджетов поселений в бюджете Оричевского района на 2023 и плановый период 2024 - 2025 годов планируется выделение средств на иные межбюджетные трансферты в общем объеме более 23 млн. рублей. Кроме того, выделяются иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений, направленные на стимулирование органов местного самоуправления поселений по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет Оричевского района в объеме 300 тыс. рублей.
5. Долговая политика
В сложившихся условиях необходимо продолжить проведение взвешенной политики в области управления муниципальным долгом, соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации предельных размеров муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Основной целью проводимой долговой политики является минимизация расходов на обслуживание муниципального долга и сохранение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
6. Открытость бюджета и бюджетный процесс
Одним из направлений бюджетной политики района является задача обеспечения прозрачности (открытости), понятности и доступности данных для населения района по вопросам финансово-бюджетной сферы.
Для решения задач продолжится размещение информационно - разъяснительных материалов на всех стадиях бюджетного процесса района на сайте администрации Оричевского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающей актуальность основных сведений о местном бюджете и его исполнении, а также представление бюджетных данных для всех заинтересованных пользователей в понятной и доступной форме, вовлечение граждан в обсуждение бюджетного процесса.
Кроме того, в целях исполнения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" продолжится размещение и поддержание в актуальном состоянии бюджетных данных о формировании и исполнении местного бюджета на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет".
Заключение
Уважаемые депутаты, коллеги.
Таким образом, в ходе нового бюджетного периода, нам необходимо четко определить те цели деятельности на которые достаточно финансов, достаточно мер регулирования, которые имеются в качестве инструментария у главных распорядителей расходов, главных администраторов доходов бюджета района.
Кроме того, следует отметить, что необходимым условием решения поставленных задач бюджетной и налоговой политики, является согласованная работа структурных подразделений администрации района, а также контроль финансовой дисциплины и персональная ответственность руководителей главных распорядителей и главных администраторов бюджета района.
<< Назад |
||
Содержание Решение Оричевской районной Думы шестого созыва Кировской области от 9 декабря 2022 г. N 16/1 "Об основных направлениях бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.